Понятие «Психологический барьер» в психолого-педагогической и управленческой литературе




Введение

 

Актуальность темы исследования. Актуальность изучения взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, факторов, определяющих его качество, обусловлена активным поиском путей совершенствования отечественной системы образования. В нашей стране уже в течение почти двадцати лет предпринимаются попытки улучшить как содержание, так и формы организации образовательной деятельности.

Однако как на общероссийском, так и региональном уровне важной задачей является создание эффективно действующего союза педагогов, родителей, учащихся в решении актуальных проблем реформирования отечественного образования. Разнонаправленность действий этих субъектов обучения и воспитания негативно сказывается на качестве и результатах формирования подрастающего поколения.

В современных условиях к образованию, как одному из самых устойчивых социальных институтов, предъявляются особые требования. Мировая система образования, играющая решающую роль в культурном и социальном становлении человека, находится в состоянии перманентного глобального кризиса. Возникают и углубляются противоречия между декларируемыми целями образовательного процесса и его реальными результатами; между достижениями культуры человечества и культурой масс; между запросами быстро меняющейся социальной практики и традиционностью института образования. Эти проблемы особенно важны для России, где тотальная переоценка ценностей сопровождается глубокими социально-экономическими преобразованиями.

Разрушение прежней системы планирования и распределения трудовых ресурсов, свободный рынок рабочей силы, отказ от четких идеологических установок, как основы системы воспитания нового поколения, стали для российского образования детерминирующими факторами коренных качественных преобразований в целях, содержании, технологиях обучения и воспитания, а также в системе взаимодействия педагогов, родителей, учащихся в решении общих целей образования.

Все отчетливее проявляет себя необходимость формирования такого образовательного сообщества, где его субъекты (родители, педагоги, учащиеся) понимают и принимают общие цели и задачи образовательного процесса, объединяют свои усилия по формированию личности, способной успешно адаптироваться к требованиям современного производства, быта, досуга.

Успешное взаимодействие основных субъектов образовательного процесса становится важнейшим средством повышения качества как обучения, так и воспитания детей разного возраста. В настоящее время обнаруживаются существенные противоречия в понимании целей, задач современного образования родителями, воспитателями. Родители склонны рассматривать школу как учреждение, прежде всего готовящее молодого человека к продолжению образования в колледже, вузе. Учащиеся нередко воспринимают обучение в школе как нечто вынужденное, заставляющее приобретать невостребованную жизнью сумму знаний. Многие учителя видят цель своей работы в обеспечении такого образовательного процесса, при котором почти все дети успешно воспроизводят получаемые ими на уроках знания, независимо от понимания их смысла.

Также обнаруживаются существенные противоречия в понимании целей и задач современного воспитания детей 7-17 лет родителями, учителями, подростками. Многие взрослые видят его в приобретении детьми таких качеств как инициативность, активность в учебе и труде, стремление самостоятельно совершенствовать приобретенные знания и умения, способность ценить опыт старших поколений. Молодые люди нередко считают, что следует быть беспринципными, самоуверенными, жесткими, подчас наглыми, чтобы добиться успеха в современной жизни. Необходимой согласованности в подготовке подрастающего поколения к современной жизни в действиях основных субъектов образовательного и воспитательного процесса не обнаруживается.

В связи с этим актуальной задачей становится социологический анализ основных противоречий, возникающих при взаимодействии этих субъектов обучения и воспитания детей разного возраста.

Важно выяснить содержание и глубинные причины расхождений в трактовке целей, задач, методов взаимодействия в образовательном процессе; возможные варианты более эффективного сотрудничества при подготовке подрастающего поколения к успешному включению в самостоятельную взрослую жизнь. На основе проведенных исследований возможно дальнейшее уточнение основных направлений модернизации отечественного образования, а также выработка оптимальных вариантов реализации сложных задач повышения качества образовательного процесса в ДОУ.

Объект исследования - барьеры в ДОУ.

Предмет исследования - процесс возникновения барьеров между субъектами образовательного процесса в ДОУ.

Цель исследования - выявление и описание барьеров общения между субъектами образовательного процесса в ДОУ.

Задачи исследования:

. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

. Выделить особенности барьеров общения.

. Проанализировать состояние барьеров общения между субъектами образовательного процесса в практике ДОУ.

. Разработать методические рекомендации по преодолению психологических барьеров между сотрудниками в педагогическом коллективе ДОУ.

Методы исследования определялись теоретическими позициями общей и специальной психологии и педагогики, а также задачами экспериментальной работы. Исследование включало: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования; психолого-педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.

Теоретической базой исследования выступили положения: психологии личности Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А. Маслоу; психологии жизненного пути и психологии жизненных ситуаций Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, А.К. Болотова, Л.Ф. Бурлачук, С.Л. Рубинштейн; концепция психологической устойчивости личности Е.П. Крупник; психологии совладания P.M. Загайнов, Е.Ю. Коржова, А.В. Махнач.

Структура курсовой работы состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 


Глава I. Теоретические основы психологических барьеров между сотрудниками в педагогическом коллективе ДОУ

Понятие «Психологический барьер» в психолого-педагогической и управленческой литературе

В большой энциклопедии дается следующее определение слову «барьер»: «Барьер (франц. Barriere):

) Невысокое заграждение, перегородка, препятствующее свободному проходу, проезду;

) В спорте - препятствие, которое должны преодолеть при состязании всадники, бегуны и т.п.»

Понятие психологического барьера используется для обозначения каких либо психологически обусловленных преград, препятствий, мешающих человеку добиться поставленной цели, выполнить задание или решить проблему. В «Атласе по психологии» [17, стр. 60] дается, например, такое определение: «барьер психологический - мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности, общению с определенным человеком или группой людей».

Под психологическим барьером понимают также и психологическое состояние человека, испытывающего трудности в определенной деятельности или общении.

Немов Р.С. даёт такое определение: психологический барьер - это внутренняя, психологическая причина, препятствующая человеку естественно, свободно и раскованно вести себя на людях, в общении с ними в определенных жизненных ситуациях. [22, C. 251]

Изучению барьеров в коммуникационной сфере (сфере общения) посвящены работы Л.И. Божович [24, 25], Е.В. Руденского и других. При этом выделяются такие барьеры, как «барьер темперамента», «барьер акцентуации характера», «барьер манеры общения», «барьер отрицательных эмоций» (страдания, гнева, отвращения, страха, стыда и вины), «барьер неправильной установки сознания» (стереотип, предвзятость, отсутствие интереса, пренебрежение фактами), «барьер речи», «физические барьеры», «социально-ролевые барьеры», «информационно-познавательные барьеры», «социально-психологические барьеры», «организационно-психологические барьеры» [12].

Барьеры как детерминирующие факторы динамизации деятельности на разных ее этапах изучаются в работах Р.Х. Шакурова [29] и его учеников. При этом выделяются такие виды барьеров, как ценностно-ориентационный барьер, барьер неопределенности, предметно-преобразовательный барьер и барьер дефицита информации о полученном результате. В процессе преодоления барьера Р.Х. Шакуров выделяет три взаимосвязанные стороны: эмоционально-волевую, познавательную и операционно-поведенческую. А само преодоление барьеров различного рода рассматривается как основа функционирования и развития психики.

Барьеры как препятствия достижению цели и возникающие вследствие этого внутренние конфликты и фрустрации изучаются в работах Т. Дембо (школа Левина) [20]. При этом в качестве барьеров рассматриваются такие препятствия как «сложность задачи», «неумение испытуемого», «социальные отношения между экспериментатором и испытуемым».

Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения. [19, C. 125]

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.

Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других. человека только на мнение других.[25, C. 75]

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия. [15, C. 115]

 

1.2 Особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса в ДОУ

 

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей, остающихся фактически без родительского присмотра. Детский сад дает возможность семье работать и жить нормально. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. В Законе «Об образовании » сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, и дошкольные учреждения создаются им в помощь. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия. [11, c.107]

Каждая мать и каждый отец хотят видеть своего ребенка хорошим и счастливым человеком. Добиться этого можно лишь в том случае, если воспитательные усилия родителей будут совпадать с усилиями работников системы общественного воспитания.

Характер этого сотрудничества должен отвечать определенным требованиям. Прежде всего, совместные усилия родителей и педагогов по воспитанию ребенка предполагают их взаимное уважение, внимательность и тактичное отношение друг к другу. Взаимное уважение включает и взаимное доверие: регулярный обмен правдивой информацией о ребенке, уверенность в том, что предпринимаемые той и другой стороной меры отвечают интересам ребенка.

Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются:

повышение уровня педагогической культуры родителей;

посещение родителями мероприятий, проводимых в ДОУ; активное участию родителей в жизни дошкольного учреждения и повышение интереса к развитию и воспитанию своих детей;

овладение родителями необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

участие родителей в планировании образовательного процесса; изменение позиции родителей по отношению к деятельности детского сада.

Эффективной современной формой взаимодействия ДОУ и семьи является родительская газета. Своими истоками родительские газеты уходят в стенды, которые создавались всегда и сейчас на практике называются родительскими уголками. Т.Н. Доронова относит эту форму работы к ежедневной и считает, что именно она обеспечивает систематическую информированность родителей о жизни ребенка в детском саду.

В родительских уголках должна быть следующая информация:

. Программа медицинских мероприятий на месяц (заполняют медики).

Текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний.

Список необходимой одежды для мальчика девочки - по сезону.

. Характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы.

. План мероприятий для родителей на месяц.

. Режим дня.

. Расписание занятий.

. Ф.И.О. воспитателей группы, заведующего и методиста, психолога и медицинских работников, время, когда они принимают родителей.

. Ежедневный отчет о жизни группы.

. Правила внутреннего распорядка для родителей.

Е.В. Соловьева разработала для таких стендов рекомендации для родителей, в которых просит их учесть следующее: [10, c.128]

Если вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.

Педагоги готовы беседовать с вами о вашем ребенке утром до 8.15 и вечером после 17.00. В другое время педагог обязан работать с группой детей, и отвлекать его нельзя.

К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на «Вы», по имени и отчеству.

Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей.

Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к методисту.

Помните, что в детском саду работает психологическая служба, куда вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим вас вопросам относительно воспитания ребенка.

Просим вас следить за тем, чтобы в карманах вашего ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.

Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку.

Если вы считаете необходимым давать ребенку с собой какие-то лакомства, то, пожалуйста, ограничьтесь несколькими карамельками в фантиках.

Постоянно информируйте ваших детей о том, что детям не разрешается бить и обижать друг друга; брать без разрешения чужие личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей; портить и ломать результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга. Эти требования продиктован соображениями безопасности каждого ребенка.

Отличие газеты от стенда состоит в том, что газета издается в каждой группе и строго ориентирована на конкретных родителей и детей, она является эффективной формой педагогического информирования родителей.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования.

Программа «Истоки»

В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста. Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями. Программа "Истоки" отражает непреходящее значение дошкольного детства как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека. Основу программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон. [17, c.62]

Цель программы - разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты: раннее детство, включающее младенческий возраст (от рождения до 1 года) и ранний возраст (от 1 года до 3 лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий - младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

С целью решения поставленных в программе «Истоки» задач, специалистами разработано методическое обеспечение по линиям развития.

Задачи физического воспитания и оздоровления детей более эффективно позволяет решать пособие М.А. Руновой «Двигательная активность ребенка в детском саду». Пособие используется для сохранения и укрепления физического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия в детском саду и семье.

Задачи ознакомления воспитанников с социальной действительностью позволяет решать программа С.А. Козловой «Я - человек». Программа направлена на формирование у ребенка мировоззрения своего видения мира, своей картины мира, созвучной возможному уровню развития его чувств. Цель: раскрыть для ребенка окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям. Программа включает четыре раздела; «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля - наш общий дом». Автором предлагается учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я - человек». [13, c.86]

Задачей социализации ребенка является овладение связной речью. Для решения этой задачи используется программа А.Г. Арушановой «Речь и речевое общение детей». Работа направлена на развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Поскольку одним из направлений деятельности детского сада является коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи», на практике используются и дополнительные коррекционные программы. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» (С.А. Миронова). Цель программы - развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста и коррекции их речевых нарушений в специально организованных группах.

Задачу познавательного развития дошкольника помогает решить программа С.Н. Николаевой «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ». В программе представлено пять разделов; первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания; третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных; в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать; пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

Задачи сенсорного развития и формированию элементарных математических представлений у воспитанников педагоги детского сада решают с помощью методики В.П. Новиковой «Математика в детском саду». Пособие построено как система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие у детей математических представлений в соответствии с возрастом.

Задачу приобщения воспитанников к произведениям художественной литературы помогает педагогам решать программа З.А. Гриценко «Пришли мне чтения доброго». Цель данной программы-хрестоматии - сформировать отношение к литературе как самоценному виду искусства.

Многими педагогами выбрана «Программа по изобразительной деятельности в детском саду» Г.С. Швайко. Предложенная автором разнообразная тематика позволяет воспитателям интересно организовать творческую продуктивную деятельность воспитанников. Цель программы - развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности; развитие познавательной активности детей.

Задачей всестороннего развития личности ребенка является развитие творчества. С этой целью в ДОУ организована углубленная работа по развитию детей в театрализованной деятельности. Помогает в этом программа С.И. Мерзляковой «Волшебный мир театра».Цель программы - развитие сценического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений.

Таким образом, программа «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

 

Подходы к преодолению барьеров общения между субъектами образовательного процесса в ДОУ

 

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится за ранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. [19, c.208]

Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. [7, c.178]

 

Таблица 1 Нетрадиционные формы организации

Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

 

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. [4, c.94]

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: [18, c.65]

конфликты между родителями из-за детей;

родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

жалобы воспитателей на пассивность родителей;

невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из - за молодого возраста или небольшого опыта работы.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.

Сего<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: