Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ОВЗ




Ответы на вопросы

18. Специфика сбора психологического анамнеза

19. Нормативные требования к сформированности школьных навыков.

· Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям

· Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям

· Сформированность учебных деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

20. Составление педагогической характеристики

Исследователями в области психологии и педагогики был проведен анализ характеристик, которые составляются в учебных заведениях. Было выявлено, что такой документ отличался подходом к изучению личности ребенка. Так, педагоги делали акцент на влиянии педагогической системы на ученика, на

его поведении в условиях школы. А психологи - на индивидуально-типологических отличиях ребенка. Например, для учителя важны проявления дисциплины и старательности в учебном процессе, для психолога - мотивы учебной деятельности ребенка. Оба подхода недостаточно полно описывали личность учащегося в конкретных условиях образовательной системы. Поэтому был сделан вывод, что характеристика учащегося должна строиться по определенному плану (алгоритму) и включать такие необходимые данные:

общие сведения о ребенке (как зовут, возраст, где проживает, период обучения, особенности семьи);

учебную деятельность; поведение; общественный труд; общение; индивидуальные личностные черты; семейную атмосферу и воспитание.

Эти пункты были включены в карту-схему характеристики ученика, которая заполняется учителем на протяжении обучения ребенка. Она не только дает полное представление о личности учащегося, но и помогает в дальнейшем составить объективную характеристику.

Деятельность ученика

Деятельность ребенка в учебном заведении включает несколько видов, которые должны быть расписаны в таком документе. Это:

учебная деятельность (успеваемость, интерес, любовь к чтению, учебные достижения);

общественная активность (степень выраженности, инициативность, организаторские задатки, авторитетность мнения ребенка, отношение к роли ведомого, желание выполнять общественно важную работу);

коммуникативная деятельность, общение (популярность в коллективе, наличие товарищей, общительность, умение выступать перед аудиторией, открытость, отзывчивость, ориентация на мнение окружающих, отношения с педагогами).

Характеристика деятельности учащегося показывает, насколько ребенок адаптирован к образовательной среде. Как он усваивает общественный опыт, умеет принимать самостоятельные решения и составлять план действий.

21. Понятие обучаемость ребенка (методика Ивановой)

Обучаемость- система свойств личности и деятельности ребенка, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы- знаний, понятий, навыков и пр. Методика А.Я.Ивановой позволяет исследовать обучаемость ребенка, определяет его потенциальную способность к овладению новыми знаниями с помощью взрослого.

22. Стандартизированные измерительные методы

Стандартизированные опросники и тесты – психодиагностические методы, направленные на установление типичных качеств и характеристик человека на основе стандартизированных исследовательских процедур.

Тест- фиксированное во время определенное по процедуре исследование индивидуально психологических характеристик человека. В широком понимании тестами считают стандартизированные психодиагностические методы, в том числе личностные опросники и проективные методики. В узком понимании тест- это процедура решения стандартизированных заданий.

Опросники- стандартизированные диагностические методики, представляют собой серию стандартизированных вопросов.

Все стандартизированные диагностические методы должны отвечать требованиям валидности, надежности, репрезентативности.

-Методический принцип: объективные тесты- где существуют правильные ответы;

-Стандартизированные самоотчёты: тесты-опросники, открытые опросники, метод закончить предложение, шкальные техники, семантический дифференциал, субъективная классификация, индивидуально ориентированные техники.

- проективные методики (все индивидуальные)

-диалогические техники (все индивидуальные,результаты объективные):

Беседы, интервью, диагностические игры. Положительные стороны: позволяют проводить групповое тестирование и позволяют получать объективные результаты. Которые можно подвергать математической обработке, выявлять закономерность, но закономерности всегда будут ориентированы. Отрицательные стороны: поверхностное суждение.

23. Нестандартизированные методы психодиагностики.

Нестандартизированные методы, представленные прежде всего набором так называемых патопсихологических методик (Зейгарник, Рубинштейн, Поляков), отличаются «прицельностью», направленностью на определенные виды психической патологии, и выбор их осуществляется индивидуально для конкретного испытуемого. Создаются эти методики для изучения конкретных видов нарушения психической деятельности. В условиях психологического эксперимента они избирательно используются для выявления особенностей психических процессов в соответствии с поставленной задачей, в частности дифференциальной диагностики. Относятся: диалог, проективный анализ продукта деятельности. Эти методы индивидуальны, более тонкие в получении диагностических данных, но они требуют субъективной оценки психолога. Результаты могут указывать только на область, внутри которой нужно искать проблему. Поэтому наилучшим результатом является сочетание этих методов.

24. Донаучный этап психодиагностики

Научное направление развивалось в рамках философии, философской антропологии параллельно с учением об индивидуальных отличиях. Примером, иллюстрирующим данное направление, выступают трактаты таких философов: из античной эпохи до нас дошла работа Теофраста «Характеры»(372-287гг. до н.э.), в которой описываются «типы», т.е. присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» и др. Такие типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости от его характерных черт, к определенному типу и в конечном счете прогнозировать его поведение. Различные типологии, разрабатывающиеся с древних времен, несомненно, сыграли свою роль в появлении научной психодиагностики, путь развития которой: от типов темперамента Гиппократа – к Галену, который наделяет их нравственными характеристиками; затем к Канту, стремившемуся отделить свойства темперамента от других психических особенностей; и наконец – к таким современным типологиям, которые разрабатывались Павловым, Кречмером, Шелдоном и др.исследователями.

25. Научный этап психодиагностики

История современной диагностики начинается с первой четверти 19 века, т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи-психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений.

В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы.

Только во второй половине 19в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон Вебера. Открытие закона Вебера дало возможность измерения психодиагностических явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений. В 1884 г. Английский психолог Гальтон основал Антропометрическую лабораторию, одной из целей её стало получение статистических данных о человеческих способностях. Он же в 1877г. предложил метод корреляций. Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э.Вебера и Г.Фехнера определила важное направление исследований в экспериментальной психологии того времени. Вскоре в психологии совершаются попытки говорить на «математическом языке». Основным в исследованиях 19в является то, что психическое становилось особой областью экспериментального исследования, отличной от физиологии. Френсис Гальтон в течении 1884-1885годах провел серию испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от5 до 80 лет могли проверить 17 психологических и физиологических показателей. Исследование результатов легло в основу дифференциальной психологии.

Д.Кеттел предложил в качестве образца 50 тестов. Немецкий психиатр Крепелин разработал на клиническом материале серию испытаний, позволяющих судить о таких процессах, как память, утомление, нарушение внимания.

26. Характеристика наблюдения в педагогической и психологической диагностике.

Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения.

Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется в естественной для ребенка ситуации (занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе или в классе, в совместной деятельности с родителями). Выявляются и оцениваются составляющие деятельности ребенка(навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности). выясняется, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигат. развития. Это становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Психолог может играть с детьми (активное наблюдение), а может быть в позиции наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

 

Недостатки 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; 3) невозможность статистической обработки результатов.

Таким образом, в практике психодиагностики метод наблюдения рационально использовать включенным в метод эксперимента посредством введения качественных показателей проявления у ребенка тех или иных психофизических особенностей и их количественной оценки.

27. Проективные методы психодиагностики.

Проективные методики один из методов психодиагностики, группа методик диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт. Проективные методики основаны на выявлении различных проекций в данных эксперимента с последующей их интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии её испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают: ассоциативные (например, Тест Роршаха, тест Хольцмана, в которых испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения неоконченных предложений); интерпретационные (например, тематический апперцепционный текст, в котором требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине); экспрессивные (психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного М. З. Дукаревич. Совокупность использования проективных методик называется проективной психологией. Основные проективные методики:

Методики структурирования

Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта)

Тест Роршаха

Тест Хольцмана

Тест Цуллигера

Методики интерпретации

Рисованный апперцептивный тест (РАТ)

Тест руки (Hand Test)

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга

Тематический апперцептивный тест (ТАТ)

Детский апперцептивный тест (CAT)

Тест Сонди

Рисунок семьи

Методики экспрессии

Психографический тест Либина

Тест Фрилинга

Цветовой тест отношений (ЦТО)

Тест Люшера

Рисунок несуществующего животного

Проективный рисунок человека

Дом-дерево-человек

Методики дополнения

Метод незаконченных предложений (Казачкова В. Г.)

Тест незаконченные предложения Сакса-Леви

26. Использование метода социометрии.

Социометрический метод – это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Особенно это относится к изучению неофициальных отношений. В основе процедуры рассматриваемого метода лежит социометрический опрос. А суть самой процедуры – исчисление персональных и групповых социометрических индексов. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной деятельности не менее 6-ти месяцев. Основой содержания социометрической карты является совокупность критериев, представляющих собой вопросы, ответы на которые и служат основанием для установления неформальной структуры в группе. Выбор критериев должен определяться задачами исследования. Как и вопросы анкеты, критерии в своем строении, форме должны отвечать общим требованиям. Одним из наиболее распространенных методов анализа социометрической информации является графический метод. Графическое отображение результатов называется социограммой.

Социограмма – это схематическое изображение реакций исследуемых, выраженных ими друг к другу при ответе на социометрический критерий.

При построении социограммы употребляется следующая символика:

А ¾¾¾ В - положительный выбор

А- - - - В - отрицательный выбор

А¾¾¾ В - положительный взаимовыбор

А - - - - В – отрицательный взаимовыбор.

Применение социометрического метода позволяет получить знание о внутриколлективных отношениях.

29. В чем заключаются типичные ошибки диагностики, понятие артефакт

1. некритическое использование зарубежных методик, основанное на непонимании влияния культуры на их работу.

2. использование методик без отчетливого понимания того, что они измеряют. Доверие к названию, «ярлыку» методики без попытки понять историю ее создания и развития представлений об измеряемых ей характеристиках.

3. статический подход к обследуемым индивидам, фактическое отрицание личностного индивидуального развития в перспективе и отсюда неоправданно категорические выводы и заключения. Важно правильное понимание соотношения между относительной константностью и изменчивостью индивидуальности.

4. использование методик неспециалистами. Связано с непонимание значения специального образования. Это касается как создания методик, так и их использования. По Плевицкой:

1 связанные со сбором данных:

А) ошибки наблюдения («слепота» на важные для диагноза черты и проявления личности. Наблюдение черт и особенностей личности в искаженной качественно или количественной форме. Б) ошибки регистрации (эмоциональная окрашенность записей в протоколе может свидетельствовать скорее об отношении психолога к обследуемому, нежели об особенностях его поведения. А также разные люди могут по-разному понимать значения одних и тех же терминов). В) Инструментальные ошибки (неумение пользоваться аппаратурой и другой измерительной техникой как в техническом так и в интерпретационном аспекте).

2. ошибки в переработке и интерпретации данных:

А) эффект первого впечатления (переоценка диагностического значения первичной информации). Б) ошибка атрибуции (приписывание обследуемому черт, которых у него нет или рассмотрение нестабильных особенностей в качестве стабильных). В) ошибки ложной причины. Г) показательный радикализм (переоценка значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшее решение). Д) познавательный консерватизм (предельно осторожная формулировка гипотез).

Понятие артефакт. от лат. artefactum — искусственно сделанное — любой искусственный объект, объект культуры; физический предмет; идея или образ; технология; форма поведения и отношений; оценка.

30. Два подхода к процедуре стандартизации.

Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она стандартизирована. Как отмечает А. Анастази, стандартизация— это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Таким образом, стандартизация рассматривается в двух планах: как выработка единых требований к процедуре эксперимента и как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний. Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении эксперимента, можно отнести такие:

♦ инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними итеми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

♦ ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

♦ в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

♦ эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

♦ временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т. д.

Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации новой методики, так как только строгое их соблюдение дает возможность сравнить между собой показатели, полученные разными испытуемыми,

Другим важным моментом в стандартизации методики является выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний, поскольку диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи в их выполнении.

Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано прежде всего с сокращением многообразия.

31. Метод анкетирования, беседы

Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. В социологии анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок. Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

Беседа – это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.

32. Виды тестов, опросников

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет заданную деятельность (решение задач, рисование, рассказ по картине и т.п.), т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы об уровне развития тех или иных свойств у испытуемого. Отдельные тесты представляют стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый; стандартной является процедура предъявления заданий и процедура оценки результатов. Тесты весьма разнообразны. Существуют тесты вербальные (словесные) и невербальные. Обычно выделяют две группы тестов – стандартизированные (это те, которые направлены на оценку результатов) и нестандартизированные (направлены на выявление качественных особенностей личности).

ОПРОСНИК ЛИЧНОСТНЫЙ – класс методик психодиагностических, предназначенных для определения степени выраженности у индивида определенных личностных особенностей. Совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.

Опросники черт личности (измеряют выраженность черт – устойчивых личностных признаков. Один из самых известных – шестнадцатифакторный личностный опросник Кеттелла. Под фактором понимается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений, относительно независимая от других характеристик того же ряда.

• опросники типологические разрабатываются на базе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями. Опросники мотивов (например, опросник А. Эдвардса);

• опросники интересов (например, опросники Г. Кюдера);

• опросники ценностей (например, опросник Д. Супера);

• опросники установок (например, шкала Л. Терстоуна)

По принципу построения:

а) опросники-анкеты;

б) личностные опросники.

По сфере преимущественного применения:

а) узкопрофильные: клинические; профориентационные; сферы обучения; сферы менеджмента и работы с персоналом и др.

б) опросники широкого применения.

По форме диагностируемого психического явления:

а) опросники состояний;

б) опросники свойств (личностные опросники);

в) комплексные опросники.

По принципу описания личности:

а) опросники, реализующие принцип черт:

- одномерные;- многомерные.

б) типологические опросники.

По форме задаваемых вопросов:

а) открытые (предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений.

б) закрытые (заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос)

33. Экспертные методы психодиагностики

Эта группа методов в большей степени основана на профессиональном опыте и интуиции психодиагноста/эксперта (в сравнении с тестовыми методами). Экспертные методы оказываются незаменимыми везде, где не разработаны (или неизвестны) стандартизованные процедуры. Они часто оказываются более эффективными по отношению к психическим явлениям, плохо поддающимся объективации (субъективные переживания, личностные смыслы, глубинные слои опыта), по отношению к чрезвычайно изменчивым явлениям, для которых трудно создать фиксированную операциональную модель (динамика целей, состояний, настроений, многоплановых отношений в группе). Если их применяет эксперт высокой квалификации, они оказываются более надежным средством в случае индивидуальной диагностики, хотя и требуют гораздо больше времени на этапах обработки и интерпретации данных. Использование экспертных методов наиболее продуктивно благодаря реализации двух подходов – проективного и диалогового.

34. Понятия: психологическое исследование и психологическое обследование. Общее и различное.

Психологическое исследование – предварительное исследование некоторой проблемы, направленное на проверку правильности задуманного эксперимента, его замысла, гипотез, методик, плана и программы. В пилотажном исследовании уточняются детали будущего эксперимента, поэтому такое исследование иногда называют пробным. Психологическое исследование представляет собой способ научного познания закономерностей и сущности психических явлений.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

комплекс организационно-технических, диагностических, консультационных мероприятий, направленный на изучение психологических свойств и качеств личности. Главной задачей является выявление нарушений психических процессов – памяти, восприятия, внимания, мышления, оценка особенностей интеллекта и личностных свойств в целом.

Сравнительная характеристика понятий «психологическое обследование» и «психологическое исследование» (сходство и отличие).

Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в современной текстологической культуре.

Обследование - это применение готового, уже разработанного теста. Его результат - сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека (испытуемого).

Диагностическое обследование - конкретная программа действий с определённым объектом, направленная на регистрацию или оценку диагностических признаков и постановку диагноза данному объекту. "Обследование" следует отличать от "исследования": последнее направлено на получение обобщённого знания (проверку теоретических гипотез), тогда как обследование - на получение конкретных знаний о конкретном объекте.

Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических и экспериментических работ, направленных на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических признаков (или "эмпирических индикаторов", по которым можно получать информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: