КОГДА РИСК НЕОБХОДИМ 1941, июнь 4 глава




вдвойне знаменательна, ибо достигнута не "катюшей", не "щукой", а"малюткой" ("М-172") --одной из тех лодок, боевые возможности которыхвызывали сомнения у многих на флоте. Справедливости ради скажу, что большойнадежды на эти лодки не было и у меня. Ровно через два месяца после начала войны действительность раз инавсегда покончила с опасениями и сомнениями. Произошло это 22 августа,когда "М-172" под командованием капитан-лейтенанта И. Фисановича прониклачерез Петсамо-фьорд (Печенгский залив) на рейд гавани Лиинахамари,защищенный с моря постами наблюдения, береговыми батареями, воздушнымидозорами и самой природой -- узким фьордом, пройти по которому незаметно, даеще в условиях полярного дня, тем более в гавань, считалось невозможным. Отом, что перед прорывом "М-172" в заливе побывала другая "малютка" ("М-174"под командованием капитан-лейтенанта Н. Егорова), совершившаярекогносцировочный поход, противник не знал. Видимо, враги не очень верили вто, что советские подводники осмелятся на прорыв сквозь все препятствия ипреграды, существующие на пути к Лиинахамари. Тут, конечно, решающую роль сыграло полное единство намерений идействий обоих командиров --капитан-лейтенанта Фисановича, недавнопринявшего лодку, для которого этот поход был первым боевым походом, икапитана 2 ранга Колышкина, опытного командира дивизиона, обеспечивавшегопоход "малютки", что положено, если командир лодки совершает свой первыйпоход. Должен отметить, опять-таки справедливости ради (это стало ясно издокладов обоих командиров), что участие Колышкина в августовском походе"М-172" дополнительно содействовало не только двойной победе экипажа, но иблагополучному возвращению в свою базу. Выдержка и терпение Колышкина,умеющего, как никто другой, выбрать наиудобнейший момент для активныхдействий и для атаки, очень благотворно повлияли на Фисановича. Они помоглимолодому командиру справиться с нетерпением, подчинить желаниецелесообразности, дождаться самого подходящего времени, чтобы действоватьнаверняка, без лишнего риска, без промаха, учтя и возможность неотразимогоудара по врагу, и возможность благополучного ухода своего корабля от пре- следования, которое обязательно должен был предпринять противник. Опытный комдив-воспитатель Колышкин позаботился, чтобы деликатно итактично внушить молодому командиру-подводнику целесообразность такихдействий в любом походе и при любых обстоятельствах. Первым делом онпосоветовал на сутки отсрочить прорыв "М-172" в гавань противника, хотялодка была уже возле входа в залив и хотя командир лодки был готовнемедленно идти на прорыв. Тем самым командир дивизиона предоставилФисановичу время присмотреться к обстановке, изучить маневрированиедозорного корабля, учесть, взвесить и рассчитать все, что требовалось дляуспеха. Однако и на следующий день Колышкин снова рекомендовал повременить спрорывом. Это было необходимое для дальнейших самостоятельных действийкомандира "малютки" испытание на выдержку. Прошли еще суши, прежде чемФиса-нович, с одобрения комдива, повел лодку на прорыв, беспрепятственноразминулся с дозорным кораблем, уже зная, какими курсами тот следует и втечение какого времени на каждом курсе находится, незаметно проскользнулмимо постов наблюдения, снова разминулся с тем же дозорным судном внутрифьорда, ничем не выдав себя, и вошел на рейд гавани Лиинахамари. Там среди бела дня, ровно в 14 часов, "М-172" атаковала океанскийтранспорт водоизмещением около восьми тысяч тонн, пришедший с военнымигрузами для горно-егерского корпуса Дитла. Зафиксировав прямое попаданиеторпеды и взрыв транспорта, Фисанович не потерял ни минуты в гавани: онвывел лодку обратно в море, значительно опередив по времени кинувшиеся впогоню за ним вражеские корабли. Смелый прорыв увенчался полным успехом.Сутки спустя "малютка" повторила атаку, теперь уже в море, и уничтожилавторой торпедой еще один транспорт противника. Таков был результат первого боевого похода капитан-лейтенантаФисановича, совершенный под присмотром командира дивизиона. За это время Колышкин и составил окончательное суждение о своемподопечном, который только-только перед назначением на "М-172" успелзакончить Высшие специальные курсы подводного плавания. Мнение Колышкина оФисановиче, высказанное после возвращения из похода, сводилось к следующему: безусловно годен к самостоятельномукомандованию лодкой и к решению сложных задач; инициативен и обладаетвоенной хитростью -- незаменимым для настоящего подводника качеством,которое всячески следует развивать, в первую очередь способность обманутьпротивника и выбраться из самого рискованного положения. Дерзкий в хорошемсмысле и смелый человек тонкого ума, вдобавок не из тех, кто задирает нос.Командир с перспективой. Факты уже тогда подтверждали правильность оценки молодого командира, ноя порадовался не только этой оценке, когда слушал доклад комдива. Говоря окачествах, способностях, скромности Фисановича, капитан 2 ранга ИванАлександрович Колышкин высказывал свое кредо: свои взгляды на то, какимдолжен быть "омандир-подводник и каким является он сам, этот старейший изподводников-североморцев. Присматриваюсь к нему внимательно и давно. С первой же встречи онрасполагает к себе спокойной уверенностью, основательностью знаний,скромностью, которая вполне сочетается с достоинством. На Севере он с 1933года, с момента создания флота, пришел с первыми кораблями, был тогдакомандиром торпедной группы на подводной лодке типа "Декабрист" ("Д-1"), каквахтенный командир, встречал Сталина, Ворошилова, Кирова, когда те посетиликорабль в пути с Балтики, на рейде Сороки (Беломорска). Географию иприродные особенности Северного театра знает прекрасно, равно как ивозможности подводных лодок. Прошел хорошую школу флотской службы, начав еепо комсомольской путевке, что типично для тысяч людей нашего поколения.Несомненно, обладает талантом воспитателя: способностью не навязывать своемнение, а так нацеливать человека советами попросту, что тот вроде самприходит к должному выводу. Многие командиры-подводники уже обязаныКолышкину своими успехами. И не только успехами. Война -- дело серьезное ижестокое, она беспощадна к тем, кто допускает ошибки. За каждой ошибкой навойне, тем более на подводной лодке, может быть роковой исход для корабля,значит, для всего экипажа. Присутствие Колышкина обеспечивающим в походахуберегло не одного командира от опрометчивого шага, от преждевременногориска, гарантировало успех. 75 Пример с Фисановичем характерный, но далеко не единственный. Не менеехарактерен пример с Би-беевым. Я вспомнил о нем, перелистывая дневник задекабрь и найдя запись от 15 декабря: "Центральным событием дня было возвращение "Д-3" с позиции. Онапотопила три транспорта -- один 26 ноября, 6000 тонн, один -- 5 декабря, 10000 тонн, и один 6 декабря, 9500 тонн. Все они направлялись на восток(Киркенес, Петсамо) с грузами. В первом случае в охранении находились дватральщика, по характеру маневрирования они шли с тралами, расчищая путьтранспорту, никаких действий против лодки предпринять не успели. Во второмслучае два транспорта следовали под охраной одного малого миноносца, которыйтакже не предпринял действий против "Д-3" и ограничился лишь снятием людей спогружавшегося транспорта'. В третьем случае транспорт охраняли дватральщика. Пока поврежденное взрывом торпеды судно тонуло, один из нихснимал людей с кормы, другой бездействовал, никаких поисков лодки непредпринимал, не желая, по всей вероятности, идти на лишний риск в условияхполярной ночи. Командир "Д-3" капитан 3 ранга М. Бибеев показал себя не плохо, ноосновную роль играл в походе комдив Колышкин..." Прочитав эту запись, я и вспомнил о первом под командованием Бибеевасентябрьском походе "Д-3". Бибеев только принял лодку. Она тогда еще неимела боевого успеха. Обеспечивающим поход и правильность действий нового командира был всетот же Колышкин, неутомимый, как и Гаджиев. Не зря оба комдива слывутдавними, закадычными и верными друзьями, хотя по характеру мало подходятдруг к другу. С Бибеевым повторилось то же самое, что с Фисановичем: ему также нетерпелось перейти к активным действиям, и он, едва лодка вышла на позицию,всячески порывался идти внутрь бухты, неподалеку от входа в которую долженбыл терпеливо ждать появления противника. Сдерживающее влияние Колышкинаочень скоро помогло Бибееву понять главное в поведении командира подводнойлодки для успеха в боевых действиях. Когда он, опасаясь упустить противника, не в первый раз пригласилкомдива к перископу и предложил убе- диться своими глазами в том, что на горизонте видны две мачты,Колышкин, глянув, отрезвляюще сказал: -- Цель не для нас. Два бота. Обследуют район. И, посмотрев на разочарованного Бибеева, прибавил: -- Обследуют, стало быть, намечают дорогу для более крупной цели. Поэтому пора готовиться к атаке. Прошло немного времени, и все, кто участвовал в походе, убедились вбезошибочности сказанного комдивом: к выходу из бухты направлялся вражескийтанкер. -- Теперь атакуй, командир, -- лаконично поощрил Колышкин, предоставив Бибееву полную самостоятель ность в действиях. Три выстрела, означавшие потопление трех судов противника, в том числедвух танкеров, прозвучали над рейдом Полярного, когда "Д-3" возвратилась изтого похода. Аттестовав Бибеева как способного к самостоятельным действиям,инициативного и храброго командира подводного корабля, Колышкин не преминул,однако, пойти с ним вторично в поход: для закрепления данныхкомандира-подводника. Результат последнего похода я привел выше, в записи от15 декабря, характеризующей обоих командиров. И если Колышкин говорит оБибееве как об очередном командире с перспективой, мне остается сказать тоже самое о комдиве Колышкине. Вместе с Гад-жиевым он заслуживаетпредставления к почетному званию Героя Советского Союза. Еще одна запись в декабрьском дневнике, вызывающая в памяти любопытныеподробности, связанные с В. Стариковым: "6 декабря 1941 года. Вернулась "М-171". Потопила танкер водоизмещением3000 тонн. Задачу по высадке разведывательно-диверсионной группы выполнитьне смогла из-за неблагоприятных условий. При возвращении имела большуюошибку в счислении и вместо Цып-На-волока вышла к Войтелахти. В то же времявозвращалась "М-176", поэтому первую "малютку" принимали за вторую, что иуберегло ее. При других обстоятельствах такая ошибка может привести к плохимпоследствиям, свою лодку вполне могут обстрелять свои же батареи. На этотраз, к счастью, обошлось". Сто семьдесят первой "малюткой" командует капитан-лейтенант ВалентинГеоргиевич Стариков, бывший "фаб-зайчонок", молчаливый, доброжелательный,справедливый и решительный человек. Второй раз уже он попадает в пиковое,как говорится, положение. Чего стоит одна лишь октябрьская история спрорывом в Лиинахамари, вернее, с выходом оттуда обратно в море. Третьим по счету из подводников-североморцев (после Егорова иФисановича) Стариков сумел проникнуть в Петсамо-фьорд. Пожалуй, это былотруднее, чем в двух предыдущих случаях, поскольку гитлеровцы приняликое-какие меры оборонительного порядка, в частности поставили сетевоезаграждение у гавани Лиинахамари, о чем Стариков не догадывался вплоть дотого момента, когда "малютка" очутилась в критическом положении. Лодка вошла в гавань беспрепятственно, по счастливой случайности незадев противолодочной сети. Два больших транспорта у причала приковали ксебе зсе внимание Старикова. Он удачно атаковал их, торпедировал,зарегистрировал два взрыва и, совершив поворот на обратный курс, направил"М-171" к выходу в море, однако несколько в сторону от места, где лодкавошла в гавань. Это и послужило причиной задержки, которая могла статьроковой для "малютки" и для всего экипажа. На полном ходу, следуя на глубиневосемнадцати метров, лодка врезалась в противолодочную сеть и застряла наместе в то время, когда за ней гнались катера с глубинными бомбами. Попыткивырваться переменными ходами из ловушки оказались безуспешными. А вражескиекатера уже сновали над "малюткой", сбрасывая неподалеку от нее свойсмертоносный груз. Положение "М-171" было гибельным: не имея возможности двигаться, онапредставляла собой мишень для глубинных бомб. Внезапно катера прекратили бомбометание: гитлеровцы определили, что"малютка" запуталась в противолодочной сети, и собирались либо захватить еевместе с экипажем, когда она всплывет, либо, в случае сопротивления,расстрелять. Тут и проявились качества настоящего командира, присущие Старикову. Егоповедение в первые критические минуты и в последующие часы, пока лодка,освободившись из сети, оставалась в Петсамо-фьорде, все время преследуемая вражескими катерами, было правильным и соответствующимобразом действовало на экипаж, служило примером для каждого. "М-171" удалось выскочить из сети после того, как Стариков дал еще разполный ход назад, создав максимальный дифферент на корму и рискуя вылитьэлектролит из баков аккумуляторов. К чему могло привести последнее, говоритьне приходится. Маневр удался. "Малютка" выскользнула из сети, над которой ее стерегливражеские катера, но осталась внутри фьорда. Путь в море был закрыт, в чемСтариков убедился после неоднократных попыток пройти мимо единственногопрохода, где скопились корабли противника с глубинными бомбами наготове.Иного пути из фьорда не было. Даже когда лодка ушла на предельную глубину,чтобы попытаться проскользнуть под сетью, она и там уперлась в заграждение.Между тем время шло, воздух в лодке все более насыщался углекислотой,плотность аккумуляторных батарей снизилась до минимума. В таких условиях командир корабля нашел правильный выход. Приказаввключить регенерацию, он объявил свое решение: пройти над сетью, в надводномположении, использовав замешательство противника, вполне вероятное,поскольку тот считал, что теперь, когда лодка высвободилась из сети, ейнезачем всплывать. На всякий случай, распорядился командир, экипажу бытьготовым к артиллерийскому бою и, если не удастся отбиться, к необходимостивзорвать лодку. Ни то, ни другое не понадобилось. На помощь пришла природа. Стоило"малютке" подвсплыть на ходу, и она, еще не достигнув поверхности, оставаясьнезамеченной вражескими наблюдателями, свободно прошла над сетью. Такуювозможность создал океанский прилив, уровень которого достаточно высок внаших северных местах. На фашистских кораблях спохватились слишком поздно: полным ходом"М-171" ушла от них в море, а затем благополучно возвратилась в базу,известив двумя выстрелами о двойной победе. Расспрашивая Старикова, когда он докладывал о всех обстоятельствахпохода, я убедился в отличной продуманности его действий, направленных нато, чтобы вывести лодку из ловушки. Мужественным, достойным совет- ского командира было его решение взорвать корабль, если бы не удалосьуйти из Лиинахамари. Отличным было и поведение экипажа, четкаяисполнительность всех -- результат совместных усилий командира и партийногоколлектива "малютки". Не боясь перехвалить, скажу: личному составу "М-171"есть с кого братьпример в критические моменты. Однако в навигационном искусстве у Старикова,бесспорно, имеется слабина. Ошибка в счислении, о которой записано в моемдневнике, свидетельствует о том, чего в дальнейшем не должно быть. Ибо война не прощает ошибок. Декабрьский баланс войны на Северном морском театре выражается такойцифрой: общее водоизмещение атакованных и потопленных нашими подводнымилодками вражеских судов за месяц составляет 66 тысяч тонн. Это значит, чтолапландская группировка гитлеровцев не получила многого из того, что ейкрайне нужно и на зиму и вообще для боевых действий. В частности, неполучила двадцати тысяч полушубков, транспорт с которыми несколько сутокназад потоплен подводной лодкой "К-22" под командованием одного из старейшихсевероморцев -- капитана 2 ранга В. Котельникова. Узнав, что вез в трюмах торпедированный "катюшей" транспорт,Котельников сказал: -- Пусть егеря попляшут на морозе. Никто их к нам не приглашал... Завершаю декабрьский дневник следующей записью, которую надо будетвспомнить в конце войны: "...Полгода войны. Гитлер обещал немцам закончить войну максимум черездесять месяцев. Не вышло -- это ясно. Разгром гитлеровских полчищ подМосквой, освобождение Ростова-на-Дону, высадка наших войск в Керчи иФеодосии, произведенная Черноморским флотом, достаточно убедительнопоказывают, что мы уже пережили растерянность, которая была у нас в первыемесяцы военных действий, и начинаем крепко давать сдачи немецко-фашистскимвойскам. Сейчас вопрос в том, когда мы их окончательно разобьем". ГЛАВА ШЕСТАЯ

НА ВНЕШНЕМ НАПРАВЛЕНИИ 1941, сентябрь -- 1942, июнь

апряженная с первых дней войны обстановка, сложившаяся на приморскомучастке Карельского фронта, достигла кульминации в сентябре, при второмнаступлении немецко-фашистских войск. Ожесточенные бои на мурманскомнаправлении, в районе побережья Мотовского залива (Западная Лица,Муста-Тунтури, подступы к полуострову Среднему), длились в течение сентябряи октября. К ноябрю гитлеровцы убедились в тщетности попыток преодолеть нашесопротивление и в бесплодности своих надежд обосноваться на зиму вМурманске. Не вышло у них и с десантом на Рыбачий. Готовились они к десантудолго и основательно, о чем нам было известно и что дополнительно держалонас в напряжении; однако высадить его так и не решились. Волей-неволей импришлось всерьез подумать о вынужденной зимовке там, где они застряли: насопках и в тундре. Впрочем, и там, где мы окончательно остановили егерей, имне везде удалось удержаться. А 7 ноября части нашей 14-й армии при поддержкекорабельной артиллерии Северного флота достойно отметили двадцать четвертуюгодовщину Великой Октябрьской социалистической революции: перешли внаступление в районе губы Западная Лица. Вместе с ними по-прежнему сражалисьморские отряды. Именно тогда, в ночь на 7 ноября, совершил свой подвигкраснофлотец Александр Торцев, секретарь комсомольской организации одного изэтих отрядов. Дважды раненный, окруженный стрелявшими в него чуть ли не вупор егерями, он вел с ними бой до последнего патрона, после чего поднялсяво весь рост и метнул гранату в наседавших врагов. Это видели многие. Подвиг Александра Торцева как бы воплощает в себе

В А. Г. Головко 81

самоотверженные действия морских отрядов Северного флота. Последнимдосталось, в частности, штурмовать сильно укрепленную высоту Важная, котораягосподствовала над Чертовым перевалом. Фашисты называли ее "Стальнымшлемом". Решительным броском морские отряды вышибли егерей не только сВажной, но и с другой, по-соседству с ней, высоты. В этом бою вновь отличился старший сержант морского отряда В. П.Кисляков, ставший Героем Советского Союза еще 13 августа, когда в силунеобходимости один держал оборону против ста гитлеровцев. И теперь онпроявил матросскую смекалку. Вьюга, разыгравшаяся перед боем, была настолько сильной, что фашистскиеегеря не ожидали штурма. Они отсиживались в расщелинах, укрываясь от колючихснежных вихрей, которые бушевали над обледенелыми сопками. Передвигатьсябыло невыносимо трудно. Вихри ослепляли, забивали дыхание; видимость почтиотсутствовала. Тогда Кисляков надоумил всех в отряде надеть маски противогазов сгофрированной трубкой. Эта нехитрая выдумка позволила морскому отрядунеприметно подкрасться к противнику, занять удобную исходную позицию и посигналу командира совершить штурмовой бросок. Он и решил судьбу обеих высот. В общем, после контрудара, нанесенного нашими частями понемецко-фашистским войскам у Западной Лицы, позиционная война в Заполярьестала фактом. Сами гитлеровцы признали крах "блицкрига". Оценивая положениесвоей лапландской группировки, они были вынуждены следующим образомподытожить -- публично, в печати -- действия хваленых горно-егерскихдивизий: "Основой их деятельности стала забота о поддержании жизни". Успеху нашего контрудара немало способствовали действия кораблейСеверного флота на морских коммуникациях противника. Далеко не всетранспортные суда с насущными припасами для лапландской группировки попалипо назначению. Многие из них (в том числе транспорт с двадцатью тысячамиполушубков, о чем я упоминал выше) были уничтожены торпедами или подорвалисьна минных заграждениях, поставленных нашими подводными лодками. Так обстояло на мурманском направлении. Свое дело мы сделали, хотя намбыло нелегко, очень нелегко. Достаточно сказать, что к середине ноября из-затрудности подвоза продовольствие в Мурманске и в Полярном оказалось наисходе: ведь еще в сентябре немецко-фашистские войска перерезали Кировскуюжелезную дорогу, и поэтому все грузы, пока не была построена Обозерскаяжелезнодорожная ветка, шли к нам кружным путем из Архангельска через Белое иБаренцево моря. В столь неблагоприятных условиях мы не только выстояли, нетолько задержали противника на месте, контратаковали его и вынудилиокопаться, но и смогли нацелить соответствующие силы флота на решение тойспециальной задачи, которая с каждым месяцем войны приобретала все более иболее первостепенное значение. Наряду с тем, что входило, как прежде, в круг задач Северного флота(помощь армии на приморском участке, боевые действия на морскихкоммуникациях противника, защита своих внутренних сообщений, среди нихважнейшей коммуникации -- Северного морского пути, откуда в течение октября-- декабря мы вывели восемнадцатью конвоями все транспортные суда иледоколы), нам надлежало обеспечивать проводку союзных конвоев на внешнемнаправлении. Союзными конвоями с различными условными обозначениями (литераи номер) назывались караваны транспортных судов с грузами военныхматериалов, направляемые через Атлантику из США и Англии в северные портыСоветского Союза. Движение конвоев началось еще в августе. Пунктом приема и разгрузки ихсперва был только Архангельск, поскольку железнодорожное движение изМурманска к центру страны уже тогда было прервано. Проводку на переходе отанглийских портов до места назначения обеспечивали боевые силы британскогофлота метрополии и корабли нашего Северного флота. По договоренности спредставителями английского военно-морского командования (для переговоров кнам в Полярное прилетала в середине июля группа офицеров британского флота,которую возглавляли контр-адмиралы Вайан и Майлс), путь конвоев был разделенна две операционные зоны. Одна тянулась от Англии через Исландию до островаМед-

6* 83

вежьего (неподалеку от Шпицбергена), и конвои в ней обеспечивалисьисключительно эскортом из английских кораблей; вторая занимала пространствоот Медвежьего до Архангельска, и движение конвоев на этом участкеприкрывалось английскими кораблями и нашими силами -- подводными,воздушными, надводными. Кольский залив и Мурманск на первых порах (вплоть до окончаниястроительства железнодорожной ветки Обо-зерская -- Беломорск в ноябре)вообще не предусматривались для использования как места приемки транспортныхсудов и обработки их. Сюда к нам до конца 1941 года заходили только военныекорабли союзников -- либо подчиненные командованию Северного флота в боевыхдействиях на театре (английские подводные лодки "Тайгрис" и "Трайед",восемь--девять тральщиков-сторожевиков типа "Спиди"), либо по специальномуназначению (английский крейсер "Кент" с министром иностранных дел АнглииИденом, направлявшимся в Москву, английский крейсер "Эдинбург", эсминцы"Ико" и "Эска-пейд", сопровождавшие в Кольский залив танкер "Мирло" итранспорт "Декабрист" с грузами, предназначенными непосредственно для нуждфлота). С первых же дней войны, едва определились наши государственныеотношения с Англией и США в совместной борьбе против гитлеровской военноймашины, мы на флоте не сомневались в особом значении внешних коммуникацийСеверного театра. Не раз припоминал я слова, сказанные И. В. Сталиным примоем назначении на Северный флот в 1940 году: в прошлых войнах связь нашейстраны с внешним миром оказывалась более обеспеченной по северномунаправлению, нежели через Балтику или через Чернов море. К этому шло итеперь. Во всяком случае, только так следовало понимать прибытие группы Вайана-- Майлса для переговоров, хотя сами переговоры касались конвоев лишь впределах разграничения операционных зон. Кроме того, представитель Главногоморского штаба капитан 1 ранга М. Воронцов, сопровождавший англичан, передалмне указание народного комиссара познакомить их с обстановкой на Севере и свозможностью базирования английских кораблей в Кольском заливе. В кругвопросов, связанных с базированием, входили и такие: можем ли мы снабжатькорабли овощами, какого качества будут овощи и нельзя ли посмотреть их; можем ли снабжать мазутом и какого качества мазут;можем ли организовать для английских матросов тюрьму на берегу (имелась ввиду гауптвахта); есть ли у нас дома терпимости. На все это я отвечалсоответствующим образом: из овощей будем давать то, что сами имеем; домовтерпимости в нашей стране нет и не будет; тюрьму для английских матросоворганизовывать не станем и т. п. Беседы подобного рода продолжались двое суток. Вопросы мне задавалпреимущественно контр-адмирал Вайан -- высокий, худощавый, лет пятидесяти. Вначале войны (Англии с Германией) он командовал флотилией миноносцев иотличился при освобождении пленных с транспорта "Альтмарк" у побережьяНорвегии. Держал он себя грубовато, с подчеркнутой независимостью, говорилгромко и отрывисто. Его коллега, контр-адмирал Майлс, в недавнем прошломкомандир "Нельсона", одного из сильнейших линейных кораблей, ограничивалсятем, что уточнял детали (по вопросам Вайана), и вообще производил болееприятное впечатление. Немного ниже ростом, чем Вайан, но примерно тех желет, он отличался от него манерой держать себя. Фразы строил оченьосторожно, говорил учтиво. Последний разговор английских представителей со мной заключался вследующем. -- Адмирал, -- спросил Вайан, -- какую помощь вы хотели бы получить от английских морских сил? Не знаю, предполагал ли он такой ответ: -- У нас сейчас мало авиации, а нужно ударить по базам противника в Киркенесе и Петсамо. Прошу учесть, что операция может принести пользу и для вас, если ваш отряд будет идти в Кольский залив. Желательно прове сти ее еще до прихода английских кораблей в наши воды. Вайан заявил, что этот вопрос не в его компетенции, но лично он считаеттакую операцию возможной, о чем и доложит начальству. О ходе дальнейших переговоров, которые продолжались в Москве, яинформирован не был, но вскоре получил приказ народного комиссара об отзывес позиций всех наших подводных лодок, действовавших к западу от Кольскогозалива. Авиации запрещалось бомбить корабли в море. Какая операциянамечалась, мне было неизвестно, и я лишь предполагал, что предстоит тот са- мый удар по фашистским базам, о котором у меня был разговор с Вайаном иМайлсом. Так и оказалось. 30 июля около полудня наши батареи и посты на Рыбачьемдонесли: "Над Петсамо и Кир-кенесом идет воздушный бой. Самолетынеопознанных типов бомбят оба эти пункта". А на другой день стало известно,по сообщению из Главморштаба, что Киркенес и Петсамо подверглисьбомбардировке с английских самолетов, взлетевших с авианосцев. Эффект ее былнезначительный, а потери англичан велики, так как в обоих пунктахбомбардировщики попали под сильный зенитный огонь и под удары фашистскихистребителей. Английское командование явно недооценило противовоздушнуюоборону Киркенеса и Петсамо. Через двое суток возле Рыбачьего были подобраны с резиновой шлюпки,доставлены в Полярное и помещены в наш госпиталь два английских летчика --лейтенант и сержант. Реальной помощи удар английской авиации нам, конечно, не принес, чтопонимали и сами англичане. Однако они придавали ему дипломатическоезначение, судя по сообщениям, появившимся в их печати. В сообщениях былиуказаны потери, и поскольку потери были большие, тем самым подчеркивалось,что это жертвы, понесенные ради союзников, то есть ради нас. В это же время в Полярное прибыла постоянная британская военно-морскаямиссия во главе с кэптеном Бе-ваном, вскоре получившим временное званиеконтрадмирала (по должности, как принято в английском флоте), старым морскимофицером. Когда-то он был командиром миноносца, но затем долгие годы провелна военно-дипломатической работе -- морским атташе. Война застала его вотставке, занимавшимся сельским хозяйством. И вот он прибыл прямо со своейфермы к нам, подкрепленный начальником штаба миссии коман-дером Дэвисом --человеком энергичным, хитрым, подводником в прошлом и, по всей видимости,разведчиком в настоящем. Назначение представителей этой миссии в Мурманск и Архангельск ещеболее подтвердило нашу уверенность в особой роли Северного морского театра,в частности Кольского залива и Мурманска. Действительно, равноценных им местдля базирования флота и для грузовых операций у нас в Заполярье не было: теплое течение Гольфстрим делало ихдоступными для судов круглый год. Понятно, почему мы -- 14-я армия и Северный флот -- опротестовалителеграмму Генерального штаба, присланную в момент второго наступлениянемецко-фашистских войск, когда горно-егерские дивизии Дитла пыталисьпрорвать нашу оборону: отходить к Мурманску (в случае невозможности сдержатьнатиск противника). Наша просьба отменить это указание была рассмотрена. От именикомандования северо-западного направления А. А. Жданов и К. Е. Ворошиловприслали нам телеграмму, в которой предписывалось использовать для действийвсе имеющиеся в распоряжении Северного флота силы и расширить свою опорнуюпозицию, выдвигая вперед новые опорные пункты и подготавливая запасные вглубине, района. Все это звучало не очень ясно; однако было понятно, что заКольский залив, за Рыбачий и Средний надо драться. Прислал директиву и Нарком Военно-Морского Флота. В ней указывалось:"При любом положении на сухопутном фронте Северному флоту оставаться вПолярном, защищая этот пункт до последней крайности". Смысл обоих указаний был один: ни в коем случае нельзя позволитьпротивнику выйти на побережье Кольского залива, отрезать и захватитьМурманск с его незамерзающим портом. Еще раз подтверждалось значениеКольского залива, которое нам было понятно и раньше, как только началосьстроительство железнодорожной ветки Обозерская -- Беломорск. Вскоре это стало понятно для всех. Позже всех стало яснонемецко-фашистскому командованию. В дневнике я записал тогда: ""...5 ноября 1941 года. Английская миссия поставила вопрос овозможности заходов конвоев с грузами в Мурманск. Причалы и краны позволяютразгрузку. Железнодорожные пути дадут возможность дальнейшей транспортировкипо Обозерской железной дороге. Для снабжения английских кораблей охраненияна обратный путь английская миссия просила каждый раз отпускать две тысячитонн нефти для крейсеров и эсминцев и продовольствие на две тысячи пятьсотчеловек на шесть -- семь суток. Конечно, ледовая обстановка вынудиттранспорты


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: