ГРАЖДАНСКОЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО




ИСТОЧНИКИ ПРАВА

В первые годы советской власти важнейшими источниками права являлись Манифест Временного рабоче-крестьянского Советского правительства, решения I и II съездов Советов Беларуси, Конституция ССРБ, а также обращения, декреты, постановления, декларации принятые различными советскими и партийными органами. На территории Беларуси действовали законы РСФСР. Нормативные акты высшей юридической силы могли создавать Всебелорусские съезды Советов, Центральный Исполнительный Комитет, Президиум ЦИК, а позже и Совет Народных Комиссаров. Советское государство не могло в короткий срок создать новую правовую систему, так как для этого требовалось время. Поэтому оно частично использовало старый государственный механизм и в определенных границах - старое законодательство. К началу гражданской войны были созданы основы советского права. Тем не менее, в нем имелись большие пробелы. Их приходилось восполнять использованием революционного правосознания в качестве непосредственного источника права, с осени 1918 г. запрещались ссылки на законы Российской империи. В период гражданской войны начались кодификационные работы. Во второй половине 1918 г. в РСФСР вышло два первых кодекса: Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и Кодекс законов о труде. Эти кодексы действовали и на территории Беларуси.

ГРАЖДАНСКОЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО

После Октябрьской революции, прежде всего, изменился статус субъектов гражданских правоотношений, в особенности физических лиц. Были сняты всякого рода дореволюционные ограничения по половому, национальному, религиозному признакам. Если в политических правах полного равенства не существовало, то в гражданских оно осуществлялось последовательно. Что касается юридических лиц, то их круг и права заметно изменялись по мере национализации и других преобразований в хозяйственной сфере. Переход экономических объектов в собственность государства породил новую отрасль юриспруденции, которую впоследствии стали называть хозяйственным правом. Национализация вывела из гражданского оборота множество хозяйственных объектов. Гражданский оборот сузился также и за счет введения довольно широкого круга монополий. Так, была введена монополия внешней торговли - любые товары могли покупаться или продаваться только государственными органами, что позволило установить полный контроль над валютным оборотом, воспрепятствовать вывозу капитала за границу. В апреле 1918 г. был издан Декрет «Об отмене наследования». Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тыс. руб., после смерти собственника переходило в доход государства. В годы гражданской войны наблюдалось стремление перейти от рынка к бестоварному продуктообмену, к прямому распределению. Это привело к существенному изменению основных институтов гражданского права. В декретах советской власти центральное место занимал институт права собственности. Новое законодательство признавало две формы собственности: государственную и частную. Собственность кооперативов рассматривалась как разновидность частной. В августе 1918 г. был издан Декрет об отмене права частной собственности на недвижимость в городах, в ноябре 1918 г. национализированы оптовые и розничные предприятия и страховые компании, а в 1920 г. - средние и мелкие промышленные предприятия. В годы гражданской войны широкое распространение получили государственные монополии. Их введение должно было способствовать переходу к прямому продуктообмену. Статус частной собственности резко изменился. Из «священной и неприкосновенной» она превратилась в наименее защищенную законом. Распространенное в годы войны право реквизиций и контрибуций ставило частного собственника в состояние полной зависимости от произвола государственных органов. Права частного собственника существенно ограничивались. Так, постановлением Народного Комиссариата юстиции запрещалась продажа строений в сельской местности. Поскольку большевики взяли курс на искоренение товарно-денежных отношений, то из гражданского права постепенно исчез и такой раздел, как обязательственное право. Национализация

 

промышленности, транспорта и подчинение управления ими единому центру привели к уничтожению договорных связей как основы хозяйственных отношений. Продуктообмен же между городом и деревней оказался несостоятельным, так как не было достаточного количества промышленных товаров для обмена на сельскохозяйственную продукцию. Деньги перестали играть свою роль общественного эквивалента стоимости. Планировалось уничтожение их в самом ближайшем будущем. Расчеты между государственными предприятиями осуществлялись на основе безналичного расчета. Некоторые услуги предприятиям и трудящимся предоставлялись бесплатно. Например, пересылка писем, телеграмм, пользование телефоном, водопроводом, канализацией, газом, электроэнергией, жильем, транспортом.

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Декрет от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» отменял церковный и устанавливал гражданский брак, регистрируемый в соответствующих государственных органах. Вступающие в брак признавались равноправными сторонами. Брачный возраст определялся для мужчин в 18 лет, для женщин – 16. Продельный возраст вступления в брак не ограничивался (раньше был 80 лет). Если раньше можно было три раза вступать в брак, то теперь количество браков не ограничивалось. Запрещались браки только между родителями и детьми, братьями и сестрами. Закреплялась раздельная собственность мужа и жены. Внебрачные дети уравнивались с рожденными в законном браке. Необходимым условием для вступления в брак признавалась его добровольность. В соответствии с Декретом «О расторжении брака» развод оформлялся с обоюдного согласия супругов на основе их заявления в органы загса. Становление советского семейного права происходило в остром противоборстве с церковью. Проходивший с августа 1917 г. по сентябрь 1918 г. Священный собор осудил свободу развода и гражданский брак. Кодекс законов об актах гражданского состояния, о брачном, семейном и опекунском праве (сентябрь 1918 г.) содержал положение, определявшее судьбу церковных браков, заключенных до опубликования Декрета о гражданском браке - они были легализованы и сохраняли свою силу. Устранялись такие препятствия для вступления в брак, как разная вера, монашество, обет безбрачия. Кодекс 1918 г. распространил на всех граждан принципы единобрачия, равенства мужчин и женщин, установил единый возраст вступления в брак. Отцовство устанавливалось местным отделом загса, а в случае споров - судом. На установленного отца возлагалась обязанность участвовать в расходах, связанных с беременностью, родами и содержанием ребенка.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Государство стало единственным собственником земли. Право распоряжения ею предоставлялось только государственным органам. Недра земли, руда, а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, также перешли в исключительное пользование государства. Неотчуждаемость земли, ее недр, вод и лесов привело к изъятию этих объектов из гражданского оборота, вследствие чего все гражданские сделки с землей — купля-продажа, залог, дарение, завещание, обмен и т.п.- объявлялись недействительными. Декрет «О земле» допускал возможность любых форм трудового землепользования на основе уравнительного принципа. Закон от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» возлагал на земельные органы задачи создания коллективных сельских хозяйств. Наиболее распространенной формой коллективного хозяйства после Октября стали коммуны. Они образовывались обычно батраками на базе помещичьих имений. Коммуны объединяли не только производство, но и быт. Коммунары работали в меру способностей и желания, а получали поровну, причем в натуральной форме. Положение ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» ввело понятие «единый государственный земельный фонд». Статья 3 Положения определяла единоличное хозяйство как временное и отживающее. В соответствии с этим устанавливался льготный порядок землеустройства социалистических форм хозяйств. В первую очередь землю получали совхозы и коммуны, во вторую - артели и товарищества по совместной обработке земли, в последнюю очередь — единоличники.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Революция привела к коренной ломке института уголовного права. Преступными были объявлены все деяния, направленные на свержение советской власти. Особо опасными преступлениями признавались погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. Законодательство установило наказание за должностные правонарушения - взяточничество, волокиту. Наиболее тяжкими видами воинских преступлений считались использование военными специалистами своего поста в целях поддержания контрреволюционных заговоров, предательство, сообщничество с внутренними и внешними врагами. Весной 1918 г. была установлена ответственность за дезертирство, неявку по призыву в резервное ополчение. Изменился взгляд и на наказание. В уголовном праве начала складываться идея сочетания принуждения с убеждением. Соответственно изменился перечень наказаний. Устанавливались такие виды наказания, как денежный штраф, лишение свободы, вынесение общественного порицания, объявление врагом народа, лишение всех или некоторых политических прав, полная или частичная конфискация имущества, принуждение к обязатель- ным общественным работам. Советская власть сначала отменила смертную казнь вообще, однако летом 1918 г. она была восстановлена. В годы гражданской войны уголовное право было направлено, прежде всего, против контрреволюционных преступлений. Советское правительство объявило красный террор против «лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Красный террор сопровождался применением института заложников. Бывшие эксплуататоры, полицейские, генералы, офицеры, не хотевшие служить в Красной Армии, помещались в концентрационные лагеря. В случае совершения кем-либо терро- ристических актов против деятелей советской власти определенная группа заложников подлежала расстрелу. Другое направление развития уголовного права связано с воинскими преступлениями. Особое внимание обращалось на дезертирство. Для борьбы с ним суды располагали весьма широким диапазоном наказаний от штрафа до расстрела. По мере развития законодательства назревал вопрос о кодификации уголовного права. В 1919г. Наркомат юстиции издал Руководящие начала по уголовнаму праву РСФСР - прообраз общей части будущего уголовного кодекса. Данный нормативный акт действовал и на территории Беларуси. В разделе 3 данного документа впервые в советском уголовном праве давались определения преступления и наказания. Преступление характеризовалось как нарушение порядка обще- ственных отношений, охраняемого уголовным правом. Раздел 6 посвящался наказаниям. Предусматривалось 16 видов наказаний -от расстрела до общественного порицания и объявления бойкота. В разделе 7 говорилось об условном осуждении, которое широко применялось в это время и имело большое воспитательное значение.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Разрушение старой судебной системы сопровождалось ликвидацией прежнего гражданского и уголовного процессуального права. Вместе с тем некоторые идеи судебных уставов 1864 г. сохранились и в советском процессуальном законодательстве. В судебном процессе соблюдались принципы состязательности, устности, гласности и непосредственности. Применялся и принцип коллегиального рассмотрения дел. Обвиняемый имел право на защиту, как в суде, так и на стадии предварительного следствия. Декрет «О суде»2 предоставил народным заседателям право отвода председателя суда, решения вопроса о мере наказания, Вплоть до условного или полного освобождения подсудимого. Наделение народных заседателей столь обширными правами обусловливалось тем, что председателями судов могли оказаться не внушающие доверия дореволюционные юристы. Судоговорение велось на языке местного населения. Дела в трибуналах проходили две стадии: предварительное следствие и судебное рассмотрение. Судебные заседания ревтрибуналов являлись гласными, с допущением защиты и обвинения. Рассмотрение особо важных дел в ревтрибунале при ЦИК проводилось без участия народных заседателей. Решения трибунала могли быть обжалованы в кассационном порядке в Народном Комиссариате юстиции, которому предоставлялось право обращаться для окончательного разрешения вопроса в ЦИК.

Существование общей и трибунальской судебных систем обусловливало и различия в процессе. В Положениях о народном суде 1918 и 1920 гг. подчеркивалось, что судьи должны руководствоваться законами, хотя допускалось применение и «революционного правосознания». Закреплялись принципы гласности, состязательности, судоговорение производилось на местном языке. Во время предварительного следствия разрешалось участие защитника. При выборе доказательств суд не был связан никакими фор- мальными требованиями, он мог признавать любые доказательства и в необходимых случаях требовать дополнительных. Получил признание институт отвода судей. Функционирование суда предусматривалось в двух составах - с двумя и шестью народными заседателями. Более серьезные дела рассматривались с шестью народными заседателями. Допускалось немедленное вынесение приговора, если подсудимый признавал себя виновным. В качестве кассационной инстанции выступал Совет народных судей. Кассационный срок устанавливался в один месяц. Кассация допускалась и в ревтрибуналах, но срок принесения жалобы здесь ограничивался 48 часами. Второй инстанцией для трибуналов выступал Кассационный трибунал при ЦИКе республики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: