Этикет: от прошлого к настоящему: библиографический обзор




Жизнь человека протекает в его постоянном взаимодействии, общении с другими людьми. Для того, чтобы контакты не приводили к конфликтам, не нарушали социального равновесия, чтобы повседневное общение было гармоничным, приятным и полезным, с древних времен вырабатывались правила этикета. Этикет – это установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих отношений. В России слово «этикет» распространилось в XVIII веке. Со времени Петра I в связи с социально-экономическими изменениями в жизни государства начал складываться дворянский этикет. Его черты оставались основополагающими для русского общества и в конце XIX века. Что же считалось хорошим тоном, например, во времена А. С. Пушкина, то есть теперь уже более 150 лет тому назад?

Ответить на этот вопрос нам поможет книга Елены Лаврентьевой «Светский этикет пушкинской поры», изданная в Москве, издательством ОЛМА-Пресс, в 1999 году. Книга имеет 640 страниц. Первая часть предлагаемой книги познакомит читателей с дворянским этикетом пушкинского времени. Автор обращается к документальным источникам: мемуарам, путевым заметкам, переписки современников, а также к руководствам по этикету. Вторая часть посвящена культуре застолья пушкинской поры. Здесь читатели могут узнать о том, как в началеXIXвека сервировался стол, как располагались за столом хозяева и гости, о чем они беседовали, когда полагалось вставать из-за стола, каким образом гости выражали свою признательность за хороший обед. В книге приводятся свидетельства как наших соотечественников, так и иностранных путешественников. Здесь также широко представлены материалы из поваренных руководств и периодических изданий первой трети XIXвека. Книга снабжена иллюстрациями к произведениям литературы: гравюрами, фототипиями, фотографиями, изображающими сцены из спектаклей того времени, картинками из модных журналов. Отдельно выделен раздел «И в чтении себе отрады я ищу», в котором помещен список основных документальных источников XIX века, используемых в книге (всего 143 названия).

В последние десятилетия слово «этикет» приобрело широкое звучание. Уже выпущено в свет немало изданий, раскрывающих содержание современного этикета. Среди них несколько заслуживают нашего пристального внимания. Часто мы задаемся вопросами: «Каким должно быть наше поведение, наше отношение к семье и на работе, как встречать гостей и ходить в гости, как делать подарки и т. д.?» На эти и многие другие вопросы ответит автор-составитель О. Н. Улищенко в книге «Этикет». Она была издана в Харькове, издательством Фолио, в 1999 году в серии «Домашняя библиотека». 400 страниц содержа три больших раздела – первый «Этикет на каждый день», второй «Путь к успеху» и третий «Мудрость в назидание». В первом разделе, кроме ответов на вышеперечисленные вопросы, можно найти также советы: как располагать к себе людей, как звонить по телефону и как надо одеваться. Во втором разделе даны советы: как улучшить память, как избавиться от стресса, научиться красноречию, разрешать конфликты, понимать этику бизнеса и многое другое. В этот раздел также включены несколько тестов «действительно ли вы раздражительны или просто не хотите сдержаться?», «Конфликтная ли вы личность?» и другие и краткий энциклопедический словарь бизнесмена. Третий раздел книги называется «Мудрость в назидание». Здесь собраны афоризмы философов, поэтов, писателей разных времен и народов, посвященные сложным проблемам жизни, бытия и возвышенным идеалам. Книга также снабжена списком использованной литературы (всего 32 названия).

Сегодня жизнь, несмотря на многие издержки, предоставляет каждому массу возможностей для того, чтобы проявить себя и преуспеть. А если вы хотите добиться успеха в карьере, вам необходимо также знание и делового этикета. И поможет вам в этом книга, которая так и называется «Деловой этикет», автор-составитель Илья Афанасьев. Издательство «Альтерпресс» города Киев выпустило ее в 1998 году, в серии «Библиотека делового человека». Книга содержит 320 страниц. Она состоит из четырех крупных разделов: «Основы этикета», «Основы делового этикета и протокола», «имидж делового человека» и «Организация и техника делового общения», среди которых, пожалуй, самым интересным можно назвать последний «Организация и техника делового общения». Из тех советов и правил, что здесь даны, можно отметить «Национальные особенности общения» - советы как лучше общаться с представителями других стран и правила организации и проведения приемов. Кроме того, издание снабжено восемью приложениями, например «Трафареты для выступлений по различным поводам», «речевые трафареты, помогающие вести деловые беседы и переговоры», тесты: «Умеете ли вы слушать», «Вы можете быть красивее» и другие. Эти приложения носят справочный характер и призваны помогать читателю вести деловые переговоры и общаться с деловыми партнерами. Книга также имеет список использованной литературы (всего 62 названия).

Современному деловому человеку очень важно уметь расположить к себе аудиторию, партнеров, заказчиков и клиентов, то есть создать свой неповторимый деловой имидж. Как создать самому себе деловой имидж? Феликс Кузин поможет разобраться с этим вопросом в своем практическом пособии «Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика». Пособие издано в Москве, в издательстве «Ось-89», в 2002 году. На 512 страницах предпринята попытка обобщить отечественный и зарубежный опыт создания делового имиджа и рассмотреть не только его отдельные элементы, но и всю их совокупность в целом в качестве своеобразной социально-психологический системы. Книга состоит из тринадцати небольших разделов, например, «Деловой имидж: принципы построения и основные формы его выражения», «Внешний облик делового человека», «Внешние проявления воспитанности» и т. д. Среди наиболее интересных глав этих разделов можно назвать четыре: «Невербальный язык разных народов», «Правила этикета, принятые в разных странах», «Национальные особенности кухни отдельных стран», «Учет этических и социально-психологических особенностей деловой этики зарубежных стран». Именно они в наибольшей степени отличают эту книгу от двух предыдущих. В конце книги даны семь приложений: это, например, «Советы по улучшению человеческих отношений», «Речевые стандарты», помогающие провести деловую беседу», «Советы по установлению деловых контактов» и др. Но наибольший интерес, как мне представляется, имеет приложение семь «Законы Мэрфи: шутливые высказывания западных бизнесменов и политиков». Эта книга также снабжена списком использованной литературы (74 названия).

Этикет, хорошие манеры создают условия благоприятные для общения и существования людей, различных по национальному, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Этикет, свободный от крайностей и устаревших формальностей не усложняет, а упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных категориях, как вежливость, тактичность, корректность, порядочность. Нет ничего проще, чем вести себя как принято, не доставляя хлопот окружающим и чувствовать себя свободным. И нет ничего труднее, чем овладеть данной свободой, усвоить хорошие манеры, для того, кто еще не осознал значение этих манер в повседневной жизни.

Обзор составляется для устного рассказа перед аудиторией с демонстрацией упоминаемых изданий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: