ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ




Пояснение.

Типичное семя состоит из покровов (кожуры), зародыша и питательной ткани. Главная функция семенной кожуры — защита зародыша от высыхания, механических повреждений. Формируется кожура из покровов семязачатка, интегументов. Зародыш семени развивается из оплодотворенной яйцеклетки, имеет диплоидный набор хромосом. Зародыш в зачаточной форме имеет все основные органы растения: зародышевый корешок, стебелек, почечку и первые зародышевые листья — семядоли. У двудольных — две семядоли, у однодольных — одна. Запасающие ткани семени — эндосперм, перисперм, основная ткань семядолей. Эндосперм развивается из оплодотворенного центрального ядра зародышевого мешка (имеет триплоидный набор хромосом), перисперм — из нуцеллуса (имеет диплоидный набор хромосом). В семени фасоли эндосперм не представлен, запас питательных веществ в семядолях.

 

Ответ: зародыш.

2. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Метод Применение метода
  Сезонные изменения в живой природе
Близнецовый влияние условий среды на развитие признаков

Пояснение.

Метод Применение метода
НАБЛЮДЕНИЕ Сезонные изменения в живой природе
Близнецовый влияние условий среды на развитие признаков

 

Метод исследования — это способ научного познания действительности.

Существуют общие методы исследования (как биологические, так и других наук): эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, моделирование.

А есть частные, относящиеся к конкретному разделу. Например, методы генетики: генеалогический, гибридологический, близнецовый и т. д.

 

Фенология – наука, изучающая регулярные сезонные изменения, наблюдения осуществляются на основании заметных явлений в природе. Используем метод — НАБЛЮДЕНИЕ

 

Ответ: НАБЛЮДЕНИЕ

3. Сколько молекул ДНК будет содержать пара гомологичных хромосом в конце интерфазы? В ответе запишите только число.

Пояснение.

Репликация — процесс удвоения молекулы ДНК, т. е. построение комлементарной дочерней цепи на матрице материнской цепи ДНК, таким образом, после репликации молекул ДНК становится в два раза больше.

К концу интерфазы каждая хромосома из пары гомологичных будет состоять из двух одинаковых копий исходной материнской хромосомы - сестринских хроматид, соединенных в области центромеры. Набор хромосом 2n4c. Где n — это хромосома; c — хроматида (двухцепочечная ДНК)

 

Ответ: 4.

 

Примечание.

Задание изменено после консультации с составителями заданий на сайте ФИПИ.

Изначально вопрос звучал:

Сколько молекул ДНК будет содержать каждая хромосома в конце интерфазы? В ответе запишите только

число.

Было много споров и разногласий (извините - все комментарии удалены). В ответе было 4, т.к. каждая хромосома - имелась ввиду пара гомологичных хромосом - но в задании не было конкретизации.

4. Выберите три процесса, про­ис­хо­дя­щие на молекулярно-генетическом уров­не жизни.

 

1) ре­пли­ка­ция ДНК

2) об­ра­зо­ва­ние пер­вич­ной струк­ту­ры белка

3) митоз

4) мейоз

5) транскрипция

6) кроссинговер

Пояснение.

Мо­ле­ку­ляр­ный уро­вень пред­став­лен раз­но­об­раз­ны­ми мо­ле­ку­ла­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в живой клет­ке. Ком­по­нен­ты — мо­ле­ку­лы не­ор­га­ни­че­ских и ор­га­ни­че­ских со­еди­не­ний. Ос­нов­ные про­цес­сы: объ­еди­не­ние мо­ле­кул в осо­бые ком­плек­сы; осу­ществ­ле­ние, ко­ди­ро­ва­ние и пе­ре­да­ча ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции.

 

Ответ: 125.

5. Установите соответствие между процессами и фазами митоза, изображёнными на рисунках: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   ФАЗЫМИТОЗА
А) расхождение центриолей к полюсам клетки Б) укорачивание нитей веретена деления В) присоединение нитей веретена деления к хромосомам Г) выстраивание хромосом в одной плоскости Д) спирализация хромосом Е) движение хромосом к полюсам клетки  

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д E
           

Пояснение.

1) профаза: А) расхождение центриолей к полюсам клетки; Д) спирализация хромосом;

2) метафаза: В) присоединение нитей веретена деления к хромосомам; Г) выстраивание хромосом в одной плоскости (на экваторе);

3) анафаза: Б) укорачивание нитей веретена деления; Е) движение хромосом к полюсам клетки.

 

Примечание.

При митозе хромосомы уплотняются, а также образуется специальный аппарат, который отвечает за равномерное распределение наследственной информации между клетками, которые образуются в результате данного процесса.

Фазы митоза характеризуются следующими особенностями:

профаза - исчезает ядерная оболочка. В данной фазе центриоли расходятся к полюсам клетки, образуются нити веретена деления, а хромосомы конденсируются (уплотняются);

метафаза - характеризуется размещением максимально уплотненных хромосом, которые состоят из двух хроматид, на экваторе (посередине) клетки. Данное явление носит название метафазной пластинки. Именно в данном периоде можно хорошо рассмотреть хромосомы под микроскопом. В метафазе митоза происходит также прикрепление одних концов нитей веретена деления к центромерам хромосом, других концов - к центриолям;

анафаза - в данном периоде идет разделение хромосом на хроматиды (они расходятся к разным полюсам). При этом хроматиды становятся отдельными хромосомами, которые состоят только из одной хроматидной нити;

телофаза - характеризуется деконденсацией хромосом и образованием вокруг каждой хромосомы новой ядерной оболочки. Нити веретена деления исчезают, в ядре появляются ядрышки.

 

Ответ: 132213.

6. Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при полном сцеплении исследуемых генов?

Пояснение.

Полное сцепление — значит, кроссинговер не идет. При полном сцеплении дигетерозиготная особь образует два типа гамет: АВ/ ab/

 

Ответ: 2.

7. Выберите два верных ответа из пяти. Искусственный мутагенез применяется в

 

1) селекции растений

2) выведении новых пород домашних животных (коров, лошадей)

3) лечении человека

4) профилактике заболеваний человека

5) селекции микроорганизмов

Пояснение.

Искусственный мутагенез используют в селекции растений (а также микроорганизмов) для индуцирования мутантов со специфическими изменениями отдельных признаков с целью исправления у существующих сортов некоторых дефектов.

 

Ответ: 15.

8. Установите соответствие между процессами и стадиями мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   СТАДИИ МЕЙОЗА
А) выстраивание бивалентов в экваториаль- ной плоскости Б) расхождение двухроматидных хромосом В) присоединение к хромосоме нитей от обоих полюсов клетки Г) кроссинговер Д) конъюгация хромосом Е) образование четырёх гаплоидных ядер   1) первое деление 2) второе деление

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Мейоз представляет собой двухэтапный процесс деления клеток при котором репродуцируются половые клетки с уменьшенным в двое относительно родительской клетки числом хромосом. Деление клеток посредством мейоза проходит в два основных этапа: мейоз I и мейоз II.

1) первое деление:А) выстраивание бивалентов в экваториальной плоскости (метафаза 1); Б) расхождение двухроматидных хромосом (анафаза 1); Г) кроссинговер (профаза 1); и Д) конъюгация хромосом (профаза 1);

 

2) второе деление:В) присоединение к хромосоме нитей от обоих полюсов клетки (метафаза 2); Е) образование четырёх гаплоидных ядер (телофаза 2).

 

Ответ: 112112

9. Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся видоиз­ме­не­ни­ем корней?

 

1) клубень картофеля

2) корнеплод свёклы

3) луковица тюльпана

4) клубенёк фасоли

5) кочан капусты

6) микориза осин

Пояснение.

Клубень картофеля, лу­ко­ви­ца тюльпана, кочан ка­пу­сты — это ви­до­из­ме­не­ние побегов. Кор­не­плод свеклы, клу­бень­ки на кор­нях бобовых — это ви­до­из­ме­не­ния корней.

Микориза — симбиотическое обитание грибов на корнях и в тканях корней высших растений. В микоризе гриб получает от корней углеводы и снабжает растение водой и минеральными элементами питания. Эктотрофная микориза — микориза, при которой мицелий гриба образует внешний чехол вокруг корня. Эндотрофная микориза — микориза, при которой весь мицелий находится внутри клеток корня.

 

Ответ: 246.

 

Примечание.

Составители вопроса отнесли микоризу осин к видоизменениям корня.

10. Установите соответствие между видом растения и классом, к которому относится данный вид.

 

ВИД РАСТЕНИЯ   КЛАССЫРАСТЕНИЙ
А) Пшеница твердая Б) Кукуруза сахарная В) Лютик кашубский Г) Тюльпан алтайский Д) Клен платанолистный Е) Пастушья сумка   1) Двудольные 2) Однодольные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

К однодольным относится семейство лилейных (тюльпан) и злаковых (пшеница, кукуруза), остальные перечисленные растения относятся к классу двудольных растений.

 

Ответ: 221211.

11. Установите пра­виль­ную последовательность ста­дий развития печёночного со­саль­щи­ка начиная с зиготы.

 

1) циста

2) яйцо

3) рес­нич­ная личинка

4) хво­ста­тая личинка

5) зигота

6) взрос­лый червь

Пояснение.

Цикл раз­ви­тия сосальщика сложный, со сме­ной нескольких пар­те­но­ге­не­ти­че­ских поколений и од­но­го полового. После внут­рен­не­го оплодотворения и со­зре­ва­ния яйца долж­ны попасть в воду, где из них вы­хо­дит плавающая личинка. Найдя улит­ку — ма­ло­го прудовика, она про­ни­ка­ет в его тело. В нем ли­чин­ка червя пре­тер­пе­ва­ет ряд пре­вра­ще­ний и пар­те­но­ге­не­ти­че­ски дважды размножается. Из яиц, попавших с пометом животных в воду, выходит ресничная личинка — мирацидий. При оптимальной температуре (22−29 °С) развитие мирацидия длится 17−18 дней. В течение короткого времени она должна найти промежуточного хозяина — малого прудовика. Через покровы мирацидий внедряется в тело моллюска. Затем личинки по­ки­да­ют тело пру­до­ви­ка (промежуточный хозяин), в ре­зуль­та­те образуется по­ко­ле­ние личинок, по стро­е­нию напоминающих взрос­ло­го сосальщика, но име­ю­щих мускулистый хво­сто­вой придаток, затем они по­па­да­ют в воду и осе­да­ют на при­бреж­ной растительности. Здесь они те­ря­ют хвост и по­кры­ва­ют­ся плотной за­щит­ной оболочкой. С зе­ле­ным кормом цисты могут по­пасть в ор­га­низм домашних жи­вот­ных (основной хозяин), где пре­вра­ща­ют­ся во взрос­лых печеночных сосальщиков. Че­ло­век может за­ра­зить­ся ими при упо­треб­ле­нии сырой воды из водоема, а также ово­щей и фруктов, вы­мы­тых в этой воде.

 

Ответ: 523416.

12. Воспалительный процесс при попадании в кожу человека болезнетворных бактерий сопровождается

 

1) увеличением числа лейкоцитов в крови

2) свёртыванием крови

3) расширением кровеносных сосудов

4) активным фагоцитозом

5) образованием оксигемоглобина

6) повышением артериального давления

Пояснение.

Воспалительный процесс при попадании в кожу человека болезнетворных бактерий сопровождается увеличением числа лейкоцитов в крови, расширением кровеносных сосудов (покраснение места воспаления), активным фагоцитозом (лейкоциты уничтожают бактерии путем пожирания).

 

Ответ: 134.

13. Установите соответствие между процессами пищеварения и отделами пищеварительного канала, в которых они протекают — (1) желудок, (2) тонкая кишка либо (3) толстая кишка:

 

А) обработка пищевой массы желчью

Б) всасывание основной части воды

В) расщепление белков и некоторых видов жиров

Г) интенсивное всасывание питательных веществ ворсинками

Д) расщепление клетчатки

Е) завершение расщепления белков, углеводов, жиров

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

В желудке идет начальное расщепление белков, которое продолжается в тонком кишечнике, под действием желчи, и панкреатического сока, расщепление клетчатки идет в толстом кишечнике, всасывание идет в тонком кишечнике.

 

Ответ: 231232.

14. Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность процессов, про­ис­хо­дя­щих при свёртывании крови у человека.

 

1) об­ра­зо­ва­ние тромба

2) вза­и­мо­дей­ствие тром­би­на с фибриногеном

3) по­вре­жде­ние стен­ки сосуда

4) об­ра­зо­ва­ние фибрина

5) об­ра­зо­ва­ние протромбина

Пояснение.

По­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих при свёрты­ва­нии крови у че­ло­ве­ка: по­вре­жде­ние стен­ки со­су­да → об­ра­зо­ва­ние про­тром­би­на → вза­и­мо­дей­ствие тром­би­на с фиб­ри­но­ге­ном → об­ра­зо­ва­ние фиб­ри­на → об­ра­зо­ва­ние тром­ба.

 

Ответ: 35241.

 

----------

Формулировка вопроса некорректна. Протромбин (профермент, неактивная форма тромбина) постоянно синтезируется в печени и постоянно присутствует в плазме, а НЕ образуется при свертывании крови. В задании целесообразно заменить "5) образование протромбина" на "5) активация протромбина" или на "5) образование тромбина", поскольку при повреждении кровеносных сосудов запускаются процессы, приводящие к превращению постоянно присутствующего в крови протромбина в активную форму — тромбин (фермент), который превращает растворимый фибриноген в нерастворимый фибрин.

15. Выберите пред­ста­ви­те­лей фауны палеозоя.

 

1) бес­че­люст­ные рыбы

2) че­ло­ве­ко­об­раз­ные обезьяны

3) птицы

4) стегоцефалы

5) тираннозавры

6) пер­вые пресмыкающиеся

Пояснение.

Пред­ста­ви­те­ли фауны па­лео­зоя: бес­че­люст­ные рыбы, сте­го­це­фа­лы, пер­вые пре­смы­ка­ю­щи­е­ся.

 

Ответ: 146.

 

Примечание.

Палеозой вклю­ча­ет 6 периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, кар­бон и пермь. Пер­вые 3 пе­ри­о­да называют ран­ним палеозоем, осталь­ные — позд­ним палеозоем. Ран­ний и позд­ний палеозой за­мет­но различаются по рас­про­стра­не­нию и ха­рак­те­ру животного и рас­ти­тель­но­го мира. В на­ча­ле палеозоя эво­лю­ция животных и рас­те­ний происходила толь­ко в морях, где в кем­брии появились уже все типы животных. Хотя пер­вые наземные жи­вот­ные также из­вест­ны с кембрия, по существу, суша на­ча­ла заселяться ими толь­ко в девоне. Это от­но­сит­ся и к растениям, пер­вые из ко­то­рых отмечены на суше с на­ча­ла силура.

В морях ран­не­го палеозоя про­цве­та­ли археоциаты, трилобиты, при­ми­тив­ные иглокожие, граптолиты, бесчелюстные, по­яви­лись наутилоидеи, кораллы, стромотопораты, конодонты, пер­вые челюстноротые. В позд­нем палеозое (начиная с девона) за­мет­но возросло раз­но­об­ра­зие брахиопод, конодонтов, кораллов, фораминифер, че­люст­но­ро­тых рыбообразных, по­яви­лись аммоноидеи, насекомые, а также раз­лич­ные наземные позвоночные, ко­то­рые в перм­ском периоде до­стиг­ли достаточно вы­со­ко­го уровня организации.

В кар­бо­не на суше по­яв­ля­ют­ся растительноядные брю­хо­но­гие моллюски из груп­пы лёгочных, ды­ша­щие воздухом. В верх­не­де­вон­ских отложениях Грен­лан­дии известны наи­бо­лее древние пред­ста­ви­те­ли земноводных — ихтиостеги. Они оби­та­ли в мел­ких прибрежных участ­ках водоёмов (где сво­бод­ное плавание было затруднено), за­бо­ло­чен­ных районах и об­ла­стях с из­бы­точ­ной влажностью на суше. В кар­бо­не начинается рас­цвет древних амфибий, пред­став­лен­ных в позд­нем палеозое боль­шим разнообразием форм, ко­то­рых объединяют под на­зва­ни­ем стегоцефалов. Наи­бо­лее известные пред­ста­ви­те­ли стегоцефалов: лабиринтодонты, ко­то­рые в позд­нем палеозое были одной из наи­бо­лее распространённых и обиль­ных видами групп позвоночных.

В перм­ском периоде по­яв­ля­ют­ся крупные кро­ко­ди­ло­об­раз­ные стегоцефалы и без­но­гие или червяги. От при­ми­тив­ных лабиринтодонтов в ран­нем карбоне обосо­би­лась группа антракозавров, со­еди­ня­ю­щих в себе черты зем­но­вод­ных и яще­риц (сеймурии, котлассии). От них в ран­нем карбоне воз­ник­ли настоящие рептилии, ко­то­рые уже стали в пол­ной мере на­зем­ны­ми животными. Не­боль­шие (длиной до 50 см) реп­ти­лии питались на­се­ко­мы­ми и у них про­па­да­ет кожное дыхание. Древ­ней­шие и наи­бо­лее примитивные пре­смы­ка­ю­щи­е­ся принадлежали к под­клас­су котилозавров.

16. Установите со­от­вет­ствие между организмами, по­явив­ши­ми­ся или рас­цве­тав­ши­ми в про­цес­се эволюции, и эрами, в ко­то­рые они по­яви­лись и расцветали.

 

ОРГАНИЗМЫ   ЭРЫ
А) воз­ник­но­ве­ние пер­вых птиц Б) рас­цвет рептилий В) рас­цвет моллюсков Г) рас­цвет насекомых Д) рас­цвет млекопитающих Е) рас­про­стра­не­ние птиц   1) палеозойская 2) мезозойская 3) кайнозойская

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д E
           

Пояснение.

Па­лео­зой­ская эра: рас­цвет мол­люс­ков. Ме­зо­зой­ская эра: воз­ник­но­ве­ние пер­вых птиц; рас­цвет реп­ти­лий (динозавров). Кай­но­зой­ская эра: рас­цвет на­се­ко­мых; рас­цвет мле­ко­пи­та­ю­щих; рас­про­стра­не­ние птиц.

 

Ответ: 221333.

 

Примечание.

Расцвет (а не появление, или развитие) насекомых происходит в Кайнозойскую эру, параллельно с расцветом Покрытосеменных растений.

17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите факторы, регулирующие численность популяции гусениц бабочки-белянки в устойчивом биогеоценозе.

 

1) хищники и паразиты

2) фотопериодизм

3) газовый состав атмосферы

4) внутривидовая конкуренция

5) состав почвы

6) ёмкость среды

Пояснение.

Факторы, регулирующие численность популяции гусениц бабочки-белянки в устойчивом биогеоценозе: хищники и паразиты, внутривидовая конкуренция, ёмкость среды.

 

Ответ: 146.

18. Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА   ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
А) основной резервуар — атмосфера Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями В) около 50% возвращают в атмосферу растения Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей Е) не усваивается животными и растениями в молекулярном виде   1) углерод 2) азот

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Круговорот углерода: около 50% возвращают в атмосферу растения; значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых. Круговорот азота: основной резервуар — атмосфера; поглощается из атмосферы в основном бактериями; поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей; не усваивается животными и растениями в молекулярном виде.

 

Ответ: 221122.

19. Определите последовательность стадий развития папоротника, начиная с оплодотворения.

 

1) развитие заростка

2) оплодотворение

3) развитие спорофита

4) образование архегониев и антеридиев

5) образование спорангиев

6) прорастание споры

Пояснение.

После оплодотворения из зиготы образуется спорофит, на котором развиваются спорангии, спора прорастает в заросток, на котором образуются архегонии и антеридии с половыми клетками.

 

Ответ: 235614.

20. Вставьте в текст «Обмен веществ в растении» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИИ

Для образования органических веществ в листе необходима ___________ (А), которую растение получает из почвы с помощью ___________ (Б). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — ___________ (В) — по специальным клеткам проводящей ткани — ___________ (Г) — и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) атмосферное 2) вода 3) корень 4) корневое
5) побег 6) ситовидная трубка 7) сосуд 8) стебель

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г
       

Пояснение.

Для образования органических веществ в листе необходима вода (2), которую растение получает из почвы с помощью корня (3). Почвенный раствор поднимается вверх благодаря особому давлению — корневому (4)— по специальным клеткам проводящей ткани — сосудам (7)— и поступает в лист. В хлоропластах листа из неорганических веществ синтезируются органические.

 

Ответ: 2347.

 

Примечание.

У растений две разновидности проводящей ткани: ксилема (древесина) и флоэма (луб).

По ксилеме — в состав ксилемы входят элементы четырех типов: трахеиды, сосуды, паренхимные клетки и волокна — вода с раствором веществ поднимается вверх.

 

Флоэма растений – это особый вид проводящей ткани, которая необходима для передачи питательных веществ, образованных в результате фотосинтеза, к органам растения, где они используются.

Флоэма состоит их следующих типов клеток:

- ситовидные (обеспечивают основной перенос веществ и не имеют клеточных ядер);

- склеренхимные (служат для опоры);

- паренхимные (выполняют функцию ближнего радиального транспорта). Главная особенность ситовидных клеток – наличие специальных пор в клеточных стенках.

 

- Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/277346/floema---eto-chto-funktsii-stroenie-floemyi-otlichie-ot-ksilemyi

21. Проанализируйте график «Вариационная кривая, отражающая распределение семян тыквы по их величине». Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы.

 

1) размер семян 14–15 мм — максимальный размер

2) реже всего встречаются семена размером от 11 до 12 мм

3) наиболее часто встречаются семена среднего размера

4) средний размер семян колеблется в пределах 14–15 мм

5) семян размером больше 19 мм не бывает в природе

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

Пояснение.

Проанализировав таблицу «Вариационная кривая, отражающая распределение семян тыквы по их величине», находим верные выводы:

3) наиболее часто встречаются семена среднего размера;

4) средний размер семян колеблется в пределах 14–15 мм.

Остальные выводы нельзя сделать из данной таблицы. Ответ 1 неверный, т. к. максимальный размер семян 19 мм. Ответ 5 — семян размером больше 19 мм не бывает в природе — не можем утверждать по данной выборке.

 

Ответ: 34.

22. Каким экспериментальным методом можно установить скорость прохождения веществ через клеточную мембрану при исследовании функции щитовидной железы? На чём основан этот метод?

Пояснение.

1) методом меченых атомов; необходимо ввести пациенту порцию радиоактивного йода;

2) по химическим свойствам изотопы одного и того же элемента не отличаются друг от друга, но радиоактивное излучение позволяет отследить этапы перемещения радиоактивного элемента (йода) и скорость его накопления в клетках железы.

 

Примечание.

Метод основан на определении количества накапливаемого в щитовидной железе радиоактивного йода - 123I или 131I - через 2, 6 и 24 ч после приема внутрь и позволяет оценить функцию щитовидной железы. С помощью датчика, устанавливаемого над щитовидной железой, измеряют радиоактивность в ней и определяют в процентах, какую часть она составляет от общей исходной радиоактивности изотопа. Таким образом можно получить представление, как щитовидная железа поглощает и удерживает йод.

При изучении функции щитовидной железы с помощью радиоактивного йода установлено, что уже через несколько минут после введения в организм небольшого количества йодистого калия концентрация радиоактивного йода в щитовидной железе во много раз выше, чем в других органах, тканях и крови. В то же время способность избирательного поглощения йода щитовидной железой значительно изменяется в зависимости от ее функционального состояния.

Это надежный метод диагностики гипертиреоза, однако диагностика гипотиреоза с его помощью менее достоверна.

Показанием к нему является отклонение от нормы концентрации гормонов щитовидной железы.

23.

Какие особенности строения скелета позвоночного животного, изображенного на рисунке, доказывают его наземное происхождение? Приведите доказательства. С какой группой современных позвоночных животных у него проявляется сходство во внешнем строении? Как называется эволюционный процесс, в результате которого сформировалось это свойство? Ответ обоснуйте.

Пояснение.

Элементы ответа:

1) грудные плавники имеют сходство в строении с конечностью наземного типа (пояс конечности и свободная конечность из трех отделов: плеча, предплечья, кисти);

2) имеются рудиментарные кости тазового пояса, свидетельствующие о наличии у предков задних конечностей;

3) сходство с рыбами по форме тела и плавников;

4) название процесса — конвергенция; это формирование сходных признаков у неродственных групп, обитающих в одинаковых условиях.

24. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно.

 

1) Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные.

2) Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт.

3) Зародыш двудольных состоит из двух семядолей.

4) Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием.

5) Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка.

6) Большинство однодольных — это травянистые растения.

Пояснение.

Ошибки содержатся в предложениях:

1) 1 — однодольные и двудольные — классы, не отделы.

2) 3 — зародыш состоит не только из семядолей, в состав входит еще и зародышевый корешок, стебелек, почечка.

3) 4 — листовые пластинки двудольных обычно с сетчатым жилкованием.

25. Известно, что раз­ные кости или их части за­пол­не­ны кост­ным мозгом. Какие виды кост­но­го мозга существуют? Ка­ко­вы функ­ции этих видов кост­но­го мозга и где эти виды мозга находятся?

Пояснение.

1) су­ще­ству­ет крас­ный и жёлтый кост­ный мозг;

2) крас­ный кост­ный мозг вы­пол­ня­ет кро­ве­твор­ную функцию;

3) жёлтый кост­ный мозг вы­пол­ня­ет пи­та­тель­ную функцию, так как богат жи­ро­вы­ми клетками;

4) крас­ный кост­ный мозг на­хо­дит­ся в губ­ча­той ткани костей, жёлтый - в по­ло­стях труб­ча­тых костей.

26. Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?

Пояснение.

Элементы ответа:

1) главным источником энергии является детрит – отмершие

растения и погибшие животные;

2) в состав бентоса входят разнообразные детритофаги (раки,

черви-трубочники, бактерии-сапротрофы);

3) в глубоководных экосистемах озёр они выполняют роль консументов

(потребителей) и редуцентов (разрушителей органического

вещества)

 

Примечание.

Источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем (гетеротрофные экосистемы) существуют за счет поступления органического вещества извне, т.е. зависят от автотрофных экосистем.

 

Гетеротрофными являются экосистемы океанических глубоководий, в которых организмы живут за счет скудного «питательного дождя» из остатков организмов планктона и нектона и экскрементов животных (в том числе ракообразных, упакованных в особые оболочки).

Органические вещества, выпадающие из светового слоя океана, постепенно съедаются по мере опускания в глубокие слои, и на глубину 4-5 км, где в кромешной тьме живут некоторые моллюски, ракообразные и даже рыбы, попадают сущие крохи.

Особой группой водных организмов являются глубоководные животные. Они как правило незрячи или имеют телескопические глаза, усиленно развиты осязательные рецепторы, окрашены в красный цвет или бесцветны, не имеют плавательного пузыря, как правило имеют причудливую форму, большие рты, светящиеся органы, растягивающиеся животы, все, что способствует поглощению пищи в темноте. Их разнообразие связано со стабильностью экосистем в течение длительного исторического времени, что позволило сохраниться древним видам.

 

Функциональные группы: гетеротрофы являются консументами, потребляющими органическое вещество, и редуцентами, разлагающими его до простых соединений.

 

Редуценты – организмы, которые по своему положению в экосистеме близки к детритофагам, так как они тоже питаются мертвым органическим веществом.

 

Для донных беспозвоночных, обитающих на больших глубинах, существенное кормовое значение имеют бактерии - хемосинтетики.

27. Дана цепь ДНК: ЦТААТГТААЦЦА. Определите:

А) Пер­вич­ную струк­ту­ру за­ко­ди­ро­ван­но­го белка.

Б) Про­цент­ное со­дер­жа­ние раз­лич­ных видов нук­лео­ти­дов в этом гене (в двух цепях).

В) Длину этого гена.

Г) Длину белка.

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое основание Второе основание Третье основание
  У Ц А Г  
У Фен Фен Лей Лей Сер Сер Сер Сер Тир Тир — — Цис Цис — Три У Ц А Г
Ц Лей Лей Лей Лей Про Про Про Про Гис Гис Глн Глн Арг Арг Арг Арг У Ц А Г
А Иле Иле Иле Мет Тре Тре Тре Тре Асн Асн Лиз Лиз Сер Сер Арг Арг У Ц А Г
Г Вал Вал Вал Вал Ала Ала Ала Ала Асп Асп Глу Глу Гли Гли Гли Гли У Ц А Г

 

Примечание от со­ста­ви­те­лей сайта.

Длина 1 нук­лео­ти­да — 0,34 нм

Длина одной ами­но­кис­ло­ты — 0,3 нм

Длина нук­лео­ти­да и ами­но­кис­ло­ты — это таб­лич­ные данные, их нужно знать (к усло­вию не прилагаются)

Пояснение.

Содержание вер­но­го от­ве­та и ука­за­ния к оцениванию Баллы
А) Первая цепь ДНК: ЦТА-АТГ-ТАА-ЦЦА, по­это­му и-РНК: ГАУ-УАЦ-АУУ-ГГУ. По таб­ли­це ге­не­ти­че­ско­го кода опре­де­ля­ем аминокислоты: асп — тир — иле — гли-.   Б) Первая цепь ДНК: ЦТА-АТГ-ТАА-ЦЦА, по­это­му вто­рая цепь ДНК: ГАТ-ТАЦ-АТТ-ГГТ. Количество А=8; Т=8; Г=4; Ц=4. Все количество: 24, это 100%. Тогда А = Т = 8, это (8х100%): 24 = 33,3%. Г = Ц = 4, это (4х100%): 24 = 16,7%.   В) Длина гена: 12 х 0,34 нм (длина каж­до­го нуклеотида) = 4,08 нм.   Г) Длина белка: 4 ами­но­кис­ло­ты х 0,3 нм (длина каж­дой аминокислоты) = 1,2 нм.    
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше элементы, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских ошибок.  
Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских ошибок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 3 на­зван­ных выше элемента, но со­дер­жит не гру­бые био­ло­ги­че­ские ошибки.  
Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских ошибок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше элементов, но со­дер­жит не гру­бые био­ло­ги­че­ские ошибки.  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

28. Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отцa — четвертая?

Пояснение.

 

 

1) Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая — АВ.

2) Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.

3) Ответ: дети будут иметь 2 и 3 группы крови.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: