Раздел I. Сведения о семье




Источником сведений о семье и положении в ней ребенка служат

— документация о ребенке (результаты клинических и психолого-педагогических

исследований, характеристики из образовательных учреждений);

— беседа с родителями и с ребенком, а также непосредственное наблюдение в

процессе консультирования.

Психологу также помогает анализ рабочих тетрадей, творческих и контрольных работ ребенка.

1. Состав семьи (полная, неполная, родители в разводе, указать ФИО)

ребенок с отклонениями в развитии.

отец (Н, А) мать (Н, А) бабушка (Н, А) бабушка (Н, А) дедушка (Н, А) дедушка (Н, А)

брат (Н, А) сестра (Н, А)

2. Материальное благосостояние семьи

Указать:

2.1. Проживает ли в коммунальной, отдельной одно-, двух-, трехкомнатной

квартире, отдельном доме/особняке с/без прародителями (если да, то — чьи бабушка и

дедушка проживают с семьей ребенка, имеющего отклонения в развитии);

Н — норма, А — аномалия.

Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

2.2. Работающих членов семьи отец мать другие члены семьи

2.3. Оформлена ли инвалидность на ребенка, какие из льгот заявлены, пользуется

или нет ребенок этими льготами (машина, путевки, талоны на такси и др.), получает ли пенсионное пособие;

2.4. Кто является опекуном ребенка, подростка-инвалида мать отец

родственник (указать ФИО, профессию, место работы и др.)

чужое лицо (указать ФИО, профессию, место работы и др.)

2.5. Средний достаток семьи (выше или ниже прожиточного минимума в расчете на 1 человека);

2.6. Имеются ли в семье транспортные средства у мужа у жены

2.7. Есть ли в семье другие инвалиды

3. Социально-культурный уровень членов семьи

3.1. Образование (указать профиль полученного образования —

гуманитарное, педагогическое, дефектологическое, техническое, название образовательного учреждения) отец мать

высшее

среднее

специальное

среднее

3.2. Кем работает (указать должность) отец мять

3.3. Каких религиозно-философских воззрений придерживается отец мать

православие

католицизм

мусульманство

иудейство

атеистических

3.4. Культурные интересы и предпочтения отец мать

4. Особенности общения (по наблюдению)

4.1. Во время консультации поведение отец мать

корректное

некорректное(в чем проявляется)

скрытен

тревожен

держит дистанцию

склонен к

конфликтам

стремится к

контакту

другое

4.2. Отношения в семье с точки зрения каждого из родителей

Отец считает Мать считает

конфликтные

отчужденные

псевдосолидарные

адекватные

гармоничные

Раздел II. Оценка детско-родительских отношений

Данные для разделов II и III могут быть получены только экспериментальным

путем.

В соответствии с избранным субъектом (взрослые или дети) используются методики

из разделов 3.3.1. и 3.3.2. или 3.3.3. и 3.3.4.

В зависимости от поставленных задач и практического опыта психолога перечень и число использованных методик может меняться.

Ниже приводятся примерные характеристики, получаемые по результатам

исследования с помощью отдельных методик.

Методика Р. Жиля:

— определение характера детско-родительских отношений (низкий уровень

сформированности отношений или личностных черт — 0%—30%; средний уровень

сформированности отношений или личностных черт - 30%—60%;

— высокий уровень сформированности отношений или личностных черт — 60%

—100%);

Методика С. Розенцвейга (детский вариант)

— определение уровня социальной адаптации ребенка, направления и типы его

реакции на преодоление препятствия (экстрапунитивные, интропунитивные,

импунитивные, препятственно-доминантные, самозащитные, необходимоупорствующие);

Рисуночные тесты:

— определение характера внутрисемейной атмосферы, отношений ребенка с

окружающими и его связей с ними (оптимальные, недостаточные, фрустрирую-щие,

симбиотические).

«Два дома»:

— определение приоритетов ребенка в отношениях со значимым окружением («В

красном домике со мной будут жить...»; «В другом домике останутся...»).

Методика «Лесенка для ребенка»:

— определение предпочтений ребенка в его социальных контактах.

Методика «САТ»:

— определение ситуаций, травмирующих ребенка. Глава 3. Технологии

психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

Методика «СТО»

— изучение отношений ребенка с членами семьи (оцениваются исходящие и

приходящие к ребенку положительные и отрицательные реакции)

Раздел III. Определение структуры семьи, психологического типа родителей, особенностей

внутрисемейных отношений, преобладающей модели воспитания в семье

Семейная социограмма:

— определяется структура семьи.

Социограмма «Моя семья»:

— определяется динамика развития семьи, изменения в ее структуре, связанные с

рождением ребенка с отклонениями в развитии.

СМОЛ (СМИЛ-ММР1):

— определяется личностный профиль (например: 43— 12876/9, выявляется

тенденция к импульсивности);

— определяется личностный профиль (например: 27— 1346/89, выявляется

тенденция к депрессии) и т.д.

16 ФЛО-105 Р. Кеттелла:

— определяется личностный профиль (пример психограммы);

— выявляется тенденция к замкнутости (А), подчиненности (Е), робости (Н) и др.

13 СХП Э.Г. Эйдемиллера:

— составление основного характерологического портрета, например:

характеризует себя как гипертим-ное лицо (карта Б) или др.

УНП:

— выявляется тенденция к невропатизации (оценка) или психопатизации

(оценка).

ЦТО М. Люшера:

— цифровая формула выбора;

— интерпретация цветовой пары в первой и последней позициях;

— определение уровня тревожности.

PAR (1 блок).

— оценка интегрированности семьи (низкая, средняя высокая);

— характер межсупружеских отношений.

PAR (2 блок):

— тип родительско-детских отношений (оптимальные, гипоопека, гиперопека).

АСВ Э.Г. Эйдемиллера:

— модель семейного воспитания оптимальная или неоптимальная

(потворствующая гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение,

жестокое обращение, гипопротекция, повышенная моральная ответственность).

Методика (ОРО) А.Я. Варги и В.В. Столина:

— характер родительского отношения (принятие—отвержение, кооперация,

симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, «маленький неудачник»).

«История жизни с проблемным ребенком» (В.В. Ткачева):

— определение причины субъективных переживаний родителей, их особенностей

и оттенков.

Адаптированный тематический апперцептивный тест:

— определение ценностных ориентации родителя в отношении ребенка-инвалида

(принятие—непринятие дефекта, оценка будущего ребенка, стремление оказать ему

помощь, проявление жалости, сочувствия).

Психолог-практик, работающий с семьями воспитанников учреждения, может

включить в схему (Разделы II и III) только те методики, которые он считает наиболее валидными.

Однако в целом, желательно сохранить предлагаемую схему обследования, так

как она облегчает итоговый сравнительный анализ полученных экспериментальных

данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: