Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.
Цель:
данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:
· согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
· подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
· употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
· активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
· составлять сравнительные предложения с союзом «а».
Материал для игры:
карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.
Описание игры:
Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.
Ниже представлены готовые игровые карточки:
· одна голубая пластмассовая расческа;
· три розовые зубные щетки;
· две розовые пластмассовые мыльницы;
· пять голубых мягких мочалок;
· три детские зубные пасты;
· шесть пенных женских шампуней;
· одно красное мягкое полотенце;
· три ситцевых носовых платка.
Игра предполагает соблюдение следующих этапов :
1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — два).
2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – мыльница).
3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько мыльниц? — две мыльницы).
4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (две мыльницы (какие?) – розовые, пластмассовые).
5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Две розовые пластмассовые мыльницы.)
6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – мочалку.
7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Мыльницы — две, а мочалок — пять и т.д.)
Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.
Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.
Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.