Все они содержатся в каждой из 46 хромосом, расположенных слева в геометрическом порядке 8 глава




Мы и не подозреваем о существовании этих противоборст­вующих сил. Тем не менее именно им мы обязаны возможно­стью управлять своими движениями, которые мы совершаем осознанно. Животным эта внутренняя гармония дана приро­дой: грация прыжка тигра или белки вызвана богатством про­тивоположностей, прекрасный баланс между которыми приво­дит к столь совершенному результату. Это напоминает отлажен­ную работу сложного механизма, например часов, колесики которых вращаются в разных направлениях, что благодаря ак­куратной настройке позволяет всегда показывать точное время.

Таким образом, все движения обладают сложным и тонким механизмом. Но человек не владеет им с рождения. Он должен сформироваться и совершенствоваться — благодаря активно­сти ребенка в окружающем мире. В отличие от животных че­ловек столь щедро наделен мускулами, что едва ли существуют какие-то движения, которым он не может научиться. И речь здесь идет не об укреплении мускулов, а об их координации, что не одно и то же. Дело в том, что изначально у человека все мускулы не скоординированы, и нервная регуляция всех движений, которым он учится, должна создаваться и совершенствоваться посредством действий, инициированных раз­умом. Другими словами, в ребенке есть внутренняя способ­ность осуществлять координацию, которую он сам создает и с самого начала ее существования продолжает совершенствовать на практике. Определенно он сам является здесь одним из основных творческих факторов в ее создании. Удивительно, что движения человека не запрограммированы и не ограничены, как у животных, он может сам решать и выбирать, каким движениям он будет учиться. Есть животные с особой способностью к лазанию, бегу или плаванию, но у человека нет таких врожденных талантов. Вместо этого у него есть лишь один дар - способность научиться всем видам движения и делать это лучше животных!

Но такое многообразие движений зависит от труда. Оно достигается с помощью многократных повторений, «практи­ки», в процессе которой мышцы начинают работать в унисон, поскольку нервные связи могут на уровне подсознания при­ходить к необходимой гармонии — при наличии инициативы, которую обеспечивает воля.

В действительности никто никогда не обретает всей пол­ноты возможностей мускулов, на которые они способны. Че­ловек похож на обладателя состояния такого огромного, что он может использовать лишь часть своего богатства, но он может выбрать, какую часть ему предпочесть. Человек может стать профессиональным гимнастом, но из этого не следует, что он родился с какими-то особенными мускулами. Равно как и профессиональный танцор не рождается с мускулами, приспособленными для танцев. Гимнаст и балерина развивают себя благодаря силе воли. Каждый, вне зависимости от того, что он захочет делать, обладает таким широким набором мус­кульных способностей, что может выбрать и задать себе оп­ределенное направление. Разум индивидуума может предла­гать и направлять его развитие. Нет ничего предопределенно­го, возможно все. Необходимо лишь участие юли.

Не в природе человека идти всем вместе по одной тропе развития, как это делают животные, принадлежащие к одному виду. Даже если множество людей развивает одно и то же искусство, каждый делает это немного по-своему. Мы видим это на примере письма. Хотя мы все умеем писать, каждый обладает собственным почерком. У каждого человека своя ма­нера делать что-либо.

Характер работы человека выдают его движения. Ибо работа является выражением его разума, это его психическая жизнь, и у нее есть доступ ко всей сокровищнице движений, которые развиваются в служении главной и определяющей составляющей его внутреннего существа. Если у человека развита не вся мускулатура или, как иногда бывает, развиты только мышцы необходимые для тяжелой физической работы, его интеллект также останется на том же низком уровне, что и его движения. Так интеллектуальная жизнь индивидуума может быть ограничена типом доступной ему или выбранной им работы. Интел­лектуальная жизнь того, кто вообще не работает, подвергается, серьезной опасности, поскольку, хотя и верно, что нельзя задействовать все мускульные способности, ниже определенного предела в их использовании опускаться опасно. Опускаясь ниже этого уровня, человек ослабляет собственную жизнь. Вот почему гимнастика и игры стали обязательной частью школьного образования — они не позволяют выпасть из работы из­лишне большой части мышечной системы.

Нам также в этой методике пришлось бы пойти по стопам обычных школ, организовывая чередование умственного и физического труда, если бы интеллектуальная жизнь, кото­рую демонстрируют наши дети, не заставляла постоянно ра­ботать их мускулатуру. Это не имеет ничего общего с овла­дением конкретными навыками и полностью отличается от некоторых современных направлений в образовании, в ко­торых один ребенок учится писать, чтобы стать клерком, а другие роются в песке, чтобы стать квалифицированными разнорабочими. Профессиональная подготовка такого рода не служит истинным целям роли движения в образовании, как мы их понимаем. У нас совсем другая идея. Это вопрос координирования ребенком тех движений, которые играют существенную роль в его интеллектуальной жизни, с тем чтобы обогатить ее практическую и исполнительную сто­роны.

При отсутствии единения с движениями мозг развивается сам по себе, словно бы в отрыве от результатов своей работы. Движения, не управляемые разумом, происходят хаотично и приносят вред. Движения настолько важны для жизни любого индивидуума в плане его контакта с окружающим миром и формирования отношений с другими людьми, что должны развиваться именно в этой плоскости.

Они призваны служить человеку в целом и его жизни в отношениях с внешним миром.

Современные моральные нормы и идеология придают слишком большое значение самосовершенствованию и само­реализации. Как только мы осознаем истинные цели движе­ния, эта эгоистическая установка неизбежно исчезнет. Мы должны расширить это представление, с тем чтобы включить в него весь возможный потенциал. То есть мы должны твердо придерживаться того, что можно назвать «философией движе­ния». Движение — это то, что отличает живое от неживого. Помимо этого, живое никогда не совершает движения случай­ным образом. Живое движется к своей цели, и его жизнь следует естественным законам. Давайте для большей ясности попытаемся представить, что было бы, если бы все стало со­вершенно неподвижным. Если бы прекратилось любое движе­ние внутри растений, больше не было бы ни цветов, ни фрук­тов. В воздухе катастрофически увеличилось бы процентное содержание ядовитых газов. Если бы прекратилось движение, если бы птицы застыли на деревьях, а насекомые попадали на землю, если бы дикие звери не рыскали по лесам в поисках добычи, а рыба больше не плавала в воде, то каким ужасным местом стал бы наш мир!

Неподвижность невозможна. Мир превратился бы в хаос, если бы все движение прекратилось или даже если бы живые существа двигались бесцельно, не стремясь достичь полезного результата, который им предназначен. Каждое живое существо обладает характерными для него движениями и заложенными в него целями, а в мироздании существует гармоничный ба­ланс между всеми сферами активности, координированными для достижения определенной цели.

Работа неотделима от движения. С движением связаны жизнь человека и существование большого человеческого

[1] Необходимость этого ясно и убедительно показана в: Buytendijk J. J., Dr. Eizienhung (lurch lebendiges Tun.

сообщества. Если бы все прекратили работать на один месяц, человечество погибло бы. Поэтому у движения есть и соци­альная сторона, это не просто вопрос гигиены. Если бы все возможности движения человека сводились только к «упраж­нениям», совокупная энергия человечества лишь поглощалась бы, ничего не производя. Само существование общественного строя зависит от движения, направленного на достижение конструктивных целей. Индивидуум в лоне социальной жизни выполняет свои действия для достижения как индивидуаль­ных, так и общественных целей. Когда мы говорим о «пове­дении» человека и животных, мы представляем целенаправ­ленное движение определенного рода. Такое поведение со­ставляет ядро их активности и не ограничивается действиями, направленными на обслуживание лишь собственных потреб­ностей, например таких, как опрятность или работа по дому. Но выполнение этой работы может служить гораздо более далеким целям, благодаря которым оно оказывается полезным для других. Без этого труд человека расценивался бы не более чем гимнастические упражнения. Танец — самое индивиду­альное из всех движений, но даже танец был бы бесполезным без аудитории, другими словами, без какой-либо социальной или трансцендентальной цели.

Чтобы иметь представление о космическом плане, в кото­ром всякая форма жизни зависит от направленных движений, результаты которых выходят за рамки осознаваемой цели, не­обходимо понять работу ребенка и быть способным лучше направлять ее.

 

14. Интеллект и рука

Изучение механизма развития движения представляет большой интерес, и не столько из-за его сложности, сколько вследствие того, что можно отчетливо видеть каждую из фаз, из которых он состоит.

На рис. 9 я показала развитие движения на двух горизон­тальных линиях с вертикальными отметками, которые отме­чают шестимесячные интервалы. На нижней линии представ­лено развитие рук, на верхней — равновесие и ходьба. Таким образом, диаграмма показывает развитие всех четырех конеч­ностей попарно.

У более низших животных четыре конечности развиваются и функционируют одновременно, но у человека одна пара развивается отдельно от другой, и это ясно показывает, что они служат разным целям. Способность к ходьбе и сохране­нию равновесия, как правило, развивается у всех людей, так что мы можем думать о биологической заданности. Можно с уверенностью сказать, что раз человек родился, то ходить он обязательно научится и что все люди похожи друг на друга способом использования ног. Однако никто не может с уве­ренностью сказать, что будет делать руками определенный че­ловек. Кто знает, какие особые способности разовьют сегод­няшние малыши? У прошлых поколений они были совершенно другие. Поэтому наши две линии будут иметь разные значения, соответствующие нашим наблюдениям за развитием рук и ног.

Функционирование ног, несомненно, имеет биологическую основу и даже связано с внутренним развитием мозга. С дру­гой стороны, Человек — это единственное млекопитающее, которое ходит на двух ногах, тогда как все остальные ходят на четырех. Как только человек овладевает равновесием, он может самостоятельно удерживать это трудное прямое поло­жение на двух ногах. Но ему нелегко обрести равновесие, на самом деле этот навык требует большой тренировки. Чтобы вообще суметь сделать это, человек должен поставить ступню полностью на землю, тогда как большинство животных ходят на цыпочках. И конечно, когда используются все четыре ноги, это дает множество маленьких точек опоры. Поэтому челове­ческую ногу можно изучать с трех точек зрения: физиологи­ческой, биологической и анатомической, и все они представ­ляют несомненный интерес.

Но если рукой, в отличие от ноги, управляет не биология, если ее движение не предопределено, то, что же тогда направ­ляет ее развитие? Поскольку тут нет ничего от биологии или физиологии, то управление может идти только от разума.

Рука напрямую связана с душой человека, и не только с душой индивидуума, но также и с различными образами жизни, типичными для разных территорий в разное время. Навыки владения руками связаны с развитием разума, а если посмотреть с исторической перспективы, то и с развитием цивилизации. Руки человека выражают его мысли, и со вре­мени первого появления человека на земле следы работы его рук находятся в архивах истории. Каждая великая цивили­зация оставила характерные для нее артефакты. В Индии были столь искусные ремесленники, что сегодня их мастер­ство кажется едва ли достижимым. Доказательства чудесной работы людей находят также в Египте. Цивилизации, не до­стигшие столь высокого уровня развития, тоже оставили сви­детельства своей материальной культуры, хотя и не такие тонкие.

Отсюда следует, что развитие тонкой моторики идет вместе с духовным развитием. Безусловно, чем утонченнее деятель­ность, тем больше требуется заботы и внимания со стороны интеллекта для руководства ею. В Средние века в Европе был период великого пробуждения разума, и книги, и рукописи, отражавшие новые идеи, были богато иллюстрированы. Даже у духовной жизни, которая кажется столь далекой от всего земного, есть свои образцы красоты, и мы восхищаемся архи­тектурой храмов, где люди молятся, храмов, возникавших везде, где была духовная жизнь.

Рис. 9. Развитие движения

Рассказывают, что святой Франциск Ассизский, вероятно самая скромная и чистая душа среди людей, обычно говорил: «Посмотрите на эти величественные горы! Они — стены на­шего храма и надежда наших сердец!»

Но однажды ему и его духовным братьям предложили по­строить церковь, и при отсутствии денег для строительства часовни они отбирали необтесанные камни из тех, что встре­чались им, и несли их на своих плечах. Истина заключается в том, что везде, где существует энергия духа, она должна материализовывать себя в той или иной форме работы, и для этого требуются руки. Повсюду находим мы следы дел рук человеческих, и через них можем уловить проблески духа и мыслей того времени.

Что поможет нам воссоздать далекое и туманное прошлое и представить себе жизнь людей того времени, если даже ос­танки людей не сохранились? Их искусство. Есть признаки примитивной цивилизации, основой которой служила физи­ческая сила, существовавшая в ту доисторическую эпоху. Па­мятники и артефакты созданы из огромных каменных блоков, и мы с удивлением задаемся вопросом, как они смогли их установить. Повсюду более изящное искусство бесспорно ука­зывает на более высокий уровень цивилизации. Поэтому мы можем сказать, что рука человека следовала за его интеллек­том, его духовной жизнью и его чувствами и оставленные следы дел рук человека выдают его присутствие. Но даже без этого психологического взгляда на вещи мы можем видеть, что все изменения в окружающей среде человека вызваны его руками. На самом деле может даже показаться, что разум толь­ко тем и занимается, что руководит их работой. Потому что если бы люди пользовались речью только для передачи своей мысли, если бы их мудрость выражалась только словами, то от прошлых поколений не осталось бы и следа. Именно бла­годаря руке, спутнице разума, возникла цивилизация. Рука — инструмент великого дара, который мы наследуем.

Руки поэтому имеют связь с духовной жизнью. И в самом деле, разве древнее искусство хиромантии не утверждает, что история расы отпечатана на руке и что рука — это духовный орган? Таким образом, изучение психологического развития ребенка должно быть тесно связано с изучением деятельности его рук, стимулируемой разумом. Ничто другое так хорошо не покажет их тесное переплетение.

Мы можем сформулировать это так: интеллект ребенка до определенного уровня может развиваться без помощи его рук. Но если это происходит вместе с развитием рук, то он достигает более высокого уровня, и характер ребенка становится сильней. Так что даже в сфере, как принято считать, чисто психологи­ческой, факты таковы, что характер ребенка остается недоразвитым, если он не находит возможности применить свою спо­собность двигаться в окружающей обстановке. Из своего опыта могу сказать, что если в силу каких-то причин ребенок не мог действовать руками, то характер его оставался на низкой стадии сформированности: он непослушен, не инициативен, он про­изводит впечатление ленивого и унылого. А те дети, которые имели возможность работать руками, делали успехи в своем развитии и достигали замечательной силы характера.

Тут вспоминается интересный период в истории Египта, когда плоды высококвалифицированного ручного труда на­шли проявление во всех сторонах жизни: и в искусстве, и в архитектуре, и в религии. Надписи на могилах того вре­мени показывают, что величайшей похвалой было сказать о человеке, что у него сильный характер. Так что развитие характера должно было казаться очень важным для этих лю­дей, достигших величайших высот ручного труда. Это еще раз показывает, как на протяжении истории движение руки идет параллельно с развитием характера и цивилизации и как рука связана с личностью.

А если к тому же мы вспомним, как все эти люди ходили, то делали они это, как и следовало ожидать, всегда с помощью двух ног, прямо и сохраняя равновесие. Возможно, танцевали и бегали они не так, как мы, но для перемещения они всегда пользовались только ногами.

Таким образом, развитие движения всегда имеет две сто­роны: частично оно связано с биологическим законом, час­тично — с внутренней жизнью, хотя в обоих случаях есть зависимость от использования мускулов. Поэтому при изуче­нии ребенка нам нужно следовать двум линиям развития: раз­вития руки, а также линии ходьбы и сохранения равновесия. На рис. 9 мы видам, что только при достижении возраста полутора лет между ними появляется какая-то связь — когда ребенок хочет носить в руках тяжелые предметы, и ноги при этом должны держать равновесие. Человеческие ноги, явля­ющиеся его естественным средством передвижения, переносят его туда, где он может работать, но эту работу он выполняет руками. Он может ходить на большие расстояния, и сейчас люди занимают уже фактически всю земную поверхность, и пока происходило это покорение суши, они жили и умира­ли. Однако, как знак своего пребывания, они оставили после себя работу своих рук.

При изучении языка мы видели, что речь начинается со слушания. Но действие связано со зрением, потому что нам надо видеть, куда ставить ноги, а когда наши руки заняты работой, нам надо видеть, что они делают. Эти два органа чувств, слух и зрение, более всего задействованы в психофи­зическом развитии ребенка. Что же касается ментальной жизни, то первой тут пробуждается способность наблюдать то, что находится вокруг него, и понятно, что ребенок должен узнать мир, в котором ему предстоит двигаться. Наблюдение ребенка за миром предшествует его первым движениям, и ког­да он начинает двигаться, он будет руководствоваться тем, что уже знает и что может понять. Начало ходьбы и ношения предметов зависит от предшествующего уровня ментального развития. Вот почему новорожденный сначала лежит непо­движно. Позже, когда он начнет двигаться, он сможет следо­вать руководству своего разума.

Первым признаком движения являются попытки схватить или взять что-то. Тогда рука, выполняющая эти действия, на­чинает привлекать внимание ребенка. Хватание, которое по­началу было бессознательным, становится теперь сознатель­ным, и, как нам известно из наблюдений, сначала именно рука, а не нога становится объектом внимания ребенка. С этого момента хватание развивается быстро и становится уже не инстинктивным, каким оно было в начале, а намерен­ным. В возрасте десяти месяцев наблюдения ребенка за окру­жающим его миром пробуждают в нем интерес к этому миру и желание им овладеть. Тогда намеренное хватание, мотиви­рованное желаниями ребенка, перестает быть чистым и про­стым хватанием. Оно уступает место настоящей тренировке руки, чаще выражающейся в перемещении предметов туда- сюда. Ребенок, наблюдающий за своим окружением и преис­полненный желаний, начинает действовать. Ему еще не ми­нуло и года, а его руки уже полны, можно сказать, работы: открывать и закрывать шкафы, коробки с крышками, выдви­гать и задвигать ящики в кабинете, вытаскивать и засовывать пробки из бутылок, перекладывать всякую всячину из корзи­ны и обратно. Благодаря этим усилиям он все больше и боль­ше контролирует движения своих рук.

А что же тем временем происходит с другой парой конеч­ностей? Тут не требуется вмешательства ни разума, ни созна­ния. Идет чисто анатомический процесс быстрого развития мозжечка, особого органа для контроля мускулов, поддержи­вающих наше равновесие.

Как будто прозвенел звоночек, призывая инертное тело подняться и удержать равновесие. Здесь окружающая среда не играет никакой роли. Приказы идут из мозга. Ребенок сначала о усилием и некоторой помощью садится, а затем, пошатыва­ясь, встает.

Психологи сейчас говорят, что развитие прямохождения человека происходит в четыре этапа. На первом он сидит, на втором переворачивается на живот и ползет, и если на »той стадии ему протянуть два пальца, чтобы он мог за них ухватиться, он может по очереди переставить ноги, но при этом его ноги будут касаться земли только пальцами. Когда же, наконец, он сможет стоять самостоятельно, то на землю он будет опираться полной стопой. Вот он уже выпрямился и может ходить, держась за что-нибудь, на­пример юбку матери. И очень скоро после этого он до­стигает четвертой стадии, то есть может ходить без посто­ронней помощи.

Происходит все это единственно благодаря внутреннему процессу созревания. Потом ребенку захочется сказать: «Те­перь у меня есть ноги. Я пошел. До свидания!»

Сейчас он достиг следующего уровня дезависимости, по­тому что суть независимости в том, чтобы иметь возможность что-то делать для себя. Философская концепция, обосновы­вающая последовательное завоевание независимости, гласит: человек получает независимость ценой усилий. Быть способ­ным делать что-то без посторонней помощи — вот незави­симость. Если она есть, тогда ребенок может быстро про­грессировать, если ее нет, тогда он будет развиваться мед­ленно. Руководствуясь этими идеями, мы тогда понимаем, как надо обращаться с ребенком для его пользы. Хоть от природы мы имеем склонность помогать ему во всех его стараниях, эта философия учит нас никогда не оказывать помощи сверх той меры, которая абсолютно необходима. Ребенку, который хочет сам ходить, должна быть дана воз­можность попробовать сделать это самому, потому что имен­но практика укрепляет любую развивающуюся способность, и практика все равно нужна и после приобретения основного навыка. Если ребенка вплоть до трехлетнего возраста все время носят на ручках (а мне частенько доводилось такое видеть), это не способствует, а мешает его развитию. Как только независимость достигнута, продолжающий помогать взрослый становится помехой.

Поэтому понятно, что мы не должны носить ребенка на ручках, а должны дать ему ходить, и если рука его хочет ра­боты, мы должны дать ему те вещи, на которых он сможет упражнять разумную деятельность. Собственные действия ма­лыша выводят его на путь независимости.

Наблюдения показывают, что в возрасте полутора лет по­является новый фактор, играющий важную роль для развития рук и ног. Это фактор силы. Ребенок становится активным и умелым, ощущает себя сильным. И его главная идея, что бы он ни делал, состоит не просто в том, чтобы практиковаться, а в том, чтобы приложить максимум усилий (и как же это отличает его от нас!).

Природа, кажется, говорит ему: «Ты ловкий и умелый, и сейчас ты должен стать сильным, иначе все бесполезно».

И здесь ручные навыки, и способность сохранять равно­весие на ногах объединяются в общем деле. Ребенок не про­сто ходит, он любит долгие прогулки и носит достаточно тяжелые предметы. Потому что люди на самом деле должны не только ходить, но и носить груз. Рука, которая научилась хватать, должна тренироваться поднимать вес и перемещать его. Вот ребенок полутора лет, у него в руках огромная банка с водой, которую он с трудом удерживает, при этом он еще умудряется сохранять равновесие и очень медленно идет. Еще дети любят отрицать закон притяжения и торжествовать над ним. Ребенок любит лазать, цепляясь руками и подтя­гиваясь. Теперь он захватывает не для того, чтобы обладать, а чтобы карабкаться. Все это испытания силы, и им отво­дится целый период жизни. Так что тут мы снова видим логику природы, потому что взрослый человек должен быть физически сильным.

Ребенок, который может уже ходить и чувствует уверен­ность в своих силах, после этого начинает замечать действия окружающих его людей и старается делать то же самое. В этот период он подражает не потому, что кто-то говорит ему так поступать, а потому, что чувствует в этом глубокую внутрен­нюю потребность. Мы можем это ощущать только тогда, когда ребенок свободен. И поэтому мы можем следующим образом изложить логику природы.

• Дать ребенку возможность принять вертикальное поло­жение.

• Дать ему возможность ходить и стать сильным.

• Дать ему возможность участвовать в окружающей его жизни.

Здесь видно, в каком порядке следуют подготовительные фазы. Сначала ребенок должен подготовить себя и свое тело, потом стать сильным, затем наблюдать за другими и, наконец, начать делать сам. Природа побуждает его и даже закладывает в него гимнастические упражнения, такие как лазание по стулу или лестнице. Только после этого начинается новая фаза, когда он чувствует необходимость начать делать что-то самому. «Теперь я готов и хочу быть свободным».

Ни один из психологов еще не придавал достаточного зна­чения тому факту, что ребенок научился хорошо ходить и нуждается в долгих прогулках. Обычно мы или несем его, или везем в прогулочной коляске. Получается, что мы считаем; что он не может ходить, и поэтому обеспечиваем его трансу портом; он не может работать — и поэтому мы работаем за него. В тот самый момент, когда ребенок вступает в жизнь,? мы награждаем его комплексом неполноценности.

 

15. Развитие и подражание

В прошлой главе мы расстались с ребенком, когда ему было полтора года. Этот возраст вызывает самый большой интерес и вполне может оказаться поворотной точкой в обра­зовании. Это тот момент, когда подготовка верхних конечно­стей совпадает с подготовкой нижних. Личность ребенка тоже вот-вот разовьется, поскольку со «взрывом языка», который происходит в возрасте двух лет, ребенок вскоре обретет под­линную полноту. В полтора года, находясь на пороге этого события, он уже делает попытки выразить то, что у него на уме. Это период больших усилий и созидания.

Во время этой фазы развития мы должны быть особенно осторожны, чтобы не нарушить ни одну из естественных тен­денций жизни. Если природа так ясно показывает, что это период большого усилия, то мы должны быть готовы помочь этому усилию. Это достаточно общая формулировка, но есть много людей, занятых изучением детства, готовых изложить эту мысль более подробно. Они говорят, что в этот период жизни ребенок начинает подражать. Сама по себе эта идея не нова, потому что о детях всегда говорят, что они подражают старшим. Но это очень поверхностное замечание. Сегодня по­нятно, что, прежде чем начать подражать, ребенку нужно прежде всего понимать. Согласно старым представлениям, все, что требуется от взрослых, — это вести себя обычным образом, и дети, подражая им, вырастут и будут делать так же. На этом наша ответственность заканчивалась. Естественно, присутст­вовала мысль о «хорошем примере», который должны подавать все взрослые и особенно учителя. От их примера зависело благоденствие человечества. И матери, конечно, также долж­ны были быть идеальными. Но природа подобным образом не рассуждает. Ее не волнует совершенство взрослых. Для нее важно, чтобы ребенок, прежде чем начать подражать, был к этому подготовлен, и эта подготовка является плодом его усилий. Это относится к любому человеческому существу Пример взрослых только дает цель или стимул для подража­ния. Он не обеспечивает успешного результата. В действи­тельности, однажды начав свои попытки, ребенок часто своим собственным примером добивается успехов. Он делает более совершенно и точно все, что его вдохновляет. Для некоторых видов деятельности эта истина самоочевидна. Всем известно, что для того, чтобы стать пианистом, ребенку надо не просто подражать тем, кто умеет играть. Ему надо много заниматься, чтобы пальцы его обрели необходимый навык. Однако очень часто свою наивную веру в подражание мы применяем и к более высоким областям. Мы читаем или рассказываем ребен­ку истории о героях и святых, думая, что это поможет ему стать героем или с вятым. Но это невозможно без более глу­бокой подготовки духа. Через подражание никто никогда не становился великим. Пример может вселить надежду, пробу­дить интерес. Желание подражать может стимулировать уси­лие, но для покорения вершин нужна широкомасштабная под­готовка. Что касается воспитания, тут сама природа учит, что подражание требует подготовки. Первые усилия ребенка на­правлены не на подражание, а на формирование в себе способ­ностей к подражанию; они направлены на изменение себя в желаемом направлении. Это говорит об универсальной воз­можности косвенной подготовки. Природа дает нам не просто способность подражать, но и способность преобразовывать себя, воплощать пример. И если мы как педагоги полагаем* что можем помочь жизненным силам ребенка достичь своей цели, тогда нам важно знать, в каких моментах наша помощь будет полезна.

Если мы понаблюдаем за ребенком этого возраста, то уви­дим, что он старается сделать что-то конкретное. Что имен-: но — не важно, даже если нам это занятие кажется бессмыс-i ленным. Он должен его завершить. Это призыв самой жизни, который в нем заложен. Если цикл его деятельности будет прерван, то результатом будут девиация личности, отсутствие целеустремленности и потеря интереса. Сегодня считается очень важным дать возможность этим циклам деятельности идти своим ходом. Не менее важными являются косвенные формы подготовки, поскольку это тоже подготовка. Вся наша жизнь косвенно готовит нас к будущему. Если вы посмотрите на жизнь людей, совершивших что-то великое, то увидите, что у них в жизни всегда бьш напряженный период, предшество­вавший выполнению главной деятельности. Не обязательно, чтобы это была работа того же вида, но обязательно должно было присутствовать интенсивное усилие, и это послужило духовной подготовкой при условии, что усилие было исчерпа­но. Цикл должен быть завершен. Так что каким бы видом разумной деятельности ни был увлечен ребенок, даже если нам это занятие кажется абсурдным или оно не совпадает с нашими желаниями, лишь бы оно не вредило здоровью ре­бенка, — мы не должны вмешиваться, потому что у ребенка должна быть возможность закончить цикл деятельности, ко­торую он избрал.

Как я отметила в последней главе, дети этого возраста находят интересные способы осуществления своих намерений. Мы видим крох, которым нет еще и двух лет, которые без всякой видимой причины переносят груз, намного превосхо­дящий, как кажется, их физическую силу. В доме одного из моих друзей было несколько тяжелых табуреток, и я видела полуторагодовалого ребенка, который решил сам перенести их из одного конца комнаты в другой и делал это с заметным усилием. Дети любят помогать накрывать на стол и носят в руках такие огромные буханки хлеба, что даже ног под собой не видят. Они будут продолжать это делать, перенося вещи туда-сюда, пока совсем не устанут. Взрослые обычно стремят­ся избавить их от этого груза, но психологи сегодня убеждены, что такого рода вмешательство; прерывающее избранную самим ребенком деятельность, — одна из самых вредных форм репрессивного воздействия, какую мы только можем предпри­нять. Проблемы с состоянием нервной системы у многих «трудных» детей можно проследить как результат такого рода вмешательства.

Еще один вид усилий, к которому дети испытывают внут­ренний зов, — это хождение вверх по лестнице. Когда мы это делаем, у нас есть цель, — но ребенок делает это без всякой цели. Добравшись до верха, он не успокаивается и спускается снова, чтобы подняться еще раз, и многократно повторяет этот цикл. Деревянные или цементные горки, которые мы часто видим на школьных площадках, очень хорошо подходят для этой цели, но маленькому ребенку важно не съехать вниз* а забраться наверх, ему важна радость усилия.

Найти взрослых, которые не будут вмешиваться в занятия детей, очень трудно, поэтому все психологи соглашаются в том, что для детской деятельности надо выделять специальные места, где детям никто не будет мешать. В связи с этим очень важны детские учреждения и школы, особенно для малышей от полутора лет и старше. Для этих школ специально произ­водится множество разнообразного оборудования: это может быть и домик на вершине дерева с лестницей, по которой можно подняться и спуститься обратно. Но этот домик — не место для жизни или отдыха, это пункт прибытия. Цель — усилие, необходимое, чтобы туда попасть, сам по себе домик не важен. Если малыш хочет что-то нести, он всегда выберет самые тяжелые вещи, которые сможет найти. Даже столь за­мечательный инстинкт лазать является не чем иным, как же­ланием сделать необходимое усилие. Он старается найти что- нибудь «трудное», на что можно вскарабкаться, например на стул. Но самую большую радость доставляют лестницы, пото­му что у детей есть врожденная тенденция двигаться вверх.1

Этот тип деятельности, не служащий никакой внешней цели, дает детям практику, необходимую для координации движений. Именно владение координированными движения­ми, т. е. такими, в которых должно совместно работать много мускулов, позволяет ребенку подражать нашим действиям. Видимая цель работы ребенка не является его истинной целью; все, что ребенок делает,— это повинуется внутреннему импульсу. Он может подражать взрослым, только когда будет к этому готов. Только тогда окружающая обстановка сможет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: