Обязанности грихастха ашрама




ВАРНАШРАМА ДХАРМА

Ведическая социальная система, известная как Варнашрама-дхарма, делит общество на четыре варны: класс брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр; и четыре ашрама: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи и санньяси. В «Бхагавад-гите» (18.42-44) приводится следующее их описание: «Спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность – вот природные качества, присущие брахманам. Героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство умение руководить – вот природные качества, определяющие деятельность кшатриев. Земледелие, защита коров и торговля – естественная работа для вайшьев. Физический труд и служение другим – предназначение шудр». Дхарма-шастра («Ману-самхита») детально описывает обязанности каждой варны и ашрама.

Обязанности брахманов:

1) Изучение Вед и обучению ведической мудрости других.

2) Совершение ведических обрядов, ритуалов жертвоприношений, поклонение Божествам и обучение этому других.

3) Раздача благословений, а так же совершение актов благотворительности; поддержание своего существования за счет пожертвований

Брахманам присущи следующие качества:

САМА – уравновешенность ума и сдержанность;

ДАМА – контроль чувств;

ТАПА – аскетичность;

ШОГЧАМ – чистота;

ШАНТОША – удовлетворенность;

КШАНТА – миротворческий и миролюбивый характер;

АРДЖАВАМ – прямодушие и простота;

ДЖАНАНАМ – знание и мудрость;

ДАЙА – милосердие;

САТЙАМ – правдивость и

АЧЙЮТАТМАНАМ – преданность Верховной личности Бога;

Обязанности кшатриев:

Административная деятельность, военное искусство и защита слабых;

Кшатриям присущи следующие качества:

САУРЬМ – доблесть и храбрость в бою;

ВИРЬЯМ – сила и стойкость;

ДХРИТИ – выносливость, бесстрашие перед лицом опасности;

ТЕДЖАХ – находчивость;

ТЙАГА – щедрость;

АТМАДЖАЙА – неподверженность влиянию потребностей тела (голода, жажды, жары, холода и пр.)

КШАМА – великодушие, умение прощать;

БРАХМАНЙАТА – преданность брахманам;

ПРАШАДА – неподверженность унынию, бодрое расположение духа;

САТЙАМ – честность;

Обязанности вайшьев:

Бизнес, занятия сельским хозяйством и защита коров.

Качества присущие вайшьям:

ДЕВ-ГУРУ-АЧЙУТЕ БХАКТИ – преданность Девам (полубогам), духовному учителю и Вишну;

ТРИВАРГА-ПАРИПАШАНАМ – следование дхарме, артхе, каме и мокше.

АСТИКЙАМ – вера в Ведические писания и слова гуру.

НИТЙАМ УДЙАМАХА – умение зарабатывать деньги;

НАИПУНЙАМ – практичность;

Шудры должны быть:

САМНАТИ – смиренными и почтительными к представителям высших варн;

САУЧАМ – чистоплотными;

СЕВА – услужливыми, нелицемерными и избегать двойственности; АМАНТРАДЖАГНА – участвовать в религиозных обрядах (без мантр).

АСТЕЙАМ – бесхитростными, откровенными;

САТЙАМ – учиться говорить правду;

ГО-ВИПРА РАКШАНАМ – служить трем высшим варнам, оказывать защиту коровам и помогать брахманам.

Обязанности для женщин

Любая женщина из любой семьи должна служить своему мужу со всем вниманием, помогая ему выполнять его обязанности.

Женщина должна развивать в себе следующие качества:

ШАНТУШТХА – удовлетворенность;

АЛОЛУПА – равнодушие к чувственным наслаждениям, бесстрастие;

ДАКША – добросовестное выполнение своих домашних обязанностей;

ДХАРМАДЖА – изучение религиозных писаний и следование принципам, указанным в них;

ПРИЙАСАТЙАБАК – говорить приятную правду;

АПРАМАТТА – всегда быть уважительной и с заботой служить своему мужу;

ШУЧИ – поддерживать чистоту тела и ума;

ШНИГДХА – питать искреннюю привязанность и любовь к мужу;

Кроме этого существуют принципы для тех, кто относится к варна-санскаре, получив рождение от смешанного брака. Им рекомендуется следовать традиции своих предков, воздерживаясь от греховных поступков (в особенности от пьянства). Те, кто уклоняются от исполнения своих предписанных обязанностей, становятся вне варнашрамы (некастовыми).

Обязанности брахмачари

Брахмачари должен жить в гурукуле (школе гуру) и служить своему гурудеву. Он должен отбросить стремление к роскоши, контролировать ум, чувства и изучать Ведические писания у лотосных стоп своего гурудева. Дети брахманов, кшатриев и вайшьев, после того как пройдут курс обучения, могут с разрешения гуру обзавестись семьей. Необходимо взять в жены девушку той же варны, моложе возрастом и вести жизнь домохозяина, следуя принципам установленным шастрами для этого ашрама.

Брахмачари сакама (имеющий материальные желания) должен принять грихастха ашрама (жизнь домохозяина). Если он нишкама брахмана (не имеет материальных желаний), он может принять санньясу. Человек, который не предался Кришне, должен постепенно переходить от ашрама к ашраму, чтобы обрести сознание Кришны. Человек не может, приняв ванапрастху или санньясу, снова вернуться к жизни домохозяина. В «Бхагавад-гите» (3.35) сказано, что «гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже не совершенно, чем чужие – в совершенстве. Лучше изведать неудачу, исполняя свой долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно» шрейа сва-дхармо вигунах пара-дхармат св-ануштхитат.

Варнашрама-дхарма предоставляет возможность человеку сохранять мир, гармонию в обществе и прогрессировать духовно каждому его члену, постепенно поднимаясь с материальной платформы на духовную. Цель человеческой жизни – обрести освобождение от круга рождения и смерти (сва-дхарма, осознание себя как души отличной от материального тела) и развить любовь к Кришне, служа слуге слуги, слуги Возлюбленному гопи (Кришне) гопибартух пада-камалайор даса-дасанудасах.

В заключение в «Бхагавад-гите» (18.66) Кришна говорит: «Сарва дхарман паритйаджа мам экам шаранам враджа... Оставь все другие обязанности (дхарму) и вручи себя Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего». Как вручить себя Кришне? Этому учит Сам Кришна, принявший облик Своего преданного Шри Чайтаньи Махапрабху.

Живя в ашраме, брахмачари должен служить своему гуру в исключительной верой, без лицемерия и двойственности. После принятия инициации, он должен следовать примеру и образу жизни предыдущих ачарьев-вайшнавов. По словам Шрилы Бхактивиноды Тхакура брахмачари должен изучать писания, проповедовать сознание Кришны согласно указаниям гуру, служа миссии своего гурудева. Он может осуществлять это служение с другими преданными брахмачари. Регулярно проводя киртаны и изучая «Шримад Бхагаватам» (и «Бхагавад-гиту») под руководством своего гуру, брахмачари являет собой образец преданного служения при соблюдении полного целибата. По милости Кришны он находится под покровительством своего гуру и обретает знание и духовное понимание жизни.

Согласно «Шримад Бхагаватам» (11.17.33): «Тот, кто не женат – санньяси, ванапрастхи и брахмачари – никогда не должны общаться с женщинами (смотреть на них, касаться их, беседовать, шутить, флиртовать и заигрывать с ними). Санньяси должен избегать тех, кто имеет близкое общение с женщинами и занимается сексом. Тот, кто отверг грубый, физический секс, еще не значит, что он соблюдает целибат, если не следует этому правилу. Существует восемь видов секса, которые должен избегать брахмачари, ванапрастха и санньяси:

ДАРШАНА – смотреть на противоположный пол с вожделением;

КЕЛИ – играть с противоположным полом;

РАХАСЙАМ – оставаться с ним в уединенном месте;

ГУХЙА-БХРАХМАНАМ – думать о сексе;

САМКАЛПА – ментально наслаждаться сексом;

АДХЙАРАСА – вспоминать или сопереживать секс и

КРИЙА-НИВРИТИ – непосредственно иметь физическую близость;

Обязанности грихастха ашрама

Существует два типа брахмачари. Первый тип – присоединившиеся к сознанию Кришны, когда уже были грихастхами и второй – те, кто стал брахмачари после того, как присоединился к миссии своего гуру.

Когда брахмачари желает стать домохозяином, он более или менее отступает от обета принесенного гуру. В таком сознании преданные желают быть независимыми от гуру и ищут возможности не следовать его наставлениям. Таким образом, их энтузиазм в преданном служении резко падает. Тот, кто женился только ради удовлетворения чувств, не является по сути дела и грихастхой. Он обычный карми, ищущий чувственных наслаждений (грихамедха). Постепенно все больше нарушая принципы садханы, он попадает в самые темные уголки невежества. Браки должны заключаться между преданными, которые имеют одинаковое умонастроение и с одинаковым рвением стремятся к духовному совершенству. Ведические писания не позволяют делать развод. Вне брака сексуальные отношения мужчин и женщин считаются греховными.

Когда дети достигают совершеннолетия, отец должен принять ванапрастху и удалиться от дел. Жена может оставаться с мужем и совершать аскезы вместе с ним для очищения тела и ума. В конце жизни брахманы принимают санньясу, отречение от мира. Санньяси не должен останавливаться на одном месте более трех дней. Чтобы не нанести ущерб своему преданному служению санньяси не долже давать инициацию тем, кто не имеет необходимых качеств, Санньяси должен поддерживать себя, полагаясь на милость Господа, всегда молясь и поклоняясь Ему в своем сердце. Детально обязанности каждого члена варнашрамы описаны в Седьмой и Одиннадцатой Песне «Шримад Бхагаватам». Все варны могут пройти через грихастха ашрам, потому что он существует для того, чтобы поддерживать все другие ашрамы.

Махапрабху рекомендовал для грихастх:

1) КРИШНА-СЕВУ;

2) ВАЙШНАВА-СЕВУ;

3) НАМА-СЕВУ;

Для грихастха-ашрама особенно важно служение Божествам (арчана). Более того, настоящему грихастхе рекомендуется сделать свой дом проповедническим центром, служить другим людям, особенно вайшнавам, приглашая их в гости. Грихастха-ашрам должен поддерживать материально другие ашрамы, занимаясь благотворительностью, при этом, опасаясь гордости и заносчивости, полагая, что они зависят от его благосклонности. Грихастхи должны прилагать все усилия, чтобы участвовать в миссии своего гуру.

В «Шримад Бхагаватам» (7.14. 3, 4, 8, 11, 12) сказано, что грихастха должен стремиться общаться постоянно со святыми личностями, слушать от них нектар кришна-катхи, особенно «Шримад Бхагаватам» и «Бхагавад-гиту». Как человек, проснувшийся ото сна, грихастха не должен, подобно сумасшедшему, бегать за деньгами, но должен довольствоваться тем, что приходит ему по милости Господа. В результате преданного служения, он должен постепенно одухотворить свою жизнь, развивая духовное сознание, все более отрешаясь от чувственных наслаждений (от жены, дома, детей и пр.). Хотя он вправе требовать деньги, сколько необходимо для его семейной жизни, безбедного, мирного и здорового образа жизни, однако, если он желает больше, чем нужно, то становится вором и подлежит наказанию. Он должен поддерживать свою чистоту и целомудрие, имея секс только со свой женой ради продолжения рода раз в месяц в наиболее благоприятный период для зачатия. Каждый грихастха должен желать видеть в своем потомстве преданных Кришны. Своего сына он должен воспитывать как триданди-санньяси. Не способный освободить свое потомство от круга рождения и смерти, грихастха не должен вступать в половые отношения.

АТИТХИ-СЕВА – это прием гостей, который является обязанностью для грихастхи. Он должен отдать предпочтение служению гостям и просить свою жену со всем вниманием относиться к ним, пренебрегая своим личным комфортом. Таким образом, человек сможет по-настоящему услужить Господу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: