В современных условиях интенсификации производства высококачественных и конкурентоспособных как на внутреннем, так и внешнем рынках продукции и изделий на всех промышленных предприятиях должны быть созданы соответствующие логистические службы. Основной ее целью является организация и управление потоками с минимальными затратами материальных, финансовых, кадровых, энергетических, информационных и иных ресурсов, обеспечивающие максимальное удовлетворение запросов потребителей изделий, выпускаемых производственными предприятиями.
Основными ее задачами являются:
- организация и управление материальными потоками предприятия;
- оптимизация загрузки производственных мощностей;
- экономия ресурсов всех видов на всех стадиях движения материальных потоков;
- оптимизация затрат на производство и реализацию готового изделия.
Организационная структура логистической службы и ее подразделений (отделов или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым относятся следующие:
- направление производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- размеры и мощность предприятия (занимаемая площадь, объем станочного парка и др.);
- количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-технических ресурсов, используемых на предприятии;
- структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием по направлениям производственно-хозяйственной деятельности;
- количество поставщиков материально-технических ресурсов и их территориальное расположение;
- назначение и количество складов на предприятии, предназначенных для хранения материально-технических ресурсов;
- наличие в собственности предприятия магистральных и внутризаводских транспортных средств, их количество по видам и типам;
- количество потребителей промежуточного или конечного готового изделия, производимого предприятием.
В зависимости от перечисленных основных и других дополнительных факторов внешней и внутренней среды устанавливается соответствующая организационная структура логистической службы на каждом промышленном предприятии.
В теории и практике организации логистической службы на предприятиях нашла ее следующая классическая трехуровневая организационная структура (рис. 1).
Рис. 1. Обобщенная структура трехуровневой организации логистической службы предприятия
Основными функциями первого уровня — общего управления (общего планирования) являются:
- проверка всей организации логистики на предприятии и, при необходимости, осуществление корректировки разработанных ранее планов по различным направлениям логистической производственной деятельности;
- разработка стратегии организации: долгосрочного плана развития логистической службы в соответствии с возможной диверсификацией предприятия, процесса создания принципиально новых сфер и направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
- оценка деятельности отдельных подсистем логистики и самой системы в целом;
- координация тактической деятельности отделов (групп) логистической службы в отношении стратегических целей предприятия;
- осуществление при необходимости определенных изменений в процедурах и операциях, выполняемых логистической службой;
- установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции, а также стандарты обслуживания.
Исходной информацией этого уровня управления являются показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия в широком масштабе, общие проблемы логистических подсистем и внешние факторы, влияющие на систему в целом, например, возрастание или снижение конкуренции на рынке, а также другие изменяющиеся условия рынка. При этом, поступающая информация используется для исследования, анализа и оценки деятельности логистической службы и принятия различного рода решений, касающихся корректировки действий в отдельных подсистемах и системы в целом.
Функции второго уровня — программного управления (управления по программе) включают в свой состав практически все функции логистических подсистем:
- получение и обработка заказов;
- организация закупок материально-технических ресурсов;
- организация транспортного хозяйства, организация складской и сбытовой деятельности.
Кроме того, в функции данного уровня управления входит:
- реализация политики и стратегии ведения производственно-хозяйственной деятельности предприятия па уровне подсистем логистики имеющимися средствами;
- координация всех подсистем логистики для достижения поставленных целей на предприятии;
- устранение возможных несоответствий между различными компонентами как внутри подсистем, так и между ними;
- регулярное подведение итогов производственно-хозяйственной деятельности и отчет перед руководством о деятельности отделов (групп) логистической службы.
Данный уровень управления состоит из руководителей-менеджеров, но направлениям логистической деятельности (МТО, складское и транспортное хозяйство, распределение материальных ресурсов по производственным подразделениям предприятия, сбытовая деятельность). Кроме того, данный уровень управления имеет в наличии персонал, обеспечивающий логистическую деятельность: инженеров, контролеров и аналитиков, которые планируют логистическую деятельность, проверяют возникшие изменения в системе и отдельных ее подсистемах, разрабатывают направления и решения по восстановлению планируемого процесса, а также решают вопросы сервисного обслуживания, окупаемости логистических затрат, локальной и общей тактики поведения на рынке (по каждой логистической подсистеме), эффективной реализации общей стратегии предприятия.
В функции третьего уровня — оперативное управление (оперативные компоненты), представляющее собой простые составляющие деятельности отдельных подсистем. В оперативное управление входит:
- управление операциями и процедурами движения материально-технических ресурсов;
- работа с поставками продукции, по которым нарушается график ее движения;
- подготовка и предоставление на уровень программного управления информации о зафиксированных нарушениях деятельности в логистических подсистемах;
- оперативное управление логистическими подсистемами в режиме времени и затрат, установленных управлением программного уровня;
- отчет перед уровнем программного управления о результатах деятельности подсистем в соответствии с запланированным временем и затратами.
Управление на данном уровне является в принципе «рутинным» процессом и включает в себя функциональные обязанности сотрудников отделов (групп) службы логистики, а также специальные функциональные контрольные операции и административную деятельность, что не требует особой ответственности, так как практически каждая возникающая в логистических подсистемах проблема имеет определенный, регламентируемый и утвержденный метод решения.
Особое место в трехуровневой структуре организации логистической службы предприятия, так же как и в любой другой структуре, организационно построенной на отличающихся от трехуровневой структуры принципах, занимают информационные потоки. При этом иерархия движения и использования информационных потоков в логистической деятельности имеет, как правило, также три самостоятельных уровня (рис. 2). На каждом уровне управления информационный поток выполняет свои строго определенные функции.
Рис. 2. Иерархия движения информационного потока в логистической службе предприятия