Общие сведения о нефте и газе, их основные физико-химические свойства.»




ЗАЧЕТ

1. «Способы добычи, транспортировки, хранения, переработки и применения нефти в 17 веке»

В XVII в. повышается спрос на нефть и для ее хранения строятся первые хранилища нефти. Нефть хранилась в земляных ямах глубиной 4—5 метров, вырытых в глинистых грунтах. Позд­нее стали строить амбары из камня, с использованием цемента. Эти амбары перекрывались каменными крышами. Такой способ хранения нефти применялся до второй половины XVII столетия.

В 1723 году по приказу Петра I бакинская нефть была под­вергнута перегонке в главной московской аптеке для изготовле­ния лекарственных бальзамов. В 1745 году архангельский купец Федор Прядунов построил первый в мире нефтеперегонный за­вод, на котором получали осветительную жидкость, названную керосином. До 1000 пудов (пуд равен 16 кг) керосина в год от­правляли в Москву, но в тот период осветительная жидкость пока не нашла большого спроса

 

Время и места познания нефти человечеством. Использование нефти человеком в начальном периоде ее добычи.»

Примерно 3 тыс. лет до н. э. Жители Ближнего Востока начинают использовать нефть в качестве топлива, для изготовления оружия, для светильников и строительного материала (битум, асфальт). Нефть собирали с поверхности открытых водоемов.

 

Общие сведения о нефте и газе, их основные физико-химические свойства.»

 

 

4. «История развития транспортирования и хранения нефти»

В IV веке до нашей эры, по описанию древнеримского историка Плутарха, хранили нефть в глиняных сосудах или в бурдюках и в них же перевозили ее гужевым транспортом или по воде. В 17 в. повышается спрос на нефть и для ее хранения строятся первые хранилища нефти. Нефть хранилась в земляных ямах глубиной 4-5 метров, вырытых в глинистых грунтах. Позднее стали строить амбары из камня, с использованием цемента. Эти амбары перекрывались каменными крышами. Такой способ хранения нефти применялся до второй половины 17 столетия.

На нефтяных промыслах нефть транспортировалась к пунктам ее перевозки по деревянным желобам и земляным канавам. Перевозка нефти к потребителям осуществлялась в бурдюках и деревянных бочках. В 1894 году только в г. Грозном на перевозке нефти с промыслов работало более 300 конных повозок, перевозивших в день около 300 тонн нефти. Всего же в районах добычи нефти - Баку, Грозном, Майкопе и Эмбинском районе работали тысячи повозок. Нефтепродукты перевозили баржами в деревянных бочках. Такой способ перевозки нефтепродуктов приводил к загрязнению воды в реках нефтью и наносил большой ущерб рыбным ресурсам. С ростом добычи нефти и ее переработки существующие способы хранения и транспорта нефти и нефтепродуктов стали неэффективны.

В 1876 году братья, собравшись вБаку, пришли к выводу, что в данный момент главным должно стать не наращивание добычи нефти, а подготовка необходимой инфраструктуры. После этого основные вложения братьев Нобель были сделаны в строи­тельство складов нефти инефтепродуктов и создание транспортных средств. Одним из наиболее удачных решений братьев Нобель в обустройстве своих нефтяных промыслов стало строительство первого в России 10-километрового нефтепровода производительностью 1280 тонн в сутки от Балаханинских промыслов до керосинового завода в Черном городе. Все расчетысооружения произвел Шухов. Братья Нобель, первыми предложили заменить – деревянные баржи для-бочечных перевозок нефтепродуктов по Волге на металлические наливные.

 

5. «Совершенствование технологий транспортирования и хранения нефти при увеличении объемов её добычи в России. Динамика строительства трубопроводов и продуктопроводов»

Замена деревянных барж металлическими нефтеналивными. В 1904 правительство сказало в течение 10 лет всем перейти на трубопроводы и наливные емкости. Совершенствование складского хозяйства: 1) отказ от бочкотарного складирования в земляных ямах, строительство клепаных металлических резервуаров 2) Увеличение эффективности отрасли. Мероприятия по реализации: распыляющая форсунка (шаг в использовании нефтепродуктов для нужд энергетики), многокубовый перегонный процесс (получение керосина, масел, бензина, парафина), первые опыты безотходных производств (получение едкого натра из отходов), нефтеперегонки, регенерация серной кислоты для очистки смазочных масел и др.)

 

6. «Строительство нефтепроводов и нефтеперерабатывающих заводов в России. Сравнение глубин переработки нефти в нашей стране и за рубежом»

В настоящее время в России работает 26 нефтеперерабаты­вающих заводов с годовым объемом переработки нефти более 320 млн. т, глубина переработки на многих из них менее 60%. Большинство из НПЗ работают уже по 40-50 лет на старом обо­рудовании, поэтому первоочередная задача, к которой уже на ря­де заводов приступили, - это реконструкция и замена старого оборудования на более современное, главной целью которых яв­ляется доведение глубины переработки до уровня передовых стран, таких как США, где глубина переработки нефти на НПЗ составляет 90 и более процентов. Но сейчас внедряются новые нефтеперерабатывающие заводы пятого поколения, глубина переработки которых будет составлять около 90%.

 

7. «История развития технологии добычи нефти в России»

Первоначально в местах выхода нефти на поверхность копались колодцы, стенки которых крепились камнем или деревянными брусьями, затем из них черпали нефть бадьями или бурдюками вручную или на конной тяге. Рождение отечественной нефтяной промышленности в 1964 г связано с началом механического бурения скважин ударным способом, стенки которых крепились металлическими обсадными трубами; для скважин глубиной до 20 м применялась ручная тяга (р.Кудако), более 20 м - конная тяга (Кубань). 16 февраля 1986 г в долине реки Кудако на Кубани был получен первый управляемый фонтан нефти с глубины 55 м с суточным дебитом 200 т. Совершенствование механизированного ударного способа (ударно-штангового и ударно-канатного) позволило наращивать объемы бурения и увеличивать глубину скважин (1872 - 2 скважины, 1873 -17,1874 - 50,1877 - 296 скважин; средняя глубина в 1873 - 22 м, в 1883 - 59 м в 1893 -114 м, в 1900 - 300-500 м). За счет фонтанного способа, осуществлявшегося за счет пластового давления, и способа тартания желонкой (длинная бадья малого диаметра с открывающимся внутрь клапаном; при спуске клапан открывался, при подъеме - опускался).

В 70х годах XIX века В.Г.Шухов разработал метод добычи нефти с помощью сжатого воздуха (газлифт - компрессорный способ). В 1923 зарождается глубинно-насосная эксплуатация с помощью станков-качалок и электродвигателей, продолжает развиваться компрессорный способ добычи нефти. Использовались насосы конструкции ПО «АЗНБФТЬ», изготавливаемые на Бакинском заводе им. Дзержинского, затем там же были созданы насосы ФД-1, ФД-2, ФД-3, позволяющие добывать нефть с песком. Позже стали выпускать насосы типа НГН и их модификации, станки-качалки СК-10-1350 (грузоподъемность на головке балансира -10 т, максимальная длина хода полированного штока -1350 мм) и СК-4-1800.

До 1913 г методом тартания добывали 95% от общего количества. Позже полным ходом пошла замена желонки на компрессорный (1923 -15% добываемой нефти, 1932 - 50%) и глубинно-насосный методы.1924 г - первый турбобур системы Капеллюшникова (тогда еще одноступенчатый), сменивший канатно-штанговую систему; 70 станков роторного бурения, из которых 60% - на электричестве, остальные - на дизеле.

8 «История развития нефтепереработки с начала добычи нефти до настоящего времени.»

 

9. «Влияние объемов добычи нефти на рост экономики, доля нефти и газа в энергетики страны, мира. Значение нефтяной промышленности для России.»

В 2011 году, согласно подсчетам аналитиков агентства «Росбизнесконсалтинг», из России было отправлено 242 млн т нефти, 204 млрд куб. м газа, а также 125 млн т нефтепродуктов. Доходы государства от этого вида экспорта составили $322 млрд, увеличившись более чем на треть по сравнению с 2010 годом.

В последнее десятилетие эксперты связывают экономический подъем России с высокими ценами на нефть на мировом рынке, что позволило нашей стране решить значительную часть экономических проблем. Отраслевые специалисты полагают, что эта тенденция сохранится в обозримом будущем.

Нефтяная промышленность - одна из важнейших и наиболее быстро развивавшихся до последнего времени отраслей тяжелой промышленности. Основная часть ее продукции используется в энергетических целях, в связи с чем она относится к группе отраслей энергетики. Часть нефти и нефтепродуктов идет в нефтехимическую переработку.

Главная особенность географии мировых ресурсов нефти заключается в том, что большая их часть приходится на развивающиеся страны, в первую очередь Ближнего Востока. В 19 гигантских месторождениях Аравийского полуострова сосредоточена 1/2 нефтяных богатств планеты.

Таблица 7. Мировые достоверные запасы и добыча нефти (на 1 янв. 1995 г.)

Регион (страна) Запасы нефти, млн.т Доля в мир.запасах, % Доля в мир.добыче, % Добыча нефти (1994 г.), млн.т
Мир   100,0 100,0 3000,0
Ближний и Средний Восток   65,7 30,7 921,7
Остальная Азия*, Австралия и Океания   4,4 11,0 329,5
Америка   16,2 26,8 804,0
Африка   6,1 10,6 306,1
Западная Европа   1,7   277,6
СНГ и Восточная Европа   5,9 12,0 361,1
в т. ч.: СНГ**   5,7 11,6 347,1
* Исключая Ближний и Средний Восток **Данные по СНГ включают достоверные и часть разведанных запасов.

Среди промышленно развитых стран можно выделить два типа государств: с одной стороны, США, Россия, Канада, обладающие собственными запасами и мощной нефтедобычей; с другой - европейские страны (исключая Норвегию и Великобританию), а также Япония и ЮАР, которые лишены собственных ресурсов, и хозяйство которых базируется целиком на импортной нефти. Тем не менее, доля развитых стран в мировой нефтедобыче повышается (1970 г. - 12% мировой добычи, 1994 г. - 45%, около 1,5 млрд. т нефти). При этом на долю стран ОПЕК приходится 41 % мировой добычи (1,2 млрд. т).

Основными запасами природного газа обладают государства СНГ (40%), в т.ч. Россия (39,2%). Доля стран Ближнего и Среднего Востока в мировых запасах газа составляет около 30%, Северной Америки около 5%, Западной Европы 4% (1994 г.).

Самыми богатыми природным газом из зарубежных стран являются Иран, Саудовская Аравия, США, Алжир, ОАЭ, Нидерланды, Норвегия, Канада.

В целом же доля промышленно развитых капиталистических стран в мировых запасах природного, газа намного меньше, чем развивающихся. Однако основная часть добычи сосредоточена в промышленно развитых странах.

Таблица 9. Разведанные запасы, добыча, потребление природного газа (на 1 янв.1995 г.)

регион (страна) доля в мировых запасах (%) добыча (млрд. м3) потребление (млрд. м3)
Мир 100.0    
Северная Америка 4.9    
Латинская Америка 5.1    
Западная Европа 3.8    
Восточная Европа 40.2    
в т.ч. Россия 39.2    
Африка 6.9    
Бл. и Средний Восток 32.0    
Остальная Азия*, Австралия и Океания 7.0    
*Исключая Ближний и Средний Восток.

Мировая добыча природного газа (ПГ) ежегодно возрастает, и в 1994 г. превысила 2 трлн. м3. География добычи ПГ существенно отличается от добычи нефти. Более 2/5 (40%) его добывается на территории государств СНГ (из которых 80% - в России, далеко опережающей все остальные страны мира) и в США (25% процентов мировой добычи). Затем, многократно отставая от первых двух стран, идут Канада, Нидерланды, Норвегия, Индонезия, Алжир. Все эти государства являются крупнейшими экспортерами природного газа. Основная часть экспортируемого газа идет по газопроводам, а также транспортируется в сжиженном виде (1/4).

В настоящее время такой вид топлива, как нефть, имеет уникальное и огромное значение. Нефтяная промышленность - это крупный народнохозяйственный комплекс, который живет и развивается по своим закономерностям. Нефть - наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.

Значение нефти в народном хозяйстве велико: это сырье для нефтехимии в производстве синтетического каучука, спиртов, полиэтилена, широкой гаммы различных пластмасс и готовых изделий из них, искусственных тканей; источник для выработки моторных топлив (бензина, керосина, дизельного и реактивных топлив), масел и смазок, а также котельного печного топлива (мазут), строительных материалов (битумы, гудрон, асфальт); сырье для получения ряда белковых препаратов, используемых в качестве добавок в корм скоту для стимуляции его роста.

Россия - единственная среди крупных промышленно развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена нефтью, но и в значительной мере экспортирует топливо. Велика ее доля в мировом балансе топливно-энергетических ресурсов, например по разведанным запасам нефти - около 10%.

Для России, как и для большинства стран-экспортеров, нефть - один из важнейших источников валютных поступлений. Удельный вес экспорта нефти и нефтепродуктов в общей валютной выручке страны составляет приблизительно 27%. Роль нефтяного комплекса России как источника бюджетных поступлений постоянно растет. На экспорт поставляются 2/5 добываемой в стране нефти и 1/3 от производимых нефтепродуктов.

10.«Динамика добычи и переработки нефти и газа в России и за рубежом»

- Примерно 25% всей продукции промышленного комплекса приходится именно на топливно-энергетический комплекс. Именно благодаря его продуктивной работе в большей степени происходит формирование бюджета. Примерно половину экспортного потенциала для нашей страны на сегодняшний день составляют именно углеводороды. Доходы от продажи нефти и газа, как уже стало традиционно для нашей страны, являются главным источником пополнения бюджета. Такое положение было и в советские годы, современная Россия продолжает поддерживать эту традицию, наполняя экономику за счет добывающей отрасли. Для многих наших экономистов очевидно, что именно преобладание ТЭК приводит к тому, что высокотехнологичные отрасли нашей экономики не могут развиваться в таком же темпе, как это происходит на Западе или в Японии.

Кроме того, национальная экономика находится в прямой зависимости от того, каковы современные цены на нефть и газ. Такая зависимость, естественно, отражается не самым хорошим образом на планировании бюджета и доходов. Но кроме позиции, которая предполагает отхождение от сырьевой позиции на международном рынке, есть и еще одно мнение. Согласно этому представлению, нужно придерживаться разумному разделению природной ренты. Только в России находится такое огромное количество запасов нефти и газа. Около 13% всех нефтяных бассейнов и 23% запасов газа всей планеты принадлежит нам и нашему государству.

Основной проблемой можно считать то, что сегодня работа международной нефтегазовой компании становится очень сложной. Это связано, прежде всего, с тем, что районы, где происходит добыча нефти, находятся в значительном удалении от того, места, где нефть и газ будут потреблять. Затраты на постройку оборудования для добычи газа и нефти увеличиваются в разы. Кроме того, сегодня геологоразведка все чаще уходит в область шельфовых зон. Для того, чтобы происходила рациональная добыча нефти и газа, необходимо осваивать принципиально новые способы добычи углеводородов, которые повсеместно используют ведущие добывающие компании США, Дании.

Повысить коэффициент добычи нефти можно в том случае, если использовать прорывные инновационные технологии. Мировая практика показывает, что коэффициент отдачи нефтеносного пласта, а значит, и воспроизводимость сырьевой базы, значительно возрастет в том случае, если использовать дополнительные способы стимуляции – газовые, химические, тепловые и некоторые другие методы. Благодаря этому согласно последним подсчетам, сырьевые базы увеличились в размерах в 1,4 раза. А это составляет более 650 миллиардов тонн углеводородного сырья. Коэффициент увеличения теплоотдачи согласно этим исследованиям тоже возрос, он составляет порядка 50 процентов.

- Динамика добычи нефти (с конденсатом) в регионах РФ в 1997-2007 гг., млн т

В Волго-Уральском регионе в 2007 г. добыто 20,5% нефти России; значительную ее часть дало крупное Ромашкинское месторождение, на нем добыто 15,2 млн т, или 3,2% российской нефти.

Около четверти российской нефти добывается на двенадцати крупнейших месторождениях, десять из которых находится в Западно-Сибирском НГБ.

Морская нефтедобыча в РФ в этом году впервые перешла рубеж 10 млн т. На морских месторождениях получено около 2,9% российской нефти. По-прежнему ведущим морским добывающим регионом остается сахалинский шельф Охотского моря, где добыто 12,95 млн т нефти.

 

 

11 «Развитие нефтяной промышленности в довоенные и послевоенные годы. Динамика роста добычи нефти»

После Октябрьской революции добыча нефти в России значительно снизилась. Первая Мировая и Гражданская войны привели к тому, что к 1920 году добыча нефти в России снизилась до 3,8 млн. тонн в год. Потребовались большие усилия для восстановления и развития отечественной нефтяной промышленности. 20 июня 1918 года был подписан Декрет Совета Народных Комисаров «О национализации нефтяной промышленности». С 1920 года началась подготовка специалистов-нефтяников.

В 1920 году по решению Правительства И.М. Губкин организовал в Московской Горной академии первую в стране нефтяную кафедру, выросшую в дальнейшем в нефтяной факультет, на базе которого в 1930 году был создан Московский нефтяной институт. Ныне это Российский Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. Затем создаются нефтяные факультеты в Баку и Грозном. В 1924 году был испытан первый турбобур системы Капелюшникова, явившийся прообразом современных многоступенчатых турбобуров. В результате принятых мер на Бакинских промыслах уже в 1924 году работало 70 станков роторного бурения, при этом около 65% буровых станков работало на электроэнергии. Производительность труда в бурении к 1924 году выросла в четыре раза по сравнению с 1921 годом. К этому времени были начаты геологические изыскания в новых районах между Волгой и Уралом. Эти изыскания, которые проводил Геологический комитет под руководством И.М. Губкина, привели к созданию второго Баку - открытию новых крупных нефтяных месторождений нефти на территории Татарии, Башкирии, Куйбышевской области. В эти годы зарождается нефтяное машиностроение на базе старых промысловых мастерских и небольших заводов.

В первоначальный период глубинно-насосной эксплуатации применялись глубинные штанговые насосы конструкции ПО «АЗНЕФТЬ», изготавливаемые на Бакинском машиностроительном заводе им. Ф.Э. Дзержинского. Затем там же были созданы глубинные насосы ФД-1, ФД-2 и ФД-3, которые позволяли добывать нефть с песком. В последующем стали выпускать насосы типа НГН и их модификации. Для глубинно-насосной эксплуатации также в Баку выпускались станки-качалки CK-10-1350 (станки-качалки грузоподъемностью на головке балансира 10 тонн и максимальной длиной хода полированного штока 1350 мм), а также CK-4-1800. Позднее они модернизировались, и до сегодняшнего дня выпускается нормальный ряд станков-качалок типа CKH и СК различной грузоподъемности, длины хода полированного штока и числа качаний.

В добыче нефти с 1923 года начинается внедрение на нефтяных промыслах глубинно-насосного способа добычи нефти. В широких масштабах проводится электрификация нефтяных промыслов. Замена пара электроэнергией позволила резко ускорить процесс замены желонки на более совершенное оборудование. Если в 1923 году в Бакинском районе 55% добычи нефти получали тартанием, то к 1932 году этот способ добычи нефти был почти полностью ликвидирован. Вместо добычи нефти желонкой внедряются глубинно-насосный и компрессорный методы эксплуатации скважин. Если в 1923 году компрессорным способом добывалось около 15%, то в 1932 году этим способом добывалось уже более 50% всей нефти.

Все последующие годы увеличиваются разведочные работы на нефть, внедряются новые методы разведки. В 1928 году добыча нефти в стране составила 11,6 млн. т, т.е. превысила уровень максимальной добычи нефти в России 1901 года. В этот период было открыто много новых месторождений, вводились в разработку нефтяные месторождения на Северном Кавказе, в Средней Азии, Казахстане. В 1928 году была открыта первая нефть на востоке страны - в Чусовских Городках Пермской области. В 1932 году были получены нефтяные фонтаны на Ишимбайском месторождении в Башкирской АССР, ставшие рождением второго Баку. На месте Башкирской деревни в короткие сроки был построен первый город нефтяников - Ишимбай. Построена железная дорога Уфа-Ишимбай. В Уфе и Ишимбае строятся нефтеперерабатывающие заводы. Увеличиваются разведочные работы на нефть в районах Урало-Поволжья, в результате чего к концу 30-х годов были открыты несколько нефтяных месторождений в Башкирии, Пермской и Куйбышевской областях. В 1941 году в стране добыча нефти составила 33 млн. тонн.

К этому времени в СССР была создана мощная нефтяная промышленность, обеспечивающая народное хозяйство страны требуемым количеством нефти и нефтепродуктов. Но основным нефтедобывающим районом оставался Азербайджан, где добывалось 23,5 млн. тонн нефти, на Северном Кавказе (Грозный) добывалось 5 млн. тонн и около 2 млн. тонн в Урало-Поволжье (1,8 млн. тонн - в Башкирии). Создание в предвоенные годы между Волгой и Уралом новой крупной нефтяной базы - второго Баку - способствовало приближению источников нефти к потребителям, комплексному развитию экономики, сокращению транспортных расходов на перевозку нефтепродуктов и, наконец, к созданию нового потенциала по дальнейшему развитию нефтяной промышленности и укрепления обороноспособности страны. К этому времени на территории второго Баку было открыто 12 нефтяных месторождений в Куйбышевской, Оренбургской, Саратовской областях и в Татарской АССР. Поиск нефти вели 19 геологических партий. Одновременно с поисками нефти и ростом ее добычи шло интенсивное строительство нефтеперерабатывающих заводов и сооружение магистральных нефтепроводов для транспортировки нефти на большие расстояния. Необходимо отметить, что с самого зарождения и вплоть до 1932 года нефтяные месторождения разрабатывались, кому, как захочется, без научных основ рациональной разработки нефтяных месторождений.

В 1932 году академик И.М. Губкин впервые сформулировал основные требования по комплексному проектированию разработки нефтяных залежей. К этому времени ставится вопрос о сетке скважин, который еще не был научно обоснован.

В 1934 году Л.С Лейбензон опубликовал свой труд «Подземная гидравлика воды, нефти и газа». Огромный вклад в развитие науки о подземной гидравлике внесли академик С.А. Хрисгианович, профессор В.Н. Щелкачев и другие. В конце тридцатых годов в стране значительно усиливаются разведочные работы на нефть. Если в 1932 году геолого­поисковых партий в стране было 216, то в 1936 году их было уже около 700. Увеличиваются поисковые работы в Урало-Волжском районе, а также начинаются работы в Западной Сибири. М.А.Мальцев, В.И. Игревский, Ю.В. Вадецкий в своей книге «Нефтяная промышленность России в послевоенные годы» описывают важный факт начала изучения Сибири. В 1939 году по решению Наркомата топливной промышленности, который тогда возглавлял Л.М. Каганович, в Сибирь было направлено около пя-i и десяти геологических, геофизических и топографических nap-i пи. В десяти районах начались буровые работы.

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на Советский Союз. Война прервала мирную жизнь и работу в стране. Великая Отечественная война требовала все больше и больше топлива, так как в ней применялось огромное количество танков, самолетов и другой техники. Особенно трудными были первые годы войны.

Перед нефтяниками страны была поставлена задача бесперебойного обеспечения фронтов нефтепродуктами в необходимых количествах. Не менее важной задачей было не допустить, чтобы враг мог добывать нефть из нефтяных скважин на оккупированной территории. Н.К. Байбаков, бывший в то время наркомом топливной промышленности страны, говорит: «Нам было поручено демонтировать и эвакуировать нефтепромысловое и нефтеперерабатывающее оборудование с Северного Кавказа и Баку, а в случае необходимости вывести его из строя. С болью в сердце выполняли нефтяники это задание. Оборудование промыслов и заводов Грозного, Кубани и Дагестана эвакуировали на восток, большинство скважин было ликвидировано».

Захват врагом части нефтяных районов на Кавказе, и оккупация Украины привели к снижению добычи нефти, однако в результате огромных усилий нефтяников страны Советская Армия была обеспечена нефтепродуктами в необходимых количествах и высокого качества. Н.К. Байбаков в своих воспоминаниях пишет: «С чувством законной гордости можно отметить, что действующая наша армия ни на одном этапе не знала трудностей с нефтепродуктами, и даже в особо сложные первые годы войны, несмотря на ущерб, нанесенный временной потерей украинских, кубанских и частично грозненских промыслов, несмотря на демонтаж и эвакуацию ряда нефтеперерабатывающих заводов на Восток и уничтожение почти половины нефтебаз, все требования фронта оперативно удовлетворялись».В начале 1943 года, когда на фронтах ежедневно погибали тысячи солдат и офицеров, а в тылу были голод и разруха, Правительством страны подписывается постановление, по которому нефтяникам выделялось средств и оборудования столько, сколько требовалось для значительного увеличения геолого-разведочных работ, с целью открытия в кратчайшие сроки новых нефтяных месторождений, особенно в районах Урало-Поволжья.

С целью ускоренного ведения разведочных работ на нефть и газ в эти районы из южных районов страны были передислоцированы геолого-разведочные предприятия с опытными кадрами и необходимым оборудованием. И уже в 1943 году в районе Жигулевских гор Куйбышевской (ныне Самарской) области был получен мощный фонтан из девонских отложений. В 1943 году в Ишимбайском районе Башкирии было открыто Кинзебулатское нефтяное месторождение. В 1944 году получен мощный фонтан также из девонских горизонтов на Туймазинском месторождении Башкирии. В 1945 году открыты нефтяные месторождения в районе поселка Шугурово в Татарии, в районе поселка Бавлы было открыто Бавлинское нефтяное месторождение. В 1949 году около деревни Ромашкино из разведочной скважины № 3 получен фонтан нефти, положивший начало разработке крупнейшего нефтяного месторождения в Татарии. В это же время залежи нефти в девонских и угленосных отложениях были открыты в Куйбышевской (Самарской), Волгоградской, Саратовской, Пермской и Оренбургской областях.

Сейчас можно уверенно говорить, что политика Правительства в вопросах геолого-разведочных работ на нефть и газ была дальновидной. Открытие нефтяных и газовых месторождений в годы войны и в послевоенный период позволили выйти Советскому Союзу в число передовых нефтедобывающих стран мира, что, в свою очередь, позволило в короткие сроки восстановить народное хозяйство страны, разрушенное в период Великой Отечественной войны. Уже в 1949 году в стране был достигнут довоенный уровень добычи нефти - 33,3 миллиона тонн, из которых 8 миллионов ЮПИ добыто в Урало-Поволжских районах.

Открытие и ввод в эксплуатацию новых месторождений нефти и газа в Урало-Поволжье, Северном Кавказе, в Азербайджане, Украине и Средней Азии ускорило темпы наращивания добычи нефти и газа в стране. В 1955 году в стране было добыто 70,8 миллион тонн нефти, а в 1960 году -147,9 миллионов тонн; в 1970 г. -352,8 миллион тонн, в 1977 г. - 545.7 миллионов тонн вместе с газовым конденсатом

12. «История развития технологий бурения в России»

Первоначально в нашей стране использовались бурение для строительства соляных скважин. Информация о бурении скважин для поисков нефти относиться к 30- м годам 19 в. на Тамани. По предложению горного инженера Н. И. Воскобойникова в 1848 году на Биби-Эйбате была пробурена скважина с помощью бура, из которой получена нефть. Это была первая нефтяная скважина в мире, построенная с помощью бурения с использованием способа непрерывной очистки скважины от пробуренной породы промывкой жидкостью. Способ очистки скважины от пробуренной породы промывкой жидкостью был предложен в 1846 году французским инженером Фовелем. Он предложил в процессе бурения скважины с поверхности наносами прокачивать воду, которая при постоянной циркуляции в скважине будет выносить из нее на поверхность мелкие частицы пробуренной породы.

В конце 1880- х годов в США впервые было испытано вращательное бурение при бурении скважины на нефть с применением непрерывной промывки ствола скважины глинистым раствором для выноса на поверхность пробуренной породы. В России вращательное бурение скважин с промывкой было применено впервые в 1902 году.

Вначале при вращательном бурении вращение долота вместе со всей колонной труб осуществлялось на поверхности. Но при больших глубинах скважин, когда вес колонны труб становился очень большим, такое бурение было трудным.

В 1892 году советским инженером М. А. Капелюшниковым был изобретен турбобур (одноступенчатая гидравлическая турбина с редуктором). Трубина приводилась во вращение промывочной жидкостью и вращала долото, а жидкость вымывала пробуренную породу. В 1939 году российский ученый П. П. Шумилов усовершенствовал одноступенчатый турбобур в многоступенчатый. В 1899 году в России был запатентован электробур. Этот электробур вначале представлял из себя электродвигатель, соединяющийся с долотом, и подвешивался на канате. В 1938 году советскими инженерами А. П. Островским и Н. В. Александровым был создан современный электробур.

Широкое применение получил метод наклонно направленного кустового бурения, когда с одной площадки буриться наклонным способом 15 и более скважин. Этот метод успешно применяется в условиях заболоченных мест, при бурении скважин с морских буровых платформ, для сохранения плодородных пахотных земель и т. д.

Скважины бурятся вертикальные, наклонные, горизонтальные.

 

13. «Методы бурения скважин с начала бурения по настоящее время. Рост глубин бурения скважин и соответственно рост добычи нефти. Время бурения скважин»

-На основании археологических находок и исследований установлено, что первобытный человек около 25 тыс. лет назад при изготовлении различных инструментов сверлил в них отверстия для прикрепления рукояток. Рабочим инструментом при этом служил кремневый бур.

В Древнем Египте вращательное бурение (сверление) применялось при строительстве пирамид около 6000 лет назад.

Первые сообщения о китайских скважинах для добычи воды и соляных рассолов содержатся в работах философа Конфуция, написанных около 600 г. до н.э. Скважины сооружались методом ударного бурения и достигали глубины 900 м. Это свидетельствует о том, что до этого техника бурения развивалась в течение, по крайней мере, еще нескольких сот лет. Иногда при бурении китайцы натыкались на нефть и газ. Так в 221...263 гг. н.э. в Сычуане из скважин глубиной около 240 м добывали газ, который использовался для выпаривания соли.

Первые упоминания о применении бурения для поисков нефти относятся к 30-м годам XIX века. На Тамани, прежде чем рыть нефтяные колодцы, производили предварительную разведку буравом. Очевидец оставил следующее описание: «Когда предполагают выкопать в новом месте колодец, то сначала пробуют буравом землю, вдавливая оный и подливая немного воды, дабы он ходше входил и по вынятию оного, есть ли будет держаться нефть, то на сем месте начинают копать четырехугольную яму».

В декабре 1844 г. член Совета Главного Управления Закавказского края В.Н. Семенов направил своему руководству рапорт, где писал о необходимости... углубления посредством бура некоторых колодцев... и произведения вновь разведки на нефть также посредством бура между балаханскими, байбатскими и кабристанскими колодцами». Незадолго до этого в 1846 г. французский инженер Фовель предложил способ непрерывной очистки скважин – их промывку. Сущность метода заключалась в том, что с поверхности земли по полым трубам в скважину насосами закачивалась вода, выносящая кусочки породы наверх. Этот метод очень быстро получил признание, т.к. не требовал остановки бурения.

Первоначально вращательное бурение осуществлялось вращением долота вместе со всей колонной бурильных труб непосредственно с поверхности. Однако при большой глубине скважин вес этой колонны весьма велик. Поэтому еще в XIX в. появились первые предложения по созданию забойных двигателей, т.е. двигателей, размещаемых в нижней части бурильных труб непосредственно над долотом. Большинство из них осталось нереализованными.

Впервые в мировой практике советским инженером (впоследствии членом-корреспондентом АН СССР) М.А. Капелюшниковым в 1922 г. был изобретен турбобур, представлявший собой одноступенчатую гидравлическую турбину с планетарным редуктором. Турбина приводилась во вращение промывочной жидкостью. В 1935... 1939 гг. конструкция турбобура была усовершенствована группой ученых под руководством П.П. Шумилова. Турбобур, предложенный ими, представляет собой многоступенчатую турбину без редуктора.

В 1899 г. в России был запатентован электробур, представляющий собой электродвигатель, соединенный с долотом и подвешенный на канате. Современная конструкция электробура была разработана в 1938 г. советскими инженерами А.П. Островским и Н.В. Александровым, а уже в 1940 г. электробуром была пробурена первая скважина.

14. «Влияние изобретений – распыляющей форсунки и многокубового перегонного процесса на технический прогресс»

В 1866 А.И. Шпатаковский изобрел паровую форсунку для сжигания мазута. В 1880 В.Г.Шухов ее значительно усовершенствовал. В ней вытекающий по узкому каналу мазут распылялся водяным паром в мельчайшую пыль. Распыленный мазут лучше смешивается с воздухом и полностью сгорает. Огромное значение в развитии техники. Изобретение нефтяной форсунки положило конец бессмысленному уничтожению высококалорийного топлива, сделало его использование эффективным (теперь требовались меньшие объемы топлива). В1887 по предложению Менделеева были переведены с угольного на нефтяное топливо миноносцы «Сова» и «Лука». Это позволило значительно повысить военную мощь этих судов.

В 1882 Р.Нобель и его сотрудник Терквист создали и внедрили в производство принципиально новую систему непрерывной перегонки нефти в многокубовых батареях. Появилась возможность отбирать последовательно любые фракции углеводородов. Стали получать не только хорошо очищенный керосин, но и высококачественное смазочное масло, вскоре наладили промышленное получение бензина (использовался в резиновом и костеобжигающем производстве). В вопросах переработки мы опередили американцев на четверть века.

 

15.«История появление и применения в России керосина, мазута, бензина. Продукты переработки нефти и газа. Кем и когда изобретена керосиновая лампа и ее роль в использовании керосина.»

Лишь в 1745 году появились первые признаки производства керосина. Тогда руководителем это грандиозного проекта был Ф. Пряд, а само действие проходило на Ухтинском месторождении нефти. Хоть производство и существовало, пользы от него было мало. Керосин еще не был популярным в мире, и особо применения ему не было.

Следующим этапом в развитии топливной промышленности, в частности керосина, стало изобретение нефтеперегонного апп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: