Влияние проблемных ситуаций в содействии формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников




Ситуация первая:на занятиях к детям приходит игровой персонаж, он естественным образом помогает поставить ребенка перед проблемной ситуацией. Для проблемной ситуации нужны, как известно, три условия: наличие знаний; столкновение этих знаний, противоречие между ними — и личный интерес к открывшемуся противоречию. Личному интересу способствует игровая позиция, присущая детям: помочь Коту Леопольду, Незнайке. Иногда просто разрешить его затруднения, а иногда — проявить заботу, нежность. Такие проблемные ситуации обладают нравственной направленностью.

Составленная нами программа включает в себя разнообразные виды праздников и развлечений. Во время праздников и развлечений стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета).

Подготовка к празднику и развлечению всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется единение детей и взрослых. Стремимся, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Даем выход детским стремлениям, способствуем удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.

Уже через некоторое время стало понятно, что ребенок ищет вокруг себя или в сказках, легендах “живые образцы”, которым он хочет следовать. Эта особенность учитывалась при разработке праздников и развлечений. В них включались как можно больше положительных персонажей, а отрицательные всегда становились на истинный путь.

Приятно наблюдать, что дети в повседневную жизнь выносят героев праздников и развлечений. Адекватно в действительности оценивают их и сопереживают им.

Праздники и развлечения развили у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам.

Ситуация вторая: Е. Пермяк “Волшебные краски”

Первый раз ученики слушают рассказ в исполнении своих сверстников, которые заранее подготовились к выразительному чтению.

Далее учитель ставит перед ребятами проблемные вопросы, призванные будить интеллект ребёнка, ведь им предстоит разобраться в нравственном затруднении:

- Правы ли люди, обвинив мальчика в злонамеренных поступках?

- Правильно ли сделал Дед Мороз, подарив мальчику волшебные краски?

Ученики анализируют образ главного героя: мысли и чувства мальчика, черты характера.

Дети учатся судить об основных качествах мальчика, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам:

выделяют свойства характера героя;

называют авторские слова, косвенно характеризующие героя (выражение лица, поза, жесты, интонация).

Работа над идеей произведения: побуждение детей к формулированию идеи произведения и к высказыванию собственного отношения следует после всех раздумий о прочитанном:

- Жаль ли вам мальчика?

- Можно ли помочь главному герою?

- Почему последние картины главного героя стали прекрасными? Как он этого добился?

- Как простые краски превратились в волшебные?

- Найдите и прочитайте в тексте ту часть, в которой выражена главная мысль. Согласны ли вы с ней?

Ситуация 3. Учитель, убрав у канарейки на время корм, воду и подстилку, предложила детям найти причину грусти птицы. При этом она акцентировала внимание на том, что раньше канарейка была радостная, счастливая, она пела песенки, весело щебетала, а теперь настроение ее испортилось.

Похожая проблемная ситуация была организована с комнатными растениями. Учитель напоминала детям, что во время уборки подоконника комнатное растение переставили в угол, где нет света. Она сказала детям, что еще недавно растение цвело, у него были крепкие зеленые листья, а сейчас листья поникли, некоторые пожелтели. Обратившись к детям, учительница спросила: почему растение грустит? Чего ему не хватает? Как можно порадовать растение, помочь ему? Выявив причины увядания, ребята поспешили их устранить.

Нередко заботливое поведение требует от школьника проявления альтруистических чувств. Однако ребенок не всегда готов отказаться от собственных желаний во имя другого. Для воспитания у детей альтруизма широко использовались проблемные ситуации (как воображаемые, так и реальные). В них ребята оказывались перед выбором: поступить правильно, проявить заботу о ком-либо, или напротив удовлетворить свои потребности (например, в игре, интересном занятии).

При воображаемой проблемной ситуации дошкольник должен был представить себя в роли какого-либо конкретного персонажа (например, доктора Айболита, волшебника и другое), который может проявить (или не проявить) свое заботливое отношение к нуждающемуся. Сои намерения ребенок отображал в слове.

Ситуация 4. Когда дошкольники пришли в зимний сад понаблюдать за животными, Паша С. Подошел к клетке с попугаями и начал стучать и раскачивать ее. Увидев это, Маша Д. попросила Пашу перестать это делать. Она обратила его внимание на то, что вода в клетке пролилась, а попугаи перепуганы. Девочка налила в поилку воды и попробовала успокоить животных.

Анализируя произошедший случай, не все дети сошлись во мнении. Были те, кто не поддержал Пашу: «Паша поступил плохо. Он испугал птиц» (Максим С.), «Паша не подумал о том, что попугаям будет плохо» (Коля З.). Однако некоторые ребята старались оправдать поведение мальчика: «Он сделал это не нарочно, он хотел поиграть с попугаями, увидеть, как они летают, полюбоваться их красотой» (Марина З., Вова Ч.). Дети отметили оказанную Машей пернатым друзьям своевременную помощь, оценили ее заботливое отношение к птицам: «Маша позаботилась о птицах, успокоила их, дала им попить. Она и Пашу научила поступать правильно» (Андрей А.). Такое поведение девочки заставило и Пашу задуматься о своих действиях. Он стал оправдываться, сказал, что очень хотел поиграть с животными и не подумал, что сделал птенцам плохо. Педагог обобщил высказывания ребят, похвалил их за то, что интересуются животными, желают с ними общаться, заботиться. Хорошо, что Павлик понял, как важно уметь правильно выражать свои чувства, бережно относиться к тем, о ком мы заботимся, соотносить свои желания с чувствами и потребностями животного.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: