Психологическое образование в России




 

Психологическое образование в России получали за счет изучения психологических и психических знаний, которые можно было получить только в рамках других дисциплин. Курсы по красноречию и риторике уделяли определенное внимание вопросам специальности психологии. Традиция в этом отношении была заложена М. В. Ломоносовым в его труде «Риторика» (1748 год). Особенный интерес представляло изложение учения о страстях, которое было приближено к теории Б. Спинозы. В более поздних трудах психологические аспекты стали рассматриваться более подробно.

Психологию рассматривали в качестве составной части курса философии. Первым преподавателем, который начал читать лекций по философии считается И. Г. Фроман. Именно он вел курс логики, моральной философии и метафизики. Второй преподаватель этого направления — И. М. Шаден. Он позже стал читать «Начальные основы философии», а позже И. А. Рост читал «Натуральную философию» [1].

В те времена философские и психологические лекции представляли собой чтение вслух «одобренных к употреблению» учебников. И. Г. Фроман читал И. Г. Винклера, другие — Ф. X. Баумейстера, Н. Е. Кригера и др. Позднее, уже в XIX в., учебниками по философии стали считаться труды Л. Г. Якоба, К. В. Снелля, П. Д. Лодия и др.

Ситуация осложнялась тем, что преподаватели читали собственные базовые курсы на немецком языке или на латыни. Уставом от 12 января 1755 г. не был предусмотрен вопрос о чтении лекций на латинском или русском языках. В пункте 9 этого устава было написано: «Все публичные лекции должны предлагаемы быть либо на латинском, либо на русском языке, смотря как по преимуществу материй, так и по тому, иностранный ли будет профессор или природный русский». Тем не менее, русские профессоры предпочли вести лекции на латинском языке, так как именно на нем были написаны руководства. Помимо этого, чтение на латыни в то время считалось признаком учености и хорошего тона. Студенты же не всегда хорошо знали эти языки и по этой причине эффективность такого преподавания была низка.

В отличие от современных методик преподавания психологии в РФ, содержание курсов философии и психологии в XVIII—XIX века было далеким от жизни. По этой причине было не много желающих изучать эти дисциплины, а тем более не многие желали готовиться к их преподаванию в вузах. Например, в Казанском университете лекции первого преподавателя философии К. К. Фойгта слушали только 5 студентов. Его преемник А. С. Лубкин преподавал для 41 слушателя, из которых постоянно курс посещали только 14 человек [3].

Длительное время подготовка психологов в нашей стране осуще­ствлялась на отделениях психологии в рамках философских факуль­тетов. Студентов, получавших профессиональное психологическое образование, было сравнительно немного.

Первые факультеты психологии в нашей стране были открыты в 1966 году в Московском и Ленинградском государственных университетах. Затем он открыл факультет психологии в Ярославском университете. В 1987 году в России было 3 факультета и несколько кафедр психологии; в университетах республик СССР было 11 факультетов.

С начала 1990-х годов в связи с резко возросшей потребностью в психологах повсеместно стали предлагаться краткосрочные годичные курсы. Эти курсы обеспечивают подготовку специалистов с высшим образованием для работы в качестве психолога. Во многих высших учебных заведениях были организованы новые психологические факультеты. Этот процесс особенно ускорился с 1993 года. в 1997 году в России было уже 90 факультетов [2].

Наибольший опыт психологического образования имеется в ста­рейших учебных заведениях страны — Московском, Санкт-Петер­бургском, Ярославском, Ростовском-на-Дону университетах. В то же время в последние годы факультеты психологии открыты во мно­гих других высших учебных заведениях. Крупными психологичес­кими центрами становятся Казань, Самара, Уфа, Пермь, Курск, Новосибирск, Иркутск.

Государственные органы и психологические организации разрабатывают определенные критерии и требования для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки и квалификации психологов. Базовое психологическое образование в России осуществляется в высших учебных заведениях, которые имеют лицензию, выданную Министерством образования и дающую учреждению право обучать студентов по программам подготовки психологов. При выдаче лицензии Министерство учитывает качество разработанной программы обучения, наличие профессорско-преподавательского состава, наличие учебных ресурсов в виде учебной литературы и других учебных материалов. Однако сама лицензия не дает образовательному учреждению права выдавать государственный диплом. Лицензия разрешает только вести образовательную деятельность и выдавать определенный сертификат или диплом. Государственная аккредитация означает право высшего учебного заведения выдавать государственный диплом [4].

Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является то, что высшее образование тесно связано с профессиональной подготовкой студентов. Это обусловлено, в частности, его длительностью.

Кроме того, российское высшее психологическое образование, как и американское, характеризуется широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. Во время учебы в университете студент-психолог изучает широкий спектр гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин.

Российское высшее образование по психологическим специальностям и направлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика [5].

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов. Поэтому они изучают такие предметы, как концепции современного естествознания, анатомия и физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.

В процессе обучения в вузе или институте будущий специалист-психолог приобретает теоретические знания, практические навыки, у него формируется профессиональная направленность, представления о сфере деятельности профессии психолога. Помимо учебы в период высшего образования продолжается личностный рост студентов.

В процессе обучения студент изучает следующие общегуманитарные и социально-экономические дисциплины: философию, экономику, иностранный язык, культурологию, историю, право, социологию, политологию, педагогику и физическую культуру.

Среди математических и общепринятых естественнонаучных дисциплин изучаются: математика, информатика и вычислительная техника, понятие современного естествознания [2].

Большое место занимают общепрофессиональные дисциплины: введение в профессию, Общая психология, психологическая практика, История психологии, социальная психология, клиническая психология, психофизиология, педагогическая психология, возрастная психология, психология труда и инженерная психология, основы психодиагностики, Зоопсихология и сравнительная психология, экспериментальная психология, Анатомия центральной нервной системы, физиология центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем, психогенетика, антропология, математические методы психологии.

К группе специальных дисциплин, изучаемых в вузе, относятся: логика, этика, эстетика, основы религиоведе­ния, методологические проблемы психологии, методика преподавания психологии [3].

Кроме того, наряду с обязательными дисциплинами, кафедры вуза предлагают студентам элективные курсы, а также специализированные дисциплины, которые устанавливаются университетом.

Программа обучения включает в себя дипломную и курсовую работу. В ходе их реализации студенты должны научиться проводить психологические исследования или проводить практическую психологическую работу. Практическая подготовка студентов включает в себя различные виды практики: учебную, производственную, педагогическую.

По окончании учебы студент должен сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу.

В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой, полученной в Университете, практическая и исследовательская деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия с людьми. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- научно-исследовательскую;

- учебно-воспитательную;

- экспертно-консультационную;

- социально-коррекционную;

- культурно-просветительскую [1].

В связи с расширением деятельности психологических служб в системе образования во многих странах организуется специальная подготовка школьных психологов. Как показывает опыт, для этого общей психологической подготовки порой бывает недостаточно. Специалисты по клинической психологии, например, часто не понимают специфики школьных психологических проблем. В большинстве стран, школьный психолог должен иметь высшее образование. Он должен быть обучен таким предметам, как медицина, психология развития, педагогическая психология, знать теорию личности, психодиагностику, психологическое консультирование, психотерапию и др. Помимо основного теоретического образования, будущему школьному психологу необходима стажировка в течение двух лет, включающая практическую работу в психологической службе под руководством специалиста. Во многих странах школьный психолог должен иметь опыт работы в качестве учителя [4].

В нашей стране специальность «психология» с квали­фикацией «педагог-психолог» может быть получена в сис­теме государственных педагогических высших учебных заведений. Деятельность специалиста, получившего этот тип образования, направлена на психологическое обеспечение образовательного процесса, психологическую реабилита­цию детей и взрослых.

Студенты также изучают дисциплины медико-биологической подготовки: основы анатомии, физиологии и гигиены, анатомии и физиологии высшей нервной деятельности, основы здорового образа жизни и профилактики заболеваний, безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи [5].

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: