Нормативно-законодательная база энергосбережения в Республике Беларусь




Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных механизмов повышения эффективности использования ТЭР, и в Республики Беларусь она создана. В её основе лежит Закон Республики Беларусь "Об энергосбережении". В развитие его правительством и другими республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР.

Принятым в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР) осуществляющие следующие виды деятельности:

-добычу, переработку, производство, транспортировку, хранение, использование и утилизацию всех видов ТЭР;

- производство и поставку энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов и материалов, а также приборов учёта, контроля, регулирования расходов ТЭР.

- проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР), экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных, энергосберегающих и других видов работ, связанных с повышением эффективности использования и экономии ТЭР;

-реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением не-. традиционных и возобновляемых источников энергии, использование возобновляемых энергетических ресурсов;

- информационное обеспечение юридических и физических лиц, подготовка кадров для сферы энергосбережения;

- разработку и внедрение эффективных систем управления энергосбережением и средств контроля за эффективным использованием ТЭР.

Законом определены основные принципы государственного управлении в сфере энергосбережения:

-осуществление государственного надзора за рациональным использованием ТЭР;

-разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

-приведение нормативных документов в соответствии с требованием снижения энергоёмкости материального производства, сферы услуг и быта;

-создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР, вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

-повышение уровня самообеспечения республики местными ТЭР;

-осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;

- создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;

-реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;

-информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;

- обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;

-создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

Законом определено также, что необходимо обеспечить установление технически и экономически обоснованных прогрессивных норм расхода топлива, которые должны в обязательном порядке включатся в технологические регламенты, технические паспорта, ремонтные карты, технологические инструкции по эксплуатации всех видов энергопотребляющей продукции. Национальная система стандартизации, сертификации обеспечивает контроль за соответствием продукции, работ, услуг, а также ТЭР требованиям эффективного энергопотребления. Кроме того, предусмотрено проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений для определения их соответствия требованиям нормативной документации.

В целях оценки эффективности использования ТЭР и обеспечения их экономии предусмотрено проведение энергетических обследований субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Беларусь, и введена система нормирования расхода топлива и энергии.

Программа развития энергетики и энергосбережения

Госпрограммой определены стратегические цели деятельности в области энергосбережения. Среди них - сдерживание роста валового потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при экономическом развитии страны, дальнейшее увеличение использования местных ТЭР, в том числе возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Для этого по подпрограмме "Повышение энергоэффективности" необходимо обеспечить объем экономии ТЭР в результате реализации энергосберегающих мероприятий, по подпрограмме "Развитие использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии" - увеличить долю местных ТЭР, в том числе из ВИЭ, в валовом потреблении ТЭР.

.

В соответствии с подпрограммой "Повышение энергоэффективности" дальнейшее повышение энергоэффективности будет обеспечиваться в первую очередь за счет внедрения современных энергоэффективных технологий, энергосберегающего оборудования и материалов во всех отраслях экономики и отдельных технологических процессах, а также за счет структурной перестройки экономики, направленной на развитие менее энергоемких производств, активизации работы по популяризации энергосбережения и рационального использования ТЭР.

Резервы экономии ТЭР будут определяться с помощью энергетических обследований (аудитов), мониторинга потребления ТЭР в организациях республики.

Повышение энергетической самостоятельности государства должно осуществляться с учетом максимального вовлечения в топливный баланс местных ТЭР и возобновляемых источников энергии.

Основными направлениями дальнейшего развития использования местных ТЭР будут создание энергоисточников, использующих местные ТЭР (древесное и торфяное топливо, горючие отходы; совершенствование инфраструктуры по заготовке и транспортировке древесного топлива со снижением затрат на заготовку, транспортировку и хранение энергетической биомассы, повышение ее эксплуатационных характеристик; создание в организациях ЖКХ мощностей по производству топлива из твердых коммунальных отходов (RDF-топливо) с его использованием на энергоисточниках.

Кроме того, предусматривается создание биогазовых установок на очистных сооружениях и полигонах захоронения твердых коммунальных отходов, в сельхозорганизациях, занимающихся производством крупного рогатого скота, свиней и птицы, суммарной электрической мощностью не менее 30 МВт; увеличение выработки электрической и тепловой энергии за счет использования энергии естественного движения водных потоков, ветра, солнца.

Производство электрической и тепловой энергии с использованием энергии воды, ветра и солнца будет вестись за счет сооружения новых гидроэлектростанций, внедрения фотоэлектрических станций, увеличения использования гелиоводонагревателей и различных гелиоустановок для интенсификации процессов сушки продукции и подогрева воды в сельскохозяйственном производстве и для бытовых целей, ввода в эксплуатацию ветроэнергетических установок.

Реализация госпрограммы "Энергосбережение" должна позволить стране выйти на еще более высокие показатели энергоэффективности, приблизившись вплотную по этому показателю к большинству развитых стран.

Заключение

Энергетика как отрасль национального хозяйства охватывает сложную совокупность процессов преобразования, распределения и использования всех видов энергетических ресурсов от их добычи до приемников энергии включительно. Глубокое проникновение энергетики во все отрасли экономики и социальную сферу определяет особую роль энергетики в обеспечении безопасности развития современного общества. При этом работа и развитие этой отрасли невозможно без верного учёта энергии и нормирования расхода энергетических ресурсов на производстве, которые мы рассмотрели в этом реферате.

Список литературы:

· Осика Л.К., Операторы коммерческого учета на рынках электроэнергии. Технология и организация деятельности,1997 г.

· Основы энергосбережения: Учебное пособие /Б. И. Врублевский, С. Н. Лебедева, А. Б. Невзорова и др.; Под ред. Б. И. Врублевского. — Гомель: ЧУП «ЦНТУ «Развитие», 2002.

· 3. Андрижиевский, А. А. Энергосбережение и энергетический менеджмент: учеб. пособие / А.А. Андрижиевский, В.И. Володин. -2-е изд., испр. - Мн.: Выш. шк., 2005.

· https://minenergo.gov.by/

· https://energo-argo.narod.ru/

· https://energostar.com/

· https://www.belta.by/economics/view/gosprogramma-energosberezhenie-na-2016-2020-gody-utverzhdena-v-belarusi-187569-2016/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: