Экологически ориентированное управление




Принципы управления природопользованием.

Государственное управление в области природо­пользования и охраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом, роль которого в данной сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды.

Темпы экономического роста, эффективность производства и состояние экономической политики во многом определяются природно-ресурсным потенциалом страны, уровнем его использования, охраны и воспроизводства.

Природные ресурсы - компоненты и свойства природной среды, естественные образования, созданные природой без участия хозяйственной деятельности человека, но востребованы им для своего социально-экономического, научного и технологического развития.

Природные ресурсы являются частью экономических ресурсов и в сочетании с природными условиями выступают фундаментом материального производства и жизнедеятельности населения.

Можно определить природно-ресурсный потенциал региона как качественно-количественную совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть вовлечены в хозяйственную и иную деятельности человека с учётом экономической целесообразности и возможностей научно-технического прогресса

Природопользование – это взаимоотношение человека с природной средой в процессе его хозяйственной и социально-культурной деятельности или «использование природных ресурсов в процессе общественного производства для целей удовлетворения материальных и культурных потребностей общества».

Управление природопользованием – это совокупность прав, норм, методов и механизмов по рациональному и сбалансированному использованию природных ресурсов при минимизации отходов производства и минимизации давления на окружающую природную среду с учетом ее воспроизводства.

Цель управления природопользованием — обеспече­ние выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздей­ствие процессов производства и выпускаемой продукции на окружаю­щую среду, обеспечение рационального использования природных ре­сурсов их восстановление и воспроизводство.

Основными принципами в сфере обеспечения устойчивого природопользования являются: неистощительное использование возобновляемых и рациональное потребление невозобновляемых природных ресурсов; внедрение комплексного природопользования, включающего экологически обоснованные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов; сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств; сохранение разнообразия биологических ресурсов и их способности к саморегуляции и воспроизводству и т.д.

Экологически ориентированное управление - это экологически безопасное управление экономикой и производством, атакже управление процессами экологизации общества, страны, региона, которое обеспечивает баланс интересов экономики и экологии.

Экологически ориентированное управление представляет собой совокупность управленческих, правовых, финансово-экономических и технологических, мероприятий, направленных на минимизацию негативных последствий хозяйственной деятельности, посредством которых осуществляется рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала.

Стратегия использования национальных природных ресурсов и охраны окружающей среды изложена в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Указом Президента РФ 30.04.2012 года. Согласно данной стратегии долгосрочные и среднесрочные цели социально-эко­номического развития страны предполагают сохранение уникального эко­логического потенциала.

Государственная политика в области экологии (экологически ориентированное управление) базируется на ряде основных принципов:

● устойчивое развитие, признающее невозможность развития человеческого общества при деградации природы;

● предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических последствий;

● отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на экосистемы, если их последствия непредсказуемы для окружающей среды;

• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека;

• ответственность органов государственной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

● принципы экоэффективности и принципы экосправедливости и др.

Выделяют три, наиболее развитых механизма управления природопользованием и природоохранной деятельности: 1) государственное воздействие (нормативно-правовые и контрольно-административные механизмы); рыночные механизмы (методы экономического стимулирования и принуждения) и смешанные механизмы (организационно-экономические и организационно-управленческие механизм).

Контрольно-административные и нормативно-правовые способы регулирования природоохранной деятельности включают четыре основных элемента: экологическое законодательство, лицензирование хозяйственной деятельности, экологические стандарты и нормативы, инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоресурсной и природоохранной деятельности. Также к данному блоку можно отнести и такие организационные инструменты как экологический мониторинг, экологическая сертификация, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза и экологический контроль.

Одним из главных факторов эффективной реализации природно-ресурсной политики является экономический механизм природопользования, который включает в себя учёт и социально-экономическую оценку природных ресурсов, платежи (налоги) за пользование природными ресурсами, стимулирование рационального природопользования, финансовое обеспечение работ по охране и воспроизводству природных ресурсов, рыночные методы регулирования природопользования.

Экономическими рычагами могут быть: плата (в т. ч. арендная) за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, компенсационные платежи за ухудшение качества используемых ресурсов, налоги на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически вредных технологий, методы экономического стимулирования, включающие налоговые льготы, ускоренную амортизацию природоохранного оборудования, экологический лизинг, продажа квот на загрязнение природной среды и т.д.

Меры экономического стимулирования природоохранной деятельности включают:

* налоговые и кредитные льготы;

* ускоренную амортизацию очистного оборудования;

* налоговые льготы на природоохранные инвестиции;

* целевые субсидии, дотации;

* система возврата взносов (“налог-залог”), учет в счет налогов и сборов сумм, затраченных на природоохранные меры и научные исследования;

* применение надбавок и повышенных цен на экологически чистую продукцию;

* создание специальных компенсационных фондов, в т.ч. экологических.

К мерам экономического принуждения и воздействия на нарушителей природоохранного законодательства относят:

* штрафы,

* платежи за экологически опасную продукцию,

* таможенные тарифы и ограничения,

* дополнительные налоговые коэффициенты за экологически опасное производство, по степени экологической опасности,

* увеличение базовых нормативов платежей за загрязнение в зависимости от коэффициентов экологической ситуации.

К наиболее важным из различных законодательных актов экологического права относятся: Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» (от 10.01.2002г.); Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (от 12.05.2009); Экологическая доктрина РФ (от 31.08.2002г.); Указ Президента РФ «Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994г.); ряд кодексов (земельный, водный, лесной, воздушный); ряд федеральных законов «О недрах», «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

Экологическая политика в России осуществляется на законодательном, исполнительном и судебном уровнях. Законотворческую деятельность в области охраны окружающей среды осуществляют Совет Федерации и Государственная дума.

Исполнительная ветвь власти в области охраны окружающей природной среды представлена Правительством РФ и Министерством природных ресурсов РФ, ответственным за осуществление государственной политики в области охраны окружающей среды.

В настоящее время основные функции государственного регулирования природопользования в РФ осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В его структуру входят: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральное агентство водных ресурсов; Федеральное агентство по недропользованию. При этом федеральные службы выполняют в основном контрольно-надзорные функции, а федеральные агентства – правоприменительные.

Система государственного управления охраной ОС в Российской Федерации включает в себя три уровня:

- федеральный. Государственное управление охраной окружающей среды в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “Об охране окружающей среды” осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны ОС – Минприроды Российской Федерациии другие федеральные органы исполнительной власти.

- отраслевой. Управление охраной окружающей среды в отрасли или в определенной сфере деятельности осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ;

- уровень субъекта Российской Федерации. Государственное управление охраной окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной окружающей среды на соответствующей территории в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: