Ход занятия
Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна.
Вы сегодня, случайно проснулись не от веселого пения и перезвона птичьих голосов за окном.
Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой.
- Откуда же прилетело столько птиц? (Из теплых стран, с юга.)
- Почему птицы прилетели к нам? (Они вернулись на свою родину, наступила весна, растаял снег, стало тепло.)
- Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, добрая, солнечная, зеленая, ласковая.)
- Какие чудеса происходят весной? (Снег превращается в воду, появляются первоцветы — подснежники, лопаются почки, и появляются маленькие листочки, земля позеленела от пробивающейся травки и т. д.)
- Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.
- Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные птицы.)
Игра «Хорошо - плохо».
- Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых странах насекомые водятся круглый год.)
- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы, когда перелетают, погибают в пути, не выдерживают трудной дороги и т. д.)
Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой.
Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.
Какие красивые птицы прилетели к нам! Каких птиц вы узнали?
(Соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок, дрозд.)
- Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелетные.)
- А как вы догадались, что это ласточка ? (У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
- Как вы догадались, что это иволга? (У нее желтое оперение, а крылья и кончик хвоста - черные.)
- А по каким признакам догадались, что это скворец ? (Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.)
- Какие красивые, одна на другую не похожие птицы. Птицы радуют нас не только своим внешним видом, чудной окраской своего оперения, но и своими песнями.
Окружающий человека мир полон звуков, и среди них особое место занимают звуковые сигналы птиц.
А если бы птицы могли петь так, как люди, словами, о чем бы они нам рассказали в своих весенних песнях? О том, как они любят свою родину, как прекрасна и неповторима наша земля, какие чудеса они видели в дальних странах, как долог и труден был их путь к себе домой, как они спешили и радовались встрече с нами и т.д.
- А вы знаете, что песни у птиц бывают разные? Иногда голос одной и той же птицы меняется. Почему? (Выражает радость, тревогу, волнение, страх и т.д.)
- Кто враги у птиц? (Ястреб, коршун, сокол, кошка, лиса, куница и т.д.)
- Какое настроение вызвает у вас пение птиц? (Радостное, веселое, легко на душе и т.д.)
Мы слышали, как в вышине