Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Проблемные ситуации в подготовительной группе | ||
№ | Ситуация | Задача |
Если расстроилась твоя подруга (друг), что нужно сделать, как помочь? | Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие. | |
У тебя сломалась игрушка, как ты поступишь: выбросишь или починишь? | Воспитывать бережное отношение к игрушкам и вещам, чувство благодарности за заботу и уход. | |
Если ты толкнул товарища, обидел девочку, твои дальнейшие действия? | Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие. | |
Что было бы если бы не было строителей, врачей, учителей? | Дифференцированное восприятие трудового процесса. Конкретизация представлений о труде врача, учителя, строителя. Узнавание и называние людей разных профессий. | |
Плачет девочка, как её успокоить? | Развивать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников. | |
Что будет если откроешь дверь незнакомому человеку? | Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми. Реагирование на негативные действия взрослого человека. | |
Ты не уступил место старшему человеку? Правильно ли ты поступил? | Выбор правильной линии поведения по отношению к людям разных возрастов. | |
Ты сказал грубое слово близкому человеку, как ты поступишь что бы исправить положение? | Осознанное неприятие проявления грубости по отношению к своим близким, друзьям. | |
Что бы ты делал, если бы увидел брошенного щенка и ли котёнка? | Побуждение воспитателем детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости, сочувствию. | |
Если в театре выключили свет, твои действия? | Освоение элементарных правил культуры поведения общественных местах. | |
Пройдя мимо воспитателя, ты не поздоровался? | Освоение разных форм приветствия, прощания, выражение признательности, обращение с просьбой | |
Ты забыл поздравить близкого человека с праздником, что ты будешь делать, что бы исправить положение? | Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям, сверстникам; развивать сочувствие и ответственность | |
Ты увидел, что обижают девочку или мальчика незнакомых тебе, твои действия? | Развивать эмоциональную отзывчивость, ответственность, сочувствие. | |
Порвалась твоя любимая книга, ты её выбросишь? | Развивать трудолюбие,ответственность, доброжелательность. | |
Оделись на прогулку,Артем забыл варежки дома… | Развивает отзывчивость к другим,сочувствие. | |
На занятии достались новые краски не всем,как быть? | Учит не быть жадным по отношению к другим. | |
За тобой в детский сад пришла мама, а тебе не хочется уходить… | Учить детей находить способы решения проблем, даже самых незначительных. | |
Тебе хочется побегать поиграть,а мама приболела. | Сопереживание, по отношению к близким. | |
Тебе очень понравилась игрушка в магазине … | Развивает терпение. | |
Ты заболел, а у друга день рождения как его порадовать? | Умение находить выход из ситуации. | |
Тебе хочется завести домашнее животное… | Чувство ответственности:«Мы в ответе за тех кого приручили..» | |
К тебе прилетел Карлсон-проказник,как ты его встретишь? | Развивать чувство доброжелания. | |
Тебе хочется мороженое,а мама не разрешает.. | Понимание по отношению к близким | |
Твой друг упал,а другие смеются… | Сочувствие сопереживание к близким. | |
У друга нет носового платочка, надо ли ему дать? | Учит не быть жадным помогать в любой ситуации близким. | |
В автобусе нет свободных мест,а тебе очень хочется сесть | Развивает терпение | |
Дети были на весеннем лугу,и всем захотелось сорвать цветы,можно ли? | Развивает чувство ответственности | |
Мы пришли на почту купить открытку, конверт, что бы поздравить бабушку. | Представление о способах поддержания родственных связей(переписка, разговор по телефону, посещения), проявлений заботы, любви, уважения друг к другу. | |
Нужно ли дружить с неряхой, с девочкой которая не моет руки перед едой? | Углубление представлений о детском организме, уходе за ним, о своих личностных качествах и достижениях. | |
Каким я вижу себя в будущем? Кем хочу стать? | Представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания.,строительство, сельское хозяйство), и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование). | |
Где работают твои близкие, родственники и кем? | Представление о ценности труда родителей и близких родственников | |
Жизнь детей разных стран. | Расширение представлений о жизни детей в других странах (игры, любимые занятия, уважение к старшим, любовь к родителям). | |
Много ли у тебя друзей? Что интересного умеют делать твои друзья? Как вы помогаете друг другу? | Формирование умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы со сверстниками. | |
Как звонить в милицию, вызвать скорую, пожарных? | Развитие потребности в познавательном общении со взрослыми, укрепление доверия к ним. | |
Знаешь ли ты всех, членов своей семьи? Большая ли семья? На кого ты похожа? | Умение задавать вопросы о своих близких, о себе, выражать свои желания, высказываться о себе, своём самочувствии, настроении. | |
Если бы я был воспитателем? | Проявление самостоятельности и инициативы в выборе игр. | |
Догадайся, почему возникло такое настрое? | Воспитание доброжелательности, инициативности в общении со взрослыми, умения видеть связь между действиями и эмоциональном состоянии взрослых. | |
Как ты помогаешь родителям? Что тебе рассказывали дедушка и бабушка о своих родителях? Есть ли у вас в семье семейный альбом? | Формирование представления о том, что в семье все заботятся друг о друге. | |
Как вести себя за столом, правила доброты, вежливые слова. | Освоение элементарных правил культуры поведения в детском коллективе: быть вежливым, внимательным, делиться игрушками. | |
Как ты поступишь, если тебя ударил или обидел твой друг | Реагирование на негативные действия других детей, их последствия | |
Почему говорят, что в природе все нужны, что нельзя обойтись без тех, кто делает мед и кто делает яд; кто страшный,и кто красивый. (стр.20) | Воспитывать любовь к природе, развивать понятие о том, что в природе все важны и все имеют право существовать. | |
Как вы думаете? Можно ли приносить птиц и зверей из леса в дом? Почему? (стр.23) | Развивать чувство жалости к птицам, приучать детей не лишать свободы птиц из-за своего комфорта. | |
«Как подружить Лису и Журавля?» (стр.41) | Развивать коммуникативные отношения. | |
Бывает ли так, что друзья приносят огорчения? (стр.41) | Приучать детей жить в согласии с друзьями и в тоже время не бояться сказать правду о нем ему в глаза. | |
«Все друзья ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Помогите. Посоветуйте». (стр.41) | Воспитывать у детей чувство коллективизма, стремление думать, и заботится о тех, кто рядом. | |
«Мальчик идет по лесу: в руках магнитофон – громкая музыка, сам сбивает и затаптывает, в птиц и насекомых бросает камни… Что вы ему посоветуете?» | Воспитывать любовь к природе и желание беречь ее, защищать и охранять. | |
«Вова купил и ест мороженое. Навстречу идет его друг Витя. Вова спрятал мороженое, а Витя подошел и угостил его конфетой. Что чувствует Вова? Как бы поступили вы?» | Продолжать знакомить детей с чувствами неловкости и стыда, развивать умение быть щедрым | |
Вы встретили нищего… Чем закончится ваша встреча? | Формировать умение сострадать и помогать тем, кто в этом нуждается. | |
«Что бы вы попросили у золотой рыбки?» | Учить детей соразмерять, кому помощь важнее: тебе или твоим близким и друзьям. | |
«Какой путь ты выберешь?» - прямо пойдешь – встретишь старушку, которой нужно помочь - налево пойдешь - встретишь старика, который заблудился, ищет аптеку. - направо – найдешь игрушку, о которой давно мечтал. | Воспитывать желание помогать нуждающимся, слабым и старым людям. | |
«Может ли больной мальчик стать твоими другом? Почему ты так думаешь? Какие игры можно ему предложить?» | Развивать чувство сострадания, учить помогать больным и инвалидам. | |
«Нужно ли благодарить ветеранов за победу? Только ли в праздник благодарить?» (стр.124) | Воспитывать чувство благодарности ветеранам ВОВ, стремление им помочь и их порадовать. | |
Если бы было 2 школы, одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками. В какой бы ты захотел учиться? | Развивать желание учиться в школе, несмотря на трудности, которые конечно будут встречаться. | |
Как сделать, чтобы добрые дела на планете Земля умножались? (самим делать хоть маленькие, на добрые дела). | Учить детей быть добрыми и не на словах, а на деле. | |
Мальчик подсматривает в замочную скважину за своей старшей сестрой. Хорошо это или плохо? Любопытство и любознательность. «У любопытного весь лоб в синяках» (стр.85) | Учить различать любопытных детей от любознательных, ценить качество любознательности и понимать плохую сторону любопытства. | |
«Оцените поступок» Мальчик на улице встречает заплаканную девочку: она заблудилась. Он не знает, как ему поступить. 1.успокоить, угостить конфетой. 2.помочь найти дорогу. 3.посмеяться над ней. 4.пройти мимо. | Развивать у детей стремление помогать нуждающимся, не проходить мимо тех, у кого беда. | |
«Скучен день до вечера коли делать нечего!» 1.Вы скучали, когда- ни будь? 2.Игра «скучно так сидеть, надо пробежаться». (стр.91) «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает». | Воспитывать умение занимать себя полезными делами, создавать самим хорошее настроение. | |
«Девочка плачет, требует, чтобы ей купили игрушку. Позаботимся о ней?» | Приучать заботиться о тех, кто действительно нуждается в нашей доброте, а не поощрять капризы. | |
«Ежик жил дома, а потом убежал в лес. Надо его возвращать и о нем заботиться?» | Закрепить понятие о том, что животным лучше жить в природе, на свободе. | |
Обсуждение сказки «Царь и вечерняя заря» (стр.109) | Воспитывать чувство щедрости | |
Что такое страх? Бывает ли он полезным? (Да, если бы не было чувства страха, то: - можно упасть с балкона - впустить в квартиру преступника -попасть под машину; -обжечься -затеять пожар -быть укушенным собакой.. (стр.115) | Формировать у детей понимание, что страх оберегает людей от необдуманных поступков. | |
Жизнь животных в зоопарке… Для чего построены зоопарки? 1.Где живется животным лучше? 2.Как можно проявить любовь к обитателям зоопарка? 3.Чего нельзя делать в зоопарке? 4.Чтение рассказа «Медвежонок заболел» 5.Рассказ воспитателя об охране белых медведей 6.Заучивание стихотворения Григорьевой «В зоопарке» (стр.150) | Воспитание чувства любви к животным, умение беречь и охранять их, правильно вести себя в зоопарке. | |
«Что мы можем сделать для леса?» 1.Рассматривание серии картин «Что случилось с мальчиком?» 2.Чем лес помогает нам? 3.Чем мы поможем лесу? 4.Чтение письма Лесовичка. 5.Призыв: «Сэкономим бумагу - поможем лесу» (стр.141) | Закреплять знание детей о богатствах леса и учить эти богатства преумножать. | |
Как выйти из положения, если ты случайно сломал игрушку друга. (стр.76) | Учить ребенка беспокоиться за происходящее, сочувствовать и огорчаться. | |
Мальчик давно мечтал увидеть в жизни жука, которого он видел раньше в книге. И вот он встретил его на ромашке. Что он сделает дальше?.. | Учить заботиться обо всем живом, а не уничтожать. | |
Расцвел комнатный цветок и вам хочется его сорвать. Как вы поступите? | Показать детям в горшке, что без земли и воды цветок погибнет сразу, а в горшке на окне он долго будет радовать и тебя и всех. |
Источник.
https://loginatatiana.rusedu.net/post/10155/108517