Организационная структура логистической службы предприятия




В современных условиях интенсификации производства высококачественных и конкурентоспособных как на внутреннем, так и внешнем рынках продукции и изделий на всех промышленных предприятиях должны быть созданы соответствующие логистические службы. Основной ее целью является организация и управление потоками с минимальными затратами материальных, финансовых, кадровых, энергетических, информационных и иных ресурсов, обеспечивающие максимальное удовлетворение запросов потребителей изделий, выпускаемых производственными предприятиями.

Основными ее задачами являются:

- организация и управление материальными потоками предприятия;

- оптимизация загрузки производственных мощностей;

- экономия ресурсов всех видов на всех стадиях движения материальных потоков;

- оптимизация затрат на производство и реализацию готового изделия.

Организационная структура логистической службы и ее подразделений (отделов или групп) зависит от целого ряда факторов, к которым относятся следующие:

- направле­ние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- размеры и мощность предприятия (занимаемая площадь, объем станочного парка и др.);

- количество наименований, типов, марок, сортов и размеров материально-техниче­ских ресурсов, используемых на предприятии;

- структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием по направлениям производственно-хозяйст­венной деятельности;

- количество поставщиков материально-технических ресурсов и их территориальное расположение;

- назначение и количество складов на предпри­ятии, предназначенных для хранения материально-технических ресурсов;

- наличие в собственности предприятия магистральных и внутризаводских транспортных средств, их количество по видам и типам;

- количество потребителей промежуточного или конечного готового изделия, производимого предприятием.

В зависимости от перечисленных основных и других дополнительных факторов внешней и внут­ренней среды устанавливается соответствующая организационная структура логистической службы на каждом промышленном предприятии.

В теории и практике организации логистической службы на предприятиях нашла ее следующая классическая трех­уровневая организационная структура (рис. 1).

 

Рис. 1. Обобщенная структура трехуровневой организации логистической службы предприятия

 

Основными функциями первого уровня — общего управления (общего планиро­вания) являются:

- проверка всей организации логистики на предприятии и, при необ­ходимости, осуществление корректировки разработанных ранее планов по различ­ным направлениям логистической производственной деятельности;

- разработка стратегии организа­ции: долгосрочного плана развития логистической службы в соответствии с возможной диверсификацией предприятия, процесса создания принципиально новых сфер и направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- оценка деятельности отдельных подсистем логистики и самой системы в целом;

- координа­ция тактической деятельности отделов (групп) логистической службы в отношении стра­тегических целей предприятия;

- осуществление при необходимости определенных из­менений в процедурах и операциях, выполняемых логистической службой;

- установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции, а также стандар­ты обслуживания.

Исходной информацией этого уровня управления являются показатели производ­ственно-хозяйственной деятельности предприятия в широком масштабе, общие про­блемы логистических подсистем и внешние факторы, влияющие на систему в целом, напри­мер, возрастание или снижение конкуренции на рынке, а также другие изменяющиеся условия рынка. При этом, поступающая информация используется для исследования, анализа и оценки деятельности логистической службы и принятия различного рода решений, касаю­щихся корректировки действий в отдельных подсистемах и системы в целом.

Функции второго уровня — программного управления (управления по программе) включают в свой состав практически все функции логистических подсистем:

- получение и обработка заказов;

- организация закупок материально-технических ресурсов;

- органи­зация транспортного хозяйства, организация складской и сбытовой деятельности.

Кро­ме того, в функции данного уровня управления входит:

- реализация политики и страте­гии ведения производственно-хозяйственной деятельности предприятия па уровне подсистем логистики имеющимися средствами;

- координация всех подсистем логисти­ки для достижения поставленных целей на предприятии;

- устранение возможных несо­ответствий между различными компонентами как внутри подсистем, так и между ни­ми;

- регулярное подведение итогов производственно-хозяйственной деятельности и от­чет перед руководством о деятельности отделов (групп) логистической службы.

Данный уровень управления состоит из руководителей-менеджеров, но направле­ниям логистической деятельности (МТО, складское и транспортное хозяйство, распределение материальных ресурсов по производствен­ным подразделениям предприятия, сбытовая деятельность). Кроме того, данный уро­вень управления имеет в наличии персонал, обеспечивающий логистическую дея­тельность: инженеров, контролеров и аналитиков, которые планируют логистиче­скую деятельность, проверяют возникшие изменения в системе и отдельных ее подсистемах, разрабатывают направления и решения по восстановлению планируе­мого процесса, а также решают вопросы сервисного обслуживания, окупаемости логи­стических затрат, локальной и общей тактики поведения на рынке (по каждой логистической подсис­теме), эффективной реализации общей стратегии предприятия.

В функции третьего уровня — оперативное управление (оперативные компонен­ты), представляющее собой простые составляющие деятельности отдельных подсис­тем. В оперативное управление входит:

- управление операциями и процедурами дви­жения материально-технических ресурсов;

- работа с поставками продукции, по кото­рым нарушается график ее движения;

- подготовка и предоставление на уровень программного управления информации о зафиксированных нарушениях деятельно­сти в логистических подсистемах;

- оперативное управление логистическими подсистемами в режиме времени и затрат, установленных управлением программного уровня;

- отчет перед уровнем программ­ного управления о результатах деятельности подсистем в соответствии с запланиро­ванным временем и затратами.

Управление на данном уровне является в принципе «рутинным» процессом и включает в себя функциональные обязанности сотрудников отделов (групп) служ­бы логистики, а также специальные функциональные контрольные операции и адми­нистративную деятельность, что не требует особой ответственности, так как практи­чески каждая возникающая в логистических подсистемах проблема имеет определенный, регламен­тируемый и утвержденный метод решения.

Особое место в трехуровневой структуре организации логистической службы пред­приятия, так же как и в любой другой структуре, организационно построенной на от­личающихся от трехуровневой структуры принципах, занимают информационные потоки. При этом иерархия движения и использования информационных потоков в логистической деятельности имеет, как правило, также три самостоятельных уровня (рис. 2). На каждом уровне управления информационный поток выполняет свои строго определенные функции.

 

Рис. 2. Иерархия движения информационного потока в логистической службе предприятия

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: