Игра «Веселятся детки».
Чему учится ребенок: выполнять действия в соответствии с текстом, закрепляет правильное, четкое произношение звука [О]в звукоподражаниях.
Ход игры: прочтите потешку, выполняя действия по ее содержанию:
Как у наших у ребят (дети стоят по кругу)
Ножки весело стучат: (топают ногами)
«Топ, топ, топ».
Мы народ удаленький
Хоть и очень маленький.
Как устанут ножки
Хлопаем в ладошки:
«Оп-оп-оп-оп». (хлопают в ладоши)
Хлопаем, стараемся.
Вот как получается!
ЗВУК У.
Игра «Поезд».
Чему учится ребенок: правильно и четко произносить звук [У] в звукоподражаниях, словах-восклицаниях.
Ход игры: предложите детям поиграть. Прочтите рифмовку, попросите детей выполнять действия соответственно тексту:
Поезд мчится и шипит, (дети идут друг за другом
И колесами стучит: положив обе руки
«Чу-чу-чу, чу-чу-чу, на плечи
Я стучу, стучу, стучу, впереди идущего ребенка)
Всех на дачу докачу».
Игру можно провести с несколькими детьми.
ЗВУК И.
Игра «Мышки водят хоровод».
Чему учится ребенок: закреплять правильное произношение звука [И] в слогах.
Оснащение: шапочки мышей, кота.
Ход игры: игру проводите с несколькими детьми. Наденьте всем детям шапочки мышей. Предложите мышкам встать в хоровод, а коту сесть в середине круга и притвориться, как будто он спит. Читайте потешку, а дети-мышки подговаривают звукоподражания:
Мышки водят хоровод,
Пи-пи-пи»,
На лежанке дремлет кот,
«Пи-пи-пи».
Тише, мышки, не шумите
Пи-пи-пи»,
Кота Ваську не будите,
«Пи-пи-пи».
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
При чтении последних строк рифмовки ребенок-кот встает и догоняет мышек, мышки разбегаются врассыпную.
ЗВУК П.
Игра «Игра с зонтиками»
Чему учится ребенок: действовать в соответствии со словами, повышать двигательную активность, правильно, четко произносить звук [П] в словах.
Оснащение: зонтики, вырезанные из толстого картона, основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
Ход игры: предложите ребенку поиграть с зонтиками. Читайте рифмовку и выполняйте движения в соответствии с ее текстом. Предложите ребенку проговаривать выделенные слова вместе с вами.
Солнце светит очень ярко, (ходите произвольно,
Мы пошли гулять по парку. ребенок берет зонтик
Если дождик вдруг пойдет, и гуляет с ним,
Зонтик пусть дружок возьмет. ребенок меняет зонтик
Желтый, красный, голубой? на зонтик другого цвета)
Ты какой возьмешь с собой?
Игра «Баба шла, шла, шла».
Чему учится ребенок: выполнять движения в соответствии с текстом, проговаривать выделенные слова, четко, правильно выговаривая звук [П].
Ход игры: покажите сначала все действия сами, затем предложите ребенку поиграть вместе с вами. Прочтите рифмовку, выполняя движения в соответствии с текстом:
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла.
Села, поела
И опять пошла
ЗВУК Б.
Игра «Я по лугу хожу».
Чему учится ребенок: выполнять движения в соответствии с текстом, закреплять правильное произношение звука [Б] в звукоподражании.
Оснащение: кукла.
Ход игры: предложите ребенку поиграть с куклой. Читайте текст и выполняйте действия по его содержанию. Предложите ребенку покачать куклу и спеть ей песенку: «Бай-бай»
Спрячем куклу нашу,
Спрячем куклу Машу.
Ваня (Таня) куклу найдет
И укачивать начнет: «Бай-бай-бай.»
Взрослый идет и прячет куклу за спин, покачивать куклу, имитируя укладывание ее спать.
ЗВУК Х.
Игра «Зайка умывается».
Чему учится ребенок: выполнять действия в соответствии с текстом, договаривать выделенные в тексте слова, закрепляя правильно е и четкое произношение звука [Х].
Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с ребенком действия в соответствии с текстом:
Белый зайка умывается, (отираем одну ручку о другую
Видно, в гости собирается, моем «лапки»),
Вытер носик, вымыл хвостик, (перечисляемые части тела)
Вымыл ухо, вытер сухо.
Игра «Хома делает зарядку».
Чему учится ребенок: имитировать все движения Хомы, о которых говорится в игре, повторять выделенные слова в тексте вместе с вами, закрепляя правильное и четкое произношение звука [Х] в словах.
Ход игры: прочтите потешку, выполняя вместе с ребенком действия в соответствиис текстом:
Хома рано просыпается,
Чистит мех и умывается.
Ходит гордо он по хатке
У Хомы ведь все в порядке!
ЗВУК К.
Игра «Куры и петух».
Чему учится ребенок: закреплять правильное и четкое произношение звука [К] в звукоподражаниях, имитировать движения петуха и курочки.
Оснащение: шапочки петуха и курицы.
Ход игры: прочтите рифмовку от имени петуха:
Ку-ка-ре-ку!
Выходите, курочки, (курочки машут крыльями)
Собирайте крошки, (произносят «К0-К0-К0»)
Много здесь есть мушек, (ходят и клюют крошки)
На моей дорожке.
Игра «Дождик» .
Чему учится ребенок: выполнять движения в соответствии с текстом, четко и правильно проговаривать звук [К] в звукоподражании. Игру можно провести с одним или несколькими детьми.
Оснащение: зонтики для каждого ребенка.
Ход игры: предложите ребенку погулять. Прогуливаясь с ребенком спокойным шагом, прочтите стихотворение, на слова «кап-кап» постукивайте своим указательным пальцем по ладошке ребенка:
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва
Кап, кап!
Стали капли поспевать,
Капля каплю подгонять.
Кап-кап-кап-кап!
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Взрослый медленно ударяет своим указательным пальцем по ладошке ребенка, ребенок медленно проговаривает звукоподражание, быстрые удары - быстро проговаривание, ребенок бежит к зонту, берет его в руки и держит зонтик над головой.
ЗВУК Г.
Игра «Гуси».
Чему учится ребенок: выполнять движения в соответствии с текстом игры, четко и правильно произносить в словах звук [Г].
Оснащение: шапочки гусей и лисы.
Ход игры: игру лучше провести с несколькими детьми. Предложите детям надеть наголову шапочки гусей. Выберете ведущего. А на ведущего наденьте шапочку лисы. Предложите детям встать к нему лицом. Выполняйте движения, соответствующие тексту игры-потешки:
- Гуси, гуси, я вас съем!
- Подожди, лиса, не кушай,
- Нашу песенку послушай!
- Га-га-га! Га-га-га!
- Надоело слушать вас!
- Всех я съем сейчас!
Лиса догоняет гусей, гуси убегают.
ЗВУК Ф.
Игра «Пузырь».
Чему учится ребенок: понимать и выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения, произносить изолированно звук [Ф].
Оснащение: сюжетная картинка. Приложение
Ход игры: возьмитесь за руки (можно вдвоем с ребенком). Прочтите стихотворение:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
И не лопайся!
Скажите ребенку, что пузырь лопнул, отходите друг от друга, произнося звук [Ф], подражая выходящему из него воздуху: «Ф-ф».
ЗВУК Д.
Игра «Мак».
Чему учится ребенок: водить хоровод, изображать деда, четко и правильно произносить звук [д] в слове, выполнять движения в соответствии с текстом.
Оснащение: Шапочка или другие атрибуты деда.
Ход игры: игру проводите с несколькими детьми. Поставьте их в хоровод, а ребенка, изображающего деда, посадите в середине круга. Водите хоровод, читая при этом следующий текст:
На горе мак, мак,
На зеленой, мак,мак,
Маки-маковушки,
Зрелые головушки,
Мак растет эдак так,
Встанем все в ряд.
Эй, дедушка Ермак,
Не пора ли трясти мак?