Семинарское занятие 9
Студент как творческая личность
Цель: обосновать актуальность акмеологического подхода по отношению к личности специалиста; охарактеризовать студента как субъекта учебной деятельности с учётом возрастных особенностей и особенностей его психологии.
1.Обоснование необходимости акмеологического подхода к определению и формированию личности специалиста.
2.Студент как субъект учебной деятельности.
3.Возрастные и индивидуальные особенности развития студента.
4.Психолого-педагогические особенности одаренных студентов.
5.Аксиограмма личности студента.
Вопрос для дискуссии. Если студент не проявляет творческого потенциала, значит ли это, что виновен в этом преподаватель? Докажите.
Учебная литература
1.Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб: Питер, 2003.
2.Кулаев К. В. Проблемы саморазвития личности // Педагогика. – 1998. – № 8.
3.Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству. – М., 1990.
4.Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2005.
5.Савотина Н. А. Проблемы формирования будущего специалиста // Педагогика. – 1997. – № 1.
6.Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. – М.: Пед. общество России, 2005.
Алгоритм по подготовке семинарского занятия 9:
1.Определение целей.
2. Сбор информации.
3. Разработка максимального количества альтернатив.
4. Отбор альтернатив.
5. Построение модели в виде логического, последовательного построения ответа на каждый вопрос.
Работа с сопровождающим материалом.
Акмеология определяется как наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Методологические принципы акмеологии основаны на изучении вопросов проявления комплексности, системности, субъекта, детерминизма, социальной детерминации личности, принципов развития и активности и др.
Акмеологический подход представляет собой систему принципов, приёмов и методов, позволяющих решать педагогические проблемы и задачи.
Учебная деятельность – это деятельность, в результате которой происходят изменения в самом субъекте. Учебная деятельность студентов характеризуется действующей системой познавательных интересов, начиная с восприятия информации и заканчивая сложнейшими творческими процессами, способностями общего и частного характера, эмоциональными явлениями, которые мотивируют многие системы учебных действий, а также общими и частными мотивациями.
В учебную деятельность включены сложные психологические механизмы, базирующиеся на личностных структурах и зависящие от возрастных психологических особенностей. Субъективность студента высшей школы – одно из проявлений способности к преобразованию и совершенствованию себя в учебной и последующей профессиональной деятельности.
Компоненты индивидуальной работы педагога по формированию личности студента:
1) изучение особенностей деятельности и личности студента;
2) определение целей и задач индивидуальной работы;
3) подбор форм и методов индивидуальной работы для реализации поставленных целей и задач в отношении воспитания и обучения данного студента;
4) анализ практики индивидуальной работы, результатов применения к студенту тех или иных мер воздействия, уточнение и внесение дополнительных мер педагогического влияния.
Субъектность студента рассматривается как условие отстаивания индивидуальности, и наоборот, проявляя субъектность, студент формирует свою индивидуальность.
Возрастные особенности – это наиболее характерные для возрастного периода студентов особенности их физического, психического и социального развития.
Особенности и противоречия второго периода юности (18 - 25 лет):
1) зрелость в умственном, нравственном и общественном отношении;
2) самооценка противоречива и порой нереалистична, что вызывает
иногда внутреннюю неуверенность в себе, часто сопровождающуюся
внешней резкостью и развязностью; при этом молодёжи свойственны
прямота и честность, правдивость, высокая требовательность к себе и другим;
3) критичное отношение к преподавателям, при этом критика и самокритика уживаются в сочетании с чутким отношением к товарищам и преподавателям;
4) максимализм и категоричность оценок, которые не всегда говорят о принципиальности;
5) юность обладает повышенной социальной активностью, это время максимального расцвета личности;
6) существует ещё одна психологическая особенность психического развития студентов: если в школе обучение и воспитание всегда опережают развитие, то в вузе иногда развитие студентов опережает обучение и особенно воспитание.
Студенты подмечают иной раз еле уловимые вещи. Ошибки и даже оговорки не проходят незамеченными. Студенты ценят смелое, правдивое, острое слово, касающееся не только предметов, но и их самих, их научного роста, отношения к учёбе, нравственным качествам. Следовательно, важно оценивать их деятельность. Масса студентов не однородная, и развиваются не так, как хотелось. Значит необходимо найти подход.
Особенности и противоречия формирования личности юношей и девушек имеют существенное значение при определении содержания, форм и методов работы с ними в высшей школе.
Психолого-педагогические особенности одарённых студентов. Проблема диагностирования творчески одаренной личности студента и своеобразие работы вузовского преподавателя с ними.
Выявление аксиограммы личности студента. представление о социокультурном и лингвокультурном потенциале современного студента-первокурсника, который проявляет интерес к периодической литературе, является активным пользователем Интернета и считает себя образованным носителем русского языка. Но вместе с тем существуют и пробелы в знаниях и умениях будущих специалистов, как-то: трудности при решении сложных языковых задач, отсутствие интереса к языковым вопросам современного русского языка, относительная инертность в расширении кругозора в области культуры и изучении родного языка.
Таким образом, результаты проведенного диагностического исследования определили необходимость дальнейшего развития у современных студентов таких важных базисных ценностей, как интеллектуальное, в том числе речевое, развитие, критическое мышление, профессиональная мобильность, социальная ответственность и гражданская мобильность, способность к стратегическому партнерству. Развитие данных ценностных характеристик на занятиях по русскому языку и культуре речи с учетом междисцип- линарных связей позволит обеспечить качественную подготовку студента вне зависимости от профиля вуза.
Рекомендуемая тематика исследований
1. Развитие творческой личности специалиста – основная проблема акмеологии.
2. Творчество в структуре личности специалиста. Методы диагностики и стимуляции творческой деятельности.
3. Формирование личности специалиста на основных этапах профессионального становления.
4. Реализация процесса формирования целостной личности студента в практике работы вуза.
Контрольные вопросы и творческие задания
1. Используя разнообразные методы (наблюдение, беседы, тестирование), составьте характеристику возрастных и индивидуальных особенностей «трудного студента».
2. Сопоставьте для «трудного студента» природные и педагогические факторы его развития. Какие педагогические выводы из этого сопоставления следуют?
3. Используя разнообразные методы, составьте характеристику возрастных и индивидуальных особенностей одарённого студента.
4. В чём может быть отличие идеальной модели личности студента -выпускника филологического факультета специальности «Психология», специальности «Журналистика», специальности «Русский язык и литература»?