Елена Валерьевна Казакова




Предыдущая часть: https://www.stihi.ru/2013/10/11/7911

Часть 5. Развитие детей с синдромом Дауна, программы и методы реабилитации


Развитие детей с синдромом Дауна

Чтобы определить, что ребенок умеет и не умеет делать по сравнению со своими сверстниками его развитие можно оценить с помощью таблиц, в которых описаны умения ребенка с момента рождения до трех лет в разных областях развития:
• социальное развитие – навыки общения;
• самообслуживание – навыки кормления, одевания, раздевания и гигиены тела;
• крупная моторика;
• мелкая моторика;
• развитие речи;
• понимание языка.


Социальное развитие

1-3 месяца
Кричит или произносит слабые звуки перед приемом пищи. «Воркует», когда с ним разговаривают. Голосом выражает свои эмоции.
4-6 месяцев
Радуется, когда взрослый берет на руки. Узнает близких. По-разному реагирует на посторонних и знакомых людей.
7-9 месяцев
Узнает знакомого взрослого и тянется к нему. Громко хохочет, когда его щекочут. Улыбается, когда взрослый строит ему рожицы. Пытается привлечь внимание взрослого, протягивая к нему руки. Играет в прятки («ку-ку»). Может повторять слова «ма-ма», «да-да». Любит ронять игрушки, чтобы взрослый их поднимал. Плачет, когда отбирают игрушку.
10-12 месяцев
Хнычет или плачет, когда его ругают. Сопротивляется, когда взрослый или другой ребенок пытаются у него отобрать игрушку. По просьбе мамы протягивает игрушки. Проявляет любовь к маме, обнимая ее. Показывает на предмет, который хочет взять. Хлопает в ладоши, когда просят.
13-15 месяцев
Подражает выражению лица взрослого. Вслед за взрослым пытается повторять слова. Умеет показывать жест «пока-пока», хлопать в ладоши. Качает головой в знак отрицания. По просьбе целует взрослого.
16-18 месяцев
Помогает убирать игрушки. Выполняет простые просьбы: относит чашку на кухню, протягивает названный предмет. Обычно делится игрушками или другими вещами.
19-21 месяцев
Приносит книгу, чтобы ему почитали. Просит помочь, если не справляется.
21-24 месяца
Иногда говорит «нет», когда взрослые активно навязывают свое общение. Однако не все дети в этом возрасте могут сказать «нет» и подчиняются требованиям взрослых.
25-30 месяцев
Играет с другими детьми.
31-36 месяцев
Сочувствует плачущему ребенку, старается помочь ему и утешить. Выражает жалобы словами. Здоровается: говорит «привет» или что-то подобное.


Развитие навыков самообслуживания

1-3 месяца
Умеет сосать и глотать.
4-6 месяцев
Позволяет одевать себя без отрицательной реакции: не плачет, не капризничает, не сопротивляется.
7-9 месяцев
Держит, кусает и жует печенье. Пьет жидкость и чашки, которую держит взрослый.
10-12 месяцев
Берет руками пищу, тянет ее в рот. Пытается взять пищу ложкой.
13-15 месяцев
Высоко поднимает руки, чтобы помочь маме одеть себя. По просьбе снимает шапку, варежки. Самостоятельно пьет из чашки.
16-18 месяцев
Подносит ложку ко рту, немного проливая. Может снять носки. Самостоятельно снимает туфли. Пытается мыть лицо и руки.
19-21 месяцев
Ест с ложки, немного проливая. Выполняет просьбы взрослых: идет в другую комнату и приносит названный предмет, например, ложку или чашку и т.п.
22-24 месяца
Моет руки под краном. Учится вытирать руки полотенцем. Размешивает сахар в чашке. Снимает расстегнутую куртку.
25-30 месяцев
Пьет через соломинку. Ест с ложки, все еще проливая. Самостоятельно вытирает руки. Жестами или словами показывает, что хочет на горшок. Остается сухим, если садится на горшок через каждые 2-3 часа.
31-36 месяцев
Ест с вилки, но пачкается. Снимает штаны, когда идет в туалет. Моет руки. Самостоятельно садится на горшок. Расстегивает большие пуговицы, липучки, молнии. Надевает куртку, брюки, но не застегивает.


Развитие крупной моторики

1-3 месяца.
Лежа на спине, попеременно болтает ножками и ручками. Поворачивает голову набок. Поднимает голову минимум на 45 мм. от поверхности и удерживает ее 10 секунд. Опирается на оба предплечья и удерживает голову в течение минуты.
4-6 месяцев.
Лежа ни спине, играет со своими ножками. Активно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, поднимает голову и опирается на вытянутые руки. В положении сидя держит голову прямо, а наклоняясь в сторону, хорошо удерживает голову.
7-9 месяцев
Держась за пальцы, подтягивается вверх из положения сидя и прилагает собственные силы. Может самостоятельно просидеть в течение 5 секунд, опираясь на руки вперед. Начинает ползать, может сидеть самостоятельно в течение минуты.
10-12 месяцев
Раскачивается, стоя на четвереньках. Садится из положения лежа на животе, сгибая ножки и поворачивая туловище. Ползает на четвереньках. Может самостоятельно стоять, делает несколько шагов вперед, если поддерживают за руки. Ходит приставным шагом, держась за мебель. Идет вперед, держась за руку взрослого.
12-15 месяцев
Самостоятельно ходит. Стоя, бросает мяч. Самостоятельно встает с пола.
16-19 месяцев
Поднимается и спускается по лестнице высотой в три ступеньки приставным шагом, держась за перила или за руку взрослого. Ходит боком. Бегает неловко. Нагибается и поднимает предмет с пола без опоры. Делает три шага назад.
20-23 месяца
Бьет ногой по мячу, не придерживаясь рукой за опору. Делает три шага на носочках. Прыгает на месте.
24-27 месяцев
Может простоять 3 секунды на одной ноге (может опираться одной рукой на опору). Когда прыгает, отрывает обе ноги и опускается на всю стопу. Пинает мяч ногой. Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
28-31 месяц
Делает пять шагов на носочках. Может подпрыгнуть один раз на месте и не падает. Самостоятельно садится на маленький стульчик и встает.
32-36 месяцев
Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Стоит на одной ноге и удерживает равновесие. Поднимается по лестнице попеременным, или взрослым шагом, становясь одной ногой на ступеньку. Хорошо бегает. Бросает мяч вперед.


Развитие мелкой моторики

1-3 месяца
Сжимает и разжимает кулачки. Лежа на спине, подносит ручки ко рту. Рассматривает ручки, играет пальцами. На короткое время схватывает погремушку и отпускает ее.
4-6 месяцев
Тянется одной или обеими ручками к предмету, хватает его. Непродолжительное время трясет погремушкой, вложенной в руку. Сводит ручки по вредней линии, рассматривает их. Тянет предметы в рот.
7-9 месяцев
Перекладывает предмет из руки в руку. Берет предмет обеими руками. Хлопает в ладоши.
10-12 месяцев
Захватывает мелкие предметы кончиками пальцев. Держит в руках предмет, рассматривает его. Бросает предметы в коробку или банку.
12-15 месяцев
Хватает мелкие предметы (крошки печенья, сахар, изюм) вытянутым указательным и большим пальцами (пинцетный захват). Катает машинку на колесиках. Разъединяет предметы, вынимает колышки из доски с отверстиями. Держит карандаш, рисует каракули. Переворачивает страницы в книге.
16-19 месяцев
Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны. Ставит кубик ни кубик. Надевает кольца на стержень пирамидки. Вставляет шнур в отверстие шарика.
20-23 месяца
Удерживает три кубика руками, ставит три кубика друг на друга. Рисует горизонтальные и вертикальные линии. Разворачивает завернутый предмет. Переворачивает по одной странице книги.
24-27 месяцев
Надевает два-три шарика на шнурок. Строит башню из пяти кубиков и более. Ловит катящийся мяч. Опускает мелкие предметы в банку с отверстиями. Рисует карандашом круги на бумаге.
28-31 месяц
Складывает бумагу пополам после показа. Рисует плоскую спираль. Может резать бумагу ножницами, но делает это неловко. Переливает жидкость из одной емкости в другую.
32-36 месяцев
Открывает завинчивающиеся крышки. Обводит (неровно) карандашом по контуру квадрат, круг. Рисует крест по образцу. Раскатывает пластилин.


Познавательное развитие

1-3 месяца
Следит взглядом за движением предмета. Фиксирует (останавливает) взгляд на окружающих предметах. Узнает знакомого человека.
4-6 месяцев
Реагирует на исчезновение лица: удивляется или недоумевает, когда взрослый закрывает лицо ладонями (игра «ку-ку»). Проявляет желание получить что-либо (поворачивает голову к интересующему его предмету).
7-9 месяцев
Следит за падающим со стола предметом. Внимательно смотрит на свое отражение в зеркале. Стучит по предметам, ощупывает их и тянет в рот.
10-12 месяцев
Играет в прятки («ку-ку»). Достает предметы и коробки. Смотрит на предмет, который показывает взрослый. Находит игрушку, спрятанную под чашкой или стаканом.
13-15 месяцев
Подтягивает за шнур игрушку. Вкладывает маленький стаканчик в большой. Ударяет двумя кубиками по столу. Пытается «рисовать».
16-19 месяцев
Показывает на интересующий его предмет пальцем (указательный жест). Находит спрятанный на его глазах предмет под одним из стаканчиков. Понимает назначение предметов домашнего обихода. Показывает на кукле три-пять частей тела.
20-23 месяца
Вытряхивает мелкий предмет из бутылки. Показывает по просьбе двух человек и близкого окружения. Узнает пять-шесть предметов окружающей обстановки или показывает их на картинках в книге (по просьбе). Вставляет квадрат, круг в соответствующие прорези.
24-27 месяцев
Вставляет в прорези квадрат, треугольник, круг. Понимает, кому принадлежат предметы, говорит «мое», «мне». По просьбе находит и показывает две-три картинки. «Разговаривает» с игрушками, когда играет с ними.
28-31 месяц
Строит поезд из кубиков. Среди картинок лото находит одну «такую же картинку», которую просит взрослый. Выполняет сложные просьбы типа «Возьми куклу, покорми ее и уложи спать». Понимает значение предлогов «на», «под».
32-36 месяцев
Сортирует предметы по двум цветам (красный, синий), раскладывает их в разные коробочки. Знает назначение многих предметов (одежды, пищи). Показывает части тела, к которым прикасается (при этом может закрывать глаза). По просьбе дает «один» и «много» предметов.


Развитие речи

2-6 месяцев
Узнает голос мамы. Реагирует на голос улыбкой. Воспринимает интонацию Издает звуки, когда с ним разговаривают. Перед кормлением становится более активным, начинает гулить.
7-9 месяцев
Улыбается, если взрослый строит смешную рожицу. Тянется к знакомому человеку. Громко смеется, когда щекочут. Пытается привлечь внимание взрослых, активнее лепечет, протягивает руки.
10-12 месяцев
Реагирует на похвалу и запрет, понимает значение слов «нельзя», «молодец». Понимает значение простых просьб типа «Иди ко мне».
13-15 месяцев
На вопрос взрослого «Где…?» отыскивает взглядом хорошо знакомую игрушку, с которой перед этим играл. Понимает, когда с ним прощаются (жест «пока-пока»). Подражает шумам окружающей среды. Произносит осмысленно слова «мама», «баба».
16-21 месяц
Подпевает детские песенки. Выражает желание словами («дать», «ам-ам»). Называет знакомые предметы в ответ на вопрос.
22-26 месяцев
Повторяет вслед за взрослым знакомое слово. Использует в речи слова-отрицания «нет», «ни-ни». Говорит первые предложения из двух слов на «детском» языке, например, «Би-би, ту-ту!», «Мама, ом!»
27-30 месяцев
Называет свое имя. Повторяет за взрослым простые предложения из трех-четырех слов. Говорит простыми и сложными предложениями, но может неправильно произносить звуки, например, смягчает твердые согласные (там – тям, нету – нетю, гай – тяй и др.).
31-36 месяцев
Повторяет за взрослым короткие стихи из двух-трех строчек. Говорит трех-, четырехсловными предложениями и более. Строит сложноподчиненные предложения («Когда мы пойдем гулять, я возьму машинку!»).


Факторы, затрудняющие обучение

Дети с синдромом Дауна испытывают трудности в обучении, которое может быть вызвано следующими проблемами:
1) отставание в моторном развитии: тонкой и общей моторики;
2) возможные проблемы со слухом и зрением;
3) проблемы с развитием речи;
4) слабая кратковременная слуховая память;
5) более короткий период концентрации;
6) трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
7) трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
8) трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);
9) трудности с выполнением невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.);
10) повышенная утомляемость и неустойчивость внимания.


Игры и занятия с детьми с синдромом Дауна

Во многом развитие ребенка с синдромом Дауна зависит от того, как проходит беременность, поэтому во время беременности важно следить за собой, проходить все необходимые обследования и при возможности пройти курс для будущих мам.
Многое для ребенка можно купить еще до его рождения, чтобы самое необходимое было готово к моменту его рождения.
С момента рождения ребенка очень важно общение с ним, уход и занятия. Дети с синдромом Дауна развиваются по-разному. Они могут развиваться практически как обычные дети, в то же время они могут отставать в развитии. Занятия с детьми с синдромом Дауна играют большую роль, но не дают гарантии того, что развитие таких детей будет прогрессировать и не остановится. Их развитие может остановиться в любом возрасте.
Наряду с играми и занятиями для детей с синдромом Дауна рекомендуется медикаментозная общеукрепляющая терапия: витамины (витамины группы В, элькар и др.), ноотропные препараты (аминолон, церебролизин, пирацетам и др.), аминокислоты, липиды и др.
Узнать информацию о занятиях с детьми с синдромом Дауна можно в специальной литературе, на сайтах организаций, занимающихся с детьми с синдромом Дауна, а также на специализированных сайтах, посвященных проблеме синдрома Дауна и людям-инвалидам.


Дефектология

Дефектология – раздел педагогической науки, изучающий вопросы воспитания, обучения, адаптации и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями развития.
Отрасли дефектологии:
1) сурдопедагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха;
2) тифлопедагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами зрения;
3) олигофренопедагогика, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей;
4) логопедия, изучающая проблемы изучения и исправления недостатков речи.
Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи с произношением звуков и правильностью построения грамматических конструкций.
Общие черты отставания в развитии речи детей с синдромом Дауна:
- меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
- пробелы в освоении грамматических конструкций;
- способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
- трудности в понимании заданий.
Наиболее известна методика обучения детей с синдромом Дауна речи – методика Ромены Августовой, которая изложена в ее книге «Говори! Ты это можешь».
Дефектология включает также проблемы обучения и воспитания детей со сложными дефектами: слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.
Помимо основных направлений дефектологии существуют другие программы и методики реабилитации детей с синдромом Дауна, которые разрабатываются специализированными центрами.


«Маленькие ступеньки» ассоциации «Даун Синдром»

Программа «Маленькие ступеньки» ассоциации «Даун Синдром» – это перечень умений, определяющих развитие ребенка. Эта программа в форме таблиц, которые можно использовать для тестирования ребенка с момента рождения до 4-х лет. Эти таблицы могут послужить основой для формирования его индивидуальной программы развития.
Подробнее познакомиться с этими таблицами можно на сайте Благотворительный просветительский фонд содействия абилитации детей с особенностями развития «VITA» в рубрике «Ступеньки абилитации» – «Методики абилитации» (https://www.gold-child.ru/stupenki/238/).


Программы помощи «Даунсайд Ап»

Центр Ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап» оказывает профессиональную педагогическую помощь детям с синдромом Дауна с момента рождения до 7 лет. Работа охватывает все аспекты развития, поведения, социальной адаптации детей и способствует их подготовке к самостоятельному существованию, успешному взаимодействию со сверстниками, посещению детских садов и школ.
В Центре действуют следующие программы:
- домашние визиты;
- адаптационные группы;
- группы поддерживающего обучения;
- индивидуальные занятия-консультации в центре:
• индивидуальные занятия-консультации по развитию двигательной сферы;
• индивидуальные занятия-консультации по развитию социально-эмоциональной сферы;
• индивидуальные логопедические занятия-консультации;
• индивидуальные занятия-консультации по развитию познавательной деятельности;
- консультирование иногородних семей;
- психологическая поддержка семей;
- информационная поддержка семей.
Подробнее с этими программами можно познакомиться на сайте Благотворительного фонда Даунсайд Ап в рубрике «Родителям» – «Программы помощи семьям» (https://downsideup.org/ru/programmy-pomoschi).


Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
На первых этапах развития мелкой моторики ребенок с синдромом Дауна вместо движения кистью использует движения плечом и предплечьем. Постепенно у него формируется стабильность запястья, он учится удерживать ладонь в положении нужном для выполнения действия. При сниженном тонусе ребенку проще стабилизировать запястье, положив кисть на твердую поверхность большим пальцем вверх. При этом работают большой, указательный и средний пальцы, а ребро ладони и мизинец обеспечивают стабильность, затем постепенно развивается умение вращать запястьем в разных плоскостях.
Формирование захвата проходит следующие ступени:
- ладонный захват;
- щепоть,
- пинцетный захват и их промежуточные формы.
У детей с синдромом Дауна последовательность захвата сохраняется, однако имеет свои особенности: возможно длительное «застревание» на ладонных формах захвата, может наблюдаться захват без участия большого пальца, пинцетный захват может производиться большим и средним пальцами, сила захвата снижена.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы:
- пальчиковые игры;
- игры с мелкими предметами;
- лепка и рисование;
- массаж пальчиков.
Наиболее простые и эффективные игры для развития мелкой моторики:
1. Массаж ладошек
Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики.
2. Ладушки
Игра «ладушки-ладушки» также хорошо способствует развитию мелкой моторики.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит для детей с 7 месяцев. Дайте ребенку бумагу разного цвета, пускай рвет ее на части, но при этом лучше не оставлять его одного и следить, чтобы он не совал бумагу в рот.
4. Перелистывание страниц
Это упражнение подходит для детей с 1 года. Давайте ребенку книги со страницами разной толщины и красивыми четкими картинками, чтобы, листая страницы и изучая картинки, у ребенка формировался захват и мелкая моторика рук.
5. Бусы, пуговицы
Игры с бусинами или пуговицами, которые ребенок может нанизывать на нитку, сортировать по размерам или складывать в баночку (коробку) очень полезны для развития мелкой моторики.
6. Вкладыши
Очень полезны для развития мелкой моторики игры с разнообразными вкладышами как деревянными, так и пластмассовыми. Это могут быть как покупные игрушки, так и самодельные, из которых можно строить башенки, вкладывать их друг в друга.
7. Крупы (горох), банки с крупами (горохом)
Крупу (горох) можно насыпать в миску или баночки. Ребенок будет опускать руки в миску или банку, трогать крупу (горох) руками. Можно дать ему несколько банок, чтобы он пересыпал крупу из одной в другую. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Рисование на песке
Песок можно насыпать на поднос. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур (линий, прямоугольника, круга), постепенно усложняя задание.
9. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание, открывание и закрывание крышек банок, бутылок и пузырьков развивает ловкость пальцев. Предложите малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной и интересной.
10. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Застегивать, расстегивать пуговицы и молнию, шнуровать ботинки ребенок учится с того момента, когда начинает ходить. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть ребенок сам это делает. Это не только развивает движения рук, но и приучает его к самостоятельности. Помимо этого можно купить ребенку или сделать самостоятельно игрушки со шнуровкой, пуговицами и молнией.
11. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки используется разный материал: пластилин, глина, соленое тесто. Если собираетесь печь, дайте часть теста ребенку, пускай он его мнет и раскатывает. Лепка хорошо помогает развивать гибкость пальцев, способствует формированию захвата и развитию мышц кистей рук.
12. Рисование и раскрашивание
Рисование, обводка контура картинок и их раскрашивание очень полезно для развития мелкой моторики. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях, поэтому желательно повесить малышу на стену специальную доску, чтобы он рисовал.
13. Собирание мозаик и пазлов
Для детей от 1 года до 3 лет можно покупать пазлы и мозаики с крупными частями, которые помимо мелкой моторики способствуют развитию воображения и координации движений.
14. Вырезание
Купите малышу детские ножницы с тупыми концами, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его вырезать картинки и приклеивайте их, делать снежинки и т.п. Это поможем развить мелкую моторику, воображение и творческое мышление.
Подробнее с играми и занятиями для развития мелкой моторикой у детей с синдромом Дауна можно узнать из разных источников: книг и сайтов, посвященных дефектологии, проблемам общего развития детей и развития у них мелкой моторики, например, на «Сайте об особых детях» в рубрике «Про синдром Дауна» (https://www.kidsunity.org/2007/10/31/pro-sindrom-dauna.html).


Лекотека

Лекотека – это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Эта одна из форм дошкольного образования, которая подразумевает бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом и психологом.
Деятельность лекотеки направлена на поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка, налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи, формирование предпосылок к обучению, гармонизацию родительско-детских отношений.
Игра – основной метод лекотеки с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. В игре дети приобретают навыки общих движений, мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Основной целью лекотеки является развитие речи, математических навыков, психологическая помощь детям, имеющим проблемы в общении со сверстниками.
С основными формами работы лекотеки, методами их работы, литературой и др. можно познакомиться на сайтах лекотек, таких как «Российская лекотека» (https://www.lekoteka.ru/), кабинет лекотеки психолога-педагога Л.Е. Ершовой (https://vlekoteke.ru/) и др.


Методики раннего развития

1. Методика Марии Монтессори
Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку. Малыш сам выбивает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей Монтессори-среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальнее способности.
Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности. Одна из наиболее значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие».
Основные принципы и положения методики Монтессори состоят в следующем:
• обучение в форме игры, самостоятельная работа над упражнениями;
• внимательный и индивидуальный подход к каждому ребенку;
• каждый ребенок развивается по индивидуальному графику, самостоятельно подбирает себе дидактические игрушки и регулирует продолжительность занятий;
• создание специальной развивающей среды Монтессори, где дети могут и хотят проявлять свою индивидуальность;
• роль педагога по методике Монтессори не обучать, а руководить самостоятельной деятельностью ребенка;
• ребенку дают возможность самостоятельно найти и исправить свои ошибки;
• материалы и методика Монтессори помогает развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, речь и моторику;
• коллективные Монтессори-игры и занятия помогают освоить навыки общения, бытовой деятельности, развивают самостоятельность детей;
Главное в системе Монтессори – это не материалы и пособия, а сам ребенок неповторимый и уникальный.
Подробнее с системой Монтессори можно познакомиться на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, и Монтессори-центров, таких как «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Марии Монтессори» (https://www.umnyedetki.ru/metodiki/montessori.html), Московская Монтессори школа (https://www.mosmontessori.ru/), «Детский развивающий центр Созведие. Методика Монтессори» (https://www.center-sozvezdie.ru/) и др.

2. Метод Глена Домана
Метод Домана – серия восстанавливающих и обучающих методик для детей с задержками развития и для детей с полноценным развитием, разработанных Гленом Доманом и основанным им Институтом развития человеческого потенциала (The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP).
По мнению Домана начинать занятия по развитию своего малыша нужно с момента его рождения, тогда он будет хорошо развиваться и физически, и умственно. Глен Доман предлагает родителям, которые используют его метод раннего развития, в первый же месяц жизни малыша начинать активно заниматься с ним.
Развитие математических и лингвистических способностей ребенка, по мнению Глена Домана, нужно начинать с 1 года. В этом возрасте малыш наиболее восприимчив.
Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Методика Домана» (https://www.glen-doman.ru/), «Игротека. Детские развивающие игры-флеш» в рубрике «Раннее развитие детей по методике Глена Домана» (https://www.diagora.ru/article_glen-doman.php), а также купить книги и карточки методики Глена Домана. Наиболее известные книги Домана «Как научить ребенка читать» и «Гармоничное развитие ребенка».

3. Метод Сесиль Лупан
Основной принцип методики Сесиль Лупан – обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. Учиться детям должно быть легко и интересно.
Основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». Необходимо по чаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», – считает Лупан.
Основные принципы согласно методике Сесиль Лупан:
• если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;
• не ограничивайте горизонт вашего ребенка;
• обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
• не надо проверять своего ребенка;
• любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Сесиль Лупан» (https://www.razumniki.ru/lupan.html), «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Сесиль Лупан» (https://www.umnyedetki.ru/metodiki/lupan.html) и др.

4. Методика Никитиных
Педагогами Еленой и Борисом Никитиными были разработаны несколько методик раннего развития детей, среди которых наиболее распространены занятия со специальными развивающими кубиками.
Основными принципами методики Никитиных являются:
1) свобода творчества ребенка в занятиях. Дети не должны специально заниматься, делать уроки и зарядку. Они занимаются по желанию, сколько им нужно;
2) одежда должна быт легкой, обстановка в доме – спортивной, т.е. наряду с мебелью и другими предметами быта в квартире должны быть спортивные снаряды и тренажеры, нужно регулярно закаливать ребенка. Только так его физическое самочувствие позволит с большой охотой развивать уже его интеллект;
3) родители должны наблюдать за жизнью детей, обращать внимание на их успехи, совместно участвовать в играх. Они не должны препятствовать развитию ребенка и создавать благоприятные условия для их развития. Условия развития ребенка должны быть несколько опережающими. К примеру, ребенок только научился говорить, в его игрушках уже должны присутствовать буквы и цифры.
Главная особенность развивающих игр Никитиных то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Наиболее популярные из них – развивающие игры «Сложи квадрат», «Сложи узор» и «Узелки».
Прежде чем приступать к выполнению упражнений вместе с детьми, педагоги Никитины рекомендуют придерживаться ряда правил:
• подбирать задания для ребенка необходимо, исходя из принципа от простого к сложному и давая в самом начале занятий наиболее легкие задания;
• заставлять выполнять упражнения не нужно, ребенку должно быть интересно самому. Если интерес отсутствует, необходимо подождать пока он проявится или же способствовать этому;
• не нужно очень часто выполнять с ребенком упражнения, избыток их приведет к длительной потере интереса к такой игре.
Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Сесиль Лупан» (https://www.razumniki.ru/nikitiny.html), «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Сесиль Лупан» (https://www.umnyedetki.ru/metodiki/nikitin.html), «Сеть магазинов игрушек» в рубрике «Развивающие игры и методика Никитина» (https://www.toyshops.ru/index.php/nikitin) и др.

5. Методика Николая Зайцева
Методика Зайцева, а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании
• специальных кубиков, так называемых «Кубиков Зайцева»,
• таблиц, разработанных автором методики;
• и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение.
Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит для раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям.
Ведь все, что от них требуется – это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат.
Таким образом, этапы обучения ребенка по методике Николая Зайцева:
1) приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы;
2) поем песенки–попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.
Плюсы методики Зайцева:
1) система позволяет учить ребенка читать так рано, как вам этого хочется. При этом она подходит и детям постарше, с которыми тоже можно прекрасно по ней заниматься;
2) дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием;
3) если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным;
4) методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма;
5) система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника, а песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма.
Подробнее о методике Николая Зайцева можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Readik.ru – Обучение чтению» в рубрике «Методика Зайцева. Краткое описание» (https://www.metodikinz.ru/), «Мама для мам. Сайт о беременности и детях» в рубрике «Полезное и интересное» – «Методики раннего развития» – «Методика раннего развития Николая Зайцева» (https://www.mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=622), «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Николая Зайцева» (https://www.razumniki.ru/zaicev.html) и др.

Нетрадиционные методы реабилитации детей с синдромом Дауна

1. Иппотерапия – езда на лошадях, которая является хорошим средством воздействия на двигательные рефлексы ребенка, при этом вырабатывается правильная осанка и развивается мускулатура. Обязательное условие для иппотерапии – езда на неоседланной лошади под руководством инструктора. Кроме положительного влияния на физическое развитие, общение с лошадью влияет на психоэмоциональный уровень ребенка.
2. Эффективным методом реабилитации детей с синдромом Дауна является йога. Однако из-за чрезмерной подвижности суставов даунят, специалист по йоге больше внимания уделяет увеличению мышечной силы, развитию координации движений и силе ног. Йога оказывается замечательным средством для развития внимания, обретения знаний, обучения счету. Благодаря занятиям йогой дети учатся правильно дышать, концентрировать внимание, чувствовать свое тело и ощущать себя в пространстве. При этом даунята получают необходимую физическую нагрузку в игровой форме.
3. Музыкотерапия – это лечение музыкой. К музыке невозможно остаться равнодушным, ее любят все, дети с синдромом Дауна не являются исключением. Благодаря движению под музыку у детей с синдромом Дауна улучшается координация движений, вырабатывается внимание, развивается память. Влияние музыки на мозг человека изучается, и уже установлено, что она оказывает на него благотворное воздействие, является прекрасным психотерапевтическим методом реабилитации.
4. Канистерапия – лечение специально обученными собаками определенной породы, которые живут в семье с больным ребенком, для помощи ему. Общение с собакой помогает ребенку раскрыться, обрести уверенность в себе. Он начинает больше двигаться и говорить.
5. Дельфинотерапия – метод реабилитации детей с синдромом Дауна с помощью дельфинов. Дельфины очень дружелюбные существа. Они подталкивают ребенка к общению, используя весь имеющийся у них арсенал звуков, которые воздействуют на организм ультразвуковыми, виброакустическими волнами. В результате такого воздействия происходит массаж на клеточном уровне. Влияние дельфинотерапии оказывает положительное влияние на психоэмоциональную сферу ребенка. Он становится более открытым и общительным, развивается память, внимание, речь.
Вместе с тем, прежде чем начать заним



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: