Городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Методические рекомендации
на тему:
«Оформление музыкальных уголков
В группах детского сада»
Для воспитателей ДОУ
Подготовила:
Окунева Елена Геннадьевна,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Немаловажное значение в развитии интереса и любви к музыке имеет специальное оборудование и пособия, стимулирующие музыкально-игровую деятельность детей.
При создании музыкальных зон в группе ДОУ рекомендуется продумать:
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.
2. Разнообразие оборудования.
3. Учет возрастных особенностей детей.
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.
5. Возможность переноса оборудования в другие места.
Классификация оборудования для музыкальных зон
1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т. п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
• с одним фиксированным звуком (дудки);
• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3. Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).
Примерный перечень материалов в музыкальном уголке группы для детей 4-5 лет (средней группы детского сада)
В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь:
•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);
•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;
•игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; деревянные ложки, палочки;
• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и
т. д.);
•металлофон;
•шумовые инструменты для детского оркестра;
•музыкально-дидактические игры
•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);
•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации;
•фланелеграф или магнитная доска;
•атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;
•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;
•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);
•ширма настольная с перчаточными игрушками;
•магнитофон и набор программных аудиозаписей.
Примерный перечень материалов в музыкальном уголке группы для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада)
Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:
• румба, треугольник;
•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино)
• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и
т. д.);
•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
•иллюстрации по теме «Времена года»;
•портреты композиторов;
•иллюстрации из «Музыкального букваря»;
•музыкально-дидактические игры
•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.)
• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
•ширмы: настольная и ширма по росту детей;
•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;
•атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.);
•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.