Интервью: виды, структура, достоинства и недостатки




Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3

1. Интервью: виды, структура, достоинства и недостатки………………..4

2. Причины выбора интервью как метода научного исследования и его целевая группа…………………………………………………………………….8

3. Разработка гида – интервью……………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы………………………………………………………………11

Приложение………………………………………………………………………12


 

Введение

В периоды нестабильных экономических ситуаций все чаще возникает вопрос, куда вкладывать свои средства, чтобы получать прибыль и устойчиво держаться на рынке, одним из решений является франчайзинг, который в последнее десятилетие получил широкое распространение в России. На негативном фоне политической и экономической нестабильности, которая способствует более раннему выходу матерей на работу, стимулирует высокий спрос на услуги в области дошкольного образования и воспитания, который выглядит особенно позитивно в этих условиях. Образовательный сервис на современном этапе является одним из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры, но мало изученным, поскольку это относительно новое направление. При этом, острая нехватка государственных дошкольных учреждений, о которой вновь говорил в минувшем году премьер министр Д.Медведев, и их несоответствие запросам современности убедительнее всего свидетельствуют в пользу бизнеса в сфере частных детских садов. Этот бизнес в России сейчас стремительно развивается и растет, поскольку это та сфера услуг, в которой родители не хотят экономить ни в коем случае. Поэтому, один из самых перспективных направлений - франшиза частных детских садов, всесторонняя и активная поддержка государства (субсидии и налоговые льготы) делают этот формат частных детских садов и клубов привлекательными для инвестиций.

Цель работы разработать инструментарий исследования франчайзинговых моделей развития образовательного сервиса. Задачи работы:

1. Выделить структуру, вид, достоинства и недостатки метода интервью

2. Описать причины выбора интервью как метода научного исследования и его целевую группу

3. Разработать гид – интервью для научного исследования

При написании работы были использованы работы А. Балюк, И. С. Барчукова, И. Г.Безуглова, Е.Б. Галицкого, В.А.Ядова, А.П. Дуровича.

Интервью: виды, структура, достоинства и недостатки

Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым)[1]. Причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку). Дурович отмечает, что интервью может быть прямым(личным) и опосредованным (например, по телефону)[2].

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель который — выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и процедура интервью с экспертами существенно отличаются от обычной системы опроса. По технике проведения существенно разнятся свободные, нестандартизованные и формализованные (а также полустандартизованные) интервью. Свободные интервью — это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью"). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованное интервью предполагает, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов[3].

В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным ("клиническим", т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного — извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказались в центре внимания опрошенных, какие — на периферии и что вовсе не осталось в памяти[4].

Так называемые ненаправленные интервью носят "терапевтический" характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервью лишь помогает ему "излить душу".

Наконец, по способу организации можно указать на групповые и индивидуальные интервью. Первые применяют относительно редко, это — планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе. Методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используют для быстрого зондажа мнений[5].

Идеальное интервью напоминает оживленную и непринужденную беседу двух равно заинтересованных в ней людей. Однако один из участников - интервьюер - помнит, что в данной ситуации он выступает как профессиональный исследователь, имитирующий роль равноправного собеседника.

Формализованное интервью практически ничем не отличается от опроса по анкете, за исключением того, что ответы записываются не самим респондентом, но интервьюером. К подобному способу прибегают для того, чтобы: (а) получить непосредственное впечатление от живой реакции опрашиваемых по предмету исследования (это помогает лучше интерпретировать их суждения) и (б) в случае, когда письменный опрос оказывается невозможным или затруднительным вследствие разнородности аудитории, необходимости пояснить многие вопросы с учетом различий в культуре и образовании респондентов, особенностей физических условий проведения опроса (например, на рабочем месте, когда опрашиваемый не может прервать работу) и т.п[6].

Прямой контакт с опрашиваемым и психологические отношения, которые устанавливаются между интервьюером и респондентом, создают немало преимуществ для получения информации, малодоступной путем анкетного опроса.

Регистрация (запись) результатов интервью может производиться по ходу разговора с разрешения интервьюируемого. Ведение беседы предполагает постепенное включение в разговор с таким расчетом, чтобы, добившись более непринужденной атмосферы, поддерживать у интервьюируемого интерес к беседе и вести ее по намеченному плану[7]:

· Установление первого контакта.

· Закрепление контакта и первые вопросы по плану интервью.

· Переход к основным вопросам интервью должен сопровождаться вводными словами, которые подчеркивают важность последующего разговора.

· Важный элемент искусства интервью — быстрое восстановление контакта с респондентом в случае его утраты.

· Завершение беседы.

В ходе беседы интервьюер подытоживает логические части беседы. В заключение он может вернуться к некоторым вопросам, на которые получены неполные ответы, и просит кое-что уточнить, ссылаясь на то, что теперь это кажется ему более важным, чем представлялось в ходе разговора. Интервьюер благодарит за беседу, еще раз подчеркивает, что она была очень важна для исследования и что сведения, которые он записал, не будут использованы ни в каких иных целях, кроме изучения вопроса в целом.

Оформление протокола интервью производится на основе записи беседы тотчас или вскоре после ее окончания.

Следует максимально использовать выражения, слова, интонации речи опрашиваемого, излагать текст интервью не от третьего лица, а от первого. Не только ответы респондента, но и все вопросы, замечания интервьюера полностью заносятся в протокол[8]. Дополнительные вопросы и пояснения часто не фиксируются в бланке. Поэтому регистрация всех реплик интервьюера столь же важна, как и запись ответов опрашиваемого.

Удобнее всего оформлять протокол так, чтобы, оставляя справа небольшие поля для заметок о поведении, мимике и т.п., о невысказанной информации, основной текст беседы протоколировать "лесенкой": вопросы записываются с самого начала строки, а ответы — отступя 1,5—2 см от начала[9]. Такую запись легче анализировать.

Заметки на полях протокола служат иногда дополнительным и важным источником информации. Здесь отмечают краткими ремарками внешние экспрессивные особенности поведения собеседника.

В заключение протокола желательно фиксировать общее впечатление о собеседнике, для чего выделяется раздел "Особые отметки. Общее впечатление". Интервьюер и его ассистент подписывают протокол, отмечают дату и место проведения интервью[10].

Таким образом, мы разобрали, что представляет собой интервью как метод научного исследования, его виды, план проведения и общие правила оформления протокола.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: