Педагогическое наследие И.Г.Песталоцци.




Педагогическое наследие К.Д Ушинского

Константин Дмитриевич Ушинский был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями, педагогической практикой и одновременно реформой школы.

Основные работы: "Педагогическая антропология", "Родное слово", "Детский мир", "Руководство к преподаванию по "Родному слову", "О необходимости сделать русские школы русскими", "Книга для учащих", "Человек как предмет воспитания".

Применительно к России Ушинский выделял три принципа воспитания: 1) народность
2) христианская духовность
3) наука

Он связывал цель воспитания с исторически сложившимся в России православным идеалом совершенства, полагал, что современная русская педагогическая мысль выросла на христианской почве. Одной из главных задач народной школы он видел сближение церковного и светского образования. По мнению Ушинского, в русской школе принцип народности должен быть реализован через приоритет русского языка как предмета образования. "Родное слово - та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание", - писал К.Д. Ушинский.

Ушинский поднялся над односторонностью западничества и славянофильства. Он считал, что русская педагогическая наука может и должна использовать опыт западных стран. Этот опыт он изучал во время поездки во Францию, Германию и Швейцарию.

Ушинский поддерживал общемировую классно-урочную систему. Размышляя об уроке как об основе этой системы, он подчёркивал ведущую роль учителя и отмечал необходимость разнообразия форм урока в зависимости от его задачи (выяснение знаний учащихся, объяснение нового материала, закрепление уже пройденного и пр.)

Особое внимание Ушинский уделял организации учебного процесса в начальной школе, где целесообразно сочетание всех видов урока воедино. По мнению Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему придаётся определённое, строго продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения.

Целью нравственного воспитания детей он видел формирование личности, качествами которой стали бы любовь и уважение к людям, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства. Поэтому Ушинский протестовал против негуманного отношения к детям, против телесных наказаний, унижающих личность ребёнка. Из всех мер наказания он считал наиболее приемлемой замечание, предупреждение, отмечал важность педагогического такта и такого отношения к ребёнку, которое бы не унижало его в глазах сверстников. Моральное поощрение за успехи в учёбе Ушинский считал лучшим способом нравственного воспитания, развивающим в детях стремление идти вперёд.

Ушинский протестовал против разделения функций воспитания и обучения, указывая на единство этих двух начал в воспитании гармонично развитой личности.

 

Педагогическое наследие И.Г.Песталоцци.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) — швейцарский педагог-демократ, посвятил свою жизнь воспитанию и обучению детей народа. В его время Швейцария переходила от феодализма к капиталистическим отношениям. Всю свою жизнь Песталоцци стремился улучшить положение трудящихся и их детей.

Песталоцци резко критиковал современную ему школу, в которой господствовали догматизм и механическое запоминание.

Задача обучения по Песталоцци: не только овладение ребенком определенными знаниями, но и развитие у него умственных способностей.

Признавая исходным моментом познания восприятие ребенком внешнего мира через органы чувств, он считал, что обучение должно основываться на конкретных жизненных наблюдениях.

Высший принцип обучения - наглядность

Воспитатель должен учить детей наблюдать, постепенно расширяя круг наблюдений, должен знакомить учеников с самими предметами и явлениями, а не только рассказывать о них. По словам Песталоцци, благодаря искусству обучения “наши познания из беспорядочных делаются определенными, из определенных — ясными и из ясных — очевидными”.

Стремясь упростить процесс обучения, Песталоцци установил, что существуют простейшие элементы всякого знания, усваивая которые человек познает мир. Указывал, что все предметы имеют число, форму и название.

Простейшие элементы знания по Песталоцци: число, форму и слово

Элементарное обучение - умение ребенка считать, измерять и говорить. При этом простейшим элементом числа он считал единицу, простейшим элементом формы — прямую линию, простейшим элементом слова — звук.

Весь процесс начального обучения Песталоцци строил на основе постепенного и последовательного перехода от элементов к целому:

1) при изучении ребенком формы он предлагал брать сначала прямую линию, от которой переходить к углам, квадрату, делению его на части (половина, четверть и т. д.), а затем к кривым линиям и фигурам

2) развитие речи: звуки → слоги → слова → прибавление к существительным прилагательных и наоборот → составление распространенных предложений

Методику элементарного обучения он стремился настолько упростить, чтобы ею с успехом могла пользоваться любая мать-крестьянка, занимающаяся со своим ребенком.

Теория элементарного образования Песталоцци в целом оказала положительное влияние на дальнейшее развитие педагогической теории и практики, что нашло отражение в расширении содержания обучения в начальной школе: туда были введены элементы геометрии и рисования, начальные сведения по географии и естествознанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: