Напорный и возвратный полублоки огибаются напорным и возвратными канатами




Назначение, общее устройство, принцип действия и техническая характеристика.

Экскаватор ЭКГ-8И (Э - экскаватор, К - карьерный, Г - гусеничный, 8 - вместимость ковша в м3, И - конструкция Ижорского завода ) - это одноковшовый карьерный экскаватор с рабочим оборудованием типа "прямая лопата"**)предназначенный для разработки и погрузки в транспортные средства ***) полезных ископаемых или пород вскрыши.

Свои основные функции (экскаватор и транспортирование горной массы в ковше к месту разгрузки) экскаватор выполняет циклично. Каждый цикл состоит из 4 основных последовательно выполняемых операций (иллюстрировать на действующей модели):

- копания,

- перемещение ковша с горной массой к месту разгрузки,

- разгрузка ковша,

- перемещение порожнего ковша к месту следующего копания ****).

Экскаватор (рис.1-а) состоит из поворотной части и ходовой тележки, связанных между собой опорно-поворотным устройством. В свою очередь поворотная часть (рис. 1-6) состоит из рабочего оборудования и поворотной платформы с механизмами. (Общее устройство экскаватора см. также рис. 1.7 и 7 и спецификации узлов экскаватора на них).

Копание осуществляется (рис.1) ковшом "а" в процессе его подъема (с помощью подъемного механизма через подвеску ковша "б") и внедрения в забой (с помощью •напорного механизма через рукоять "в");

*) Буква "и" введена для того, чтобы отличить экскаватор ЭКГ-8И от экскаватора ЭКГ-8 конструкции Уралмашзавода.

**) По технологическому принципу действия экскаватор с таким рабочим оборудованием

работает аналогично землекопу, действующему лопатой.

***) Именно предназначенность экскаватора для погрузки в транспортные средства определяет

его отнесение к "карьерным" экскаваторам; при этом в отдельных случаях экскаватор может быть использован и для размещения пород вскрышки в отвалы.

****) Кроме вышеуказанных основных, экскаватор выполняет ряд вспомогательных операции (не связанные с копанием, подъем ковша и его выдвижение, а также опускание ковша и его втягивание), которые должны полностью совмещаться с операциями по перемещению ковша к месту разгрузки и обратно: такое совмещение обеспечивается конструкцией экскаватора и квалификацией машиниста..

Подъемный и напорный механизмы называют механизмами копания, каждый из них состоит из лебедки (подъемной или напорной) и канатов (подъемного или напорного и возвратного).

Транспортирование груженого ковша к месту разгрузки и порожнего - к месту следующего копания осуществляется поворотом поворотной части экскаватора на ходовой тележке с помощью поворотного механизма.

Разгрузка ковша осуществляется открыванием его днища с помощью механизма открывания днища "г".

После отработки участка забоя, определяемого размерами рабочего оборудования (рабочими размерами) экскаватора, он передвигается к забою посредством гусеничного хода "я" с приводом от ходового механизма "э", расположенного на нижней раме "ю".

Основные механизмы экскаватора (подъемный, напорный, поворотный, ходовой, открывания днища) приводятся в действие двигателями постоянного тока.

Техническая характеристика экскаватора

Вместимость ковша, м3 - 8 (1)

Расчетная продолжительность рабочего цикла, с - 26 (2)

Рабочие размеры, м: наибольший радиус копания -18,4

наибольшая высота копания -13,5

Мощность сетевого двигателя, кВт -630

Наибольший преодолеваемый подъем, град -12

Скорость передвижения, м/с (км/ч) - 0,12(0,42)

Конструктивная масса, т -335

Масса противовеса, т - 35-40

Среднее удельное давление на грунт, МПа (кгс/см):

- при ширине гусеничных лент 1,1м- -0,27 (2,7)

- при ширине гусеничных лент 1,4м -0,21 (2,1)

Примечания.

1. Для легких грунтов по согласованию с заводом - изготовителем экскаватор может оборудоваться ковшом 10 м3.

2. Расчетная продолжительность цикла определена для угла поворота 90°, разгрузки в отвал (время разгрузки предлагается равным 0) и высота копания не более высоты напорной оси.

Рабочее оборудование

Рабочее оборудование выполняет основные функции экскаватора по экскавации и транспортированию горной массы к транспортному средству и состоит (рис.1) из ковша (с подвеской), рукояти 2, механизма 3 открывания днища ковша, стрелы 4 и подвески стрелы 5.

Можно выделить 2 основных узла рабочего оборудования: ковш (рабочий орган) и стрелу; остальные узлы рабочего оборудования по существу являются - упряжью:

- ковша - рукоять, подвеска ковша и механизм открывания днища;

- стрелы - подвеска стрелы.

2.1. Ковш непосредственно (рис.2) осуществляет экскавацию горной массы, является сосудом, в котором транспортируется эта масса к месту разгрузки и состоит из подвески 1, корпуса 2, днища 3, зубьев 4 и механизма торможения 5 днища.

Подвеска ковша состоит из коромысла 6, обоймы 7 с двумя рабочими (в отличии от уравнительных) блоками 8.

Корпус состоит из литой задней стенки 9 с проушинами для соедиения с рукоятью, днищем и коромыслом, двух боковых вставок 10 и литой передней стенки 11. Вставки приварены к передней и задней стенкам стыковыми швами. Цель применения боковых вставок - унификация передней и задней стенок для ковшей различной вместимости.

Передняя стенка имеет пяту 12с отверстием 13, челюстью 14, в которой болтами закреплены пять зубьев (4) ' (цельных или составных). Составной зуб включает в себя основание 15, коронку 16 и элементы закрепления 17 коронки на основании; зубья (коронки) являются наиболее быстроизнашивающимися элементами экскаватора (в особо образивных породах их приходится менять через несколько дней).

Днище шарнирно крепится к задней стенке корпуса и включает в себя две петли 18,
соединенные с плитой 19, засов 20 с прорезью в хвостовой части, в которую входит рычаг 21,один конец которого закреплен в кронштейне плиты, а на другом конце закреплена цепь 22.
Засов установлен в направляющих кронштейна 23 плиты и при закрытом днище входит в
отверстие 13 передней стенки.

Механизм торможения 5 днища предназначен для уменьшения колебания днища при открывании и ослаблении его ударов о корпус при закрывании и представляет собой дисковый фрикционный тормоз с пружиной (на рис.2 не показан), затяжкой которой регулируется интенсивность торможения.

Зубья, передняя стенка, днище и проушины коромысла ковша в процессе копания подвержены действию значительных динамических нагрузок и интенсивному абразивному износу, а днище еще и сильным ударам при падении в ковш крупных кусков породы. Для обеспечения необходимой прочности и износостойкости указанные детали изготавливаются из высокомарганцовистой стали 110Г13Л, обладающей высокой ударной вязкостью (в том числе и при низких температурах) и способностью наклепу при работе (что обеспечивает высокую твердость и износостойкость). Сварка деталей из этой стали, осуществляется специальными (аустенитными) электродами.

Для повышения долговечности режущая часть и нижний пояс передней стенки наплавляются твердым сплавом.

Направляющие засова и шарниры петель днища, а также шарниры механизма торможения смазываются из масленки с носиком.

2.2. Рукоять (рис.3).

Рукоять предназначена для передачи ковшу напорно-возвратных усилий и перемещений, состоит из балки 1 (поэтому называется однобалочной), заднего полубака 2, упругого элемента 3 **) предназначенного для снижения динамических нагрузок, и чеки 4, выполняющей также функцию заднего упора рукоятки.

Балка рукоятки представляет собой сварную металлическую конструкцию, состоящую из трубы 5, на которую приварены возвратный полублок 6 с передним упором, снабженным резиновым амортизатором 7, и кронштейн 8 для механизма открывания днища ковша (см. ниже). К трубе в передней части приварена головная отливка 9 с проушинами для соединения с ковшом. Труба балки изготовлена из штампованных полуобечаек из низколегированной хладностойкой стали.

Для возможности установки рукояти в седловой подшипник стрелы (см. ниже) напорный полублок выполняется съемным и монтируется (вместе с поглощающим аппаратом и чекой) в хвостовой части балки рукояти, после установки ее в седловой подшипник, причем поглощающий аппарат вводится в балку через ее окно 10.

Такое устройство хвостовой части рукояти обеспечивает снижение динамических нагрузок при выдвижении рукояти, как при копании, так и в случае удара чеки - упора в седловой подшипник. В первом случае нагрузка на балку передается от напорного каната через напорный полублок, поглощающий аппарат и чеку (при этом напорный полублок скользит по сменным направляющим 11 балки), а во втором - от чеки через поглощающий аппарат (при этом чека скользит по направляющим 12).

Напорный и возвратный полублоки огибаются напорным и возвратными канатами

соответственно и через них рукоять получает возвратно-поступательное движение ***). Для предотвращения выпадения из ручьев полублоков в момент образования слабины на последних установлены съемные угольники 13.

Боковые поверхности балки рукояти смазываются нанесением графитной смазки с
помощью лопатки.

2.3. Стрела (рис.4.4 ****)

Внешняя двухбалочная (по отношению к однобалочной рукояти) шарнирно сочлененная стрела состоит из (рис.4) нижней секции 1 (с уравнительными полублоками 1а для каната), верхней секции 2, узла головных блоков, напорного узла 4 и конечного выключателя подъема 5.

Обе секции соединены между собой шарнирно и представляют собой сварные металлические конструкции из горячекатаных труб, концевых отливок и листов.

Нижняя секция в своей нижней части пятами шарнирно соединена с кронштейнами поворотной платформы (см. ниже). На верхнем листе нижней секции приварены два уравнительных полублока (1а) для подъемного каната.

Четыре головных блока 6 (рис. 4а) установлены на подшипниках качения на головой оси 7, смонтированной в опорах 8 верхних отливок верхней секции и удерживаемой от поворота в опорах штифтом 9. Осевое поджатие осуществляется с помощью гайки 10 и распорной втулки 11. На головной оси по краям смонтированы также блоки 12 подвески стрелы (см. ниже). Напорный узел (рис. 46) состоит из напорной оси 13 и установленных на ней седлового подшипника 14 и двух двухручьевых (для напорного и возвратного канатов) блоков 15.

Седловой подшипник обеспечивает связь рукояти с нижней секцией стрелы таким образом, что рукоять имеет возможность поворота (вместе с седловым подшипником) в вертикальной плоскости и возвратно-поступательного движения относительно секции стрелы *****)

*) Здесь и в дальнейшем позиция в скобках означает, что она упоминается повторно.

**) В качестве упругого элемента использован пружинно-фрикционный поглощающий аппарат автосцепки железнодорожных вагонов.

***) Так как напорно-возвратное усилие и движение передаются рукояти канатами и непосредственно, прямо (без промежуточных механизмов) напор экскаватора является прямым канатным напором.

****) Нумерация позиций на рисунках общая.

*****) Кроме того, предусмотрена возможность поворота рукояти на некоторый угол в седловом подшипнике, относительно ее продольной оси, что в значительной степени разгружает рукоять от кручения при копании крайним зубом.

В корпус седлового подшипника установлены четыре ролика 16 служащие опорой рукояти в вертикальной плоскости; для восприятия боковых нагрузок предусмотрены антифрикционные (латунные или капроновые) вкладыши 17 (последние являются быстроизнашивающимися элементами - их срок службы несколько месяцев). Для обеспечения равномерного прилегания к рукояти вкладыши установлены в корпус седлового подшипника через резиновые прокладки (на рис. не показаны).

Втулки 18 двухручьевых блоков удерживаются от проворачивания на опорной оси замковым соединением 19 (см. на рис. 4) со втулками 20, приваренными к нижней секции.

Для ограничения перемещения седлового подшипника двухручьевых блоков вдоль напорной оси (1мм) предусмотрена регулировка с помощью гайки 21. Напорная ось установлена в расточках верхних отливок 22 нижней секции и удерживается от поворота в них шпонкой 23.

По краям на напорную ось надеты подкосы и подвесы стрелы (см. ниже)*).

Блоки (12) подвески стрелы на головной и подкосы на напорной осях удерживаются с помощью хомутов 24.

Осевые зазоры всех шарнирных соединений металлоконструкций стрелы и ее подвески между собой и с поворотной платформы выбираются прокладками 25.

На головную и напорную оси действуют большие изгибающие нагрузки, поэтому для обеспечения необходимой прочности их выполняют из закаленной хромоникелевомолибденовой стали (а для полной прокаливаемости оси выполнены полыми).

Предупреждение переподъема ковша осуществляется (рис.4) конечным выключателем подъема (5), установленным на нижней секции стрелы у напорного узла и срабатывающего от рычага 5а седлового подшипника, поворачивающегося на напорной оси подъема ковша.

Для обслуживания головных блоков и напорного узла на стреле предусмотрены лестницы и площадки (см. рис.1).

2.4. Подвеска стрелы (рис.5)

Подвеска стрелы предназначена для удержания стрелы в рабочем положении, передачи усилий от нее на поворотную платформу и состоит из двух параллельных ветвей канатных растяжек 1, поддерживающих верхнюю секцию стрелы, двух подкосов 2, поддерживающих нижнюю секцию стрелы и двуногой стойки 3.

*) Подкосы, вместе с передней ногой двуногой стойки подвески стрелы (см. ниже) и нижней секцией стрелы образуют жесткий треугольник, разгружающий стрелу от кручения и поперечного изгиба.

Каждая канатная растяжка состоит из каната 4, концы которого закреплены в двух клиновых втулках 5 с помощью клиньев (на рисунке не показано). Растяжка одним своим концом крепится (см. также схему запасовки в верхнем левом углу рисунка) сверху коромысла 6, поочередно огибает блок подвески стрелы в узле головных блоков стрелы, блок 7, установленный на оси 8 (на втором конце которой установлено коромысло (6)), второй блок узла головных блоков стрелы и вторым концом крепится снизу коромысла. Конец (9) оси 8 выполнен квадратным.

Регулировка длины растяжки (различие длин ветвей не более 5мм) производится перемещением коромысла при помощи шпильки 10 с гайкой 11, при этом коромысло своей прорезью скользит по плоскостям квадратного конца оси. Затем с обеих сторон от оси устанавливаются и закрепляются от выпадения прокладки 12. После завершения регулировки шпильки вынимаются.

Подкос представляет собой трубу с приваренными к ней передней отливкой 13, шарнирно соединенной с напорной осью (см. выше), и задней концевой деталью 14, в.которой установлена ось (8) и которая шарнирно соединена с двуногой стойкой.

Двуногая стойка состоит из передней 15 и задней 16 ног, шарнирно соединенных между собой и с поворотной платформой (см. ниже). Для регулировки канатных растяжек на двуногой стойке предусмотрены лестница и площадка (см.рис.1). 2.5.Механизм открывания днища ковша (рис.6).

Механизм открывания днища ковша предназначен для выдергивания засова из отверстия в пяте передней стенки корпуса ковша в момент разгрузки*). Выдергивание засова осуществляется лебедкой механизма открывания днища с помощью каната и системы рычагов.

Лебедка механизма состоит из двигателя 1, установленного в передней части тюворотной платформы, на валу которого закреплен барабан 2 с многослойной навивкой каната 3.

Чтобы исключить провисание (слабину) каната при втягивании рукояти и самопроизвольное выдергивание засова при ее выдвижении, двигатель постоянно (после подачи напряжения на экскаватор) находится под слабым током, значительно меньшим номинального, создавая момент достаточный лишь для выбора слабины каната. В момент открывания днища машинист переключает двигатель в номинальный режим с моментом достаточным для выдергивания засова.

*) Закрывание днища происходит самопроизвольно при опускании ковша в положение начала копания под действием собственного веса днища и засова и благодаря скосу 20а последнего (см. рис.2).

Канат огибает установленный на седловом подшипнике в качающейся обойме 4 блок 5 и шарнирно крепится с помощью клиновой втулки 6 (с клином) к рычагу 7, который, проворачивая ось 8, закрепленную в кронштейне балки рукояти, через рычаг 9 сообщает поступательное движение цепи, которая с помощью (см. рис.2) рычага днища ковша выдергивает засов.

3. Поворотная платформа с механизмами (рис.7 и 7**).

Поворотная платформа 1 служит основанием для рабочего оборудования, рабочих.механизмов и основной части электрооборудования и состоит (рис.7) из несущей рамы 16 и боковых площадок 1 а.

На поворотной платформе установлены (рис.7) подъемная лебедка 2, напорная лебедка 3, поворотный механизм 4, пневмосистема 5, кузов 6, кабина 7 и входная лестница 8 (нижняя часть которой перед началом работы экскаватора поднимается пневмоцилиндром -см. ниже), а также электрооборудование.

В передней части рамы в кронштейне 9 шарнирно крепиться нижняя секция стрелы и передняя нога двуногой стойки, в ее расточках 10 в задней части - задняя нога двуноги. В задние отсеки рамы при монтаже экскаватора "засыпается" противовес (часто в качестве противовеса используется отработавшие свой ресурс стальные шары шаровых мельниц), обеспечивающий уравновешенность поворотной части экскаватора в целом.

В средней части рамы поворотной платформы вварены два поворотных стакана для механизма поворота и центральный стакан для центральной цапфы (см. ниже).

3.1. Подъемная лебедка (рис.8,9а и 10).

Подъемная лебедка предназначена для подъема ковша при копании, а также выполнения вспомогательных операций (см. выше). Кинематическая схема лебедки приведена на рис.9а.

Лебедка (рис. 8 и 9а) включает в себя два электродвигателя 1, упругие (с резиновыми амортизаторами) муфты 2, тормоза 3 (причем ведомая полумуфта выполняет также функцию тормозного шкива), редуктор 4 и барабаны 5, посажанные на шлицах на консоли выходного вала редуктора..

Подъемный канат крепится на барабане с помощью сухарей 6 и болтов 7.

*) Нумерация числовых позиций на рис.7 и 7 общая, а буквенных обозначений - раздельная. **) Недостаточная надежность работы пневмосистемы (особо при низких температурах) определила тенденцию к замене "пневматических тормозов" электрическими (см. ниже).

Торможение подъемной лебедки (как всех других основных механизмов, в том числе и ходового) при нормальной работе экскаватора - электрическое (электродинамическое или противовесом); для аварийного торможения (при отключении электроэнергии) у напорной и подъемной лебедок и поворотного механизма предусмотрены колодочные тормоза, которые также выполняют функцию стояночных тормозов. Замыкание тормоза осуществляется пружиной 8, а размыкание - пневмоцилиндром 9**) при подаче в него сжатого воздуха.

Редуктор подъемной лебедки (рис.9а) - двухступенчатый цилиндрический, первая ступень - косозубая передача с раздвоенным потоком мощности, передача второй ступени -прямозубая.

Зубчатые передачи и подшипники редуктора подъема (так же как и редукторов напора и хода) смазываются разбрызгиванием масла из ванны редуктора. На консолях выходного вала редуктора на шлицах установлены барабаны.

Подъемный канат (рис. 10) закреплен обоими концами на барабанах, серединой охватывает головные блоки, блоки подвески ковша и уравнительные полублоки на нижней секции стрелы. Таким образом, ковш экскаватора подвешен на сдвоенном двухкратном полиспасте (в правом нижнем углу рисунка приведена бесполиспастная схема подъема ковша экскаватора ЭКГ - 4У одной из модификаций изучаемого экскаватора).

 

3.2. Напорная лебедка (рис.9б,10 и 11)

Напорная лебедка предназначена для сообщения рукояти возвратно-поступательного движения. Кинематическая схема лебедки приведена на рис.9б.

Лебедка (рис.96 и 11) состоит из электродвигателя 1, упругой (с резиновыми амортизаторами) муфты 2,тормоза 3, редуктора 4, на шлицах выходного вала которого смонтированы неразъемный 5 и разъемный 6 барабаны.

При вращении лебедки в одну сторону происходит наматывание напорных и сматывание возвратных канатов барабанов, и рукоять выдвигается, при обратном вращении рукоять вдвигается.

Редуктор (рис.9б) - трехступенчатый цилиндрический, первые две ступени - косозубые передачи, последняя – прямозубая.

Разъемный барабан предназначен для натяжения канатов напорного механизма и состоит из напорного 7 и возвратного 8 барабанов, причем напорный барабан сидит на шлицах на выходном валу редуктора, а возвратный барабан - на напорном через бронзовую втулку 9. В рабочем положении они соединены друг с другом зубчатой втулкой 10, рассоединение барабанов производится выведением из зацепления зубчатой втулки с помощью болта 11.

Для натяжения напорного и возвратного канатов разъемный барабан расцепляется, и возвратный барабан своими пазами 12 стопорится на поворотной платформе, после чего включается напорная лебедка на выдвижении рукояти.

Для ограничения перемещения рукояти предусмотрен командно-аппарат 13с цепным приводом 14 от третьего вала редуктора.

Возвратный канат (рис. 10) своей серединой огибает возвратный полублок рукояти, наружные ручьи двухручьевых блоков стрелы и концами наматывается на барабаны сверху по наружным по наружным ручьям, закрепляясь в наружных пазах; напорный канат своей серединой огибает напорный полублок рукояти, внутренние ручьи двухручьевых блоков стрелы, концами наматывается на барабаны снизу по внутренней нарезке и закрепляется во внутренних пазах.

3.3. Поворотный механизм (рис.9в и 12)

Поворотный механизм служит для вращения поворотной части экскаватора, осуществляет функцию транспортирования горной массы к месту разгрузки. Кинематическая схема механизма поворота приведена на рис.9в.

Поворотный механизм состоит из двух приводов, каждый из которых (рис. 12) включает в себя фланцевый электродвигатель 1 вертикального исполнения с колодочным тормозом 2 на верхнем конце вала и редуктора 3.

Редуктор механизма поворота - двухступенчатый, цилиндрический, вертикального исполнения, обе ступени прямозубые; ведущая шестерня насажена непосредственно на нижний конец вала электродвигателя. Вертикальный выходной вал - шестерня 4 имеет одну опору (верхнюю) в корпусе редуктора, вторую - в нижней расточке поворотного стакана поворотной платформы, а своей шестерней 4а сцепляется с неподвижным зубчатым венцом (см. ниже). Вал - шестерня (4) огибает зубчатый венец (поэтому шестерни (4а) называют "бегунковыми") и через опоры увлекают за собой поворотную платформу, обеспечивая ее вращение на опорно-поворотном устройстве.

Смазка зубчатых передач и подшипников поворотного редуктора принудительная от насосной станции; для обеспечения надежной смазки зимой осуществляется подогрев масла.

Для предотвращения течи масла через шлицевое соединение зубчатого колеса с валом (4) его торец закрыт крышкой 5; верхняя опора выходного вала имеет контактное 6 и лабиринтное 7 уплотнения, причем лабиринтное уплотнение расположено выше уровня масла. Открытое зубчатое зацепление бегунковых шестерен (4а) с зубчатым венцом по соображениям безопасности закрыто кожухом 8.

 

3.4. Пневмосистема (рис.9г).

Пневмосистема предназначена для управления тормозами подъема, напора и поворота, для подъема входной лестницы, продувки электрооборудования от пыли, подачи звукового сигнала и распыления смазки зубчатого венца.

Нагнетание воздуха в пневмосистему осуществляется компрессорной станцией, состоящей из электродвигателя 1 компрессора 2 с всасывающим фильтром 3, маслоотделителем 4 со спускным краном 5, двух воздухосборников 6 с предохранительным 7 и обратным 8 клапанами, спускными кранами 9 и манометром 10.

Из воздухосборников сжатый воздух под давлением 0,55-0,7 МПа (5,5-7 кгс/см2) по трубопроводам через электропневматические распределители 11 подается к исполнительным пневмоцилиндрам 12 тормозов подъема, напора, поворота и входной лестницы, а также к форсунке 13 (через вентиль 14), запорному вентилю 15, к которому крепится шланг для обдува электрооборудования от пыли и звуковому сигналу 16.

В кабине машиниста установлен манометр 17, реле давления 18, а также для обмыва стекол бачок 19с водой и шлангом 20, подключенным к пневмосистеме через дроссель 21.

 

Кузов и кабина.

Кузов (рис.7)защищающий большую часть оборудования поворотной платформы (кроме напорной лебедки и силового трансформатора) от атмосферных осадков и пыли, для удобства монтажа и ремонта выполнен секционно.

На крыше кузова установлены вентиляторы 11 машинного вала, вспомогательная лебедка 12 для ремонтных работ и огражденияе13.

Кабина (рис.1) выполнена двухэтажной: на первом этаже (рис.7) кабины 7 расположено электрооборудование, а на втором (собственно кабина машиниста) - кресло, командоконтролеры, пульт управления и другое (вспомогательное) оборудование*).

4. Опорно-поворотное устройство (рис.7 и 13)

Опорно-поворотное устройство (рис.7) предназначено для соединения поворотной части экскаватора с ходовой тележкой и включает в себя верхний рельс 14, приваренный к раме поворотной платформы, роликовый круг 15, нижний рельс 16, приваренный к зубчатому венцу 17, закрепленному на ходовой тележке (см. ниже), а также центральную цапфу 18.

Рабочие поверхности рельсов смазываются нанесением графитной смазки с помощью лопатки, зубья зубчатого венца смазываются с помощью форсунки, подключенной к пневмосистеме и солидолонагнетателю **) (с давлением 150 кгс/см2), при медленном вращении поворотной платформы.

*)по отдельному заказу с экскаватором поставляется кондиционер кабины.

**)от солидолонагнетателя с помощью пистолета смазывается также все точки густой смазки, имеющей винтовые маленки.

 

4.1. Роликовый круг (рис. 1 За).

Роликовый круг - это опорный роликовый подшипник, воспринимающий направленную вниз составляющую равнодействующей силы тяжести поворотной части экскаватора (с грунтом в ковше) и усилий копания. Он состоит из сорока однореборных роликов 1 (с запрессованными в них железографитовыми втулками 2), одетых на оси 3, закрепленные в сепараторе 4, установленном на оси центральной цапфы (см. ниже) с помощью бронзовой втулки 5.

 

4.2. Центральная цапфа предназначена для центрирования поворотной платформы относительно нижней рамы, она также воспринимает направленные вверх и горизонтальные нагрузки на поворотную платформу при копании, предотвращая ее сдвигание и опрокидывание относительно ходовой тележки.

Ось 6 центральной цапфы установлена в центральном стакане рамы поворотной платформы и застопорена на ней от проворачивания стопорными планками (на рис. не показаны). Нижняя часть цапфы вращается в бронзовой втулке, запрессованной в центральной отливке нижней рамы (см. ниже). Цапфа удерживает поворотную платформу от опрокидывания посредством гайки 7 через бронзовую сферическую шайбу 8; гайка стопорится от проворачивания на оси центральной цапфы планками 9. Ось центральной цапфы выполнен полой для проводке по ее отверстию (рис13ю вид б) высоковольтного кабеля (см. также рис.7) на поворотную платформу и обратной проводки низковольтных кабелей, питающих электрооборудование ходовой тележки. Кабели уложены в отверстии центральной цапфы через втулки 11; для предотвращения проворачивания относительно нижней рамы труба раскреплена тягами 12.

Для регулирования зазора (0,5-2 мм) снимают планки (9), гайка стопорится от вращения выдвижным стопором 13 и включается механизм поворота экскаватора.

Сверху на фланец трубы (10) установлен кольцевой токоприемник.

5. Ходовая тележка (рис.14 и 14а).

Ходовая тележка предназначена для установки на ней поворотной части экскаватора и его перемещения и состоит (рис. 14) из нижней части рамы 1, гусеничного хода 2 и механизма хода 3 (с раздельным приводом каждой гусеницы).

Нижняя рама представляет собой сварную металлоконструкцию, в ее центральной отливке закреплена центральная цапфа (рис.136).

Гусеничный ход.

Тип хода - двухгусеничный, малоопорный.

По бокам с обеих сторон нижней рамы крепятся (рис.14) гусеничные рамы 4 и 5 гусеничного хода. Крепление осуществляется: сверху - болтами 6а (рис.14), снизу - замками с затяжными клиньями 6б. В гусеничный ход, кроме гусеничных рам, входит также два ведущих колеса 7, сидящих на шлицах на ведущем валу 8, восемь *) опорных колес (четыре большого диаметра 9 и четыре меньшего 10), двух натяжных колес 11 и двух гусеничных цепей 12. Опорные колеса на подшипниках скольжения консольно установлены на осях 13, закрепленных планками 14 в гусеничных рамах.

Смазка опорных (и натяжных) колес - заливная.

Для предотвращения течи заливной смазки гусеничного хода применено (рис.14) комбинированное поджимное уплотнение, состоящее из двух резиновых колец 15 и бронзового кольца 16, поджимаемого к торцу пружинами 17.

Натяжные колеса на подшипниках скольжения установлены (рис.14а) на натяжной оси 18, которая в своей средней части выполнена квадратного сечения и входит в окна 19 гусеничных рам. Натяжение гусеничных цепей производится гидравлическими домкратами, устанавливаемыми между нижней рамой и натяжной осью; при натяжном положении цепей натяжная ось фиксируется в окнах гусеничных рам прокладками 20, удерживаемыми упорами 21.

Каждая гусеничная цепь состоит из 37 гусеничных звеньев, соединенных между собой пальцами. Экскаватор по требованию заказчика может комплектоваться гусеничными звеньями шириной 1,4 или 1,1м (последние используются при работе экскаватора на скальных грунтах и обеспечивают в этих условиях большую надежность).

Механизм хода

Гусеничный ход приводится в движение механизмом хода, состоящего из двух самостоятельных приводов, каждый из которых приводит в движение свою гусеницу. Кинематическая схема привода механизма хода приведена на рис.14б.

*) Количество опорных колес в каждой гусенеце рекомендуется делать. (рис.7) по трубе 30 нижней рамы и трубе 19 центральной цапфы подведена к высоковольтной части кольцевого токоприемника 20, где происходит токосъем для питания оборудования и механизмов поворотной части экскаватора. От токоприемника перемычка высоковольтного кабеля по желобам поворотной платформы подводится (рис.7') к разъединителю 21 (с масляным выключателем) комплекторного разъединительного устройства, после чего высоковольтные кабельные перемычки идут:

одна - к силовому трансформатору 22 (6000/380 В), от которого получают питание двигатели всех вспомогательных приводов (компрессора, вентиляторов, смазки поворотного механизма,.....), а также асинхронный двигатель 23 вспомогательного преобразовательного агрегата *) от генераторов (подъема 0, поворота "е" и напора "в") постоянного тока которого питаются двигатели основных приводов - подъема м, напора х, и поворота л, а также хода.

*) Преобразовательные агрегаты предназначены для преобразования переменного тока в постоянный и состоят из сетевого электродвигателя переменного тока (асинхронного 23 или синхронного 24), и генераторов постоянного тока (б или а, е и о), вращаемых сетевым двигателем.

Питание электрооборудования ходовой тележки осуществляется по кабелям, идущим с поворотной части экскаватора через низковольтную часть кольцевого токоприемника и центральную цапфу.

Питание электродвигателей ходового механизма осуществляется от генераторов поворота и напора; следовательно, во время передвижения экскаватора его напорная лебедка и поворотный механизм работать не могут.

Питание освещения экскаватора (прожекторы, светальники) осуществляется током 220 В от трансформатора собственных нужд (для аварийного освещения предусмотрена аккумуляторная батарея напряжением 12 В и подзарядное устройство). Экскаваторная форма механической характеристики приводов основных механизмов обеспечивается системой управления с силовыми магнитными усилителями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: