Реформа центральных учреждений




Правовой статус городского населения: Жалованная грамота горо-дам 1785г

Жалованная грамота городам предусматривает сословную структуру населения города, деление жителей по сословным признакам, а также закрепляет отсталую средневековую цеховую организацию ремесленников, что затрудняло возникновение капиталистических мануфактур, а следовательно, тормозило дальнейшее развитие буржуазных отношений. Кроме того, по новому закону, большинство городского населения осталось неполноправным, мало чем отличающимся от государственных крестьян. Содержание Жалованной грамоты городам свидетельствует о том, что самодержавие, пользуясь слабостью только нарождавшейся буржуазии, которая не вела еще активную борьбу за свои права, проводило в городах крепостническую политику. Законодатель исходит из того, что привилегии дворянства должны сохраняться по-прежнему. Грамота не предоставляла купечеству права владеть населенными землями, не провозглашала принципа свободы торговли и промышленности.

В документе сделана попытка объяснить причины его принятия. Екатерина II декларативно заявляет, что она, заботясь о благе горожан, стремится снабдить города управлением, свободным от принуждений и притеснений. В действительности самодержавие было поставлено перед необходимостью способствовать развитию торговли, промыслов, ремесел.

Развитие крепостного права

На заседаниях комиссии нередко высказывалось осуждение крепостному праву. Так, казак А. Алейников возражал против владения крепостными казацкой старшины. Белгородский однодворец А.Д. Маслов пытался дать программу освобождения крестьян: лишить помещиков крестьян и земли; крестьяне же, управляемые особой коллегией, платили бы государственные налоги и сбор в пользу бывших владельцев. Естественно, подобный проект не мог быть принят. Дворянин от Козловского уезда Г.С. Коробьин предлагал дать крестьянам право собственности на землю с возможностью ее продажи и наследования. Дворянин Я.Н. Козловский предлагал ввести двухдневную барщину. Число подобных выступлений росло, в 1768 году их состоялось 58. Это настораживало руководство Комиссии, оно стремилось занять время ее работы чтением существующих законов и Соборного уложения 1649 года, екатерининского «Наказа».

Председатель Бибиков неоднократно предлагал императрице прекратить работу Комиссии, что и произошло с началом русско-турецкой войны 1768-1774 годов.

Реформы второй половины XVIII века

Реформа центральных учреждений

Теснейшим образом с губернской реформой 1775 г. были связаны и преобразования центральных учреждений. Частичные изменения были, правда, начаты еще в 60-х гг. XVIII в. Их общая тенденция одна — освобождение центральных учреждений от дел текущего управления и сосредоточение власти в руках императрицы. Еще в 1763 г. Сенат окончательно утратил свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на 6 департаментов. Два из них (один в Петербурге, а другой — в Москве) занимались судебными делами, один ведал делами Украины и Прибалтики, еще один департамент выполнял функции Московской сенатской конторы и т. д. Лишь один из шести департаментов сохранил за собой какое-то политическое значение (публикация законов). Таким образом, Сенат превратился в высшее судебно-апелляционное учреждение. Одновременно резко возросла роль генерал-прокурора Сената и обер-прокурора. Через генерал-прокурора (а им при Екатерине II долгие годы был князь А. А. Вяземский) императрица и сносилась теперь с Сенатом. У генерал-прокурора была огромная власть. А. А. Вяземский сконцентрировал в своих руках функции министра финансов, юстиции и государственного казначея. Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В Кабинете рассматривались теперь многие вопросы внутренней политики (се-' натские дела, вопросы промышленной политики и т. д.). Важнейшими фигурами стали статс-секретари Екатерины II, такие, как А. В. Олсуфьев, А. В. Храповицкий, Г. Н. Теплов и др. Через них Екатерина II вела основную часть дел по управлению государством. Некоторые екатерининские вельможи выполняли персональные поручения в определенной части внутренней политики. В частности, И. И. Бецкой был главной фигурой в области просвещения, Л. И. Миних — в области таможенной политики и т. д. Так постепенно зарождался принцип единоличного управления, что впоследствии вылилось в организацию министерств. С течением времени обнаружилась необходимость в создании совета при императрице из ближайших и влиятельных сановников. С 1769 г. более или менее регулярно стал действовать Императорский совет. В итоге всех этих преобразований окрепла самодержавная власть абсолютного монарха, окрепла и диктатура дворянства на местах, создана была прочная полицейско-бюрократическая система учреждений, просуществовавшая вплоть до эпохи падения крепостного права.

Областная реформа:

Областная реформа Петра I проводилась одновременно с устройством коллегий. Осуществление этой реформы диктовалось необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды — округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны — иногда очень крупные, иногда очень маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости в качестве самоуправляющихся единиц. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а само управление уездами из центра — крайне громоздким. Другой важной причиной проведения областной реформы Петра I была необходимость создания новой системы финансирования и продовольственно-материального обеспечения армии и флота для успешного ведения Северной войны 1700—1721 годов.

Областная реформа Петра I придала государственной жизни России бюрократический характер западноевропейского толка. Реформа сыграла значительную роль для победы в Северной войне 1700—1721 годов, наметила разделение судебной и административной властей, военной и гражданской службы. Однако значительно увеличивался штат государственных служащих, а значит, и затраты на их содержание, хотя они были значительно меньше, чем в Швеции.

Судебная реформа:

Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной ре-формы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.Высшими судебными инстанциями в губерниях стали Палаты по уголовным и гражданским делам — всесословные судебные учреждения. Далее шла сложная система сословных судов.
1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.
2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе,в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам.

В целом губернская власть формировалась на трех уровнях: первый бессословный составляли губернские палаты (казенная, уголовная, гражданская) и губернское правление. Второй включал сословные губернские суды (верхний земский, губернские магистраты, верхние расправы) и часть бессословных учреждений (совестные суды, приказ общественного призрения).Третий уровень состоял исключительно из сословных учреждений (нижний земский суд, нижняя расправа, уездные городские магистраты).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: