Методическая разработка
Бочаровой Натальи Константиновны,
педагога-психолога МБОУ СОШ № 1,
г. Тулун
Программа внеурочной деятельности «Когда дети становятся взрослыми»
(основное общее образование)
Аннотация.
Подростковый возраст является важнейшим этапом развития половых ролей. Процесс формирования половой идентичности в этом возрасте непрост. Поэтому просветительская и профилактическая основа здорового образа жизни важна и необходима. Программа для девочек-подростков «Когда дети становятся взрослыми» рассчитана на возраст учениц 13-15 лет. В основу данной программы легли занятия, направленные на половое воспитание подростков («Уроки психологии в средней школе»). Программа успешно преподается уже пятый год как курс по внеурочной деятельности. Курс достигнет своей цели в условиях создания благоприятного психологического климата на занятии и создании «субъект – субъектного» взаимодействия психолога и учащихся.
Цель программы:создание благоприятных условий для получения знаний о половой идентичности, формирование позитивного отношения к себе, профилактика школьной дезадаптации и здорового образа жизни.
Программа соответствует стандартам. Приказ Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» от 18.08.2017 г. № 09-1672.
Содержание представленных материалов.
1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
2. Содержание внеурочной деятельности с указанием формы ее организации и видов деятельности.
3. Тематическое планирование.
4. Список литературы.
5.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Элективный курс «Когда дети становятся взрослыми» (8 класс).
Личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы: | • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; •знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; •правил поведения в сложных ситуациях. |
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: | • готовность к равноправному сотрудничеству; • уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; •потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам. |
В рамках деятельностного (поведенческого) компонентабудут сформированы: | • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальных условий; • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
Обучающийся получит возможность научиться: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я - концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
Метапредметные результаты
Обучающийся научится: |
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: |
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. |
Познавательные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: |
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • устанавливать причинно-следственные связи. |
Предметные результаты
Обучающийся научится: |
• ставить проблему и аргументировать ее актуальность; • осуществить психологический анализ собственных поступков и поступков окружающих; • прогнозировать возможность возникновения опасных межличностных ситуаций по признакам «чтения тела»; • взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности. |
Содержание внеурочной деятельности.