Чогьял Намхай Норбу Ринпоче. Йога сновидений и практика естественного света




Перевод с английского Елены Антоновой Благодарим всех ваджрных братьев и сестер, принимавших участие в издании этой книги. Да послужит эта книга на благо всех живых существ! Посвящаем эту работу памяти мастеров-учителей Кьентце Ринпоче, Дуджома Ринпоче и Ламы Гомпо Цедена. Пусть их труд и устремления осуществятся Предисловие Зная важность и необходимость "Ночной практики", я объяснил многиеаспекты работы со сновидениями в этой книге, которую отредактировалмой ученик Майкл Кац. Я надеюсь, что те, кто уже имеет интерес ксновидениям и кто активно работает в своих снах, благодаря прочтениюэтой книги углубят свои знания. Людям же, еще не имеющим реальногопереживания в своих снах, я надеюсь, эта книга поможет создатьпричину, которая приведет их к пониманию важности сновидений и работыс ними. Чогьял Намхай Норбу,Меригар, 10 марта, 1991 г.,год Железной Овцы 1-й месяц, 25-й день. Глава I ПРИРОДА И КЛАССЫСНОВИДЕНИЙ В сутре Будда Шакьямуни [1], используя множество метафор, описываетфеноменальный мир, который мы обычно считаем реальным. Этиметафорические описания уподобляют нашу реальность падающей звезде,оптической иллюзии, мигающей масляной лампе, каплям росы на рассвете,пузырькам воздуха в воде, молнии, сновидению и облакам. СогласноБудде, все совокупное существование, все дхармы [2] и фактически всеявления на самом деле нереальны и мгновенно изменяются, как и явления,приведенные в качестве примеров. В другой сутре даны дополнительные поэтические метафоры, чтобыпоказать сущностную природу нашего нереального состояния. Сюда входятотражение луны в воде, мираж, город, составленный из звуков, радуга,отражение в зеркале, а также сновидения. Пример сновидения включен в эти сутры, так как все мы знаем, что,изучив сновидение, мы не найдем ничего конкретного. Даже еслиобнаружатся первичные и вторичные причины этого сновидения, все равнов самом сновидении нет ничего конкретного или реального. Хотя существует много разных условий, которые могут привести ксновидению, их результат - сновидение - можно в целом разделить на двеосновные категории: сновидения общего вида, возникающие из кармическихследов [3], и другие сновидения, возникающие из ясности ума. В категории сновидений, вызванных кармой, существуют сновидения, восновном связанные с тремя состояниями существования: телом, энергией(или речью) и напряжением ума индивидуума; есть и другой класс,связанный с кармическими следами. Последний имеет три причины, аименно следы кармы, берущие начало в прошлой жизни, в юности, и внедавнем прошлом индивидуума. В традиции тибетской медицины целитель, проводящий обследование сточки зрения причины заболевания, будет также рассматривать, к какомуиз трех состояний существования относятся сновидения больного.Благодаря этой информации он может определить реальную ситуацию исостояние тела, энергии и ума больного человека. Иногда серьезная,трудно излечимая болезнь может оказаться следствием кармическихпричин, уходящих в юность или даже в прошлую жизнь человека. Болезньтакже может иметь кармическую причину, появившуюся вследствие недавнихдействий. Таким образом, метод изучения сновидений становится одним изнаиболее важных средств анализа и определения главных и вторичныхпричин проблемы. Что имеется в виду под сновидением, связанным с тремя существованиямииндивидуума? Эти сновидения возникают вследствие любых переживанийтела, речи или ума. Таким образом, переживания, непосредственносвязанные с элементами индивидуума, с его энергией и эмоциями, могутстать причинами мгновенного проявления некоторых переживанийсновидения - хороших, плохих или нейтральных. Например, человек, который спит на кровати в неудобной позе, можетиспытывать дискомфорт или ощущать боль. Неудобство может тут же статьпричиной отрицательного сновидения. Или если человек не может хорошоспать из-за затрудненного дыхания, могут возникнуть сновидения, где онвидит, что задыхается или его душат. Более того, нетрудно понять, чточувства, такие как радость или грусть, связанные с умом, также могутстать незамедлительной вторичной причиной сновидений. Таковы примерысновидений, связанных с состояниями трех существований индивидуума. Что касается сновидений, связанных со следами кармы, то некоторые изних берут начало в предыдущей жизни. В сновидениях такого вида могутпоявиться незнакомые вещи, которых человек не знал в этой жизни, такиекак образы другой страны или странных людей, у которых незнакомыеобычаи или язык. Эти сновидения могут так часто повторяться, чтосновидец хорошо освоится в незнакомом мире. Такие переживанияпредполагают существование очень сильной привычки в прошлой жизни,которая оставила кармический след в индивидууме. Или можно увидеть восне незнакомую страну и странного человека, который хочет причинитьвред или убить сновидца; в результате у сновидца возникает оченьсильное чувство страха. Иногда это означает, что подобная ситуациясуществовала в предыдущей жизни; это сильно повлияло на состояниечеловека и оставило кармический след. Этот след вновь появляется,когда созревают вторичные условия. Таков первый вид кармическихсновидений, он проявляется нечасто. Причины кармических сновидений второго вида развивались в молодостисновидца. В молодости человека могли внезапно испугать, мог произойтинесчастный случай, это переживание оставило след. Поэтому позже вжизни повторяются сновидения, связанные с таким событием буквальноили тематически. Или если, например, в детстве кто-то пережилземлетрясение, вызвавшее большой страх, то существует возможностьтого, что позднее в жизни этот след может активизироватьсясоответствующими вторичными причинами, такими как переживаниедругого землетрясения. В третий вид кармического сновидения входят сны, проистекающие изнедавних действий, глубоко затронувших человека. Возможно, человек былочень рассержен некоторое время назад и, как следствие, мог с кем-тосражаться. Такой интенсивный гнев оставляет след; вследствие этоговозникает сновидение, сходное по ситуации или теме. Причины всех трех видов сновидений главным образом кармические, тоесть связаны с событием, которое глубоко затронуло человека и оставилоследы напряжения, страха или другой сильной эмоции. Если оставленыследы, то логично, что сновидения на подобную тему будут возникатьболее часто. Существуют некоторые подобные разновидности сновидений, связанныес ясностью индивидуума, то есть сны, которые связаны с тремясуществованиями, а также с кармическими следами индивидуума. Относительно вида ясного сновидения, связанного с тремя существованиями,можно отметить, что все человеческие существа имеют в своей реальнойприроде бесконечный потенциал и непроявленные качества. Хотя солнцесияет постоянно, иногда мы не можем его видеть из-за плотных облаков,а иногда можем между облаков увидеть его на несколько мгновений.Подобным образом иногда ясность индивидуума спонтанно проявляется;один из результатов этого - появление сновидений ясности. Люди, которые практикуют Дхарму, пытаются расслабиться. Черезрелаксацию тела, энергии и ума элементы и энергии уравновешиваются, иблагодаря этой вторичной или мгновенной причине появляются различногорода ясные сновидения. Это особенно верно для того, кто делаетпрактику, связанную с чакрами [4] или каналами [5], которыеконтролируют прану [6] или энергию. У некоторых индивидуумов ясные сновидения возникают благодаря ясностиума, даже без необходимости применять с их стороны вторичные методырелаксации тела или контроля энергии. Когда практикующий достаточнозрел и развит, то уменьшаются препятствия, которые обычно затемняютестественную ясность ума. Если следовать аналогии с солнцем, то облакав значительной степени рассеиваются и бесконечные лучи ясного светасолнца способны проявляться непосредственно. Когда все условия верны и тело, речь и ум релаксированы благодаряразвитой практике, проявляется множество разного рода ясныхсновидений, некоторые из которых предвещают будущее событие. Также,подобно обычным сновидениям, которые имеют кармические следы изпрошлых жизней, могут пробудиться ясные сновидения прошлой кармы. Взависимости от способностей сновидца появляется возможность вспомнитьпрошлую жизнь во всей ее полноте. Сто или даже сто тысяч жизней можноприпомнить в сновидении. В описаниях жизни бодхисаттв и архатов мыможем прочитать об этих необычных сновидениях, появляющихся благодарянезатемненной ясности. В качестве примера сновидений ясности, которые могут возникнутьу практикующего как результат кармических следов, накопленных вмолодости, можно привести следующее. В раннем возрасте человекмог встретить многих необычных учителей, или получить учения иуполномочивания, или обучаться методам практики. Позже у этогочеловека появляются об этом сновидения, в которых он входит вглубьэтого знания. Человек может даже получить в сновидении знание илиметоды практики, о которых он никогда ранее не слышал. Может бытьмножество сновидений такого рода. Ясные сновидения, связанные с недавними переживаниями, могут возникатьследующим образом: человек читает что-нибудь, может быть, очень важныйтекст Дхармы, или был глубокий разговор о Дхарме. Это может статьпричиной появления сновидений, имеющих дело с прошлым, настоящим илидаже с будущим. Таковы основные виды ясных сновидений. Они являются продолжениеми развитием обычного сновидения и возникают главным образом упрактикующих, у которых уже есть некоторый опыт работы со своимисновидениями или которые имеют опыт сохранения ясности и осознаванияв сновидении. Это виды сновидений, проявляющихся благодаря ясностиума, или ригпа [7]. Многие методы практики Дхармы, которым мы обучаемся в состояниибодрствования, при развитии осознавания во сне могут быть примененыв состоянии сновидения, фактически вы можете развить эти практикилегче и быстрее во время сна, если у вас есть способность пребыватьв ясности. Есть даже книги, в которых говорится, что если человекприменяет практику во сне, то эта практика в девять раз эффективнее,чем когда она применяется в часы бодрствования. Сновидение нереально. Когда мы откроем это для себя в сновидении,огромная сила этого постижения может устранить препятствия, связанныес обусловленным видением. По этой причине практика сновидения оченьважна для освобождения от наших привычек. Эта мощная поддержка нужнанам еще и потому, что эмоциональные привязанности, обусловленность иукрепляющееся эго, которые составляют нашу обычную жизнь, многие имногие годы усиливались. В реальном смысле все наши видения на протяжении жизни подобныбольшому сну. Если их хорошо исследовать, то окажется, что большой сонжизни и малые сновидения одной ночи различаются не очень сильно. Есливзглянуть прямо на сущностную природу обоих, мы увидим, что на самомделе нет разницы между ними. И если благодаря такому постижению мынаконец сможем освободиться от цепей эмоций, привязанностей и эго, унас будет возможность стать окончательно просветленными. Примечания к главе I 1. Шакьямуни - это исторический Будда, который, родившись принцемСиддхартхой, отрекся от царствования после того, как увидел страданиямира; он достиг окончательного просветления. 2. Дхармы: истина, законы и основные реальности. Этот термин вединственном числе применяется для описания пути к просветлению. 3. Кармические следы: согласно доктрине кармы, все действиясопровождаются неизбежными, но не обязательно немедленнымипоследствиями. Термин "кармические следы" относится к "семенам",которые существуют как непроявленные потенциальности, созревают,когда появляются необходимые вторичные условия. 4. Чакры: нематериальные психические центры, расположенные в особыхместах тела. Согласно буддийской философии, основные чакры находятсяна макушке головы, в области горла, сердца, пупка и гениталий. 5. Каналы: нематериальные меридианы, через которые внутренние ветры,называемые праной, проходят по телу. 6. Прана: внутренние ветры, которые, согласно Норбу Ринпоче, проходятв теле, и опытные практикующие Янтра-йоги могут их направлять, чтобыувеличить энергию, кровообращение и концентрацию. 7. Рита: осознавание или чистое присутствие естественного самосовершенногоума. Дополнительные комментарии см. в книге Намхая Норбу "Круг дня и ночи". Глава II НОЧНАЯ ПРАКТИКА Ночь очень важна для людей, так как половина нашей жизни проходитночью; но часто мы бываем склонны "проспать" все это время безкаких-либо усилий и обязательств. Должно быть реальное осознание того,что практика продолжается в любое время, даже во время сна или приемапищи. Если этого не происходит, то продвинуться на пути очень трудно.Поэтому практика ночи очень важна, и я объясню ее. Когда говорят о "практике ночи", мы обычно подразумеваем практикуясного сновидения. Существует много объяснений ясного сновидения. Нов учении Дзогчен практика работы со сновидениями и развитие ясности неявляются основополагающими. Это вторичная практика. В случае практикисновидения "вторичная" означает, что эта практика может возникатьспонтанно в результате выполнения основной практики, называемойпрактикой естественного света. Эта практика, практика естественного света, на самом деле имеетдело с состоянием перед сновидением. Например, человек засыпает;"засыпает" означает, что все его чувства растворяются в нем. С этогомомента есть такой промежуток, переходный период, пока не начнетсясновидение. Этот период может быть длинным или коротким. У некоторых людей состояние сновидения начинается почти сразу жепосле засыпания. Но что означает "начинается состояние сновидения"?Это значит, что ум снова начал работать. И наоборот, то, что называется состоянием естественного света, не естьмомент или состояние, при котором работает ум. Это период, которыйначинается, когда вы засыпаете, и заканчивается, когда ум снованачинает работать. Что существует после этого? После этого существуетто, что мы называем милам бардо [1]. Есть соответствие между состояниями сна и сновидения и нашимипереживаниями, когда мы умираем. Когда человек умирает, прежде всего,исчезают все чувства. Говоря о состояниях бардо, мы говорим о моменте,когда чувства исчезают в нас, как о бардо момента умирания, чокьибардо. В этот момент человек испытывает множество ощущенийисчезновения или ухода чувств. После этого приходит состояние наподобие бессознательного; оно похожена обморок. И затем начинается то, что называют проявлением четырехсветов. Разные тантры [2] объясняют это с небольшими различиями.Некоторые подразделяют их на четыре света, другие указывают на пять.На самом деле это так, как если бы вы были в обмороке, и затем - свозникновением лучей света - медленно, медленно сознание начинаетвновь пробуждаться. Например, ум должен начать работать, чтобы выносить суждения. Сначаламы должны иметь осознавание чувств. Ум начинает получать эти ощущения,но еще нет никаких рассуждений и нет мышления. Медленно, шаг за шагом,действительно появляется мышление. Бывает, что состояние осознавания присутствует, но ум еще не началфункционировать, то есть мыслить. Это переходный период, в которомвы двигаетесь в состоянии, называемом состоянием естественного света.Всегда считалось, что именно в этот период практикующий Тантруреализует себя. В тантризме этот период описан так же как момент,в котором вы встречаете материнский свет [3]. Это именно тот моментпосле обморочного состояния, когда сознание снова развивается илипробуждается. В тантрическом посвящении есть четыре под-посвящения (субпосвящения),и последнее из них называется посвящением слова. Если вы поняли, вэтот момент мастер дает некоторого рода введение в естественный ум[4]. Даже если вы не реализовали естественный ум, но у вас естьмножество обетов, участие, вера, и вы практикуете с преданностью, тоиногда возможно, что в момент последнего пробуждения сознания придетвспышка опознания естественного ума или ригпа. Это нелегко, но если увас действительно было знание, то это возможно. И по мере того, как выпроходите или продвигаетесь, развивается ряд светов, для которых естьмножество объяснений. В учении Дзогчен последняя из этих фаз, пятый свет, называетсялхундруб [5], состояние само-совершенства. В этот момент в васпробуждается сознание. Появляется возможность опознать то, что былопередано вам учителем непосредственно через прямое введение. Опыттакой передачи и есть то, что мы называем передачей мудрости. Воспользуемся аналогией с солнцем. Представьте, что небо закрытооблаками и среди этих облаков вы иногда улавливаете проблески солнца.Даже если облака почти полностью закрывают солнечный свет, вы ужеполучили опыт того, что есть солнце и солнечный свет. Это переживаниеподобно переживанию мудрости. О таком знании говорят как о "сыновнем" знании в сравнении с"материнским" знанием или полным переживанием. Когда мы практикуем, мыпытаемся развить это сыновье знание. Это знание является сыном матери. Некоторые люди успешно практикуют и полностью развивают этознание, и таким образом они всецело реализуют себя в этой жизни.Говорится, что такой человек может реализовать Тело Света [6]. Но даже если вы не реализовались всецело и у вас было толькопереживание практики, тогда в момент после смерти, в этом состояниилхундруб, когда вы встретите материнский свет, вы опознаете полноеприсутствие мудрости, прежде чем вернетесь к работе ума. Здесьиспользуется аналогия воссоединения сына со своей матерью. В книгахговорится о встрече сыновнего света и материнского света, но на самомделе имеется в виду, что у нас был только пример этого, а теперь мывстречаем его во всей полноте. Это состояние - когда мы проходим через упомянутые виды света кокончательному свету, лхундруб, или свету самосовершенства - естьсостояние, в котором любой и каждый практикующий тантризм постигаетсебя. И только после этого переживания начинается состояние сипабардо. Вплоть до этого момента мы переживаем чоньид бардо, бардоДхармата. Почему мы называем это Дхармата? Потому что оно представляетсобой наше подлинное основополагающее состояние или основополагающеесознание. Только после этого начинается сипа бардо, как мы обычно знаем его,бардо существования. Другими словами, именно здесь вновь начинаетсяработа ума. Это как если бы мы сейчас вошли в состояние сновидения.Когда в сновидении вы можете что-то видеть, а потом в определенныймомент просыпаетесь и начинается новый день, считается, что вы вышлииз бардо и началось другое существование. Это существованиеопределяется его кармическим видением, и вот так вы перевоплощаетесь.Так все и продолжается, начался день, кончилась ночь, Итак, мы видим, что состояния бардо - это не то, о чем можно читатьили понимать абстрактно. Его нужно практиковать. И способ практиковатьего для подготовки к смерти и сипа бардо - делать практику естественногосвета. Если вы приобрели знание или имеете осознавание состоянияестественного света, у вас также будет это осознавание и присутствие вмомент смерти. Если вы способны умереть с присутствием и осознаванием,это значит, что вы обладаете знанием о проявлениях света. В этомслучае вам будет нетрудно опознать материнский свет. Повторяю, с началом бардо существования также начинаетсяфункционирование или работа ума, что названо ментальным телом. Эторавноценно возникновению состояния сновидений. В практике, которуюмы делаем, должно быть осознавание или умение находиться в состоянииестественного света. Когда у вас есть осознавание присутствия этогосостояния естественного света, тогда даже если потом возникаетсостояние сна, к вам во время сна спонтанно приходит ясное осознание,что вы спите, и вы автоматически становитесь хозяином своихсновидений. Это значит, что не сновидения обусловливают человека, ночеловек управляет сновидениями. По этой причине практика сновиденийявляется вторичной, и невозможно переоценить значение практикиестественного света. Когда мы начинаем видеть сны, у нас может быть один или два видаобычных сновидений. Один вид - это кармические сновидения, а другой -сновидения ясности. В дополнение к сновидениям, отражающим карму нашейтекущей жизни, кармические сны могут быть также связаны с нашимипрошлыми жизнями. Например, если кто-то убил меня в прошлой жизни, вэтой жизни у меня все еще могут быть сновидения об этом. Неверно, чтонаши сны всегда отражают переживания этой жизни. Если событие оченьвесомое, то вы можете чувствовать его жизнь за жизнью. Когда вы спитеочень глубоко, вы можете создать совершенный потенциал для проявленияпрошлой кармы в своих сновидениях. Если у вас большое напряжение, то оно может повторяться в вашихсновидениях. Например, если вы ребенок и кто-то вас обидел, то этоможет повторяться в ваших сновидениях. Или, если сегодня у меня скем-то есть проблема, это может повториться ночью в сновидении.Принцип таков, что если у вас сильное напряжение и вы глубоко спите,то это напряжение может повториться. Это один из видов сновидения,кармическое сновидение бхакшас. Бхакшас означает следы чего-тооставленного. Например, если есть пустой пузырек, в котором былидухи, то все еще можно ощутить запах этих духов. Это и есть бхакшас. Другой вид сновидений - сновидения ясности. Почему у нас бываютсновидения ясности? Потому что у каждого с самого начала естьбесконечный потенциал; таково свойство естественного ума, которыммы все обладаем. Иногда, даже если мы неделаем какую-то практику,сновидения ясности все же проявляются, поскольку мы обладаем этойприродой. Если вы делаете ночную практику и все больше знакомитесьс ней, тогда не только случайно, но и более регулярно вы будетезнакомиться с проявлениями сновидений ясности. Что такое сновидение ясности? Сновидение ясности проявляется, когдаесть вторичные причины; благодаря вторичным причинам оно проявляетсякак ясность. Мы даже можем получить совет или предсказание будущего,поскольку имеются вторичные причины для будущих событий. Сновидениеясности обычно проявляется ранним утром. Почему? Потому что, когдамы засыпаем, сначала мы спим очень глубоко. Постепенно эта тяжестьрассеивается и сон становится легче. И когда он становится болеелегким, ясность свободнее может проявиться. Если ваша практиканепрерывного присутствия успешно продвигается, тогда кармическиесновидения появляются реже. Это потому, что они связаны с напряжениями.Состояние созерцания или присутствия представляет собой полнуюрелаксацию. Следовательно, не будет никаких проявлений напряжения.И вместо кармических сновидений у вас будет больше сновидений ясности. Теперь вы можете понять, какова теория и насколько она важна.Сейчас я объясню, как вам это практиковать. Если вы человек неспокойный, то прежде, чем идти спать, вы можетесделать несколько глубоких дыханий, чтобы уравновесить поток воздуха иуспокоиться. Затем сосредоточьтесь на белом тибетском слоге А в центревашего тела. Если вы предпочитаете английское А, это тоже приемлемо.Важно, чтобы оно соответствовало в вашем уме звуку "А-ах". Важно,чтобы, когда вы видите эту букву, вы знали, как она звучит. Если вы поначалу не преуспели в концентрации и видении этого А, товозможно, что вы не знаете, как его визуализировать. Попытайтесьнарисовать А на листе бумаги, поставьте перед собой и смотрите на негопристально некоторое время. Закройте глаза, и это А появится передвашим умом немедленно. Таким образом вы получите более точный образ. Итак, пытайтесь концентрироваться на этом белом А. Или фиксируйтесьна присутствии этого белого А и оставайтесь с ним как можно дольше. Вы также можете потренироваться в том, чтобы точнее почувствовать егоприсутствие. Представьте, что из центрального А возникает второе, аиз второго - третье, пока вы не увидите цепочку из А, восходящую квершине головы. Затем визуализируйте эти А опускающимися назад вниз.Можно повторить это много раз, если вы тут же не заснете. Всякий раз,когда вам трудно ощутить присутствие А, очень полезно и важно представитьработу с этой цепочкой. Это способ, засыпая, углубить вашу ясность. Самое важное здесь - пытаться сохранить присутствие этого А. Поначалуоно должно быть четким и точным; затем расслабьтесь. Расслаблениене означает, что вы отпускаете А или отбрасываете его. Сохраняйтеощущение этого присутствия, расслабьтесь и так засыпайте. Для тех, кто не практиковал этого раньше, первая, вторая или третьяпопытка может оказаться вовсе безрезультатной. Фактически вы можетепостараться сделать это немного, а затем вдруг вы засыпаете. Так же,как все, чему вы обучаетесь, это сначала трудно, но, если выприлагаете силу воли, это уже становится более знакомым вам. Если вы способны засыпать таким вот образом, то вы скоро окажетесь вполном присутствии состояния естественного света. Вы засыпаете и спитефактически в полном осознавании. Если у вас есть присутствие ума,когда вы вступаете в состояние сновидения, то очень легко опознать,что вы пребываете в этом сновидении. Это не происходит сразу.Некоторые могут подойти к этому результату постепенно, медленно. Даже если естественный свет не появляется непосредственно, то всостоянии сновидения уже будут появляться первые результаты. И онипроявятся сами по себе. Может быть, вы увидите странное сновидение.Что я имею в виду под странными сновидениями? Как упоминалось раньше,обычно у нас есть два вида сновидений. Кармические сны приходят какследы наших трудностей, проблем, воспоминаний и занятий. Есть такжесновидения, в которых проявляется наша природная ясность. Например, кутру могут быть интересные сновидения о вещах, о которых мы никогда недумали, о вещах, которые не имеют никакого отношения к следам нашегомышления или к нашему прошлому, а больше связаны с нашей ясностью.Если вы практикуете естественный свет, то сновидения естественнойясности будут проявляться чаще. Если вы настойчивы в практике опознания состояния естественного света,то в вас все легче будет повторяться ясное осознание того, что выспите. Возникнет устойчивое осознавание в самом сновидении, и выбудете знать, что находитесь в этом сновидении. Когда вы смотрите взеркало, вы видите отражение. Независимо оттого, прекрасно оно илибезобразно, вы знаете, что это отражение. Это подобно тому, когда мызнаем, что сон это сон, пребывая в ясности. Будь то сон трагическийили экстатический, вы осознаете, что это всего лишь сон. Осознавание в состоянии сновидения становится способом развития себяи прорыва сковывающей нас обусловленности. С помощью этого осознаваниявы можете манипулировать материалом сновидений. Например, вы можетеувидеть во сне все, что пожелаете, или все, что можете раскопать нажелаемую тему. И вы можете продолжать с того места, где закончилипрошлое сновидение. В тантрической системе специфическая практика йоги сновиденийориентирована на подготовку практикующего к бардо после смерти. Нов Дзогчене это не так. В системе Дзогчен нет необходимости, чтобы выпосвящали себя работе над сновидениями. Это возникает естественнымобразом из практики естественного света. Самое важное в этой практике,как я уже объяснял, - это выполнять особую визуализацию белого А передсном. Выполняя эту визуализацию, мы используем работу ума для того,чтобы в конечном итоге выйти за пределы ума. Какую позицию вы используете, когда выполняете визуализацию, не такуж важно. Многие люди выполняют практику визуализации после того, каклегли в постель. Вы должны знать, какого рода личностью вы являетесь.Один засыпает сразу, как только закрыл глаза, в то время как другойчеловек принимает таблетку, чтобы уснуть. Возьмем, например, человека, который ложится и немедленно засыпает.Если он отвлечется от своей практики, то сразу же заснет. Такомучеловеку, если он мужчина, следует лечь на правый бок. Если у негонет простуды, которая могла бы заблокировать его дыхание, ему было бытакже полезно закрыть правую ноздрю рукой. Для женщин позиция противоположна. Женщина должна лежать на левомбоку и пытаться заблокировать левую ноздрю. Я не говорю, что нужноостановить дыхание, если вы простужены. Конечно, это не очень хорошо.Но обычно, если вы лежите на боку, а незакрытая ноздря забита, то втечение нескольких минут при этом ноздря откроется. Причина того, что для женщины и мужчины положения обратные, относитсяк солнечным и лунным каналам [7]. Принятие этих позиций обоснованотем, что в этих позициях гораздо легче войти в состояние созерцанияили присутствия естественного света. Если же они затрудняют засыпание,принимать их не рекомендуется. Вот почему я говорил, что эти позициипредназначены главным образом для человека, который засыпает оченьлегко. Давайте рассмотрим противоположную ситуацию, когда у человекаесть проблемы с засыпанием. В этом случае я бы не советовал делатьвизуализационную практику или принимать такую позицию. Скорее всегочеловек такого типа станет еще более нервным и, может быть, не заснетвообще. В качестве альтернативы можно посоветовать наблюдать своимысли. Любые мысли, которые возникают, нужно просто наблюдать.Тогда в этом состоянии наблюдения мыслей, не вовлекаясь в них и необусловливаясь ими, вы заснете. До тех пор пока вы не отвлекаетесь,это как раз то, что вы можете делать, не создавая препятствий кзасыпанию. Если вам трудно заснуть ночью, то есть другие практики, которые выможете применить, чтобы скорее заснуть. Например, если у вас такиетрудности, это часто означает, что вам нужно скоординировать энергиюи функции различных элементов в своем теле. Если ваша энергиянеупорядочена, это мешает вам заснуть. В этом случае повторнаяпрактика глубокого дыхания может быть очень благотворна. Вы можетесделать девять очистительных дыханий [8] перед сном. И есть физическиеупражнения, такие как восемь движений Янтра-йоги [9], которые могутпомочь вам развить способность к правильному дыханию, а следовательно,сбалансировать ваши энергии в помощь засыпанию. В дополнение имеютсятакже тибетские лекарства, помогающие тем, у кого есть трудности сосном. Они не похожи на снотворные таблетки и поэтому не приводят кзависимости от таблеток или к другим побочным эффектам. Такие лекарства, как агар-35 или вимала [10], можно использоватьв течение одного или двух месяцев, фактически до тех пор, пока онивам нужны, и они не вызовут отрицательных эффектов. Скорее, онипомогут вам исцелиться и скоординировать вашу энергию. Когда выне будете нуждаться в лекарстве, вы можете прекратить прием безвсяких отрицательных последствий. Если вы уже очень привыкли к западным снотворным таблеткам, то можетечередовать их с тибетскими пилюлями, чтобы уменьшить зависимость.Одну ночь можно принимать западные таблетки, а другую - использоватьагар-35. Через одну или две недели такого чередования вы сможетепрекратить принимать западные таблетки. Вы не должны думать только о тибетском лекарстве, чтобы обеспечитьсебе хороший ночной сон. Следует работать и с дыханием в манере,упомянутой выше, так как дыхание очень сильно связано со сном. Иногда вы не можете заснуть вследствие того, что один из ваших трехтемпераментов, или жизненных экстрактов [11], нарушен. Когда нарушенэкстракт ветра, то у вас проблемы с засыпанием. Ветер связан с пранойили энергией. Когда прана расстроена, то трудно заснуть. Сведения поэтому вопросу вы можете получить из книг по тибетской медицине. Вкниге, где я об этом писал [12], есть объяснение трех темпераментови как преодолеть эти проблемы. К примеру, чтобы преодолеть проблему,связанную с расстройством ветра, полезно ложиться спать рано вечером,спать в теплой одежде и хорошо перед сном поесть теплого супа. Есливы не спите ночью, а вместо релаксации вы тяжко работаете допоздна илиесли вы поели сырых овощей, то это может еще больше усугубить такоесостояние. Есть множество вещей, которым можно обучиться из тибетскихмедицинских книг. Все относительно. Прежде попытайтесь сделать эти приготовления, чтобызаснуть. Если вы преуспеете, тогда можете делать ночную практику.Если ваша ситуация такова, что вы находитесь между теми, кто засыпаетбыстро, и теми, кто не может долго заснуть, тогда визуализируйтебелое А, английское или тибетское, но не очень яркое. Если вы труднозасыпаете, вы не должны визуализировать белое А слишком ярким и можетевизуализировать также А в сфере из пяти цветов. Это помогает легчезаснуть. Бывают разные люди и различны их ситуации. Мы должны знатьвсе это. Если вы практикуете с полной отдачей, то постепенно можете статьхозяином собственных сновидений. И как только в ваших сновиденияхпоявляется больше осознавания и больше ясности, сон становитсяпрактикой. К примеру, как я упоминал, если вы достигли известногомастерства в области сновидений, вы можете трансформировать их. Если яво сне вижу что-то безобразное, я могу преобразовать это в прекрасное.Я могу вызывать сон, который имеет дело с какой-либо определеннойтемой или каким-то вопросом, который я выбрал, или я мог бы разыгратькакую-либо фантазию. Можно посетить рай или проконтактировать скаким-то учителем. Множество вещей можно делать. Вы можете увидетьтакое сновидение, какое желаете. Это становится тестом, проверкойвашего собственного прогресса. Давайте обсудим это подробнее. Как упоминалось прежде, существуетподготовка к работе со сновидениями, а также практика. В отношенииподготовки можно посоветовать провести ритрит первой практикиконцентрации на шести слогах [13] и их очищение. После выполненияэтой практики через некоторое время может появиться множествонеупорядоченных сновидений. Возникают хаотические сновидения, ихвозникновение является знаком, что подготовка завершена и теперь выможете приступить к практике. В отношении практики существует три существенных момента. Первый -изучение сновидений, второй - управление ими и третий - различениеи опознавание багчаг (bagchag) или кармических следов. Перед засыпанием каждую ночь советую расслабить тело, например, принявванну и сделав массаж. Затем следует твердо решить продвигаться попути к полному осознаванию и ясности в сновидениях. Далее, вы можете первоначально использовать эффективные позиции,упомянутые выше, которые содействуют практике. Таким образом, выложитесь на бок, правая сторона относится к пустоте, а левая кясности. Вы ложитесь и закрываете соответствующую ноздрю пальцем руки,которая лежит под вашей щекой. Правая сторона в действительностиуправляет или позволяет действовать пустоте, а левая сторона помогаетдействию ясности. Возможно, вначале предпочтительно лечь на левуюсторону, таким образом активизируется ясность, работа незатемненногосвета. Позднее, когда ваша практика становится устойчивой, положениеили позиция уже не имеет значения. Если окажется, что вы не видите снов или что есть очень слабоевоспоминание о сновидениях, это указывает на то, что сон был слишкомглубок. В этом случае поднимите повыше подушку, используйте болеелегкое одеяло, пусть будет больше воздуха или света в месте, где выспите, или перейдите в другое, более открытое место. Если же сны всене появляются, вы можете экспериментировать, засыпая в том месте, гдевам удобно, на правом или на левом боку. Если сновидения все же неприходят, концентрируйтесь на горловой чакре и визуализируйте красноеА, если и это трудно, достаточно визуализировать красный шарик. Есливы все еще не помните снов, визуализируйте красную букву или бусинку,каждую последующую ночь делая ее все более сияющей. И если трудностиостаются, думайте о белой бусинке в вашем лбу, в том месте, гденаходится третий глаз. Если все еще ничего нет, визуализируйте белуюбусинку, все более лучистую в каждую последующую ночь. Такиеконцентрации выполняются, только если вы не помните сновидения. Если вы еще не овладели мастерством ясности - осознаванием, что вывидите сон, когда спите, - тогда в течение дня вам следует непрерывнонапоминать себе, что все, что вы видите, и все, что вы делаете, нечто иное, как сон. Благодаря видению всего этого на протяжении дня,как если бы это был сон, сон и сновидения сильно перемешиваются. Ивпоследствии, прежде чем заснуть, продолжайте сосредоточиваться накрасном А в горле. Вы заснете в то время, как будете концентрироватьсяна этом А. Таким образом, фокусирование перед засыпанием объединяетлунг и прану с помощью концентрации в том месте. Иногда появляются


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: