Мы и не подозреваем о существовании этих противоборствующих сил. Тем не менее именно им мы обязаны возможностью управлять своими движениями, которые мы совершаем осознанно. Животным эта внутренняя гармония дана природой: грация прыжка тигра или белки вызвана богатством противоположностей, прекрасный баланс между которыми приводит к столь совершенному результату. Это напоминает отлаженную работу сложного механизма, например часов, колесики которых вращаются в разных направлениях, что благодаря аккуратной настройке позволяет всегда показывать точное время.
Таким образом, все движения обладают сложным и тонким механизмом. Но человек не владеет им с рождения. Он должен сформироваться и совершенствоваться — благодаря активности ребенка в окружающем мире. В отличие от животных человек столь щедро наделен мускулами, что едва ли существуют какие-то движения, которым он не может научиться. И речь здесь идет не об укреплении мускулов, а об их координации, что не одно и то же. Дело в том, что изначально у человека все мускулы не скоординированы, и нервная регуляция всех движений, которым он учится, должна создаваться и совершенствоваться посредством действий, инициированных разумом. Другими словами, в ребенке есть внутренняя способность осуществлять координацию, которую он сам создает и с самого начала ее существования продолжает совершенствовать на практике. Определенно он сам является здесь одним из основных творческих факторов в ее создании. Удивительно, что движения человека не запрограммированы и не ограничены, как у животных, он может сам решать и выбирать, каким движениям он будет учиться. Есть животные с особой способностью к лазанию, бегу или плаванию, но у человека нет таких врожденных талантов. Вместо этого у него есть лишь один дар - способность научиться всем видам движения и делать это лучше животных!
Но такое многообразие движений зависит от труда. Оно достигается с помощью многократных повторений, «практики», в процессе которой мышцы начинают работать в унисон, поскольку нервные связи могут на уровне подсознания приходить к необходимой гармонии — при наличии инициативы, которую обеспечивает воля.
В действительности никто никогда не обретает всей полноты возможностей мускулов, на которые они способны. Человек похож на обладателя состояния такого огромного, что он может использовать лишь часть своего богатства, но он может выбрать, какую часть ему предпочесть. Человек может стать профессиональным гимнастом, но из этого не следует, что он родился с какими-то особенными мускулами. Равно как и профессиональный танцор не рождается с мускулами, приспособленными для танцев. Гимнаст и балерина развивают себя благодаря силе воли. Каждый, вне зависимости от того, что он захочет делать, обладает таким широким набором мускульных способностей, что может выбрать и задать себе определенное направление. Разум индивидуума может предлагать и направлять его развитие. Нет ничего предопределенного, возможно все. Необходимо лишь участие юли.
Не в природе человека идти всем вместе по одной тропе развития, как это делают животные, принадлежащие к одному виду. Даже если множество людей развивает одно и то же искусство, каждый делает это немного по-своему. Мы видим это на примере письма. Хотя мы все умеем писать, каждый обладает собственным почерком. У каждого человека своя манера делать что-либо.
Характер работы человека выдают его движения. Ибо работа является выражением его разума, это его психическая жизнь, и у нее есть доступ ко всей сокровищнице движений, которые развиваются в служении главной и определяющей составляющей его внутреннего существа. Если у человека развита не вся мускулатура или, как иногда бывает, развиты только мышцы необходимые для тяжелой физической работы, его интеллект также останется на том же низком уровне, что и его движения. Так интеллектуальная жизнь индивидуума может быть ограничена типом доступной ему или выбранной им работы. Интеллектуальная жизнь того, кто вообще не работает, подвергается, серьезной опасности, поскольку, хотя и верно, что нельзя задействовать все мускульные способности, ниже определенного предела в их использовании опускаться опасно. Опускаясь ниже этого уровня, человек ослабляет собственную жизнь. Вот почему гимнастика и игры стали обязательной частью школьного образования — они не позволяют выпасть из работы излишне большой части мышечной системы.
Нам также в этой методике пришлось бы пойти по стопам обычных школ, организовывая чередование умственного и физического труда, если бы интеллектуальная жизнь, которую демонстрируют наши дети, не заставляла постоянно работать их мускулатуру. Это не имеет ничего общего с овладением конкретными навыками и полностью отличается от некоторых современных направлений в образовании, в которых один ребенок учится писать, чтобы стать клерком, а другие роются в песке, чтобы стать квалифицированными разнорабочими. Профессиональная подготовка такого рода не служит истинным целям роли движения в образовании, как мы их понимаем. У нас совсем другая идея. Это вопрос координирования ребенком тех движений, которые играют существенную роль в его интеллектуальной жизни, с тем чтобы обогатить ее практическую и исполнительную стороны.
При отсутствии единения с движениями мозг развивается сам по себе, словно бы в отрыве от результатов своей работы. Движения, не управляемые разумом, происходят хаотично и приносят вред. Движения настолько важны для жизни любого индивидуума в плане его контакта с окружающим миром и формирования отношений с другими людьми, что должны развиваться именно в этой плоскости.
Они призваны служить человеку в целом и его жизни в отношениях с внешним миром.
Современные моральные нормы и идеология придают слишком большое значение самосовершенствованию и самореализации. Как только мы осознаем истинные цели движения, эта эгоистическая установка неизбежно исчезнет. Мы должны расширить это представление, с тем чтобы включить в него весь возможный потенциал. То есть мы должны твердо придерживаться того, что можно назвать «философией движения». Движение — это то, что отличает живое от неживого. Помимо этого, живое никогда не совершает движения случайным образом. Живое движется к своей цели, и его жизнь следует естественным законам. Давайте для большей ясности попытаемся представить, что было бы, если бы все стало совершенно неподвижным. Если бы прекратилось любое движение внутри растений, больше не было бы ни цветов, ни фруктов. В воздухе катастрофически увеличилось бы процентное содержание ядовитых газов. Если бы прекратилось движение, если бы птицы застыли на деревьях, а насекомые попадали на землю, если бы дикие звери не рыскали по лесам в поисках добычи, а рыба больше не плавала в воде, то каким ужасным местом стал бы наш мир!
Неподвижность невозможна. Мир превратился бы в хаос, если бы все движение прекратилось или даже если бы живые существа двигались бесцельно, не стремясь достичь полезного результата, который им предназначен. Каждое живое существо обладает характерными для него движениями и заложенными в него целями, а в мироздании существует гармоничный баланс между всеми сферами активности, координированными для достижения определенной цели.
Работа неотделима от движения. С движением связаны жизнь человека и существование большого человеческого
[1] Необходимость этого ясно и убедительно показана в: Buytendijk J. J., Dr. Eizienhung (lurch lebendiges Tun.
сообщества. Если бы все прекратили работать на один месяц, человечество погибло бы. Поэтому у движения есть и социальная сторона, это не просто вопрос гигиены. Если бы все возможности движения человека сводились только к «упражнениям», совокупная энергия человечества лишь поглощалась бы, ничего не производя. Само существование общественного строя зависит от движения, направленного на достижение конструктивных целей. Индивидуум в лоне социальной жизни выполняет свои действия для достижения как индивидуальных, так и общественных целей. Когда мы говорим о «поведении» человека и животных, мы представляем целенаправленное движение определенного рода. Такое поведение составляет ядро их активности и не ограничивается действиями, направленными на обслуживание лишь собственных потребностей, например таких, как опрятность или работа по дому. Но выполнение этой работы может служить гораздо более далеким целям, благодаря которым оно оказывается полезным для других. Без этого труд человека расценивался бы не более чем гимнастические упражнения. Танец — самое индивидуальное из всех движений, но даже танец был бы бесполезным без аудитории, другими словами, без какой-либо социальной или трансцендентальной цели.
Чтобы иметь представление о космическом плане, в котором всякая форма жизни зависит от направленных движений, результаты которых выходят за рамки осознаваемой цели, необходимо понять работу ребенка и быть способным лучше направлять ее.
14. Интеллект и рука
Изучение механизма развития движения представляет большой интерес, и не столько из-за его сложности, сколько вследствие того, что можно отчетливо видеть каждую из фаз, из которых он состоит.
На рис. 9 я показала развитие движения на двух горизонтальных линиях с вертикальными отметками, которые отмечают шестимесячные интервалы. На нижней линии представлено развитие рук, на верхней — равновесие и ходьба. Таким образом, диаграмма показывает развитие всех четырех конечностей попарно.
У более низших животных четыре конечности развиваются и функционируют одновременно, но у человека одна пара развивается отдельно от другой, и это ясно показывает, что они служат разным целям. Способность к ходьбе и сохранению равновесия, как правило, развивается у всех людей, так что мы можем думать о биологической заданности. Можно с уверенностью сказать, что раз человек родился, то ходить он обязательно научится и что все люди похожи друг на друга способом использования ног. Однако никто не может с уверенностью сказать, что будет делать руками определенный человек. Кто знает, какие особые способности разовьют сегодняшние малыши? У прошлых поколений они были совершенно другие. Поэтому наши две линии будут иметь разные значения, соответствующие нашим наблюдениям за развитием рук и ног.
Функционирование ног, несомненно, имеет биологическую основу и даже связано с внутренним развитием мозга. С другой стороны, Человек — это единственное млекопитающее, которое ходит на двух ногах, тогда как все остальные ходят на четырех. Как только человек овладевает равновесием, он может самостоятельно удерживать это трудное прямое положение на двух ногах. Но ему нелегко обрести равновесие, на самом деле этот навык требует большой тренировки. Чтобы вообще суметь сделать это, человек должен поставить ступню полностью на землю, тогда как большинство животных ходят на цыпочках. И конечно, когда используются все четыре ноги, это дает множество маленьких точек опоры. Поэтому человеческую ногу можно изучать с трех точек зрения: физиологической, биологической и анатомической, и все они представляют несомненный интерес.
Но если рукой, в отличие от ноги, управляет не биология, если ее движение не предопределено, то, что же тогда направляет ее развитие? Поскольку тут нет ничего от биологии или физиологии, то управление может идти только от разума.
Рука напрямую связана с душой человека, и не только с душой индивидуума, но также и с различными образами жизни, типичными для разных территорий в разное время. Навыки владения руками связаны с развитием разума, а если посмотреть с исторической перспективы, то и с развитием цивилизации. Руки человека выражают его мысли, и со времени первого появления человека на земле следы работы его рук находятся в архивах истории. Каждая великая цивилизация оставила характерные для нее артефакты. В Индии были столь искусные ремесленники, что сегодня их мастерство кажется едва ли достижимым. Доказательства чудесной работы людей находят также в Египте. Цивилизации, не достигшие столь высокого уровня развития, тоже оставили свидетельства своей материальной культуры, хотя и не такие тонкие.
Отсюда следует, что развитие тонкой моторики идет вместе с духовным развитием. Безусловно, чем утонченнее деятельность, тем больше требуется заботы и внимания со стороны интеллекта для руководства ею. В Средние века в Европе был период великого пробуждения разума, и книги, и рукописи, отражавшие новые идеи, были богато иллюстрированы. Даже у духовной жизни, которая кажется столь далекой от всего земного, есть свои образцы красоты, и мы восхищаемся архитектурой храмов, где люди молятся, храмов, возникавших везде, где была духовная жизнь.
Рис. 9. Развитие движения
Рассказывают, что святой Франциск Ассизский, вероятно самая скромная и чистая душа среди людей, обычно говорил: «Посмотрите на эти величественные горы! Они — стены нашего храма и надежда наших сердец!»
Но однажды ему и его духовным братьям предложили построить церковь, и при отсутствии денег для строительства часовни они отбирали необтесанные камни из тех, что встречались им, и несли их на своих плечах. Истина заключается в том, что везде, где существует энергия духа, она должна материализовывать себя в той или иной форме работы, и для этого требуются руки. Повсюду находим мы следы дел рук человеческих, и через них можем уловить проблески духа и мыслей того времени.
Что поможет нам воссоздать далекое и туманное прошлое и представить себе жизнь людей того времени, если даже останки людей не сохранились? Их искусство. Есть признаки примитивной цивилизации, основой которой служила физическая сила, существовавшая в ту доисторическую эпоху. Памятники и артефакты созданы из огромных каменных блоков, и мы с удивлением задаемся вопросом, как они смогли их установить. Повсюду более изящное искусство бесспорно указывает на более высокий уровень цивилизации. Поэтому мы можем сказать, что рука человека следовала за его интеллектом, его духовной жизнью и его чувствами и оставленные следы дел рук человека выдают его присутствие. Но даже без этого психологического взгляда на вещи мы можем видеть, что все изменения в окружающей среде человека вызваны его руками. На самом деле может даже показаться, что разум только тем и занимается, что руководит их работой. Потому что если бы люди пользовались речью только для передачи своей мысли, если бы их мудрость выражалась только словами, то от прошлых поколений не осталось бы и следа. Именно благодаря руке, спутнице разума, возникла цивилизация. Рука — инструмент великого дара, который мы наследуем.
Руки поэтому имеют связь с духовной жизнью. И в самом деле, разве древнее искусство хиромантии не утверждает, что история расы отпечатана на руке и что рука — это духовный орган? Таким образом, изучение психологического развития ребенка должно быть тесно связано с изучением деятельности его рук, стимулируемой разумом. Ничто другое так хорошо не покажет их тесное переплетение.
Мы можем сформулировать это так: интеллект ребенка до определенного уровня может развиваться без помощи его рук. Но если это происходит вместе с развитием рук, то он достигает более высокого уровня, и характер ребенка становится сильней. Так что даже в сфере, как принято считать, чисто психологической, факты таковы, что характер ребенка остается недоразвитым, если он не находит возможности применить свою способность двигаться в окружающей обстановке. Из своего опыта могу сказать, что если в силу каких-то причин ребенок не мог действовать руками, то характер его оставался на низкой стадии сформированности: он непослушен, не инициативен, он производит впечатление ленивого и унылого. А те дети, которые имели возможность работать руками, делали успехи в своем развитии и достигали замечательной силы характера.
Тут вспоминается интересный период в истории Египта, когда плоды высококвалифицированного ручного труда нашли проявление во всех сторонах жизни: и в искусстве, и в архитектуре, и в религии. Надписи на могилах того времени показывают, что величайшей похвалой было сказать о человеке, что у него сильный характер. Так что развитие характера должно было казаться очень важным для этих людей, достигших величайших высот ручного труда. Это еще раз показывает, как на протяжении истории движение руки идет параллельно с развитием характера и цивилизации и как рука связана с личностью.
А если к тому же мы вспомним, как все эти люди ходили, то делали они это, как и следовало ожидать, всегда с помощью двух ног, прямо и сохраняя равновесие. Возможно, танцевали и бегали они не так, как мы, но для перемещения они всегда пользовались только ногами.
Таким образом, развитие движения всегда имеет две стороны: частично оно связано с биологическим законом, частично — с внутренней жизнью, хотя в обоих случаях есть зависимость от использования мускулов. Поэтому при изучении ребенка нам нужно следовать двум линиям развития: развития руки, а также линии ходьбы и сохранения равновесия. На рис. 9 мы видам, что только при достижении возраста полутора лет между ними появляется какая-то связь — когда ребенок хочет носить в руках тяжелые предметы, и ноги при этом должны держать равновесие. Человеческие ноги, являющиеся его естественным средством передвижения, переносят его туда, где он может работать, но эту работу он выполняет руками. Он может ходить на большие расстояния, и сейчас люди занимают уже фактически всю земную поверхность, и пока происходило это покорение суши, они жили и умирали. Однако, как знак своего пребывания, они оставили после себя работу своих рук.
При изучении языка мы видели, что речь начинается со слушания. Но действие связано со зрением, потому что нам надо видеть, куда ставить ноги, а когда наши руки заняты работой, нам надо видеть, что они делают. Эти два органа чувств, слух и зрение, более всего задействованы в психофизическом развитии ребенка. Что же касается ментальной жизни, то первой тут пробуждается способность наблюдать то, что находится вокруг него, и понятно, что ребенок должен узнать мир, в котором ему предстоит двигаться. Наблюдение ребенка за миром предшествует его первым движениям, и когда он начинает двигаться, он будет руководствоваться тем, что уже знает и что может понять. Начало ходьбы и ношения предметов зависит от предшествующего уровня ментального развития. Вот почему новорожденный сначала лежит неподвижно. Позже, когда он начнет двигаться, он сможет следовать руководству своего разума.
Первым признаком движения являются попытки схватить или взять что-то. Тогда рука, выполняющая эти действия, начинает привлекать внимание ребенка. Хватание, которое поначалу было бессознательным, становится теперь сознательным, и, как нам известно из наблюдений, сначала именно рука, а не нога становится объектом внимания ребенка. С этого момента хватание развивается быстро и становится уже не инстинктивным, каким оно было в начале, а намеренным. В возрасте десяти месяцев наблюдения ребенка за окружающим его миром пробуждают в нем интерес к этому миру и желание им овладеть. Тогда намеренное хватание, мотивированное желаниями ребенка, перестает быть чистым и простым хватанием. Оно уступает место настоящей тренировке руки, чаще выражающейся в перемещении предметов туда- сюда. Ребенок, наблюдающий за своим окружением и преисполненный желаний, начинает действовать. Ему еще не минуло и года, а его руки уже полны, можно сказать, работы: открывать и закрывать шкафы, коробки с крышками, выдвигать и задвигать ящики в кабинете, вытаскивать и засовывать пробки из бутылок, перекладывать всякую всячину из корзины и обратно. Благодаря этим усилиям он все больше и больше контролирует движения своих рук.
А что же тем временем происходит с другой парой конечностей? Тут не требуется вмешательства ни разума, ни сознания. Идет чисто анатомический процесс быстрого развития мозжечка, особого органа для контроля мускулов, поддерживающих наше равновесие.
Как будто прозвенел звоночек, призывая инертное тело подняться и удержать равновесие. Здесь окружающая среда не играет никакой роли. Приказы идут из мозга. Ребенок сначала о усилием и некоторой помощью садится, а затем, пошатываясь, встает.
Психологи сейчас говорят, что развитие прямохождения человека происходит в четыре этапа. На первом он сидит, на втором переворачивается на живот и ползет, и если на »той стадии ему протянуть два пальца, чтобы он мог за них ухватиться, он может по очереди переставить ноги, но при этом его ноги будут касаться земли только пальцами. Когда же, наконец, он сможет стоять самостоятельно, то на землю он будет опираться полной стопой. Вот он уже выпрямился и может ходить, держась за что-нибудь, например юбку матери. И очень скоро после этого он достигает четвертой стадии, то есть может ходить без посторонней помощи.
Происходит все это единственно благодаря внутреннему процессу созревания. Потом ребенку захочется сказать: «Теперь у меня есть ноги. Я пошел. До свидания!»
Сейчас он достиг следующего уровня дезависимости, потому что суть независимости в том, чтобы иметь возможность что-то делать для себя. Философская концепция, обосновывающая последовательное завоевание независимости, гласит: человек получает независимость ценой усилий. Быть способным делать что-то без посторонней помощи — вот независимость. Если она есть, тогда ребенок может быстро прогрессировать, если ее нет, тогда он будет развиваться медленно. Руководствуясь этими идеями, мы тогда понимаем, как надо обращаться с ребенком для его пользы. Хоть от природы мы имеем склонность помогать ему во всех его стараниях, эта философия учит нас никогда не оказывать помощи сверх той меры, которая абсолютно необходима. Ребенку, который хочет сам ходить, должна быть дана возможность попробовать сделать это самому, потому что именно практика укрепляет любую развивающуюся способность, и практика все равно нужна и после приобретения основного навыка. Если ребенка вплоть до трехлетнего возраста все время носят на ручках (а мне частенько доводилось такое видеть), это не способствует, а мешает его развитию. Как только независимость достигнута, продолжающий помогать взрослый становится помехой.
Поэтому понятно, что мы не должны носить ребенка на ручках, а должны дать ему ходить, и если рука его хочет работы, мы должны дать ему те вещи, на которых он сможет упражнять разумную деятельность. Собственные действия малыша выводят его на путь независимости.
Наблюдения показывают, что в возрасте полутора лет появляется новый фактор, играющий важную роль для развития рук и ног. Это фактор силы. Ребенок становится активным и умелым, ощущает себя сильным. И его главная идея, что бы он ни делал, состоит не просто в том, чтобы практиковаться, а в том, чтобы приложить максимум усилий (и как же это отличает его от нас!).
Природа, кажется, говорит ему: «Ты ловкий и умелый, и сейчас ты должен стать сильным, иначе все бесполезно».
И здесь ручные навыки, и способность сохранять равновесие на ногах объединяются в общем деле. Ребенок не просто ходит, он любит долгие прогулки и носит достаточно тяжелые предметы. Потому что люди на самом деле должны не только ходить, но и носить груз. Рука, которая научилась хватать, должна тренироваться поднимать вес и перемещать его. Вот ребенок полутора лет, у него в руках огромная банка с водой, которую он с трудом удерживает, при этом он еще умудряется сохранять равновесие и очень медленно идет. Еще дети любят отрицать закон притяжения и торжествовать над ним. Ребенок любит лазать, цепляясь руками и подтягиваясь. Теперь он захватывает не для того, чтобы обладать, а чтобы карабкаться. Все это испытания силы, и им отводится целый период жизни. Так что тут мы снова видим логику природы, потому что взрослый человек должен быть физически сильным.
Ребенок, который может уже ходить и чувствует уверенность в своих силах, после этого начинает замечать действия окружающих его людей и старается делать то же самое. В этот период он подражает не потому, что кто-то говорит ему так поступать, а потому, что чувствует в этом глубокую внутреннюю потребность. Мы можем это ощущать только тогда, когда ребенок свободен. И поэтому мы можем следующим образом изложить логику природы.
• Дать ребенку возможность принять вертикальное положение.
• Дать ему возможность ходить и стать сильным.
• Дать ему возможность участвовать в окружающей его жизни.
Здесь видно, в каком порядке следуют подготовительные фазы. Сначала ребенок должен подготовить себя и свое тело, потом стать сильным, затем наблюдать за другими и, наконец, начать делать сам. Природа побуждает его и даже закладывает в него гимнастические упражнения, такие как лазание по стулу или лестнице. Только после этого начинается новая фаза, когда он чувствует необходимость начать делать что-то самому. «Теперь я готов и хочу быть свободным».
Ни один из психологов еще не придавал достаточного значения тому факту, что ребенок научился хорошо ходить и нуждается в долгих прогулках. Обычно мы или несем его, или везем в прогулочной коляске. Получается, что мы считаем; что он не может ходить, и поэтому обеспечиваем его трансу портом; он не может работать — и поэтому мы работаем за него. В тот самый момент, когда ребенок вступает в жизнь,? мы награждаем его комплексом неполноценности.
15. Развитие и подражание
В прошлой главе мы расстались с ребенком, когда ему было полтора года. Этот возраст вызывает самый большой интерес и вполне может оказаться поворотной точкой в образовании. Это тот момент, когда подготовка верхних конечностей совпадает с подготовкой нижних. Личность ребенка тоже вот-вот разовьется, поскольку со «взрывом языка», который происходит в возрасте двух лет, ребенок вскоре обретет подлинную полноту. В полтора года, находясь на пороге этого события, он уже делает попытки выразить то, что у него на уме. Это период больших усилий и созидания.
Во время этой фазы развития мы должны быть особенно осторожны, чтобы не нарушить ни одну из естественных тенденций жизни. Если природа так ясно показывает, что это период большого усилия, то мы должны быть готовы помочь этому усилию. Это достаточно общая формулировка, но есть много людей, занятых изучением детства, готовых изложить эту мысль более подробно. Они говорят, что в этот период жизни ребенок начинает подражать. Сама по себе эта идея не нова, потому что о детях всегда говорят, что они подражают старшим. Но это очень поверхностное замечание. Сегодня понятно, что, прежде чем начать подражать, ребенку нужно прежде всего понимать. Согласно старым представлениям, все, что требуется от взрослых, — это вести себя обычным образом, и дети, подражая им, вырастут и будут делать так же. На этом наша ответственность заканчивалась. Естественно, присутствовала мысль о «хорошем примере», который должны подавать все взрослые и особенно учителя. От их примера зависело благоденствие человечества. И матери, конечно, также должны были быть идеальными. Но природа подобным образом не рассуждает. Ее не волнует совершенство взрослых. Для нее важно, чтобы ребенок, прежде чем начать подражать, был к этому подготовлен, и эта подготовка является плодом его усилий. Это относится к любому человеческому существу Пример взрослых только дает цель или стимул для подражания. Он не обеспечивает успешного результата. В действительности, однажды начав свои попытки, ребенок часто своим собственным примером добивается успехов. Он делает более совершенно и точно все, что его вдохновляет. Для некоторых видов деятельности эта истина самоочевидна. Всем известно, что для того, чтобы стать пианистом, ребенку надо не просто подражать тем, кто умеет играть. Ему надо много заниматься, чтобы пальцы его обрели необходимый навык. Однако очень часто свою наивную веру в подражание мы применяем и к более высоким областям. Мы читаем или рассказываем ребенку истории о героях и святых, думая, что это поможет ему стать героем или с вятым. Но это невозможно без более глубокой подготовки духа. Через подражание никто никогда не становился великим. Пример может вселить надежду, пробудить интерес. Желание подражать может стимулировать усилие, но для покорения вершин нужна широкомасштабная подготовка. Что касается воспитания, тут сама природа учит, что подражание требует подготовки. Первые усилия ребенка направлены не на подражание, а на формирование в себе способностей к подражанию; они направлены на изменение себя в желаемом направлении. Это говорит об универсальной возможности косвенной подготовки. Природа дает нам не просто способность подражать, но и способность преобразовывать себя, воплощать пример. И если мы как педагоги полагаем* что можем помочь жизненным силам ребенка достичь своей цели, тогда нам важно знать, в каких моментах наша помощь будет полезна.
Если мы понаблюдаем за ребенком этого возраста, то увидим, что он старается сделать что-то конкретное. Что имен-: но — не важно, даже если нам это занятие кажется бессмыс-i ленным. Он должен его завершить. Это призыв самой жизни, который в нем заложен. Если цикл его деятельности будет прерван, то результатом будут девиация личности, отсутствие целеустремленности и потеря интереса. Сегодня считается очень важным дать возможность этим циклам деятельности идти своим ходом. Не менее важными являются косвенные формы подготовки, поскольку это тоже подготовка. Вся наша жизнь косвенно готовит нас к будущему. Если вы посмотрите на жизнь людей, совершивших что-то великое, то увидите, что у них в жизни всегда бьш напряженный период, предшествовавший выполнению главной деятельности. Не обязательно, чтобы это была работа того же вида, но обязательно должно было присутствовать интенсивное усилие, и это послужило духовной подготовкой при условии, что усилие было исчерпано. Цикл должен быть завершен. Так что каким бы видом разумной деятельности ни был увлечен ребенок, даже если нам это занятие кажется абсурдным или оно не совпадает с нашими желаниями, лишь бы оно не вредило здоровью ребенка, — мы не должны вмешиваться, потому что у ребенка должна быть возможность закончить цикл деятельности, которую он избрал.
Как я отметила в последней главе, дети этого возраста находят интересные способы осуществления своих намерений. Мы видим крох, которым нет еще и двух лет, которые без всякой видимой причины переносят груз, намного превосходящий, как кажется, их физическую силу. В доме одного из моих друзей было несколько тяжелых табуреток, и я видела полуторагодовалого ребенка, который решил сам перенести их из одного конца комнаты в другой и делал это с заметным усилием. Дети любят помогать накрывать на стол и носят в руках такие огромные буханки хлеба, что даже ног под собой не видят. Они будут продолжать это делать, перенося вещи туда-сюда, пока совсем не устанут. Взрослые обычно стремятся избавить их от этого груза, но психологи сегодня убеждены, что такого рода вмешательство; прерывающее избранную самим ребенком деятельность, — одна из самых вредных форм репрессивного воздействия, какую мы только можем предпринять. Проблемы с состоянием нервной системы у многих «трудных» детей можно проследить как результат такого рода вмешательства.
Еще один вид усилий, к которому дети испытывают внутренний зов, — это хождение вверх по лестнице. Когда мы это делаем, у нас есть цель, — но ребенок делает это без всякой цели. Добравшись до верха, он не успокаивается и спускается снова, чтобы подняться еще раз, и многократно повторяет этот цикл. Деревянные или цементные горки, которые мы часто видим на школьных площадках, очень хорошо подходят для этой цели, но маленькому ребенку важно не съехать вниз* а забраться наверх, ему важна радость усилия.
Найти взрослых, которые не будут вмешиваться в занятия детей, очень трудно, поэтому все психологи соглашаются в том, что для детской деятельности надо выделять специальные места, где детям никто не будет мешать. В связи с этим очень важны детские учреждения и школы, особенно для малышей от полутора лет и старше. Для этих школ специально производится множество разнообразного оборудования: это может быть и домик на вершине дерева с лестницей, по которой можно подняться и спуститься обратно. Но этот домик — не место для жизни или отдыха, это пункт прибытия. Цель — усилие, необходимое, чтобы туда попасть, сам по себе домик не важен. Если малыш хочет что-то нести, он всегда выберет самые тяжелые вещи, которые сможет найти. Даже столь замечательный инстинкт лазать является не чем иным, как желанием сделать необходимое усилие. Он старается найти что- нибудь «трудное», на что можно вскарабкаться, например на стул. Но самую большую радость доставляют лестницы, потому что у детей есть врожденная тенденция двигаться вверх.1
Этот тип деятельности, не служащий никакой внешней цели, дает детям практику, необходимую для координации движений. Именно владение координированными движениями, т. е. такими, в которых должно совместно работать много мускулов, позволяет ребенку подражать нашим действиям. Видимая цель работы ребенка не является его истинной целью; все, что ребенок делает,— это повинуется внутреннему импульсу. Он может подражать взрослым, только когда будет к этому готов. Только тогда окружающая обстановка сможет