Информационная среда и психическое здоровье




Альфред Щёголев

 

Информационная среда, в которой пребывает современный человек, во многом определяет его психическое состояние и физическое самочувствие. Ошеломляющий поток самой разноречивой информации, самых разнообразных сведений об окружающем мире, о происходящих в нём событиях, о протекающих в нём процессах, нередко тревожных, пугающих, быстрых и трагических, засилье безумной, навязчивой рекламы, пропаганда насилия, вседозволенности, разврата на телеэкранах и проч. явно превышает возможности адекватной психической переработки и адаптации у всё большего числа людей.

Весь объём такой разноречивой информации создаёт, можно сказать, хаос, шум, бедлам в сознании людей. Как известно, «информация – это строительный материал сознания» (В.Кротов), и этот «строительный материал» у современного человека, особенно молодого, больше похож на кучи строительного мусора, в которых, наряду со строительными материалами, много всякого хлама, грязи, пыли, обрывков непонятно чего. Понятно, что выстроить из всего этого мусора добротное здание едва ли возможно.

Поскольку современный человек очень рано, с детства, вовлекается в информационную круговерть, постольку его сознание нередко превращается в некую информационную помойку, он лишается устойчивой внутренней картины мира, утрачивает чувство душевной стабильности, испытывает в связи с этим внутреннюю тревогу, для облегчения которой навязчиво ищет всё новой и новой информации.

Перегрузка сознания излишней, разноречивой информацией может вести не только к информационному неврозу, к некой «разорванности» сознания, но и в значительной степени подрывать физическое здоровье человека, особенно в тех случаях, когда информация является негативной, сенсационной, будоражащей, пугающей, а ведь не секрет, что лукавые продавцы информации пытаются сделать её именно такой, даже если она не такая – они знают: людей будоражит всё чрезвычайное и необычное!

Современный человек видит мир через телевизионный экран, он воспринимает окружающее не непосредственно, а опосредованно – через радио, газеты, журналы, Интернет. Практически человек соприкасается не с реальностью жизни, воспринятой самостоятельно, а через фильтры скомпонованной для него кем-то информационной продукции. Продукция эта особенно опасна для человека в тех случаях, когда будоражит его эмоции, вовлекает в переживание того, что, вообще говоря, его могло бы и не касаться. Он оказывается эмоционально вовлечённым в круг проблем, от которых мог бы быть очень далёк, но которые теперь, по получении задевшей его информации, начинают довлеть над ним и будоражить его психику.

Если навязчивая до тошноты реклама какого-нибудь лечебного препарата, проталкиваемого аптечными дельцами на рынок, «информирует» его о том заболевании, при котором этот препарат оказывает своё якобы абсолютно исцеляющее воздействие, то так или иначе человек, особенно мнительный в отношении своего здоровья, начинает тревожно прислушиваться к работе своего организма, ищет у себя признаки соответствующей болезни.

Если телеэкран делает его свидетелем ужасов какой-нибудь катастрофы и вызывает тем самым его негативную эмоциональную реакцию на увиденное, то сопровождающие эту эмоциональную реакцию вегетативные сдвиги в организме внесут свою весомую лепту в возникновении у него того или иного заболевания, к которому он предрасположен. Ведь эмоции – это не только наши психические переживания, но и регуляторы жизнедеятельности органов и функциональных систем нашего организма, и действовать на жизненные функции организма они могут, образно говоря, и как лекарство, и как яд – всё зависит от того, какие эмоциональные переживания доминируют в нас. При этом надо знать, что эмоциональные реакции не всегда чётко осознаются самим человеком, они могут не проявиться в сознании и поведении, но, тем не менее, их вегетативный компонент, так или иначе, заденет жизненные функции организма.

Чрезвычайно опасно вовлечение человека, особенно ребёнка, в сюжеты всякого рода «фильмов ужасов» и «страшилок» создаваемых обычно на почве больного воображения душевно проблемных, а то и вовсе психически больных людей – «творцов» (или «тварюг») подобной продукции. Проталкивать такие киноленты на широкий телевизионный экран могут либо безмозглые и безответственные глупцы, тупо «пропагандирующие» в условиях наступившей «демократии» новый «продвинутый» кинематограф, либо сознательные мрази – сеятели социальной шизофрении, прикрывающие свою деструктивную социальную деятельность мотивами «свободы самовыражения» и «просветительского» ознакомления широкой публики с разными жанрами современной кинопродукции.

Их деятельность сродни деятельности наркоторговцев, «подсаживающих» на наркотик всё большее число потребителей, которые оказываются, в конце концов, в полнейшей зависимости от предлагаемого им этими торговцами «товара». Понятно почему «рейтинг популярности» всякого рода непотребства и кровавых мерзостей на телеэкранах, на который любят ссылаться эти преступники, оправдывая свою подлую подрывную деятельность, оказывается высоким – растёт число неискушённых душ, лукаво вовлечённых ими в этот губительный круг.

Спросите у какого-нибудь «подсевшего» на телеэкран «телемана», часами тупо глазеющего в телевизионный ящик и привычно ищущего чего-то такого, что может пощекотать его нервы: хочет ли он ещё раз окунуться в кроваво-мясные помои какого-нибудь мордобойного боевика, полудебильных «смешилок» для быдла, сексуальной пошлятины и проч. в этом роде, или он хочет отказаться от столь примитивного, унижающего человеческое достоинство времяпрепровождения? Ответ, я думаю, ясен сам собою.

Сказать, что душевное состояние такого индивида адекватно действительности, нельзя – он живёт уже не в реальном, а в виртуальном, искусственно извращённом мире и, реагируя исключительно на его стимулы, зомбирован ими, оставаясь по большей части либо безучастным к тому, что реально творится вокруг него, либо разряжаясь на окружающих немотивированной агрессией, почерпнутой из виртуальных источников. Смотреть на мир теперь он может только через экран телевизора или компьютера, непосредственная реальность для него заслонена отрежисированными кем-то картинками, которыми он живёт и которые соответствующим образом влияют на его сознание, нередко полностью подчиняя его себе.

Большинство здоровых людей чувствуют себя больными, а нередко и становятся больными, испытывая на себе болезненно раздражающие стимулы информационной среды, от которых в современном мире не так просто укрыться – они, кажется, лезут из всех щелей. Врачам известны случаи инфарктов и инсультов перед «голубым экраном», когда люди, сопереживая трудные обстоятельства жизни экранного героя, испытывают сильнейшее эмоциональное напряжение, создающее для них непереносимый стресс. Перегрузка мозга искусственными, эмоционально задевающими информационными стимулами ведёт к его перевозбуждению, к повышенной секреции адреналина – гормона стрессорного напряжения и возбуждения организма.

Этот пресловутый «адреналин» в наше время умудрились пропагандировать как какое-то великое «благо» для человека, в то время как избыточное его содержание в крови человека даёт стойкое повышение артериального давления, создаёт мощную перегрузку для сердца, ведёт к повышению мышечного тонуса, приводит к множеству изменений в организме, в том числе в эндокринных железах, которые обеспечивают гормональный гомеостаз организма, т.е. постоянство его внутренней среды, без которого невозможно его здоровое функционирование. Кстати, пропаганда «чистого адреналина» - это оружие из арсенала информационно-психологической войны, развязанной против России. Такая пропаганда бьёт, прежде всего, по молодёжи, делая её больной и недолговечной.

По сути дела, неиссякаемый поток разноречивой информации, будоражащей психику, держит человека в состоянии хронического дистресса. Медикам давно известно, что такой хронический дистресс – важнейший фактор возникновения и развития тяжёлых сердечно-сосудистых расстройств, диабета, рака, некоторых инфекционных и аллергических заболеваний. Хронический дистресс способствует формированию зависимости от наркотиков, служит причиной сексуальных расстройств и у мужчин, и у женщин, ведёт к многочисленным психическим отклонениям.

Информационное «обжорство» вовсе не безобидно, оно опаснее даже, чем пищевое. В среде с чрезмерной информационной стимуляцией человек начинает действовать на высшем пределе своей адаптивности, а это, если не прекратить такую стимуляцию, может вести к различным неблагоприятным последствиям. Возможны серьёзные психические срывы; возможно возникновение серьёзных, трудно излечимых современной медициной психосоматических заболеваний; возможна душевная апатия, т.е. опасное безразличие ко всему, происходящему вокруг. Не секрет, что множество дорожно-транспортных происшествий в бедламе нынешнего автомобильного движения в городе – следствие переутомления и связанной с ним апатии водителей или пешеходов.

Апатия имеет ещё и то коварное последствие, что на фоне безразличия, подавленной воли, у человека с лёгкостью реализуется так называемое имитационное поведение, он оказывается особенно внушаемым в отношении оказываемого на него психического давления. Правильно сказано: «Усталый человек – безумный человек». И здесь надо заметить, что психическая усталость гораздо тяжелее и опаснее для человека, чем усталость физическая, которая легко снимается отдыхом и сном. При психической усталости, как правило, сон нарушен, а полноценный отдых невозможен.

Люди платят очень высокую цену за купание в мутных и грязных волнах современного информационно-культурного пространства, но отказаться от своего телевизионно-компьютерного образа жизни способны немногие. Есть немало людей, которые видят в таком образе жизни чуть ли не знак прогресса и полагают себя идущими в ногу со временем. Само слово «прогресс» в приложении к их образу жизни пленяет и завораживает их, хотя, вообще-то говоря, прогрессивный – не значит хороший, прогрессивным может быть и паралич!

Современный человек оказался в рабской зависимости от искусственной информационной среды. Трудно даже сказать, в каком мире формируется сознание современного человека – в реальном пространстве жизни или в виртуальном телевизионно-информационном-компьютерном пространстве. Особенно это касается формирующегося сознания детей.

 

Маленький ребёнок вообще смотрит на телеэкран, как на окно в реальный мир, он с трудом проводит границу между искусственностью и реальностью. Ребёнок может видеть окружающих его людей не только в жизни, но и на экране компьютера, если, скажем, папа занимается домашней киносъёмкой и ребёнок узнаёт своих домашних на экране. В этом случае ребёнок доверяет экрану так же, как собственным глазам. Поэтому для него происходящее на экране – свидетельство реальных событий, и реагирует он на них как на реальные события, причём телеэкран оказывается для него и более занимательным, и более захватывающим, и более разнообразным, чем обыденная жизнь.

Функция воображения у ребёнка весьма оживлённая, а потому ему легко погрузиться в мир иллюзий. Можно сказать, что у экрана ребёнок с лёгкостью теряет различие между вымышленным и реальным миром. Разумеется, критического отношения к телепродукции у ребёнка ещё нет, он верит персонажам телеэкрана как реально существующим объектам и невольно вовлекается в то, что ему показывают на телеэкране, запечатлевая это в качестве своего жизненного опыта, иногда базового.

Образно-эмоциональные запечатления раннего детства, неважно из какого источника почерпнутые, создают, можно сказать, особые психоэмоциональные «маяки» в психике, на которые в последующем, так или иначе, ориентируются реакции и поведение уже взрослого человека. С лёгкостью избавиться от этих запечатлений, глубоко и рано зафиксированных в подсознании, задача почти невыполнимая.

Есть такая «теория», весьма, кстати, популярная у телевизионных деятелей – видимо, у некоторых из них она притупляет «муки совести» за свою разрушительную, антикультурную деятельность, – которая утверждает, что наблюдение насилия, показанного на экране или в сценическом действии, будет значительно снижать уровень реального насилия у тех, кто побывал в роли зрителей. «Теория» эта возникла на почве фрейдовского психоанализа и является довольно вульгарным его пониманием. Согласно этой «теории», у наблюдающего сцену насилия происходит выход его собственной подавленной агрессивной энергии, но не через действие, а в воображении, которое стимулируется представляемыми картинами насилия. В связи с этим, пропадает желание быть агрессивным в жизни. То же, говорят сторонники этой странной «теории», происходит при показе порнографических сюжетов: у сексуально озабоченного человека, просматривающего сцены сексуальных соблазнов, должно, по их мнению, пропасть желание соответствующих действий и он может спокойно отправляться спать, словно невинный младенец.

Интересно, в связи с вышесказанным, что будет, если голодному человеку показывать картинки всякого рода яств? Вероятно, согласно этой замечательной «теории», лицезрение пищевых услад, представленных на этих красочных, разжигающих аппетит картинках, должно избавить голодного человека от гнетущего его чувства голода!

Понятно, что «теория» эта, хотя и кажется необыкновенно проницательной её почитателям, никак не соответствует жизненным реалиям.

Серьёзные психологические исследования, проводившиеся ещё в 60-80-х годах ХХ века, показали, что агрессивное поведение приобретается в результате научения. И чем больше человек, и особенно ребёнок, наблюдает, как люди прибегают к насилию, тем с большей вероятностью он сам ведёт себя подобным образом. Моральное разложение и садистское насилие, навязчиво демонстрируемые и пропагандируемые СМИ, особенно телевидением, самым негативным образом влияют на зрителей, и молодых в первую очередь. Как не хотели бы телевизионные магнаты представлять себя этакими белыми и пушистыми «друзьями народа», опирающимися на «рейтинг зрительских запросов», денно и нощно пекущимися о народном всестороннем «просвещении», не ограниченном никакими идеологическими или цензурными рамками, за всеми их благопристойными «демократическими» масками торчат уши.

Американскими психологами во главе с известным исследователем Альбертом Бандурой – автором целого направления в изучении личности (социально-когнитивная теория личности) – было собрано огромное и неопровержимое количество данных о влиянии демонстрируемых на телеэкране сцен насилия, которые видят дети, на их уже взрослое социальное поведение. Эти исследования убедительно показали, что наблюдение насилия на экране с высокой степенью вероятности приводит к таким негативным последствиям, как усиление агрессивности поведения, игнорирование факторов, которые могли бы сдержать агрессию, притупление чувствительности к агрессивным действиям окружающих (полное безразличие к тому, что кто-то на твоих глазах мучает, садистски издевается над кем-то), формирование такого образа социальной действительности, в которой жестокость и агрессия являются неотъемлемыми привычными сторонами реальности.

Во всесторонне проанализированных исследованиях, в которых были задействованы более 400 человек, наблюдавшихся исследователями в течение 22-х лет – от восьмилетнего до тридцатилетнего возраста, было отчётливо показано, что восьмилетние дети, смотревшие регулярно телепрограммы со сценами насилия, числились, как правило, наиболее агрессивными в школе. Поразительным было открытие, что дети, считавшиеся агрессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали внимание полиции в течение последующих 10 лет, чем те, кто не был агрессивен в связи с просмотром соответствующих телевизионных программ. Фактически наилучшим показателем мужской агрессивности в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность по другим факторам, была степень насилия в телевизионных программах, которые мальчики предпочитали смотреть в восьмилетнем возрасте и раньше.

Агрессивное поведение было стабильным в изучаемой группе и когда участникам группы исполнилось по 30 лет. Исследователи обнаружили несомненную прочную связь между количеством программ со сценами насилия, которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и совершением этими детьми серьёзных уголовных преступлений, когда им было под 30 лет. Тяжесть этих уголовных преступлений, совершённых в 30 лет, прямо зависело от количества телевизионных программ со сценами насилия, которые видели эти дети, когда им было восемь лет.

Экспозиция насилия снижает самоконтроль человека над своими агрессивными поступками. В исследованиях американских учёных было показано, что наблюдение насилия стимулирует у наблюдателя агрессивное поведение, активизируя мысли, связанные с насилием, соответствующие чувства и воспоминания. Дети, насмотревшиеся жестокостей на экране, становятся менее чувствительными к страданиям и боли других людей. Они начинают воспринимать мир как враждебную им среду, а в повседневной жизни сначала невольно имитируют, а затем и полностью перенимают модели агрессивного поведения, демонстрируемые телеэкраном. Они чаще ссорятся и дерутся с товарищами и не желают подчиняться школьным правилам.

Совершенно очевидно, что повышенная агрессивность ведёт к неминуемым межличностным проблемам, конструктивное разрешение которых оказывается невозможным – мешает агрессивная конфликтность участников, вовлечённых в межличностные отношения.

 

Таким образом, пропаганда насилия в СМИ, и на телевидении в первую очередь, целенаправленно ведущаяся в нашем информационном пространстве, создаёт в массовом сознании шаблон деструктивного поведения, делающий солидарные и гармоничные взаимоотношения между людьми невозможными. Не эту ли цель преследуют наши заклятые «друзья» и их приспешники на телевизионных каналах – «воспитатели» народа в духе всеобщего растления и взаимовражды, – навязывая людям соответствующую информационную продукцию?

Интересно отметить, что США, целенаправленно наводняя мировые рынки своей низкопробной видеопродукцией – самым настоящим национальным позором Америки – для себя, родимых, делают приятное исключение. Ещё в 1985 году «Американская психологическая ассоциация» приняла обращённую к телевещателям резолюцию, в которой заявила о потенциальной угрозе, которую несут детям программы, содержащие сцены насилия.

Не секрет, что телевидение в современном мире является мощным оружием психологического воздействия на человеческие массы, можно сказать, информационно-поражающим фактором боевого значения. Умело используя его колоссальные суггестивные (внушающие) воздействия на широкую аудиторию, можно превратить околпаченный им народ в стадо, полностью послушное воле новоявленных «хозяев жизни». Пропагандируя на всех информационных каналах обезличивающую и обездушивающую антикультуру, превращающую человека в тупое и бессмысленное ничтожество, в безмозглое двуногое быдло, можно уже сейчас заставить подрастающие поколения привычно дёргаться и корчиться в гримасах и пароксизмах явной осатанелости и остервенелости, уничтожающих в молодых людях всякое представление о достойном поведении, размывающей для них необходимое различение добра и зла, красоты и безобразия, порядочности и подлости, мудрости и безумия.

При такой душевной прививке человек обречён на деморализацию и деградацию, потому что в его душевном мире нет необходимого движения от низшего к высшему, от бессмыслия к смыслу, от душевной хаотичности к душевной порядочности. Ведь весь пафос антикультуры, активно внедряемой либеральными идеологами глобализма в наше информационное пространство с целью подрыва традиционных нравственных устоев жизни и удушения в человеке его духовности, – в оплёвывании святынь, в глумлении и ёрничанье над всем благородным, возвышенным и чистым, в погроме всех традиций и обычаев, в отрицании стыдливости, совести, чести. Идёт активное потакание убогой психологии взбесившегося мещанства, с его претенциозной потребностью ничтожно-меркантильной души быть мерилом чуть ли не всех ценностей.

Плоды этой информационной политики налицо: быть морально устойчивым, обязательным, ответственным, бескорыстным – это становится в умах, одурелых от продукции низкопробного «культурного» ширпотреба и пропаганды аморализма, чуть ли не признаком безнадёжной отсталости, глупости, несовременности. Навязываемые антикультурой через информационные каналы ценности и вкусы подрывают в молодых людях процесс личностного роста, отбрасывают их на путь упадка, обрекают на пустоту, безликость и ничтожность собственного существования. Эпидемия пошлости, распространяемая телеканалами, парализует в юных душах стремление к знаниям, к самосовершенствованию, к глубокому познанию самих себя, делает их жадными потребителями, жаждущими для себя только шкурной «крутизны». Как говорил Бальзак: «там, где все горбаты, стройность становится уродством».

Когда иной раз вечером, переключая телевизор с одного канала на другой, видишь ту продукцию, которой потчует современного человека телевидение, невольно обращаешься к Нострадамусу, который, пророчествуя из средневековья о наших днях, предсказывал: «…Будет нашествие безголовых идиотов, которые молитвы Богу в душах людей заменят несусветной ерундой… Человечество увлечётся железными игрушками, которые заменят ему божества. И чем больше будет этих железных игрушек, тем больше будет войн, тем больше разобщение человечества, тем больше будет его зависимость от деспотизма, тем больше оторвутся люди от природы, которая начнёт им страшно мстить». Хорошо сказано: «молитвы … заменят несусветной ерундой».

Отрывая людей от книги, от подлинного творчества, от восприятия подлинной красоты, от мудрости, от нравственных критериев жизни антикультура формирует в людях больное, разорванное, фрагментарное сознание, лишённое цельности, стройности и полноты. Чего стоят хотя бы пошлейшие американские мультфильмы, которыми с самых ранних лет буквально шпигуют головы наших малышей, кодируя их подсознание на поведенческий идиотизм! Или объявляется конкурс на самый длительный эротический танец! Или приглашаются к участию в соревновании те, кто дальше швырнёт клавиатуру от компьютера, и многое другое в том же роде! Какой, действительно, «несусветной ерундой» занимаются люди? Кому всё это нужно? Ведь от переизбытка всей этой дряни и безумства, накапливаемой в душе, иному человеку один путь – в наркотическое или алкогольное забытьё.

Можно не только прививать людям низкопробные стили поведения – можно непосредственно влиять на их психическое функционирование.

Многие, наверное, помнят скандальную историю с показом на японском телевидении в 1997 году мультфильма «Пикемон». Во время его телетрансляции у сотен смотревших его детей начались приступы судорог, некоторые дети теряли сознание, переставали дышать. Медицинскую помощь пришлось оказывать 640 малышам, 120 из которых были срочно госпитализированы. Судороги у детей появились, когда у главного героя фильма, Пикачу, начали нестерпимо сверкать глаза на фоне пульсирующих вспышек красного света. Вероятно, мозг у детей индуцировал патологические биоритмы, заданные этими пульсациями, и те из них, кто имел скрытую склонность к судорожным реакциям – а сейчас это огромное число детей – их выдал.

В данном случае дело коснулось судорожной готовности у детей, но сфера патологического влияния информационной продукции гораздо шире и глубже, чем это себе представляют наивные в этих вопросах люди. Известно, что у детей, часами сидящих у телевизора или компьютера, слабеет память, утрачивается быстрая сообразительность, страдает сосредоточенность внимания; у них нарушается засыпание и сон; они становятся возбудимыми, раздражительными, обидчивыми; ухудшаются отношения с родителями.

Для понимания телевизионного воздействия на детей надо обязательно иметь в виду и то, что у дошкольников и школьников активно заявляют о себе возрастные реакции имитации, на которых базируется их подражательное поведение. Дети с лёгкостью и невольно подражают тем экранным героям, которые пленили их воображение, а что это за герои? Да это те, которых им в изобилии представляет современный телеэкран, совращающий их пошлыми картинками из жизни «настоящих суперменов». Это те, кто ловко, не зная пощады, «мочат» противника, бесстрашно и жестоко дерутся и убивают самыми невероятными способами, ловко обводят тупых стражей порядка, умело, и красиво обчищают банк, жестоко удерживают в заложниках невинных жертв, лихо пьют и курят, обнимают податливых красоток, гоняют на роскошных автомобилях, живут привольно и своенравно, презирая всякие общественные нормы. Увлечённость наивного ребёнка всеми «прелестями» этого антисоциального театра, да ещё при отсутствии соответствующего сильного противодействия со стороны воспитателей и общества, можно сказать, жёстко и прочно кодирует его психику на подобное поведение в реальной жизни. Он хочет жить жизнью экранного героя, поразившего его воображение, другая жизнь кажется ему серой и скучной, а обычные люди, с которыми ему приходится жить, - жалкими ничтожествами, лишёнными всякой «крутизны» и способными только на то, чтобы, «как лохи», честно трудиться.

Свою лепту в разрушение психики молодых людей вносят, разумеется, и компьютерные игры, на которые «садятся» как на наркотик всё большее их число.

Приведу выдержку из рассказа одного подростка: «Учиться сейчас не в кайф, а сел за компьютер и вперёд по Интернету, смотри, что хочешь, пока не затошнит. Нажал другую кнопку – и ты герой войны, стоишь с ППШ и косишь тупых немцев, которые как полные придурки бегут на тебя, как-будто каждый хочет быть убитым. При этом неважно, что они тебя положат, и даже не страшно, ведь – бац! – и ты красиво падаешь и умираешь, но нажал кнопку – и ты опять там же. А ещё лучше ввести код – и тогда ты вообще бессмертен…. У нас младшие школьники, переиграв в компьютер, бегут на улицу и начинают друг друга «мочить» из игрушечного оружия, смешно на это смотреть…. Очень хорошая вышла сейчас американская игра «Grand Theft Auto San Andres» (или просто GTA) – человеку («виртуалу») дана полная свобода действий. Захотел – угнал машину, захотел – убил кого-нибудь или изнасиловал, своровал в магазине одежду, ограбил банк или для смеха «отлил» с балкона. Причём делать можно что угодно и где угодно, ведь здесь вам дана свобода в «пространстве трёх материков». Выполнил заказ «жирного босса» - и вперёд с деньгами из города. Убивать здесь можно всеми подручными средствами: молотком, бензопилой, кастетом. Ну, а если ничего не найдётся, то можно просто забить ногами. При этом жертва будет всячески изворачиваться, орать, всё очень достоверно, ведь звук записан очень хорошо. В эту игру могут играть даже дошколята, она всем доступна… Самая известная игра есть у всех, это «Counter-Strike». У неё куча версий: самая страшная из них – «Source». Над убитыми можно издеваться, отрезать все части тела, засовывать в трупы гранаты и видеть, как их разрывает… «Oblivion» это то же, что и GTA, только здесь вы в средневековье, и можете выбрать в кого вам играть: в рыцаря или убийцу. Играя за убийцу, вы должны будете убивать, убивать семьями…».

Зададимся вопросом: какой след оставят в душе ребёнка подобные «игры», в которые он играет, порой, часами, не в силах остановиться от охватившего его чувства нездорового азарта, вседозволенности и безнаказанности за свои, пусть и виртуальные, но явно мерзкие деяния? Может ли человек, сызмала вкусивший все эти подлые «радости» садистского глумления над людьми, убийства, жестокости, насилия стать в последующем полноценной личностью – любящей, великодушной, справедливой, совестливой, отзывчивой, верной? Ведь для будущей личности её первые впечатления, запавшие в душу с детства – самые яркие, самые глубокие, самые базисные. Неужели, посеяв там сорняки, можно ожидать в будущем доброго урожая?

И ведь знают же, знают поборники мракобесия, что они закладывают своей гнусной продукцией в души детей и юношества, но продолжают вытворять свои подлые проделки, чувствуя свою желанную востребованность в сатанинских игрищах, которыми тешатся новые глобальные «хозяева жизни»! На их стороне вся идеология «демократических свобод», пришедших на смену страшному «тоталитаризму», а потому, только попробуйте гневно потребовать запрета на подобную продукцию? Только пикните о контроле над свободной продажей компьютерных игр, популярных в молодёжной среде? Можно сразу сказать, что возмущению всевозможных «правозащитников» и ревнителей «прав человека», озабоченных тем, чтобы не было никакой «цензуры» и чтобы все мы учились ныне обязательным для всех «толерантности» и «политкорректности», не будет конца. Вам скажут: не хотите – не покупайте всей этой продукции, а ваши дети пусть не смотрят её, но душить свободу творческого самовыражения у авторов подобной продукции мы не позволим! Или, может быть, вы захотите – страшно подумать – «основ православной культуры» в школах или патриотического воспитания молодёжи и соответствующих этому воспитанию компьютерных игр, да ещё с ранних лет? А знаете ли вы, что это уже пахнет ксенофобией и «русским фашизмом»? Поэтому не сметь нарушать прав ребёнка! Пусть дети сами решают, играть им в эти игры или не играть, а задача родителей – научиться «толерантности» по отношению к своим детям и привыкать к тому, что каждый из них может делать всё, что ему заблагорассудится – он ныне живёт в «свободной стране»!

Вы не верите, что услышите нечто подобное? А вы попробуйте открыто заявить о своей непримиримой позиции? Ответ для вас, я думаю, предрешён и заранее известен.

Можно с достаточной степенью вероятности утверждать, что основными нарушениями психоэмоциональной сферы и поведения детей в ХХI веке будут патологические состояния, связанные со злоупотреблением компьютером и телевизором. Поэтому всеобщая компьютеризация школ, на которую так пылко уповают нынешние реформаторы школы, в упор не видящие всех негативных сторон компьютера и компьютерного образа жизни, могут обернуться тяжелейшими, можно сказать, катастрофическими психолого-социальными последствиями.

 

Что можно противопоставить, хотя бы в ограниченных размерах, формированию деструктивного, агрессивного поведения у детей под воздействием телепродукции и компьютерных игр? Ведь от деструктивного поведения, от опасных конфликтов им порождаемых, один шаг до криминала. Самым, казалось бы, простым решением этой серьёзнейшей проблемы было бы изъятие соответствующих компьютерных игр из продажи с уголовным преследованием их нелегального распространения, а что касается телевидения – введение нравственной цензуры и прекращение показа всей непотребщины на телеэкранах. Об этом легко сказать, но в условиях господства либеральной идеологии невозможно сделать. Поэтому остаются только, так сказать, средства индивидуальной защиты.

Во-первых, совершенно необходимо, чтобы в личных взаимоотношениях родители демонстрировали своим детям неагрессивные способы разрешения бытовых конфликтов и всячески поощряли подобное поведение у детей при возникновении между ними каких-то недоразумений. Конечно, надо отдавать себе отчёт в том, что в наше время педагогический потенциал семьи крайне низок по сравнению с воздействием на ребёнка телевизора, и всё же… Если в семье умеют конструктивно разрешать конфликты, то сама психологическая атмосфера такой семьи действует на ребёнка благоприятно – ему дома хорошо и душевно, а потому нет потребности убегать куда-то, в тот же телевизионный ящик, дабы отвлечься от гнетущих впечатлений окружающего его быта. В противном случае, ребёнок просто обречён на то, чтобы по 8 – 10 часов в сутки проводить у гипнотизирующего его телеэкрана, а уж что ему там покажут наши «просветители», обеспокоенные привитием либерального духа во всех сферах жизни молодёжи, это зависит только от них и от их глобальных хозяев.

Во-вторых, если нет никаких душевных сил на то, чтобы расстаться с «теледебилизатором», необходимо заранее оценивать содержание TV-программ, ограждая, тем самым, детей от просмотра сцен насилия, убийства, издевательств, кровожадности, откровенной порнографии и проч.. Пускать дело на самотёк – уткнулся, дескать, ребёнок в телевизор, его не видно, не слышно, не мешает своей вознёй взрослым, ну и хорошо – недопустимо. Правда некоторые отцы – недалёкие горе-воспитатели – напротив, вовлекают своих сыновей в просмотр всей этой непотребщины, желая приобщить их к «настоящему», как им кажется, мужскому поведению. Они, видимо, полагают, что чем раньше приобщить ребёнка к мордобою, тем счастливее будет его жизнь.

В-третьих, если ребёнок всё же смотрит эти программы, то обязательно вместе с родителями, с их оценочными суждениями в отношении всего творящегося на экране. Необходимо дискредитировать в глазах ребёнка всю идиотическую значимость ложного героизма, которым ему забивают голову и которым он может быть очень впечатлён. Здесь уместен и юмор, и сарказм, и гротеск, и смешная пародия на всех этих человеческих уродов, которые желают войти в его жизнь в качестве образца для поведения. Если вы сделаете это очень живо, ярко, впечатляюще, то можете быть уверенными, что ребёнок фиксирует в душе именно эту вашу реакцию и ваше отношение к показанному.

А ещё очень важно приобщить ребёнка к чтению, ибо оно, как ничто другое, расширяет кругозор, стимулирует воображение, будит мысль, даёт знание, обогащает словарный запас, делает интересным и содержательным общение с собеседником, учит обоснованному суждению, приобщает человека к великой культуре, формирует этические принципы, без освоения которых человек только человекоподобен, делает его развитой, полноценной личностью. Для того, кто познал вкус настоящего серьёзного чтения, раскрывающего нам нас самих, непрерывное тупое глазение в телевизионный ящик или одуревающая компьютерная игра представляется занятием ничтожным и пустым. Время жизни слишком невелико, чтобы тратить его на лицезрение экранизированных галлюцинаций нравственно невменяемой падали человеческой и заражать себя её извращённым, больным мироощущением. Нужно уважать себя и ценить время своей жизни. Человек рождается в этот мир не для того, чтобы превратить себя в быдло во имя чьих-то подлых шкурных интересов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: