I. Организационный момент
Приветствие, создание положительного настроя у учащихся.
- Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций. Желаю вам фантазии, мастерства и успехов.
Проверка готовности учащихся к уроку
Проверьте, все ли у вас готово к уроку: альбом, графитные карандаши,ластик.
II. Актуализация знаний
На какие виды делятся произведения изобразительного искусства? ( К видам изобразительного искусства относятся: графика, живопись, скульптура.)
На прошлых уроках мы с вами изучали таинственный мир картин - изучали искусство живописи.
-Давайте вспомним, что же такое живопись?? (искусство создания художественных образов при помощи красок)
Согласна. Мы рисовали красками.
-Какие выразительные средства живописи при создании своих рисунков мы учитывали? (цвет-передавали настроение, освещение –передавали объем объектов, выделяли главное, фактуру- использовали различные мазки..точки линии,пятнышки)
Также мы изучали таинственный мир скульптуры -
- Что же такое скульптура? ( искусство создания объёмных художественных произведений)
Какие выразительные средства скульптуры мы использовали? (форма,ракурс, объём)
Какой вид изобразительного искусства остался нам не знаком? (графика)
Подумайте, какой будет тема нашего урока?
Сообщение темы и цели урока
Выразительные средства графики.
III.Объяснение нового материала.
Вы правы. Сегодня мы поговорим о графике, о явлениях света и тени. А также создадим натюрморт из простых геометрических фигур.
Что же такое графика?
Давайте с Вами обратимся к учебнику с 16 и разгадаем эту тайну.
Что же такое графика? ( искусство создания художественных образов с помощью чёрного и белого цветов. )
Назовите выразительные средства графики? ( точка, линия, штрих, пятно, цвет (тон). )
Что используются для создания произведений графики? (Графитный карандаш или чёрная тушь и белый лист бумаги – это всё, что нужно художнику-графику..)
Что относят к произведениям графики? К произведениям графики относятся графические рисунки и все виды гравюры.сл 2
Сегодня нам предстоит придумать и создать в технике графики натюрморт из простых геометрических фигур. Но сначала давайте узнаем,разгадав загадки какие геометрические фигуры мы будем использовать..
-Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня... квадрат.
-Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
-Три угла, три стороны.
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам! Треугольник.
- Это плоские фигуры.
-Какие объёмные фигуры вы знаете?
(куб,конус и шар)
К какому жанру можно отнести эту группу тел? Натюрморт. А кто даст определение натюрморта? Натюрморт – это картина с так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, предметов быта, гипсовых слепков и т. п.) в определённом сочетании. Языком вещей он рассказывает о самых разнообразных сторонах жизни.
А давайте узнаем как правильно распределять светотени на предметах.сл.3
Давайте с вами попробуем разные виды штрихов,для нанесения светотени сл 4
Физкультминутка
IV.Практическая часть
Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Сл.5
Обсуждение этапов работы (работа с технологической картой)сл.6
1.Решение расположения листа вертикально или горизонтально.
2.Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого геометрического тела.
3.Нанесения штриховки на рисунок.
а)распределить на геометрическом теле свет и тень
Помните, что класть штрихи нужно по форме предмета.Свет на форме предмета располагается по полутонам.Начинаем рисовать с шара. Понятно, что ложиться солнечные лучи будут по форме, в случае с шаром –по кругу.
Конус. Он имеет основание (круг) и вершину (точку). Штрихи в конусе – это части дуг круга, и они увеличиваются от вершины, до основания. Обратите внимание, что нижняя часть конусаприближена к нам больше, чем верхушка. Значит нижнюю часть нужно передать сильнее, а,поднимаясь вверх, слабее.
б )передача в рисунке объёма
Переходим к передаче объема куба. На кубе мы можем видеть всего три плоскости- это верхняя и две боковые грани. Чтобы показать объём куба, нужно штриховать грани так, чтобы смотрящему было понятно, что эти грани удаляются от него.
Начинайте штриховать куб с теневой части – с правой грани. Штрихуйте от себя – чем дальше от вас, тем светлее. Штриховка может быть как вертикальной.так и горизонтальной.
Светлую левую часть штрихуйте легкими горизонтальными линиями. Верхнюю часть делайте светлее,чем левую, потому что на нее больше падает естественного света.
При штриховке обязательно нужно помнить о том, ччто переходы от света к тени должны быть правными., не резкими.
Усилить тень на правой грани куба можно диагональными штрихами.
В)передача пространства в листе
Переднюючасть стола штрихуйте вертикальными линиями, поверхность стола, на которой находятся геометрические тела, горизонтальными нактонными, отрезок ткани на дальнем плане-плавными линиями, передающими характер изгибов
Г) показ падающей тени геометрических тел.
Если не удалосьсделать ярко выраженный акцент на блике геометрических тел, исправвить эту ситууацию можно с помощью ластика:протрите ластиком самые светлые места на изображениях геометрических тел, и они станут ещё светлее.
Обсуждение частей тела фигуры.
Ну, а теперь, вы попробуете реализовать свой творческий потенциал, и показать полет вашей фантазии при создании натюрморта.
Итоги урока.
Что же такое графика? ( искусство создания художественных образов с помощью чёрного и белого цветов. )
Назовите выразительные средства графики? ( точка, линия, штрих, пятно, цвет (тон). )
Что используются для создания произведений графики? (Графитный карандаш или чёрная тушь и белый лист бумаги – это всё, что нужно художнику-графику..)
Что относят к произведениям графики? К произведениям графики относятся графические рисунки и все виды гравюры.
Выставка и анализ творческих работ.сл.7 сл8
Рефлексия
Как мы можем использовать свою работу.
Вы можете подарить ее.
Наш урок подошел к концу. Благодарю вас за вашу фантазию, воображение, творчество.
Всего вам доброго!сл.9