Традиции праздничных дней




Немного истории

Святки также называют «святыми вечерами», в память о библейских событиях рождества и крещения Христовых, которые происходили в тёмное время суток (ночью и вечером). Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок, особенно в тёмную часть суток. Уже церковный собор 567-го года утвердил эти 12 дней как праздничные (12 – по числу месяцев в году). В них было запрещено совершать таинство брака, например. Православные установки запрещали на Руси в эти дни ходить разряженными по улицам, плясать и петь песни (всё это считалось бесовским). Кроме того, читатели МирСовeтов должны знать, что Церковью запрещены гадания в рождественский сочельник. Нарушение этих установок наказывается отлучением от православия на 6 лет.

Во время святочных празднеств среди людей православного вероисповедания считалось обязательным совершать такие дела как раздача подарков детям, подаяния – бедным людям, помощь старикам тоже считалась делом необходимым.

Христианин должен во время святочных празднеств отстоять хотя бы одну церковную службу.

День 14-го января считается церковным новым годом. В этот день в православных церквах проводятся богослужения в честь наступающего года. 14-го января вечером, как и в рождественский сочельник (как и в крещенский сочельник), в народе проходят колядки.

1-я неделя Святок, которая включала в себя Рождество Христово, называется «святой» неделей, 2-я – «страшная» неделя (название связано с разгулом нечистой силы в этот период).

Традиции праздничных дней

В первый же день Святок зажигается костёр, посвящённый Коляде (это также древнее божество восточных славян), – в старину этот огонь поддерживался все 12 святочных дней. Праздник в настоящее время с размахом отмечается в сельских поселениях. Одной из примет его является, например, то, что в первый вечер Святок с возвышенности спускают горящее колесо, символизирующее то, что старый год вместе со всеми его ненастьями кончился.

Одна из традиций праздника – переодеваниие в праздничные одежды, или ряженье (обычно это толкуется как образ обновления природы). Молодые люди (особенно это актуально было для старины) переодевались в праздничные одежды, плясали и веселились (все эти приметы до сих пор живы в российских деревнях). С ряженьем связано и пение колядок – праздничных песен, которыми славились хозяева домов, через которые проходили колядующие (диалектные, т.е. местные названия колядок – овсени, виноградье). Ещё одна тема колядок – это будущий урожай. В качестве колядок иногда исполняются тропарь и кондак рождественского дня (этот обычай пришёл из православия; тропарь – краткое песнопение, в котором излагается сущность праздничного дня, кондак – небольшое песнопение, 1-2 строчки молитвы, которые произносятся в параллель тропарю, т.е. раскрывают суть дня). Колядующие обычно выходят из чужих домов не с пустыми руками – там их одаривают сладостями, например. Эта традиция также сохранилась в сельских поселениях России. Там до сих пор в вечер перед Рождеством Христовым ходят колядующие и поют колядки (обычно это делают маленькие дети 10-12 лет). Происходит это так: детвора входит без стука в чужой дом, начинает петь песни-колядки (про урожай), дети разбрасывают зерно по дому (обычно в прихожей), затем хозяева дома дают им сладости, и дети удаляются – колядовать в другом доме.

Святки у язычников воспринимались как дни перехода между старым хозяйственным годом и новым, несущим новые труды и новый урожай. Славянские язычники считали, что в эти 12 дней с того света приходят души умерших (помимо разгула нечистой силы). Все эти приметы были связаны с зимним солнцестоянием и удлинением световой части дня.

На Святки считается правильным не жалеть денег, идти на базар, к примеру, и тратить от широкой славянской души. В этот день в прихожей стелют новые ковры.

Как, наверно, известно читателям MирCоветов, две главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон.

Весь день 7-е января следует либо ходить по гостям, либо принимать гостей.

День 6-е января считается днём поста (рождественский сочельник), пост продолжается буквально до появления первой звезды на небе. К встрече Рождества Христова и пиршеству после поста готовят новую чистую одежду (работает примета «нельзя на пир являться в старой одежде»).

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется.

Вот некоторые святочные приметы: если накануне Рождества Христова метель, то быстро снег сойдёт весной и природа начнёт покрываться ранней листвой (также означает то, что пасечники соберут большой урожай мёда). Напротив, если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной. Если в первые дни Святок на деревьях иней, то будет хороший урожай хлеба. Есть и такая примета-поговорка: «С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз», т.е. солнечный день удлиняется, но вплоть до марта будут морозы.

Гадания на Святки проходят в вечер рождественского сочельника (кроме того, это также вечер Васильева дня и крещенский сочельник). Помимо гаданий на урожай и на будущий год проводятся гадания на девичью судьбу (такие гадания проходят в бане, традиция, как и большинство святочных традиций, сохранилась в российских деревнях). В девичьих гаданиях принимали участие только молодые девушки, приступали они к этому, распустив волосы и сняв с себя все обереги, в том числе и православный крест.

Существует традиция не выметать сор из дома в период с рождественского сочельника до дня 14-го января (церковный новый год), потом весь этот сор, собранный вместе, сжигается за один раз во дворе (так несчастья прошедшего года уходят в прошлое).

Во время Святок каждый день хочется прожить по-особенному. Снам и знамениям в эти дни уделяется повышенное внимание, потому что в некотором роде эти 12 дней считаются «волшебными». Самый «вещий» сон снится в рождественский сочельник.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье (для святочных дней характерны три больших застолья – в рождественский сочельник, в вечер Васильева дня, т.е. 14-е января, в крещенский сочельник). Главное блюдо – кутья (распаренные зёрна пшеницы и ягоды, например, изюм). Кроме того, на столе стояли блины и овсяный кисель. Если в прошедшем году из членов семьи кто-то умер, то на столе появлялся дополнительный прибор – для умершего. Считалось ведь, что в эти дни души умерших витают среди нас.

 

Из крестьянских традиций царских времён следует отметить и такие: солома в эти дни разбрасывалась по полу дома, праздничной кутьёй кормили куриц, если они были в хозяйстве, сноп ставился в красный угол (т.е. угол с иконой), яблочные и прочие фруктовые деревья во дворе обвязывались ленточками. Всё это делалось с надеждой на будущий урожай, достаток и счастье.

2-я неделя Святок, т.е. «страшная» неделя, ознаменовывается тем, что дома окропляются святой водой, мелом ставятся кресты на внешних и внутренних дверях, помещения окуриваются ладаном (присутствие нечистой силы даёт о себе знать таким образом).

«Страшная» неделя также важна подготовкой к встрече Крещения Господня (прорубаются проруби во льду, загодя освящается вода в церквях).

Таковы святочные дни, являющиеся переходом от одного глобального православного праздника к другому. Они соединили в себе множество православных и языческих черт, став своеобразной данью памяти седой старине.

 

 

Креще́ние Госпо́дне

Креще́ние Госпо́дне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

Событие праздника.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк.3:23) с целью принять крещение. (Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено, с XVI века им считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона).

Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили [туда] и крестились» (Ин.3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин.1:35-37).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Традиции празднования.

Традиция поиска креста на Богоявление в Греции (Миконос)

В России в ночь на Крещение принято освящать воду. Духовенство на этот праздник облачается в белые ризы. Существует также неприемлемый церковью обычай гадания на Крещение, относящийся к древним языческим традициям. Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами (т. н. «Крещенские морозы»).

В Болгарии и Греции после освящения воды организуют торжественные процессии с хоругвями к водоёму. Существует обычай бросать деревянный крест в воду и после этого купаться в проруби. Выловить из воды крест считается почётным. Народное название праздника в Болгарии — «Йордановден».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: