Семинар
Управленческие решения
Принятие решения составляет суть управленческого процесса, его исходную наиболее ответственную стадию.
УР - обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (удержатся от них), связанные с достижение целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс, акт выбора из множества имеющихся альтернатив наиболее предпочтительной.
Проблема – сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, не позволяющая в данных условиях получить желаемый результат.
Такое несоответствие преодолевается путем принятия УР.
Поскольку для одной и той же проблемы обычно существует несколько его вариантов, возникает непростая задача выбора наиболее подходящего.
Решением можно считать:
- последовательность действий по достижению поставленной цели;
- нечто отражающее такое достижение (объект, состояние и др.);
- психологическую реакцию на раздражитель;
- управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и регламентирующий те или иные действия, состояния, изменения и проч.
Решения, особенно в крупных организациях, затрагивают интересы множества людей. Это требует их тщательной и всесторонней подготовки, на которую уходит много сил и средств.
Тем не менее успеха достичь удается далеко не всегда из-за невозможности учесть все факторы, предопределяющие результат (например, непредсказуемость поведения исполнителей), и воздействовать на них.
Однако считается, что даже неудачное решение лучше никакого. Сегодня принятие решения выступает как процесс, требующий организации и управления.
На его эффективность оказывают влияние следующие факторы:
- понятность проблемы и причинно-следственных связей между ней и ситуацией, в которой принимается решение;
- взаимоотношения внутри организации;
- занимаемая автором решения должность;
- личностные моменты (эмоции, иллюзия легкости, осторожность вследствие высокого уровня значимости, привычки и т. д.);
- располагаемое время;
- степень риска.
Рисунок 1 – Подходы принятия управленческих решений
Выявление и анализ проблем
План решения проблемы отражает систему предполагаемых действий, которые необходимо осуществить в рамках данного процесса, и детализируется в рабочих или исполнительских планах.
Такой план может быть процессным, отражающим последовательность шагов по выявлению проблемы и принятию решения, и структурным, отражающим алгоритм анализа проблемы, ее разделения на подпроблемы и синтеза отдельных решений частных задач.
Процесс разработки и принятия рационального решения:
1. Анализ неупорядоченного массива данных об общей ситуации. В результате выявляются границы, в которых существуют проблемы и проявляются их симптомы.
Симптомами существования проблем могут быть: конфликты, сбои, отклонение фактического состояния системы от планового, ухудшение положения по сравнению с предыдущим периодом и др.
2. Выявленные путем анализа проблемы ранжируются по степени срочности и важности, с тем чтобы выявить главную из них. При этом нужно отделить реальные проблемы от мнимых, важные от второстепенных, четко обозначившиеся от слабо выраженных.
3. Анализ проблемы, начинающийся с описания ее самой и стадий ее развития. Далее выявляются факторы, ее порождающие (причины), служащие основой следствий (их частью являются симптомы), как существующих, так и возможных в будущем. Нужно иметь в виду, что в разных обстоятельствах одни и те же причины могут иметь различные следствия.
Причины возникновения проблем:
- во-первых, неверные принципы и условия деятельности. Например, излишне высокая заработная плата может привести к нехватке финансовых ресурсов для развития организации;
- во-вторых, ошибочные критерии оценки. Завышенные покажут наличие проблемы там, где ее нет, а заниженные, наоборот, преуменьшат ее реальное значение;
- в-третьих, случайные или умышленные нарушения в процессе достижения поставленных целей;
- в-четвертых, непредвиденные обстоятельства, например стихийные бедствия, техногенные катастрофы, политические катаклизмы;
- в-пятых, неполнота знаний о ситуации, создающей проблему. Обычно ее обусловливают несколько факторов, из которых известна лишь часть.
Чтобы выявить конкретные причины возникновения проблем, необходим причинно-следственный анализ, исходящий из того, что изменения в одном элементе ситуации (причина) порождают соответствующие изменения (следствия) в других.
4. Анализ самой проблемы. Поскольку он может потребовать немалых затрат времени, сил и средств, здесь, как и впоследствии при поиске вариантов решения, необходимо вовремя остановиться и прекратить исследования, не дающие ничего принципиально нового, но сопровождающиеся ростом затрат в геометрической прогрессии.