Типы семейного воспитания (стили родительского общения)




 

· Авторитарный (автократический) тип отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятияребенка и высоким — контроля. Стиль общения авторитарных родителей —командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Автократический стиль предполагает единоличное принятие решения родителями без учета мнения и позиции ребенка.

· Авторитетный тип характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Авторитетный стиль основывается на совместном принятии решений родителями и детьми с учетом интересов ребенка.

· Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Либеральный стиль руководства оставляет инициативу и решение за ребенком.

· Индифферентный тип определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

· Хаотический стиль воспитания характеризуется непоследовательностью управления и руководства, переходом от авторитарных способов взаимодействия к либеральным, демократическим и обратно.

Наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает авторитетный тип воспитания, в то время как остальные типы приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей.

 

Гармоничный и дисгармоничные типы воспитания

 

Гармоничный тип семейного воспитания отличается:

• взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, эмоциональной поддержкой;

•высоким уровнем удовлетворения потребностей всех членов семьи, включая детей;

• признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, поощрением автономии ребенка;

• отношениями взаимного уважения, равноправия в принятии решений в проблемных ситуациях;

• признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания;

• обоснованной возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, разумной и адекватно предъявляемой к нему системой требований;

•систематическим контролем с постепенной передачей функций контроля ребенку, переходом к его самоконтролю;

• разумной и адекватной системой санкций и поощрений;

•устойчивостью, непротиворечивостью воспитания при сохранении права каждого из родителей на собственную концепцию воспитания и планомерное изменение его системы в соответствии с возрастом ребенка.

Типы дисгармоничного воспитания

Дисгармоничные типы воспитания весьма разнообразны, но всем им в той или иной степени свойственны:

•недостаточный уровень эмоционального принятия ребенка, возможность эмоционального отвержения и амбивалентного отношения, отсутствие взаимности;

• низкий уровень сплоченности родителей и разногласия в семье в вопросах воспитания детей;

• высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми;

• ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей;

•завышение требований к ребенку или недостаточная требовательность, вседозволенность;

•неконструктивный характер контроля, низкий уровень родительского мониторинга, чрезмерность санкций или их полное отсутствие;

•повышенная конфликтность в повседневном общении с ребенком;

•недостаточность или чрезмерность удовлетворения потребностей ребенка.

Классификация дисгармоничных типов воспитания в семье.

Гипопротекция

Характеризуется недостаточностью заботы, внимания, опеки и контроля,интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.

Гиперпротекция

Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнемпротекции.

Причины: а) беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и тревожно-мнительными чертами характе­ра; б) патологический страх несчастья с ребен­ком; в) страх одиночества; г) подчеркнутая потребность в призна­нии; д) доминирование в отношениях с окружающими, феномен подчинения и зависимости; е) необщительность; ж) невротизм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: