АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по курсовому проектированию и контрольным работам по дисциплине “Автомобильные дороги” для студентов специальности 19 07 02. 65 “Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)” дневной и заочной форм обучения
Тюмень 2010
Утверждено редакционно-издательским советом
Тюменского государственного нефтегазового университета
Составители: Абакумов Георгий Валерьевич, к.т.н.
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ó Тюменский государственный нефтегазовый университет
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Введение ………………………………………………………………………. 4
Выбор варианта задания ……………………………………………………... 4
Задание 1 ……………………………………………………………………… 5
Задание 2 ……………………………………………………………………… 5
Задание 3 ……………………………………………………………………… 5
Задание 4 ……………………………………………………………………… 5
Задание 5 ……………………………………………………………………… 6
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выбор варианта задания ……………………………………………………... 7
Литература …………………………………………………………………... 22
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания по дисциплине “Автомобильные дороги” предназначены для студентов специальности 24 04 00. 01 “Организация и безопасность движения (Автомобильный транспорт)” дневной и заочной форм обучения. Контрольные работы по курсу “Автомобильные дороги” выполняются c целью закрепления знаний по данной дисциплине.
Целью дисциплины является получение студентами знаний по строительству, содержанию, ремонту, эксплуатации автомобильных дорог, городских улиц и зимников и умение применять эти знания для решения различных инженерных вопросов.
Основными задачами являются:
1. Изучение основ строительства и ремонта автомобильных дорог и городских улиц.
2. В связи с интересами региона изучение строительства и эксплуатации автозимников.
3. Умение ориентироваться в нормативных документах для решения конкретных вопросов.
4. Получение навыков для решения конкретных практических задач.
ВЫБОР ВАРИАНТА ЗАДАНИЯ
Варианты заданий выбираются в таблицах 1 и 2 исходя из двух пос-
ледних цифр шифра (номера зачетной книжки). Так, например если зачет-
ная книжка имеет номер ….. 72, то выбираются следующие варианты: за-
дание 1 – 3-й вариант; задание 2 – 4-й вариант; задание 3 – 5-й вариант; за-
дание 4 – 1-й вариант. Задание 5 общее для всех. Список литературы в помощь для выполнения кон работы приводится ниже. Литература находится в библиотеках ТюмГНГУ и областной научной. При выполнении контрольной работы с помощью компьютера, желательно наличие электронного варианта.
Таблица 1
Последняя цифра шифра | ||||||||||
Задание 1 | ||||||||||
Задание 2 |
Таблица 2
Предпоследняя цифра шифра | ||||||||||
Задание 3 | ||||||||||
Задание 4 |
Задание 1 (в форме реферата)
1. Транспорт России и пути сообщения транспортных систем.
2. Классификация автомобильных дорог.
3. Первая группа транспортно-эксплуатационных показателей дороги.
4. Вторая группа транспортно-эксплуатационных показателей дороги.
5. Третья и четвертая группа транспортно-эксплуатационных показателей дороги.
Задание 2 (в форме реферата)
1. Основные элементы автомобильной дороги.
2. Элементы плана дороги.
3. Элементы продольного профиля дороги.
4. Краткие сведения о грунте.
5. Виды воды в грунте.
Задание 3
Дать основные технические характеристики (категория дороги, вид покрытия, интенсивность движения, пропускная и провозная способность) автомобильной дороги, связывающей населенные пункты в зависимости от варианта.
1. Ваш населенный пункт с Вашим административным центром.
2. Ваш населенный пункт с населенным пунктом, находящимся у него в подчинении.
3. Близлежащей дороги федерального значения.
4. Автомобильной дороги федерального значения “Байкал”.
5. Автомобильной дороги федерального значения “Волга”.
Задание 4
1. Сделать рисунок продольного профиля автомобильной дороги.
2. Сделать рисунок поперечного профиля автомобильной дороги.
3. Зарисовать и дать описание плана автомобильной дороги.
4. Сделать эскизы снегозадерживающих устройств, применяемых в Вашем регионе.
5. Описать основные направления строительства автомобильных и железнодорожных дорог в стране на ближайшем этапе.
Задание 5 (общее)
На рис.1 представлены основные схемы улично-дорожной сети. Какая схема наиболее приемлема для Вашего населенного пункта. Кратко
охарактеризуйте достоинства и недостатки каждой из схем. Краткое описа-
ние схем приводится ниже.
Рис.1. Геометризированные схемы улично-дорожной сети:
а – радиальная; б – радиально-кольцевая; в - прямоугольная;
г – прямоугольно-диагональная; д - гексогональная; е - треугольная
Радиальная схема в ее чистом виде, возникшая на основе узла пересекающихся трактов и характерная в прошлом для малых населенных пунктов, отличается наименее удовлетворительными транспортными показателями. Введение кольцевых магистральных направлений существенно улучшает все показатели. Радиально-кольцевые планировочные структуры отвечают современным транспортным требованиям. Совершенствование распространенной прямоугольной схемы заключается во введении диагональных магистральных направлений, связывающих основные пункты тяготения. Таким образом, прямоугольно-диагональная схема может считаться вполне целесообразной на современном этапе градостроительства.
Гексагональная планировочная структура возникла в связи с заменой пересечения транспортных потоков в узловых пунктах, их слиянием и образованием планировочных элементов с тупыми углами.
КУРСОВАЯ РАБОТА
ВЫБОР ВАРИАНТА ЗАДАНИЯ
Вариант задания выбирается в таблице 3 исходя из последней
цифры шифра (номера зачетной книжки). Список литературы в помощь для выполнения курсовой работы приводится ниже. Литература находится в библиотеках ТюмГНГУ и областной научной. При выполнении курсовой работы с помощью компьютера, желательно наличие электронного варианта.
Таблица 3
Исход- ные дан- ные | Qг, тыс. нетто т/год | количество грузо-вых автомобилей малой грузоподъ-емности, % | количество грузо- вых автомобилей средней грузо- подъемности, % | количество грузо- вых автомобилей большой грузо- подъемности, % |
Определение перспективной интенсивности движения
Исходные данные для примерного расчета: Интенсивность движения на перспективу в 20 лет рассчитывают по результатам титульных экономических обследований с учетом прогнозов изменения состава движения и эксплуатационных показателей работы парка автомобилей. По этим данным на проектируемой дороге ожидается грузонапряженность перегона Qг = 2060 тыс. нетто т/год.
Ориентировочно в составе движения на перспективу ожидается 26% грузовых автомобилей малой грузоподъемности (менее 2,5 т), 60% средней (от 2,5 до 5 т) и 14 большой грузоподъемности (более 5 т).
Интенсивность движения грузовых автомобилей (авт/сут), выполняющих основной объем перевозок,
, (1)
где qср – средняя грузоподъемность автомобилей, т;
γ – коэффициент использования грузоподъемности автомобилей. Обычно γ =0,78 – 0,9 (примем γ =0,8);
β – коэффициент использования пробега автомобилей, который принимается в пределах 0,55 – 0,65 (примем β =0,60);
Траб – расчетное число дней работы автомобильного транспорта в году. Для дорог общегосударственного и республиканского значения Траб =275 дней.
Среднюю грузоподъемность автомобилей в потоке получим по формуле
, (2)
где αn – доля автомобилей каждой группы в составе потока грузовых автомобилей.
В нашем случае
т.
Тогда среднегодовая суточная интенсивность движения грузовых автомобилей на дороге составит:
авт/сут.
Интенсивность грузовых автомобилей, выполняющих мелкие перевозки по хозяйственно-эксплуатационному обслуживанию производства и населения Nx и специальных автомобилей Nc (краны, автопогрузчики, гудронаторы, техпомощи, буровые машины, трайлеры, рефрижераторы и т. п.), принимаем в долях от потока основных грузовых автомобилей:
; , (3)
Для дорог в густонаселенной местности с высокоразвитыми производительными силами (с расстоянием между населенными пунктами 10 км и менее) принимают коэффициенты: a= 0,35; b= 0,10. Следовательно:
авт/сут;
авт/сут.
При отсутствии специальных обследований и анализа интенсивности движения легковых автомобилей NЛ и автобусов Nа ее рекомендуется рассчитывать в долях от суммарной интенсивности движения автомобилей, занятых на перевозке грузов и хозяйственном обслуживании:
, (4)
, (5)
В густонаселенной местности, описанной выше, принимают с= 0,8 и d= 0,2. Тогда:
авт/сут;
авт/сут.
Суммарная годовая суточная интенсивность движения
. (6)
В нашем случае
авт/сут.
Автомобильная дорога с таким значительным транспортным потоком должна быть отнесена к I категории.
В качестве расчетной часовой интенсивности движения принимают среднюю интенсивность за наиболее напряженные в течение суток 10 дневных часов, которая приблизительно равна (коэффициент перехода от суточной к часовой интенсивности движения может иметь значения в пределах 0,076 – 0,1.):
авт/ч.
Таблица 4
№ шиф-ра | Тип автомобиля | Марка автомобиля | Интенсивность движения, авт/сут | Расчетная скорость движения, км/ч |
Легковые | ЗАЗ-Таврия | |||
ВАЗ-2106 | ||||
ГАЗ-3110 | ||||
ЗИЛ-5301 | ||||
Всего | ||||
Автобусы | ГАЗ-2217 | |||
ПАЗ-3205 | ||||
ЛиАЗ-5256 | ||||
Всего | ||||
Грузовые | УАЗ-452 | |||
ГАЗ-3302 | ||||
ЗИЛ-433362 | ||||
МАЗ-500 | ||||
Всего | ||||
Автопоезда (тягач и прицеп) | МАЗ-500А и МАЗ-866 | |||
КамАЗ-5320 и ГКБ-8350 | ||||
КрАЗ-258 и С-652 | ||||
Всего | ||||
Итого | 19928 авт/сут |
При расчете интенсивности движения для периода максимальных перевозок среднегодовую суточную интенсивность движения умножают на коэффициент сезонной неравномерности перевозок, определяемый по формуле
, (7)
где Qмес – объем перевозок наиболее напряженного в году месяца, тыс. т.
По данным экономических исследований Qмес =240 тыс. т. Следовательно,
, (8)
Таким образом, расчетная максимальная среднесуточная интенсивность движения
авт/сут
Результаты расчета интенсивности движения с учетом коэффициента η приведены в таблице 4.
2. Разработка технических условий для проектирования плана,