Консультация педагога-психолога для воспитателей
В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других, это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности.
В детях чувство эмпатии (понимание чувств других, сопереживание) заложено изначально.
Помните: дети чувствуют, кто их любит, и редко ошибаются.
Настроение мамы четко улавливается ребенком, правда, реагировать на тревогу он может совсем противоположным, на первый взгляд, поведением: перевозбуждаться, капризничать, упрямиться.
Подобное поведение можно расценить, как бы это ни звучало абсурдно, как форму сопереживания, стремление «взять на себя» мамины тревоги.
Грусть в глазах мамы непременно отразится на душевном состоянии ребенка и поселит в нем тревогу и беспокойство.
Следите за проявлением своего настроения, занимайтесь «гигиеной» своей души: ребенок рожден для радости, познания, самореализации.
Благоприятный психологический климат вокруг него поможет ребенку, как цветку, вырасти, благоухать и радовать окружающих.
Радости и печали вы будете делить со своим ребенком.
Но и в печали вы сможете найти свое удовлетворение: в грустные и тревожные минуты ребенок обратится к вам, самым любимым и близким ему людям, попросит у вас защиты, помощи, утешения и ласки.
Ведь он надеется на вас, уверен, что всегда найдет у вас понимание, сочувствие, сопереживание, что вы никогда не предадите его!
Не предавайте!
Главным формирующим фактором в развитии эмпатии, как вы уже поняли, является сама жизнь, взаимоотношения в семье и с окружающим миром.
Вот лишь несколько упражнений, которые помогут ребенку научиться глубже понимать чувства и настроения людей.
«Фотография» (для детей с 4 лет)
Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом.
Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте ребенка, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д.
Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография.
Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.
«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка:
Нахмурься, как:
- осенняя туча;
- рассерженный человек;
- злая волшебница.
Улыбнись, как:
- кот на солнце;
- солнце;
- Буратино;
- Хитрая лиса;
- Радостный ребенок;
- Будто ты увидел чудо.
Позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое;
- два барана на мосту;
- как человек, которого ударили.
Испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу;
- заяц, увидевший волка;
- котенок, на которого лает собака.
Устань, как:
- папа после работы;
- человек, поднявший тяжелый груз;
- муравей, притащивший большую муху.
Отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак;
- ребенок, который много потрудился, но помог маме;
- как уставший воин после победы.
«Колечко» (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко.
Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получит в свои ладони колечко от ведущего.
Угадавший ребёнок становится ведущим.
«Глаза в глаза» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары, берутся за руки.
Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй передать разные эмоции.
Например: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я не хочу с тобой дружить!».
Потом обсуждают, какая эмоция передавалась и воспринималась.
«Как ты себя сегодня чувствуешь?» (для детей с 5 лет)
Ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений.
Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.
«Классификация чувств» (для детей с 5 лет)
Ребенок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам:
- какие нравятся;
- какие не нравятся.
Затем ему необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, объяснить, почему он так их разложил.
«Встреча эмоций» (для детей с 7 лет)
Можно использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребенка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна.
Ведущий (родитель) изображает «хорошую», ребенок – «плохую».
Затем они берут карточку из противоположной кучки и меняются. Интересно понаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» - это может быть удивление, смех, отвращение и т. д..
Обсудите, как можно «помирить» эмоции.
«По грибы» (для детей с 6 лет)
Детям предлагается изобразить с помощью позы, мимики, жестов какой-либо гриб: съедобный или несъедобный. Водящий – «грибник», он бродит между «грибами» и по внешним признакам пытается рассортировать их.
Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит: «Хороший грибок, полезай в кузовок» - и уводит игрока в одну сторону.
Если ему кажется, что это не так, то он со словами: «Несъедобный грибок, марш в уголок!» - уводит игрока в противоположную сторону.
В конце игры грибник проверяет правильность своего выбора и приносит «грибам» извинения, если что-то перепутал.