Коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования




Понятие коммуникации

Cлово коммуникация происходит от лат. communico = делаю общим, связываю, общаюсь; словo “communis”, обозначающее «общий»Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. Коммуникация – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.

Существует определение коммуникации в общих выражениях как процесса передачи информации от одного человека (трансмиттера) к другому (приемнику) с целью сообщения определенного смысла.

Почепцов Г.Г. в книге «Теория коммуникации» под коммуникацией понимает «процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы».

А.Б. Зверинцев рассматривает коммуникацию, прежде всего, как одну из форм взаимодействия людей в процессе общения, как информационный аспект общения.

А вот как определяет коммуникацию В.А. Спивак в книге «Корпоративная культура»: «Коммуникация … - это обмен информацией в процессе деятельности, общение (а также пути сообщения)».

Другими словами, коммуникация, благодаря подразумеваемому наличию в ней обратной связи, позволяет узнать, получено ли сообщение, тогда как односторонняя информация всегда в некотором роде бутылка с запиской, брошенная в море. Существуют разные коммуникации, более или менее согласующиеся между собой, в которых для достижения разных целей используются разные стратегии и языки. А разговор на нескольких языках одновременно, даже если говорят об одном и том же, отнюдь не способствует облегчению понимания».

Таким образом, для нас важно, что коммуникация – это целенаправленный процесс, в процессе происходит обмен информацией, важно наличие обратной связи для обеспечения результата.

Рассмотрим основные значения понятия “коммуникация”:

· универсальное (широкое)- коммуникация - это способ связи любых объектов материального и духовного мира;

· техническое (пространственная коммуникация) – коммуникация – путь сообщения, связь одного места с другим, средство передачи информации, материальных и идеальных объектов из одного места в другое(например, транспортная коммуникация, трубопровод, подземные коммуникации, телефонные линии и др.);

· биологическое – используемое в основном в разделе этологии, при исследовании сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых (например, “танец пчел”);

· социальное - используемое для обозначения и характеристики многообразных социальных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.

Коммуникация – явление универсальное, ее содержание и формы попадают в поле зрения многих наук социально-гуманитарного, естественно-научного и технического циклов. Это вызывает необходимость создания теории, интегрирующей и обобщающей достигнутые результаты в данной области.

Несомненно, что коммуникация как необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека всегда привлекала к себе внимание исследователей. Однако особенно заметный интерес к проблемам коммуникации и информации стал наблюдаться во второй половине ХХ в. Вызван он был в первую очередь бурным развитием кибернетики, математической теории коммуникации и современных электронных систем связи. С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и других термины “коммуникация”, “информационный обмен”, “информация” получили широкое распространение в самых разных науках.

Стремительно разрастаясь и игнорируя междисциплинарные барьеры различных социально-гуманитарных наук, коммуникативное знание охватывает все более широкое “исследовательское поле”. Некоторые ученые считают, что сегодня актуальным является интерпретация общества через использование теории коммуникации (Н.Луман).

Как уже отмечалось, исследования проблем коммуникации не ограничиваются только областью социальных наук. Они активно изучаются представителями нескольких десятков дисциплин – гуманитарных, естественных, технических. В связи с этим, целью дальнейшего изложения является, с одной стороны, показать относительно самостоятельный статус дисциплины, имеющей свой предмет и свои исследовательские методы, особый категориальный аппарат и свои законы, наконец, свою историю, а, с другой, - отразить комплексность теории коммуникации. Как современное научное знание она органически сочетает различные уровни коммуникативной реальности и обобщает результаты исследования целого ряда наук.

 

 

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Поэтому она достаточно широко трактует понятие и содержание коммуникации (использует широкое значение данного понятия). Вместе с тем именно в философии изначально сложилось и более узкое представление о коммуникации как о диалоге человека с человеком (софисты, Сократ, Платон). Не случайно также, что в рамках философии были поставлены такие ключевые проблемы теории коммуникации, как проблема понимания и интерпретации, и зародились логика, риторика, этика, политика, герменевтика, имеющие самое прямое отношение к проблемам коммуникации.

Социология, изучая проблемы функционирования и развития общества, взаимодействие различных социальных субъектов, уделяет большое внимание проблемам коммуникации. Так, она изучает функциональные особенности общения различных социальных групп. Общение определяется как передача и получение смысловой и оценочной информации с целью оказания влияния на поведение и отношение к социальным ценностям определенных сообществ и общества в целом. Оно зависит от социальных, экономических, профессиональных и других характеристик взаимодействующих субъектов и групп. Таким образом, общение – это процесс взаимодействия субъектов, составляющих общество, от которого зависит процесс его (общества) функционирования и развития. Социология, кроме того, изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой, межличностной и массовой коммуникации, а также уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции социальной коммуникации. Для социолога важно изучение коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. На основе взаимопонимания в процессе взаимодействия формируется совокупность поступков, мероприятий, обеспечивающих достижение коммуникативных целей. В специальном разделе социологии – социологии коммуникации – наряду с межличностной коммуникацией всесторонне изучается массовая коммуникация, исследуются социальные факторы, обусловливающие влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения. В последнее время в теоретических построениях Н.Лумана и Ю. Хабермаса коммуникация признается категорией, предметом социологического исследования. Не удивительно, что решительнее других о своих “правах” на понятие “коммуникация” и разработку общей теории коммуникации заявили именно социологи.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации – возникновением и развитием языка и речи (устной, письменной, диалогической, монологической) как важнейших средствах человеческого общения. На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками. Примерами знаковых систем являются естественные (разговорные) языки, искусственные языки (азбука Морзе, языки программирования и т.д.), системы сигнализации в обществе и природе, входные и выходные сигналы кибернетических устройств. Семиотическая сторона коммуникации безусловно важна, но ее акцентирование может привести к абстрагированию от социального контекста коммуникации. Устранить этот недостаток пытается социолингвистика, которая “исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных социумах, а также механизм взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп”.

Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. В рамках общей психологии изучается психологическая природа речи и языка, т. е. способам вербальной коммуникации, а также различным видам невербальной коммуникации и особенностям их восприятия, обусловленным психологическими особенностями личности. В социальной психологии исследуются способы общения, межличностное восприятие и понимание, взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповые отношения, конфликты, психология межгрупповых отношений и т. д.

Культурология, этнография, паралингвистика, политология также обращаются в своих исследованиях к проблеме социальной коммуникации. Но исследовательское поле коммуникации распространяется и на природный мир. В рамках биологии с конца XIX в. стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами – этология. Сегодня в научном сообществе широко используются такие понятия как “биокоммуникация” и “зоокоммуникация”. За исследования в этой области во второй половине XX в. были удостоены Нобелевской премии К.Лоренц, Н.Тинберген, К. Фриш.

Чрезвычайно весомый вклад в изучение коммуникации внесли технические науки. Эволюция коммуникативных возможностей человека связана с техническим прогрессом. Развитие средств коммуникации – от книгопечатания до современной компьютерной связи – полностью изменило характер социальной коммуникации, сделав возможной передачу информации в режиме реального времени на неограниченные расстояния. Более подробно о исследованиях биологической и технической сторонах коммуникации можно прочесть в учебнике под ред. М.А. Василика (с.15-16).

...........................................

Содержание и предназначение теории коммуникации как специфической области научного знания реализуется в ее функциях. Не нужно путать функции науки и функции коммуникации, которые обусловлены, прежде всего, потребностями человека и соответствуют целям коммуникации, если речь идет, например, о социальной коммуникации.

К числу важнейших функций теории коммуникации относятся:

· познавательная;

· методологическая;

· прогностическая;

· практическая.

Рассмотрим кратко содержание этих функций.

Познавательная функция предполагает накопление знаний об объекте исследования. В нашем случае речь идет о накоплении и систематизации научного знания о процессах коммуникации в природе и обществе. С помощью познавательной функции исследователи ищут ответы на следующие вопросы: что представляет собой коммуникативная реальность? Каковы причины тех или иных коммуникативных явлений? Почему различным коммуникативным актам присущи те или иные закономерности?

Методологическая функция теории коммуникации состоит в том, чтобы, во-первых, разработать эффективный способ научного познания коммуникативной реальности, а во-вторых, разработать исходные принципы познания для всего комплекса коммуникативных исследований. Таким образом, теория коммуникации, разрабатывая наиболее общие проблемы коммуникации, выступает теоретико-методологической основой для более частных коммуникативных дисциплин.

Прогностическая функция проявляется в трех направлениях. Во-первых, теория коммуникации позволяет определить ближайшие и отдаленные перспективы развития социальной коммуникации. Во-вторых, создает возможность заблаговременного проведения научных экспертиз разрабатываемых и внедряемых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемых эффектов. В-третьих, обеспечивает моделирование коммуникативных процессов в обществе с целью выявления их последствий и результатов.

Практическая функция позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации (выбор канала, объема, скорости передачи информации в различных видах деятельности), разработка практических рекомендаций для достижения наибольшей эффективности в рамках различных стратегий коммуникации и т.д. Практически-прикладной характер теории коммуникации предопределяет ее существенную роль в профессиональной подготовке не только тех, кто непосредственно организует коммуникативные процессы (PR- менеджеры, журналисты и проч.), но и любых специалистов-профессионалов. Вследствие этого теория коммуникации выступает как наука действующая, а не умозрительная.

ПРИНЦИПЫКОММУНИКАЦИИ

Мы познакомились с элементами коммуникационного процесса и рассмотрели природу общения,

имеющего место в нашей жизни. Обратимся теперь к принципам, руководящим нашим общением. Коммуникация:

• имеет цель,

• непрерывна, относительна,

• имеет культурные границы,

• имеет этический аспект.

Кроме того,

• коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования

• и коммуникации можно научиться.

Коммуникация имеет цель

Когда люди общаются друг с другом, они преследуют определенные цели: «любая коммуникация целенаправленна», независимо от того,

осознанна цель или нет. Цель конкретной транзакции может быть серьезной или тривиальной,

и один из способов оценить успешность общения — это узнать, была ли достигнута цель общения.

Коммуникация непрерывна

Поскольку общение включает как вербальные, так и невербальные элементы, то мы всегда посылаем

поведенческие сообщения, из которых собеседник извлекает значение или делает выводы. Даже молчание или отсутствие являются коммуникационным поведением, если другой человек делает из этого выводы. Почему? Потому что ваше невербальное поведение представляет собой реакции на окружение и на окружающих людей. Если вы замерзли, вы дрожите; если вам жарко или вы нервничаете, вы потеете; если вам скучно, вы счастливы или смущены, то это наверняка отразится на вашем лице или проявится в языке жестов. Опытные участники коммуникации обязаны знать об этих постоянно передаваемых явных и неявных сообщениях.

Коммуникационные сообщения меняются в зависимости от осознанного кодирования

Спонтанное выражение — неосознанное кодирование сообщений.

Сценарные сообщения — разговорные выражения, полученные нами из прошлого опыта

и соответствующие данной ситуации.

Сконструированные сообщения — сообщения, кодируемые непосредственно в данный

момент, чтобы отреагировать на незнакомую ситуацию.

Как мы уже обсуждали ранее в этой главе, передача значения другому человеку включает кодирование сообщения в вербальные или невербальные символы. Процесс кодирования может происходить

спонтанно, может основываться на «сценарии», который вы знаете или подготовили, или может быть

разработан на основе понимания ситуации, в которой вы оказались (Reardon, 1987).

Каждый из нас бывает в ситуациях, когда общение приводит к спонтанному выражению эмоций. Когда

такое происходит, наши сообщения кодируются неосознанно. Например, вы обожгли палец и восклицаете: «Ой!». Если все прекрасно, вы расплываетесь в широкой улыбке.

Однако в других случаях наши сообщения имеют сценарий; то есть мы используем разговорные выражения, полученные из прошлых опытов, или пытаемся адаптировать их к текущей ситуации. Чтобы

эффективно использовать сценарные реакции, мы изучаем и практикуемся в них, пока не доводим их

до автоматизма. Многие из этих сценариев мы узнали еще в детстве. Например, вы хотите достать сахарницу, но вам до нее не дотянуться, тогда вы говорите: «Будьте добры, передайте мне сахар», и затем: «Спасибо». Эта разговорная последовательность исходит из «сценария поведения за столом», которому вас научили еще в детстве. Сценарии позволяют нам использовать соответствующие ситуации сообщения и обычно увеличивают эффективность коммуникации. Задача этого текста состоит в том, чтобы познакомить вас с общепринятыми сценариями (или навыками), которые вы можете адаптировать к использованию в коммуникационных опытах в самых разных взаимоотношениях, ситуациях, культурах.

И наконец, сообщения могут быть тщательно сконструированы, чтобы отвечать конкретной ситуации. Сконструированные сообщения — это сообщения, которые мы кодируем в данный момент, чтобы отреагировать на незнакомую ситуацию. Такие сообщение помогают нам общаться эффективно и

адекватно ситуации.

Творчески сконструированные реакции, пожалуй, являются идеальным коммуникационным механизмом, особенно в ситуации публичного выступления. Когда вы можете представить себе, что

и как вы хотите сказать, вы способны сформировать сообщения, в которых подразумеваемое вами

значение будет понято. Вторая задача этой книги заключается в том, чтобы ознакомить вас с разнообразными навыками формирования сообщений, которые вы сможете использовать для конструирования эффективных и соответствующих ситуации сообщений.

Комплементарные взаимоотношения — взаимоотношения, в ходе которых один чело,

век позволяет другому определить, кто будет иметь большую власть.

Симметричные взаимоотношения — взаимоотношения, в ходе которых люди «не договариваются» по вопросу о том, кто будет контролировать ситуацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: