Вопрос 1 – Всенощное бдение - история формирования, структура




Всенощное бдение — праздничное богослужение под воскресные и праздничные дни, состоящее из трех неразрывно связанных, соединенных в одно последований:
Вечерни, Утрени и Перваго часа.

История возникновения: Исторически продолжительная молитва в ночное время вплоть до рассвета была свяыязана с авскетической практикой.
Хотя в ВЗ упоминаются молитвы среди ночи (Пс 62. 7; 87. 2; 91. 3; 118. 55, 62, 148; 133. 1; Неем. 1. 6), практики регулярной ночной молитвы в ветхозаветные времена не существовало. Первые сведения о регулярных ночных службах в иудейской традиции появляются в кумран. рукописях: согласно «Уставу общины», треть всех ночей года отводилась для собраний, на к-рых читалось Свящ. Писание, изучался Закон Моисеев и совершались некие благословения. Кроме того, каждый член общины должен был совершать молитвословия в начале, в середине и в конце ночи. Филон Александрийский рассказывает об общине терапевтов, к-рые каждый 49-й день ожидали восхода солнца для совершения молитв.
В книгах НЗ неоднократно повествуется о том, как в особых случаях на протяжении всей ночи молились Иисус Христос (напр., перед избранием 12 апостолов (Лк 6. 12), перед Преображением (Лк 9. 28), в Гефсимании перед арестом (Мф 26. 36)) и апостолы (напр., Павел и Сила перед освобождением из темницы (Деян 16. 25)). О частых бдениях пишет ап. Павел (2 Кор 6. 5; 11. 27). Наставления бодрствовать, трезвиться и быть внимательными к себе, помня об искушениях, нападениях диавола и Втором пришествии Христовом, неоднократно встречаются в апостольских писаниях (1 Петр 5. 8; 1 Кор 16. 13; Кол 4. 2; 1 Фес 5. 6; Откр 3. 2, 3; 16. 15; ср.: Деян 20. 31). Для последующей христ. аскетической традиции и возникновения практики В. б. особое значение имеют наставления о непрестанной молитве (1 Фес 5. 17; Еф 6. 18).

В практике древней Церкви регулярные ночные молитвы нередко увязывались с рим. делением ночного времени суток на 4 стражи (лат. vigilia), т. е. смены военных караулов. Известно, что 3-я стража начиналась в полночь, 4-я - при пении петухов. Первые христиане посвящали молитвам все 4 стражи только в исключительных случаях (напр., на Пасху). Обычным же правилом, вероятно, было молиться до полуночи, а затем отдыхать до утра либо прерывать сон и вставать на молитву среди ночи

Наиболее распространенными в святоотеческих творениях объяснениями практики ночного бдения являются эсхатологическое ожидание Второго пришествия Иисуса Христа или наступления Царства и стремление избежать греха. Однако с IV в. начинают появляться рассказы об отдельных подвижниках, стремившихся буквально исполнить заповедь о непрестанной молитве (прп. Пахомий Великий и др.), в V в. на Востоке возникают мон-ри «неусыпающих» (ἀκοιμῆται), где монахи поочередно сменяли друг друга, чтобы их молитва не прерывалась ни на минуту.

Непосредственно практика Всенощных бдений как опреджеленных богослужебных последований – возникла в монастыре Саввы Освященного в VI-VII вв.,
Участие в этих бдениях было обязательным не только для монахов, живших в главной киновии лавры, но и для всех отшельников, находившихся в ведении ее архимандрита. Поэтому к вечеру субботы все монахи, в т. ч. и подвизавшиеся в келлиях, удаленных от главной киновии, собирались вместе, проводили всю ночь в молитвах, причем в определенный момент молящимся предлагалась скромная трапеза для подкрепления сил; наконец, на рассвете совершалась литургия и монахи расходились по келлиям.
Студийский устав не знал практики Всенощных бдений – но они стали тем не менее неотъемлемой частью устава Великой Церкви, а затем устава Иерусалимского.

СтруктураВсенощногоБдения: Как и всякое храмовое богослужение, всенощное бдение начинается колокольным звоном. «Немного спустя после захода солнца»(Типикон, 2-я глава),
испросив и получив от настоятеля необходимое во всяком церковном делании благословение, звонарь совершает благовест и трезвон, созывая тем самым верующих на молитву.

Вечерня Начало бдения, предписываемое Типиконом. (1-ый час ночи – соответствует 6-7 часам пополудни российского местного времени. Духовенство облачается, Совершается звон.

Каждение алтаря:
Начинается служба с каждения алтаря при молчании хора и священства (этот момент знаменует собой воспоминание творения Богом мира)
Начальный возглас: После каждения диакон со свечою выходит царскими вратами на солею, а священник, в это время, становится с кадилом перед престолом.
На солее, обратившись лицом к молящимся в храме (т. е. лицом на запад), диакон в полный голос возглашает: «Возстаните », а затем, обратившись лицом к алтарю: «Господи, благослови».
Священник, совершая кадилом пред святым престолом знамение креста, возглашает: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно
Приидите поклонимся - Лик (хор)1 отвечает на возглас священника: «Аминь». Священник и диакон, а также остальные священно-церковно-служители, находящиеся в алтаре, начинают петь, причем священник кадит перед престолом: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу » (троекратное) – Типикон предписывает все три раза петь один выше другого, от нижнего к вышнему, по громкости и интонации.
103 Пс. Хор начинает петь Предначинательный псалом 103-й псалом – священник с предшествующим диаконом несущим свечу – совершают каждение храма. После каждения священник на солее, перед царскими вратами должен читать светильничные молитвы.Но зачастую, при поспешном пении современных хоров, на то не остается времени, и священник вынужден вычитывать эти молитвы в алтаре, во время или после великой ектении, во время пения стихир на Господи воззвах, до службы или вовсе упускать их.
Великая мирная Ектения В это время диакон, совершив поклоны на горнее место и настоятелю, лобзав с северной стороны престол, выходит северной дверью на солею для произнесения великой мирной ектении. Возглас священника по ектении: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков ».
Во время возгласа диакон южною дверью возвращается в алтарь1 (рис. 24), целует святой престол с южной стороны (сотворив положенные при этом поклоны), кланяется служащему иерею2 и стоит на своем месте, ожидая времени следующей, малой ектении. Диакон после великой ектении может остаться и на солее, ожидая времени малой ектении после пения 1-го антифона 1-й кафисмы.
«Блажен муж» - хор начинает пение 1-го антифона 1-й кафисмы «Блажен муж». По Уставу на воскресном бдении положено петь все три ее антифона, и диакон должен произносить после каждого антифона малую ектению. После 1-й ектении священник должен возглашать: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно …»,
на возгласе диакон совершает поклонение и уходит южными вратами в алтарь.
«Господи воззвах» После малой ектении начинается пение «Господи воззвах», т. е. стихов 140, 141, 129 и 116-го псалмов и стихир гласа недели из Октоиха. По Уставу эти псалмы должны петься полностью на глас первой стихиры (на воскресном бдении это первая воскресная стихира Октоиха). Во время пения «Господи воззвах» диакон совершает каждение алтаря и храма. Стихиры на «Господи воззвах» Канонарх, не называя гласа, т. к. он был назван перед пением самого псалма: «Изведи из темницы душу мою». Если кавонарха нет, то первую часть стиха поет лик.: «Исповедатися имени Твоему»1 и стихиру2 первую воскресную (из Октоиха). Канонарх: «Мене ждут праведницы». 2-й лик: «Дондеже воздаси мне» и т.д.:
«Слава, глас такой-то». Стихира святого - и стихиру «на Славу».(или сразу Слава и ныне:, глас такой-то» и тогда сразу поется догматик из Октоиха по гласу недели)
«И «И ныне, глас такой-то» и догматик (стихира богородицы из Октоиха) по гласу начинающейся недели.
Вход с кадилом Во время пения догматика отверзаются царские врата и совершается вход с кадилом. Пономарь подает диакону разожженное кадило. Диакон с правой (южной) стороны подает его, для благословения, священнику, говоря: «Благослови, владыко, кадило». Иерей благословляет, читая молитву: «Кадило Тебе приносим...» Приняв благословение, диакон целует одновременно со священником святой престол и идет перед иереем, кругом престола, в северную дверь. Им предшествуют два свещеносца1 с 1 Может быть и один, тогда он исполняет указания для первого свещеносца. По Типикону это чтецы, но свещеносцами могут быть два пономаря, или чтец и пономарь.). Священник идет «прост», с опущенными руками, позади диакона. Так они выходят на солею (рис. 48). Свещеносцы останавливаются, первый перед иконой Спасителя, второй перед иконой Богородицы.Священник останавливается на солее против царских врат, а диакон, покадив царские врата, иконы Спасителя и Богородицы, и священника, становится немного правее священника, в полуоборот по отношению к нему. Взяв кадило левой рукою, а в правой тремя перстами держа орарь, немного склонившись, говорит тихо, но так, чтобы мог расслышать священник: «Господу помолимся». Священник произносит тихо молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса, или в помышления лукавствия: но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.». Затем диакон, став прямо и указуя орарем на восток, говорит священнику «Благослови, владыко, святый вход ». Священник крестообразно благословляет к востоку, произнося (тихо): «Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Диакон тихо отвечает: «Аминь» и, снова взяв в правую руку кадило, отступив немного в сторону, кадит иерея и лики (клироса), и стоит на прежнем месте, ожидая окончания пения стихиры. По окончании же догматика диакон подходит к середине царских врат, встает лицом к престолу и, начертав кадилом крест, возглашает: «Премудрость, прости ».
«Свете тихий» Лик начинает петь «Свете тихий» при его пении диакон входит в алтарь, кадит престол с четырех сторон, затем горнее место (и настоятеля) и отдает кадило пономарю. Священник, положив поклон по направлению к престолу, целует святые иконы на царских вратах. В это время свещеносцы ставят под[1]свечники на солее против царских врат. Поцеловав иконы на царских вратах, священник благословляет свещеносцев, которые отвечают на то поклонением и относят подсвечники на место. Благословив свещеносцев, иерей входит в святой алтарь и одновременно с диаконом (который стоит справа от иерея), сотворив поклон, целует край св. престола.
Вечерний прокимен Затем иерей и диакон отходят к горнему месту, совершают поклонение горнему месту и становятся за пре[1]столом: священник — против юго-восточного угла св. престола, а диакон — к северу от священника, лицом к народу. По окончании пения «Свете тихий...» произносится прокимен. Священник и диакон стоят возле горнего места, лицом на запад. Диакон: «Вонмем». Священник, преподавая народу благословение: «Мир всем». Диакон: «Премудрость, вонмем, прокимен, глас 6-й. Господь воцарися, в лепоту облечеся». 1-й лик поет прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Диакон, стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася ». 2-й лик, прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся ». Диакон, стих: «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится ». 1-й лик, прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся ». Диакон, стих: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний ». лик, прокимен целиком.: затем Диакон, первую половину прокимна: «Господь воцарися ». лик, допевает прокимен: «В лепоту облечеся ». Во время пения прокимна иерей стоит возле горнего места, лицом к народу.
После Прокимна, если положены по Уставу, читаются Паремии
Сугубая ектения По окончании прокимна священник и диакон кланяются горнему месту, друг другу, после чего священник становится перед престолом, а диакон закрывает царские врата и, поклонившись престолу и целовав край его с северной стороны, выходит северной дверью на солею для произнесения сугубой ектении. Если в храме есть амвон, то сугубая ектения произносится на нем. Диакон: «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем …».лик – «Господи помилуй» (с третьего прошения по три Господи помилуй на возглас диакона), завершает ектению возглас священника в алтаре: «Яко милостив и Челове [1] колюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков ». Лик: «Аминь». В это время диакон южною дверью уходит в алтарь, творя положенные поклоны и лобзание святого престола.(но может остаться и на солее у иконы Спасителя до Просительной Ектении)
«Сподоби Господи» После сугубой ектении положена хор исполняет молитву «Сподоби,Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам..». По сподоби Просительная ектения
Просительная ектения произносится не на амвоне, а на солее, перед царскими вратами. Диакон: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви ». Лик: «Господи помилуй». По ектении Священник, в алтаре, возглас: «Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков ». Лик: «Аминь».
Во время этого возгласа диакон становится перед иконой Спасителя. Священник возглашает, обратившись лицом на запад, преподавая благословение молящимся в храме: «Мир всем».
Лик: «И духови твоему». Диакон, воздвигая, как и на ектении, орарь: «Главы наша Господеви преклоним ». Все молящиеся преклоняют головы (без крестного знамения). Лик, протяжно: «Тебе Господи ». Священник, перед престолом, тайно читает молитву главопреклонения: «Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго …и после нее сам же возглашает (велегласно): «Буди держава Царствия Твоего благословенна и пре [1] прославленна, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков ». Лик: «Аминь». Диакон уходит во св. алтарь
Стихиры Литии (если совершается лития) Если же в этот день литии не положено, или по местным обычаям она упускается, то вместо стихир на литии сразу начинают петь стихиры на стиховне. После стихиры (или стихир) на литии исполняется «Слава, и ныне » и богородичная стихира из 1-го приложения Минеи (т. е. богородичны стихиры воскресные) «от стиховных». Если же храм Христов (Господский) или Богородичный, то после исполнения стихир храма, на «Слава, и ныне» поется стихира праздника (т. е. из службы храмовому празднику). Во время пения стихир на литии иерей и диакон исходят из алтаря в притвор храма, куда в это время, по возможности, переходят и молящиеся в храме. Согласно Уставу этот выход совершается по чину близкому к вечернему входу. Диакон принимает от пономаря кадило и испрашивает обычным образом священнического благословения. Затем священник в епитрахили, поручах, скуфье или камилавке вместе с диаконом творят поклонение св. престолу, лобзают его и исходят, круг его, северными дверьми, предшествуемые двумя свещеносцами в притвор, где диакон совершает каждение икон, находящихся там, священника, братии и становится впереди священника, немного вправо от него. Царские врата все это время остаются закрытыми. Таковой обычай сохраняется еще в некоторых монастырских и приходских храмах. На практике же выход на литию совершается несколько иным образом. Отверзаются царские врата. На солее, пред ними, становятся два свещеносца с возжженными на подсвещниках свечами, вышедшие, один южною, а второй северною дверью. Священник, в фелони, епитрахили, поручах, скуфье или камилавке благо[1]словляет диакону кадило (рис. 58), вместе они творят поклонение и лобзание св. престола, и священник цар[1]скими вратами исходит в притвор храма. Ему предшествуют два свещеносца. Войдя в притвор, они становятся следующим образом: впереди (т. е. с востока) два свещеносца,2 позади же них (т. е. на западе), посередине притвора, лицом к алтарю, священник. В это время диакон совершает обычное каждение св; престола, св. алтаря, иконостаса, всего храма, царских врат и затем присоединяется в притворе к священнику, став впереди него, немного направо. И отдает кадило пономарю. Затем произносятся молитвы литии. (если диакон не успеет то ектению должен начать священник) Диакон ектения: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое..». В конце Лик: «Господи помилуй (50 раз)». Диакон: «Еще молимся, о еже сохранитися граду сему (или: веси сей)…», «Господи помилуй (трижды)».
Диакон: «Еще молимся, и о еже услышати Господу Богу глас моления нас грешных, и помиловати нас». Лик: «Господи помилуй (трижды)». Священник: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, Упование всех концев земли и сущих в мори далече; и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Священник, лицом на запад, благословляя молящихся: «Мир всем». Лик: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви преклоним». Все молящиеся, без крестного знамения, преклоняют голо[1]вы. Лик: «Тебе, Господи». Священник, лицом к алтарю, велегласно читает молитву: «Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже наш …». Лик, поет: «Аминь», этим лития, собственно, и оканчивается.
Стихиры на стиховне Лики начинают антифонно1 петь стихиры на стиховне, причем первая стихира исполняется без предшествующего ей стиха. Канонарх: «Глас такой-то», и первую строку первой стихиры. 1-й лик поет первую воскресную стихиру на стихов[1]не (из Октоиха). Канонарх, стих: «Господь воцарися». 1 Устав предписывает петь стихиры на стиховне обоим ликам вкупе, при шест[1]вии из притвора в храм, ныне же лики на литию в притвор не исходят. 2-й лик: «В лепоту облечеся» и вторую воскресную стихиру на стиховне и т.д.. Затем:: «Слава, глас такой-то », лик: «Слава:» и стихира святого «на Славу» из Минеи. Канонарх: «И ныне, глас той же ». 2-й лик: «И ныне:» и богородичную воскресную стихиру, по гласу «Славы» святого, из 1-го приложения Минеи. Если же «Славы» святого нет, то: Канонарх: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, глас той же ». 1-й лик: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и положенную стихиру.
Во время пения стихир на стиховне духовенство, с предшествующими свещеносцами, несущими подсвещники с горящими свечами, переходят в храм. Посреди храма, против цдрских врат, пономарь заблаговременно поставляет т. н. «литийный» стол, покрытый пеленой, на котором приготовлены на приличном сосуде («литий[1]нице») для благословения пять хлебов, пшеница и два небольших сосуда, один слева (от молящихся) с вином, другой справа с елеем. По обе стороны (а зачастую еще и позади) литийного сосуда устанавливаются еще и литийные подсвещники. Духовенство становится перед литийным столом, причем диакон немного впереди вправо от священника. Свещеносцы устанавливают подсвещники за праздничной иконой (если таковая имеется посреди храма, если же нет, то позади литийного стола), а сами,встают немного поодаль, лицом друг к другу. И так они ожидают времени пения тропаря «Богородице Дево, радуйся...» (рис. 63). «Ныне отпущаеши» и Трисвятое После пения стихир на стиховне, положено настоятелю читать молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». Но ныне эта молитва поется одним из ликов, что не противоречит древнейшим спискам Иерусалимского Устава.
Трисвятое по Отче наш Затем чтец начинает читать: «Трисвятое. Слава, и ныне. Пресвятая Троице... Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне. Отче наш...» В это время пономарь подает диакону кадило, в которое диакон влагает фимиам, и испрашивает священнического благословения на каждение.
Отпустительный тропарь вечерни Чтец заканчивает чтение молитвы «Отче наш...», и священник произносит обычный возглас: «Яко Твое есть Царство...» Лик отвечает: «Аминь» и начинает троекратное пение тропаря «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…»:во время пения тропаря диакон начинает каждение литийного стола. Сообразуясь с троекратным пением «Богородице Дево, радуйся...», он трижды кадит вокруг стола по четырем его сторонам. Затем кадит стол спереди и с поклоном кадит иерея (или настоятеля) На что священник отвечает таким же поклоном, и диакон отдает кадило пономарю. Затем, после третьего тропаря, диакон возглашает: «Господу помолимся». Лик отвечает: «Господи помилуй».
Благословение хлебов В это время священник берет один из хлебов (верхний) и творит им, над остальными хлебами, крестное знамение, и не целуя этот хлеб, т. к. он еще не освящен, полагает вверху остальных четырех. Затем иерей велегласно читает молитву на благословение хлебов: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый..»,
При словах «Сам благослови», имя[1]словным благословением священник благословляет предлежащие вещества, указуя при словах «и хлебы сия» на вверху лежащие хлебы, «пшеницу» на внизу лежащую пшеницу, «вино» на сосуд с вином, находя[1]щийся слева от священника, «и елей» на сосуд с елеем справа, тем самым начертывая в воздухе знак креста.
33-й псалом После благословения хлебов лик начинает петь: «Аминь. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века (трижды)», и первую половину 33-го псалма В это время диакон (или пономарь) северною дверью уносит освященное в алтарь. По окончании 33-го псалма священник лицом к западу (если ожидал его окончания, смотря на восток, то развернувшись через правое плечо) благословляет народ со словами: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков» и входит царскими вратами в алтарь (рис. 72), после чего царские врата затворяются. Лик поет: «Аминь», и тем самым заканчивается собственно вечерня и начинается утреня.

Утреня После входа в алтарь священник и диакон, сотворив положенные поклоны, прикладываются к краю святого престола. Перед началом утрени (или во время начала) звонарь совершает звон. По одной традиции это двоекратный непродолжительный звон «во вся», по другой же (предписывающей здесь звон, положенный в самом начале вседневной утрени) однократный «во вся, тяжким ударением редко, пока глаголет псалом 50-й, весь».

Шестопсалмие
Утреня в чине всенощного бдения начинается сразу после конечного вечернего «Аминь» чтением шестопсалмия. Согласно Типикону шестопсалмие читает настоятель.
Ныне же, когда в приходских храмах настоятель одновременно является и служащим священником, шестопсалмие читает учиненный на то чтец, внизу солеи против царских врат,* «тихим и кротким гласом», «со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, словно Самому Богу беседующе невидимо». Сначала читаются стихи: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (трижды). Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою (дважды)» и затем псалмы 3, 37 и 62. По прочтении этих трех псалмов читается: «Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды). Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне», без поклонов. В это время служащий священник, сотворив покло [1] нения и целовав св. престол, цсходит северной дверью на солею. По Уставу он должен быть только в епитра [1] хили, но сложившийся в России, в мирских храмах, обычай повелевает ему быть в епитрахили, поручах и фелони, с непокрытою главой. Выйдя на солею, став пред царскими вратами и сотворив поклон, он начинает читать 12 утренних молитв, причем читает их про себя
Чтец продолжает читать вторую половину Шестопсалмия: Пс. 87, 102 и 142, затем: «Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды)» и так оканчивает чтение.
Великая мирная ектения Перед окончанием шестопсалмия на стихах 142 Пс. «Яко азъ раб Твой есмь» диакон, поцеловав престол, выходит северною дверью на солею, делает одновременно со священником перед царскими вратами (диакон у иконы Богородицы, священник у иконы Спасителя) три поклона, после чего они кланяются друг другу. Затем священник уходит южною дверью в алтарь, целует престол и стоит на своем месте перед престолом (дочитывая светильничные молитвы, если не успел прочитать их на солее), а диакон произносит перед царскими вратами великую ектению «Миром Господу помолимся..» Священник, возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков ». Лик: «Аминь».
«Бог Господь» на глас недели. Диакон, произнеся великую ектению, отходит к иконе Спасителя, и воздвигнув орарь, возглашает: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне ». По другой традиции диакон возглашает «Бог Господь...» прямо перед царскими вратами. Лик, на глас недели: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне». Диакон, стих1: «Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его ». 2-й лик, на глас недели: «Бог Господь...» Диакон, стих: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним против л яхся им ». 1-й лик: «Бог Господь...» Диакон, стих: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня ». 2-й лик: «Бог Господь...» Диакон, стих: «Камень, его же небрегоша зижду - щии, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших ». 1-й лик: «Бог Господь...» ДИАКОН УХОДИТ
Тропари на «Бог Господь» Затем лики антифонно поют тропари. Сначала — дважды воскресный тропарь текущего гласа, затем, на «Славу», если есть, поется тропарь святого из Минеи, и тогда на «И ныне» поется богородичен отпустителен 1 По другой традиции, дабы привести количество «Бог Господь...» к уставному числу четыре, первый стих присоединяется к первому возглашению дидоона: «Бог Господь...» И потом на «Славу» тропарь отпустительный из 3-го приложения Минеи, по гласу «Славы» (точнее, тропаря на «Славу»). Если же тропаря на «Славу» нет, то на «Славу, и ныне» поется богородичен отпустителен текущего гласа (т.е. гласа недели). По окончании возглашения «Бог Господь...» диакон, во время пения тропарей уходит южною дверью в алтарь, творя положенные поклонения и лобзание св. престола
Утренние кафисмы После пения тропарей и богородична начинается стихословие Псалтири, т. е. читаются положенные на воскресной утрени 2-я и 3-я кафисмы.Лик: «Господи помилуй (трижды), Слава». Чтец: «И ныне», 2-ю «славу» 2-й кафисмы, затем «Слава». Лик: «И ныне. Аллилуиа (трижды). Господи помилуй (трижды). Слава». Чтец: «И ныне», 3-ю «славу» 2-й кафисмы, затем «Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды)»..- На практике читается одна кафисма, с сокращением каждой «Славы» до одного псалма.
Малая ектения В это время диакон выходит на солею и произносит перед царскими вратами малую ектению «Паки и паки...» Священник, возглас: «Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». Чтец читает седален первый, из Октоиха, затем стих: «Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца», и второй седален, «Слава, и ныне» и богородичен.2 Затем читается 3-я кафисма, таким же образом, как и 2-я.
Седален. «Слава, и ныне» Богородичен – читается после ектении и возгласа
Полиелей По седальнах Царские врата открываются с началом пения хора. Хор в это время поет полиелей. В современной практике полиелей по воскресеньям поется круглый год, хотя устав на некоторые воскресные дни заменяет его 17-й кафисмой. Далее Если есть величание, то оно поется духовенством у Иконы в центре храма.
Тропари Воскресны «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский Собор» (в будни по Типикону величание святому с избранными стихами)
На Тропарях Священник с предшествующим ему диаконом, как в начале всенощного бдения, совершают каждение престола, алтаря, иконостаса, всего храма и возвращаются в алтарь
Малая ектения диакон, после тропарей по «Непорочных» выходит (или говорит ее прямо с середины храма) на солею и произносит малую ектению «Паки и паки...».
Священник, возглас: «Яко благословися Имя Твое и прославися Царство Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно и во веки веков ». Лик: «Аминь».
Ипакои гласа и степенны антифоны Затем лик поет ипакои гласа (из Октоиха) и степенны антифоны гласа (тоже Октоиха). Во время их пения диакон возвращается в алтарь.
Прокимен утрени По исполнении антифонов – Диакон, взяв с престола Евангелие(предварительно целовав его), выйдя Царскими Вратами на амвон лицом к народу, и держа Евангелие на уровне головы: «Вонмем. Премудрость. Прокимен, глас такой-то», и сам прокимен. Лик поет прокимен. Диакон: стих прокимна. Лик вновь поет прокимен. 1 Может читать чтец. Диакон: первую половину прокимна. Лик допевает вторую часть прокимна. Диакон: «Господу помолимся ». Лик: «Господи помилуй». Священник, возглашает: «Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». Диакон: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Лик: «Всякое дыхание да хвалит Господа», на глас прокимна. Диакон, стих: Всякое дыхание да хвалит Господа «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его». Лик: «Всякое дыхание...» Диакон: «Всякое дыхание». Лик,: «Да хвалит Господа». Утреннее Евангелие Диакон: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим ». Лик: «Господи помилуй (трижды)».: «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия». Священник, преподавая благословение народу: «Мир всем ». Лик: «И духови твоему».
Священник, надписание читаемого Евангелия: «От (Матфея или Марка, или Луки, или Иоанна) Святаго Евангелия чтение После надписания Св. Евангелия лик поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». И священник читает рядовое воскресное Евангелие. По прочтении Евангелия лик поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Далее хор поет:
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе..», - в продолжении всего песнопения диакон стоит на солее лицом к народу держа евангелие воздетым на уровне головы
50-Й ПСАЛОМ - затем читается 50-й псалом. Если Евангелие читалось в алтаре то это время Евангелие, закрывает его, поднимает себе «на перси» и с предшествующим ему диаконом, несущим свечу, исходит царскими вратами на середину храма где полагает Евангелие на предуготовленный аналой, сзади которого диакон ставит свечу. Затем священник становится перед аналоем, а диакон справа от него. Так же на аналое, посреди храма, для целования полагается Евангелие и после чтения посредине храма. Целование Евангелия Священник и сослужащие ему, по пении «Воскре[1]сение Христово видевше...» совершают два поясных поклона, целуют Евангелие и совершают еще поясной
Лик после чтения 50-го псалма поет: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Молитвами апостолов, Милостиве, очисти множе [1] ство согрешений наших. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Молитвами Богородицы, Милостиве, очисти множе [1] ство согрешений наших. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое»,
Стихира Евангельская (а на буднях – стихиру по 50-м ПСАЛМЕ ИЗ МИНЕИ) затем на 6-й глас воскресную стихиру: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость». Если на вечерне была лития и благословение хлебов, то при целовании Евангелия совершается помазание верующих елеем, освященным на вечерне, и раздается благословенный хлеб. Во время пения воскресной стихиры диакон, сделав поклон священнику, восходит на солею становится перед иконой Спасителя и по окончании пения произносит молитву: «Спаси Боже люди Твоя...» (на практике если она читалась на литии то просто священник говорит возглас Но ектения второй раз не читается), ту же, что и на литии. По ВОЗГЛАСЕ диакон делает поклон священнику, идет на середину храма и становится на свое место. Лик поет: «Господи помилуй (12 раз) ». Канон Священник, возглас: «Милостию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с Ним же благословен еси, со Всесвятым и Благим и Животворя [1] щим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь» и начинает петь канон,
Канон Лик поет ирмос 1-й песни воскресного канона. По окончании целования Евангелия народом священник берет его с аналоя и, с преднесением светильника, уносит в алтарь, осеняя им из царских врат людей, и полагает его на престоле Канон состоит из 9-ти песней (но 2-я песнь исполняется только в дни Великого поста), каждая песнь исполняется следующим образом: Лик: Ирмос воскресного канона. Затем чтец: 3 тропаря воскресного канона (с припевом: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему»), 3 тропаря канона крестовоскресного (с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению»), 3 тропаря богородичного канона (с припевом: «Пресвятая Богородице*спаси нас») и 4 тропаря канона святого из Минеи (с припевом этому святому)2. Лик: Катавасию, по Уставу.
Малая ектения По 3-й песни диакон исходит северной дверью на солею и, став перед царскими вратами, произносит малую ектению: «Паки и паки...» Священник, возглас: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне й присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». » Чтец читает седален воскресный, «Слава, и ныне» богородичен, или кондак и икос святого из Минеи, седален святого, «Слава, и ныне» и богородичен его. Затем лик начинает петь ирмос 4-й песни.
Малая ектения На б-й песни диакон также исходит пред царские врата и творит малую ектению. Священник, возглас: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». Затем чтец читает кондак и икос воскресные.
Каждение на «Честнейшую » На 8-й и 9-й песни диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Пономарь подает разожженное кадило диакону, диакон влагает в него фимиам и ис[1]прашивает священнического благословения на кажде[1]ние. Затем он начинает, как на стихирах «Господи воззвах», каждение св. престола и всего алтаря Чтец, читая тропари 8-й песни канона, припев: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» заменяет припевом: «Благословим Отца и Сына и Святаго духа, Господа ».Лик, перед катавасией 8-й песни поет, творя покло[1]нение: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки». В это время диакон с кадилом выходит северной дверью из алтаря, совершает каждение царских врат, правой стороны иконостаса (см. рис. 38) и встает у иконы Божией Матери, ожидая конца катавасии (рис. 92). По конце ее, кадя икону Богородицы, диакон возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее кадится левая сторона иконостаса клироса, народ и весь храм Затем диакон, поднявшись на солею, вновь кадит царские врата, иконы Спасителя и Богородицы, и возвращается южною дверью в алтарь делая все, что предписано при каждении на «Господи воззвах».
После возгласа диакона лики (антифонно) на 6-й глас1 начинают петь «Честнейшую, а затем и 9-ю песнь канона.
Малая ектения После 9-й песни диакон, на солее, против царских в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: