Практическое занятие №4.




Практическое занятие №3.

Тема: Гигиеническое значение атмосферного воздуха. Загрязнение и охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема.

 

Вопросы для рассмотрения:

1. Атмосферный воздух, как фактор окружающей среды. Химический состав атмосферного воздуха и физиолого-гигиеническое значение его основных компонентов. Горная болезнь. Кессонная болезнь.

2. Природа атмосферных загрязнений, их источники и сравнительная гигиеническая характеристика.

3. Влияние атмосферных загрязнений на санитарно-бытовые условия жизни населения и экологию.

4. Глобальные проблемы человечества, связанные с загрязнением атмосферного воздуха.

5. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения.

6. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха. Основные природоохранные мероприятия и их гигиеническая эффективность.

7. Технологические, планировочные, санитарно-технические и законодательные мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха.

 

Содержание практической работы. Кратко опишите в рабочих тетрадях:

Название работы; 2. Ход работы 3. Нормативы, если таковые имеются

1. Расчет коэффициента аэрации. (определить в помещении, где вы проживаете)

1. Расчет необходимого объема вентиляции и должной кратности воздухообмена.(Пивоваров Ю.П. Руководство к практическим занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999 С378-379) (записать методику в рабочих тетрадях теоретически

 

№1 Определение коэффициента аэрации и его оценка:

В помещениях должен строго выполняться режим проветривания. Приток воздуха осуществляется через фрамуги (форточки). Для обеспечения достаточного притока воздуха должно быть соблюдено определенное соотношение площадей фрамуги и пола. Это соотношение выражается коэффициентом аэрации (Ка) и рассчитывается как отношение площади всех фрамуг в данном классе к площади пола. В норме коэффициент аэрации должен быть не менее 1:50, но лучше 1:30. Чистота воздуха помещений достигается правильной организацией проветривания

Измерить площадь форточек в вашем помещении, где вы проживаете (S) ___ м2; площадь пола (S) ___ м2;

.коэффициент аэрации = Sфорт / Sпола

Коэффициент аэрации должен быть не менее 1: 50. Дайте рекомендации по вашему помешенною, если коэффициент аэрации отличается от нормы.

 

№2 Определение необходимого объёма вентиляции и его оценка

Необходимый объём вентиляции – это количество свежего воздуха, которое требуется подать в помещение на 1 человека в час, чтобы содержание имеющихся вредных примесей не превысило допустимый уровень.

Если в помещении качество воздуха ухудшается только в результате присутствия людей, то расчёт объёма вентиляции проводится по содержанию углекислоты по формуле:

L = (22,6 х n) / (Р – Р1),

где L – искомый объём вентиляции (м3/ч); n – количество людей в помещении;

Р – максимально допустимое содержание углекислоты в помещении в ‰ (1‰);

Р1 – содержание углекислоты в атмосферном воздухе в ‰ (0,4 ‰).

Поделив необходимый объём вентиляции на объем помещения, мы получим должную кратность воздухообмена.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1

Определите должную кратность воздухообмена в палате и коэффициент аэрации. Площадь 2-х местной палаты палаты 16 кв.м. Высота потолка 3кв.м. Площадь форточек 0,3 кв.м.

 

Задача 2

В атмосферном воздухе г. Н определены среднесуточные концентрации техногенных химических веществ:

- пыль с содержанием диоксида кремния ниже 20% – 0,55 мг/м3;

- диоксид азота – 0,06 мг/м3;

- аммиак – 0,008 мг/м3;

- формальдегид – 0,005 мг/м3;

- оксид углерода – 4,0 мг/м3;

- серы диоксид – 0,06 мг/м3.

- бензапирен – 0,2мкг/100м3

ПДК (предельно допустимые концентрации) данных загрязнителей:

- пыль с содержанием диоксида кремния ниже 20% – 0,15 мг/м3;

- диоксид азота – 0,04 мг/м3;

- аммиак – 0,004 мг/м3;

- формальдегид – 0,003 мг/м3;

- оксид углерода – 3,0 мг/м3;

- серы диоксид – 0,05 мг/м3.

- бензапирен – 0,1мкг/100м3

В городе развита металлургическая промышленность, имеется крупный мебельный комбинат. Город молодой, с малым количеством парков и пригородных зеленых зон, с хорошо развитой сетью дорог.

Анализ заболеваемости взрослого населения показал высокий процент болезней органов дыхания, рост онкопатологии.

Задание:

1. Проанализируйте загрязнение атмосферного воздуха города Н, указав кратность превышения ПДК по каждому загрязнителю.

2. Укажите механизм токсического действия обнаруженных в воздухе веществ.

3. Объясните рост заболеваемости в городе Н.

4. Разработайте профилактические мероприятия по всем направлениям (Законодательные, технологические, планировочные, санитарно-технические и законодательные мероприятия по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха).

 

Задача3

В городе Н.площадь которого составляет 120 км² планируется реконструкция ТЭЦ, работающей на каменном угле, с внедрением современных способов очистки. Численность детского населения составляет 21,5 тыс. человек.

Таблица 1 Концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе до и после реконструкции ТЭЦ

Наименование примеси Среднегодовые концентрации до реконструкции ТЭЦ, мг/м3 Среднегодовые концентрации после реконструкции ТЭЦ, мг/м3 ПДК с с ПДК с с
Взвешенные вещества 0,06 0,04 0,05
Диоксид серы 0,07 0,006 0,05
Диоксид азота 0,05 0,008 0,04
Окись углерода 4,0 0,82 3,0

На протяжении 4 лет на исследуемой территории определяли уровень общей заболеваемости детей. Коэффициент корреляции между уровнем общей заболеваемости детей и среднегодовыми концентрациями до реконструкции ТЭЦ оказался равен 0,8. (Численная мера силы и направления связи между двумя количественными или качественными порядковыми признаками. Коэффициент корреляции может принимать значения от −1 до +1. Если значение по модулю находится ближе к 1, то это означает наличие сильной связи, а если ближе к 0 — связь слабая или вообще отсутствует.)

Задание:

1.Оцените, как реконструкция ТЭЦ улучшила санэпидситуацию в городе.

2.Сделайте выводы о влиянии загрязнения атмосферы на заболеваемость детей до и после реконструкции ТЭЦ.

3. Какие технологические мероприятия необходимо провести на данной ТЭЦ в период реконструкции для снижения заболеваемости.

4. Какие газы играют роль в образовании кислотных дожей? Опишите механизм их образования и неблагоприятное влияние на здоровье и окружающую среду.

 

Задача4

С целью изучения влияния загрязнения атмосферного воздуха на состояние здоровья населения был проведен анализ детской заболеваемости за последние 4 года по данным двух поликлиник, обслуживающих микрорайоны, находящиеся с юга и востока от промышленной зоны на расстоянии 500 и 1500 м соответственно (табл. №1). Таблица №1. Сравнительная оценка заболеваемости детей в районе расположения промышленной зоны.

Заболеваемость на 1000 человек Р (достоверность различий) статистически значимыми считались различия данных при уровне значимости р<0,05
Нозологическая форма Микрорайон 1(500м) Микрорайон 2 (1500м)  
Общая заболеваемость     <0,05
Бронхиальная астма     <0,05
Поллиноз     <0,05
Аллергический конъюнктивит     <0,05
Хронический бронхит     <0,05
Хронический гастрит     <0,1
Хронический пиелонефрит     <0,1
Аллергические дерматозы     <0,05
Желчекаменная болезнь     <0,1
Острые пневмонии     <0,05

В промышленной зоне находились предприятия по добыче и переработке природного газа. Приоритетными загрязнителями были: окислы углерода, сернистый газ, окислы азота, безнапирен, взвешенные вещества.

Задание:

1.Проанализируйте заболеваемость по нозологиям по разным микрорайонам.

2. Укажите причину различного уровня заболеваемости.

3.Опишите планировочные мероприятия в плане охраны атмосферного воздуха.

4.Какие газы играют роль в образовании токсических туманов. Виды токсических туманов. Механизм их образования.

 

Рекомендуемая литература:

1 1. Гигиена: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования, обуч. по специальности "Леч. дело" дисциплины "Гигиена" / ред. П. И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с.: ил.

2 2. Гигиена с основами экологии человека: учебник / Архангельский В.И. и др.; под ред. П.И. Мельниченко. – - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 752с.

Дополнительная литература

1 Гигиена: Учебник, / Под ред.акад. РАМН Г.И. Румянцева.- 2-у изд., перераб и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 608с.

2 Большаков А. М. Общая гигиена: учеб. пособие для вузов/ А. М. Большаков, В. Г. Маймулов. -М.: Гэотар-Медиа, 2009. -736 с.: ил.

3 Пивоваров Ю. П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов/ Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. -М.: Академия, 2006 -528 с.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к практическим занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423с.


 

Практическое занятие №4.

Тема: Гигиенические требования к вентиляции больниц. Оценка химического и микробного загрязнения воздуха.

 

Вопросы для рассмотрения:

1. Химические и бактериологические критерии качества воздуха в лечебных учреждениях. Особенности состава воздуха закрытых помещений. Источники загрязнения воздуха больничных помещений.

2. Классификация полимерных материалов.

3. Гигиеническое значение вентиляции помещений больниц. Кондиционирование воздуха.

4. Естественная и искусственная вентиляция. Виды вентиляции (приточная, приточно-вытяжная, вытяжная системы вентиляции).Расчет кратности воздухообмена.

5. Роль вентиляции в профилактике внутрибольничных инфекций.

6. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим больниц, способствующий поддержанию чистоты воздушной среды.

7. Способы санации воздуха.

 

 

Содержание практической работы.

1. Определение кратности воздухообмена.(Опишите методику теоретически по Пивоваров Ю.П. Руководство к практическим занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999 С.378)

2. Бактериологический анализ воздуха прибором Кротова.(Опишите методику теоретически по Пивоваров Ю.П. Руководство к практическим занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999 С.192-193)

3. Решение задач.

 

№1 Определение кратности воздухообмена

ХОД РАБОТЫ.

Определив скорость движения воздуха в помещении в вентиляционном отверстии, можно вычислить кратность воздухообмена в помещении.

Количество поступающего воздуха за час определяют путём умножения

площади вентиляционного отверстия (а) на скорость движения воздуха (в) и на время проветривания(с).

Кратность воздухообмена рассчитывается по формуле:

К = (а*в*с*)/V

К - кратность воздухообмена,

а-площадь вентиляционного отверстия, м;

в- скорость движения воздуха,м/с;

с - время проветривания,с;

V- объём помещения,м3.

Должную красность воздухообмена можно рассчитать поделив необходимый объём вентиляции на объем помещения

ЗАДАЧА № 1

В перевязочной хирургического отделения смонтирована приточная вентиляция, обеспечивающая поступление воздуха в количестве 40 м3 в минуту. Режим вентиляции постоянный. Размеры перевязочной 6,5 х 4,8 х 3,7 м. В перевязочной находится максимально 10 человек.

Определить кратность воздухообмена и его достаточность.

ЗАДАЧА № 2

В операционную с размерами 5 х 6 х 4 м. Воздух подается по воздуховоду со скоростью 1,2 м/с. Сечение воздуховода 0,3 х 0,3 м.

Определить кратность воздухообмена в операционной и его достаточность.

ЗАДАЛА №3

В боксе инфекционного отделения имеется одна форточка размерами 0,35x0,5 м. Помещение проветривается 5 мин ежечасно. Скорость движения воздуха через форточку 2,5 м/с. Площадь бокса 20 кв.м, высота 3,3 м.

Определить кратность воздухообмена и его достаточность.

ЗАДАЧА № 4

В рентгеновском кабинете монтируют систему вытяжной вентиляции. Врач усомнился в том, что она будет работать эффективно, так как производи­тельность вытяжного вентилятора составляет 7 куб.м. в минуту. Размеры каби­нета 6x8,2x3,3 м. Изложите ваше мнение об эффективности воздухообмена и обоснуйте его.

ЗАДАЧА №5

В форточку больничной палаты размером 6x4,7 м встроен вентилятор имеющий производительность 7 мЗ воздуха за минуту.

Определить кратность воздухообмена в палате и его достаточность, если вентилятор работает 10 мин. в час. Высота палаты 2,7м.

ЗАДАЧА №6

Больные, лежащие в полубоксе, пожаловались на духоту. Оказалось, что шахта вытяжной вентиляции забита мусором. Врач предложил до ликвидации завала шахты открывать форточку. Размеры палаты

5,8 х 4 х 3,2 м, размеры форточки 0,35 х 0,5 м. Скорость движения воздуха через форточку 2,4 м/с.

Какое минимальное время в течение часа форточка должна быть открытой для обеспечения нормального воздухообмена?

Рекомендуемая литература:

1 1. Гигиена: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования, обуч. по специальности "Леч. дело" дисциплины "Гигиена" / ред. П. И. Мельниченко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с.: ил.

2 2. Гигиена с основами экологии человека: учебник / Архангельский В.И. и др.; под ред. П.И. Мельниченко. – - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 752с.

Дополнительная литература

1 Гигиена: Учебник, / Под ред.акад. РАМН Г.И. Румянцева.- 2-у изд., перераб и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 608с.

2 Большаков А. М. Общая гигиена: учеб. пособие для вузов/ А. М. Большаков, В. Г. Маймулов. -М.: Гэотар-Медиа, 2009. -736 с.: ил.

3 Пивоваров Ю. П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов мед. вузов/ Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик, Л. С. Зиневич; под ред. Ю. П. Пивоварова. -М.: Академия, 2006 -528 с.

4. Пивоваров Ю.П. Руководство к практическим занятиям по гигиене и основам экологии человека. 3-е изд., дополн. и испр. - М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. – 423с.

5. Щербо А.П. Больничная гигиена. Руководство для врачей.- СПб.: СПбМАПО, 2000.- 489с.

6. СанПиН 2.1.3.2630 - 10 «Общие требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: