О проблемах правоприменения законодательства об обязательном страховании в отношении негосударственных некоммерческих организаций




 

В рамках заявленной темы возможно обсудить и вопрос о наделении некоммерческих организаций (далее – НКО) обязанностью перечисления страховых взносов с вознаграждения, которое физические лица получают от НКО. Данный вопрос, касающийся определенного сектора страхового рынка РФ, недостаточно урегулирован законодателем, тогда как он несомненно подлежит государственному регулированию.

Последние годы я исследую законодательную основу и практику взаимоотношений НКО с органами исполнительной власти, местного самоуправления и хочу выделить некоторые проблемы, происходящие из того, что государство фактически обязывает НКО регистрироваться в качестве не только налогового агента, но и страхователя, в то время как правовое обоснование этому в определенных случаях отсутствует.

Таким образом, государство, отчасти в своем стремлении к подпитке страхового рынка, допускает пробелы и неточности в законодательстве и неправильное правоприменение законодательства о страховых взносах в отношении НКО.

Одна из причин такого противоречия - обязывания НКО регистрироваться в качестве страхователя в нарушение общих принципов права – лежит на стыке правовых норм Трудового кодекса РФ и понятия «хозяйствующий (экономический) субъект».

Правовая неопределенность возникает здесь, в первую очередь, в связи с отсутствием в ГК РФ дефиниции «хозяйствующего субъекта». Удивительно то, что определение одного из основных в экономическом и административном праве субъектов правоотношений - хозяйствующего субъекта - можно «с трудом отыскать» в единственном, притом довольно специальном федеральном законе – «О защите конкуренции» (от 26.07.2006 № 135-ФЗ) и нигде более. По ст.4 указанного Закона хозяйствующий субъект – это коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход.

При заполнении заявления на государственную регистрацию юридического лица некоммерческие организации и некоммерческие объединения граждан, обязаны(!) указывать в соответствующей графе код ОКВЭД, не осуществляя предпринимательской или иной экономической деятельности.

С одной стороны, на работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство РФ о труде и законодательство РФ о социальном страховании (ст. 17 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»). С другой стороны, уточнение «по найму» допускает, что на других членов общественных объединений, осуществляющих какие-либо функции в НКО, законодательство о социальном страховании не распространяется.

Другой пример: члены и председатель совета многоквартирного дома самостоятельно уплачивают НДФЛ, объекта обложения страховыми взносами не возникает (Письмо Минстроя РФ от 29 сентября 2015 г. № 32395-ОГ/04).

Из недавнего, более чем спорного Определения КС РФ от 0606.2016 № 1170-О:

«Члены совета директоров и ревизионной комиссии, соглашаясь на осуществление определенной деятельности в интересах общества, принимают на себя обязанность по выполнению необходимой для этого функции по управлению и (или) контролю за деятельностью общества. По существу, речь идет о заключении договора между обществом и членами совета директоров и ревизионной комиссии. При этом такая деятельность предполагает осуществление обществом предусмотренных законом выплат в пользу членов совета директоров и ревизионной комиссии по решению общего собрания акционеров…

Действующее правовое регулирование предполагает отнесение вознаграждения, производимого членам совета директоров и ревизионной комиссии общества в связи с выполнением возложенных на них обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, к объекту обложения страховыми взносами независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между членом соответствующего органа и обществом, и позволяет считать такие выплаты осуществляемыми в рамках гражданско-правовых договоров, поскольку в противном случае правовой режим обложения страховыми взносами для одной и той же выплаты будет ставиться в зависимость от формального, не связанного с ее правовой природой, критерия (наличие или отсутствие условия о ней в договоре), что приводило бы к нарушению конституционного принципа равенства».

В данном случае многие юристы категорически не согласны с выводами КС РФ и полагают их противоречащими трудовому законодательству и правовому регулированию страховых отношений. И здесь не имеет значение, что рассмотрению подлежали правоотношения в коммерческих структурах, поскольку члены советов директоров и ревизионных комиссий – это члены выборного коллегиального органа.

Налоговая правосубъектность, по мнению правоведов, как юридическое качество принадлежит организации в силу закона и выражает ее способность иметь, приобретать и осуществлять собственными действиями налоговые обязанности и права, а также способность организации нести ответственность за нарушение налогового законодательства.

Основным содержательным компонентом налоговой правосубъектности организации является ее способность нести обязанности. Данное обстоятельство обусловлено особенностями метода правового регулирования финансовых и, в частности, налоговых отношений. Е.А.Ровинский считает, что основным признаком, по которому предприятие или учреждение (но не НКО!) становится субъектом налогового права, является наличие самостоятельного источника дохода, часть которого затем поступает в непосредственное распоряжение государства.

Для признания организации субъектом налогового права она должна обладать признаком имущественной обособленности, то есть владеть определенным комплексом имущества и (или) осуществлять определенные имущественные операции. Но далеко не все НКО имеют на вещном праве обособленное имущество.

Можно сослаться и на ГК РФ: по ст.2 ГК РФ участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124 ГК РФ). Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Если НКО не осуществляет предпринимательства, то согласно пункту 6 статьи 50 ГК РФ правила этого кодекса не применяются к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (как разъяснил ВС РФ в Постановлении Пленума от 23.06.2015 № 25).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Задачами организации страхового дела являются проведение единой государственной политики в сфере страхования и установление принципов страхования, формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ. Очевидно, что государственное регулирование страхового рынка может быть распространено только на такую форму как обязательное страхование.

На добровольное страхование государство может влиять только путем правового регулирования и повышения эффективности защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских правоотношений при соблюдении требований законодательства о добровольном страховании имущества граждан, что является задачей гражданского судопроизводства.

На минимальные стандарты условий и порядка осуществления отдельных видов добровольного страхования государство оказывает влияние через Банк России, который вправе определять в своих нормативных актах такие требования.

Банком России также устанавливаются порядок создания и эксплуатации единой автоматизированной системы и перечни видов информации, предоставляемой страховщиками в обязательном порядке. Осуществляется это не только в целях информационного взаимодействия участников страховых отношений, но и в целях противодействия мошенничеству в страховании.

Единая автоматизированная информационная система содержит информацию о договорах страхования по видам страхования, предусмотренным подпунктами 6 и 14 пункта 1 статьи 32.9 Закона об организации страхового дела в РФ от 27.11.1992 № 4015-1. Оператором единой автоматизированной системы является профессиональное объединение страховщиков, созданное в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

«Средний класс» по оценке Института современного развития - это граждане, чей доход на одного члена семьи в месяц составляет 2-2,5 тысячи долларов, не менее 40 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи и 2-3 легковые машины на семью. В результате, всего лишь около 7% россиян можно отнести к среднему классу. Следовательно, при наступлении несчастного случая, чрезвычайного происшествия небольшое количество населения сможет помочь себе и обеспечить себя.

Неправомерное, с точки зрения автора, требование, предъявляемое негосударственным некоммерческим организациям – по уплате страховых взносов в ПФР, ФФОМС, ФСС, которые в настоящее время администрирует ФНС РФ, и взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в отсутствие трудовых правоотношений (что является следствием обязывания их регистрироваться в качестве страхователей), требует более детального анализа и изучения. Целевые средства, вносимые членами НКО, являются «чистыми», «очищенными» от налогов, сборов и взносов и расходуются на нужды НКО по совместной договоренности, как в семье между членами семьи. При этом любой расход (приходно-расходная смета) утверждается общим собранием членов НКО; председатель правления НКО не правомочен единолично принимать финансовые решения, так как не является единоличным исполнительным органом, не обладая соответствующими распорядительными полномочиями.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Гражданский кодекс РФ.

3. Налоговый кодекс РФ.

4. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».

5. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

6. Федеральный закон от 25.07.2011 года № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства».

7. Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

8. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р.

9. Захарова Е.В. Перспективы развития страхования в России//Электронный журнал научных публикаций ЭГО/ https://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/01/08/

10.Интервью с исполнительным вице-президентом группы «РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ» Сергеем Ковальчуком [сайт]. URL: https://marketing.rbc.ru/reviews/insurance/interview-renaissance.shtml (дата обращения: 08.03.2015).

11.Джеломанова Н.В. СНТ, ДНТ и т.п. и новый ОКВЭД// https://zakon.ru/discussion/2015/11/17/snt_dnt_i_tp_i_novyj_okved

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: