Развитие самоуправления в учреждении образования




 

В педагогической науке самоуправление учреждением образования рассматривается как необходимое и важное звено в системе государственно-общественного управления образованием. В развитии самоуправления проявляется общественный характер управления системой образования. Сущность самоуправления в учреждении образования заключается в передаче ряда функций управления общественным органам и организациям педагогов, учащихся и их родителей. Наряду с должностными лицами управление учебным заведением осуществляют общественные органы, в которые входят представители педагогического и ученического коллективов, родителей учащихся и общественности. Примером такого коллегиального органа является, например, совет учреждения образования. Он может создавать постоянные или временные комиссии по разным направлениям работы учреждения образования. В целом модель самоуправления в учреждении образования охватывает четыре подсистемы: ученическую, педагогическую, родительскую и совместного (общего) управления (рис. 129).

Каждый из коллективов и объединений взрослых и детей в учебном заведении должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение нужд и интересов в образовательном процессе. Этому служат раздельные органы самоуправления педагогов, учеников, родителей. Их координацию и взаимодействие обеспечивают органы совместного (общего) управления. Если наряду с органами самоуправления в учебном заведении будут действовать подобные органы самоуправления в первичных коллективах (классах, группах), то самоуправление в данном учебном заведении будет более представительным, четким, оперативным, а в целом — результативным. Органы самоуправления руководствуются в своей работе социально-педагогическими принципами: равноправия, выборности, обновления, преемственности, демократии, представительства, открытости и гласности, законности, педагогической целесообразности, гуманности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности, свободы и самодеятельности, распределения полномочий, критики и самокритики. В педагогической практике выработаны правила организации деятельности органов самоуправления (рис. 130).

 

Деятельность органов самоуправления раскрывается в Уставе учреждения образования. По уровню организации самоуправления можно судить не только о степени демократичности системы управления, но и об уровне организационной культуры учреждения образования. Самоуправление в педагогическом коллективе повышает социальную защищенность педагогов, содействует установлению благоприятного психологического микроклимата в коллективе, уменьшает возможность возникновения конфликтов в отношениях между работниками. Оно позволяет создать в учебном заведении активную педагогическую среду, которая характеризуется высоким уровнем творчества педагогических работников, эффективным взаимодействием педагогов, учащихся, их родителей в организации жизни учебного заведения.

Самоуправление в педагогическом коллективе влияет на состояние ученического самоуправления. Опыт показывает, что там, где развито самоуправление в коллективе педагогов, успешно действуют и органы ученического самоуправления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: