ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ




Постановка проблемы. В настоящее время очень сложно выбрать тот подход, тот метод, чтобы расположить к себе обучающихся, воспитать у них интерес, культуру, различные ценности. Одна из задач педагога — помочь обучающим сформироваться, как личность, определиться с тем направлением, по которому будет идти и развиваться. Важным моментом в решении данной задачи является воспитание культуры поведения в процессе обучения.

Анализ литературы. Изучения воспитания и культуры поведения являются достаточно актуальной проблемой в современном обучении. Многие педагоги такие как, В.А. Сластёнин, Л.П. Крившенко, И.Ф. Харламов, Ж.Ж. Руссо и др. глубоко изучали проблемы воспитания.

Цель работы — определение оптимального подхода к формированию культуры поведения в процессе обучения.

Изложение основного материала. Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, воспитание – это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни [1].

Следовательно, в процессе обучения и развития личности формируются такие качества как, воспитание, дисциплина, культура и т.д.

Воспитание – это опыт поведения, приобретенные в окружении семьи, учебным заведением и средой демонстрирующийся в общественной жизни. Дисциплина – это определённый порядок действий людей, которые отвечают образовавшимися моралями и нормами поведения в обществе [2].

В исследовании теории и методики воспитания у обучающихся дисциплины, сформировались три основных направления, такие как, авторитарное, теория свободного воспитания и гуманистическое. Рассмотрим авторитарное воспитание.

Авторитарный стиль не вызывает у обучающихся положительных эмоций, что проецируется на их взаимодействии в частности с коллективом. Обучающиеся бывают очень перегружены, что в определенном возрасте порождает отставание в физическом развитии и потери иммунитета. Авторитарное воспитание имеет свои положительные и отрицательные качества.

Отрицательные качества:

У обучающихся не достаточно хорошо развита психика, авторитарное воспитание может причинить психологическую травму и эта травма может преследовать всю жизнь, если обучающиеся в будущем станут руководителями им тяжело будет найти общий язык с коллективом и подчиненными, так как они будут внедрять авторитарный стиль руководства. Возможно обучающиеся будут делать вид послушания и страха перед наказанием, а в отсутствии воспитателя вести себя отвратительно, мстя за авторитарный стиль воспитания в дальнейшем судьба будет неблагоприятной, так как у обучающихся могут развиться такие качества, как — лицемерие, малодушие.

Родители, которые используют авторитарный стиль воспитания, наоборот отталкивают своего ребенка, а особенно если ребенок единственный в семье, родители не демонстрируют свою любовь, отстраняя, таким образом, ребенка, при непослушании могут использоваться телесные наказания.

Положительные качества:

У обучающихся будут такие качества развиваться, как ответственность и послушание, поскольку всегда обучающийся будут находиться в среде, которая требует жесткой дисциплины и тяжелой работы.

Родителям можно посоветовать, лишь одно — показывать свою любовь ребенку, так как родители могут дать хороший стимул и толчок для благоприятного развития своего ребенка, чтобы ребенок всегда мог поделиться и посоветоваться на счет каких-либо проблем, а родители дадут совет.

Направления, получившее название теория свободного воспитания, отражает в себе, как важно учитывать, что взаимоотношение обучающихся и педагогов должно основываться на свободе, не нужно ограничивать поведение, а наоборот привлечь их в занимательную и постижимою деятельность.

Мысли о свободном воспитании давали свое начало и распространения в дореволюционное время России. Знаменитый писатель Л. Н. Толстой отстаивал идеи данного воспитания и сопутствовал, чтобы обучающиеся сами развивались, Л.Н. Толстой утверждал: что образовательное учреждение и образование должно быть абсолютно свободными.

Представление о свободном воспитании сформировались во 2 половине 19 начало 20 века. Данная теория создала акцент в образовательном процессе, основываясь на оригинальность воспитания. Практику и теорию свободного воспитания не признавали в системе обучения, основа лежит в угнетении обучаемого, упорядочивание абсолютно всех сторон его поведения и жизни. Эталон последователей свободного воспитания — не ущемляемые никакими противопоказаниями развития всех способностей, индивидуальности и сил обучаемых.

Ж. Ж. Руссо трактует свободу, как благо. Обучающийся счастлив тогда, когда может воспользоваться свободой. Свобода отражается в том случаи, когда воспитанник свободен, независим и восхищается самим собой. Именно теория Ж. Ж. Руссо дала толчок дальнейшему развитию педагогических идей, концепций и движений 19-20 веков.

Свободное воспитание создаёт условия для всестороннего развития духовной и физической силы воспитанников, их творчество, активность. В результате к данному подходу воспитания дали название «потешающей педагогики».

Принципы свободного воспитания:

· учебные заведения базируется при присутствии учащихся и их родителей

· при выборе методов и приемов обучения преподаватели должны иметь полную свободу выбора

· какие либо отношения обучающихся и педагогов должны строятся на взаимодоверии

· учебные занятия базируются на интересах обучающихся и актуальности проблем, которые рассматриваются при обучении

Но свободное воспитание имеет свои недостатки, оно основывается на том, что нужно вовлекать воспитанника к выполнению малоинтересной работы и перебороть различные искушения. Вот поэтому педагоги с давних времен отдают своё предпочтение по вопросам формирования дисциплинированности обучающихся к третьему направлению — гуманистическому.

Гуманистического воспитания основано на том, что обучающийся оценивает свои поступки, судит о важности их последствий, он является растущей личности, который осваивает для себя чувства, навыки, привычки поведения, переживание своих обязанностей, способности преодолевать различные препятствия, который возникают на его пути [3, с.137]. Так же взрослые не имеют право требовать от воспитанников послушания, не желательно вознаграждать их за хорошие поведение, т.к. вознаграждения проявляет скрытую форму принуждения, и не менее важно, строго запрещаются любые насилия.

Основным принципом в формировании личности обучающихся должно присутствовать усвоения набора факторов, теорий и немало важно знаний, а какие-либо изменения происходят в процессе саморазвития, самообучения. Задачей педагога является раскрытие своих профессиональных, качеств, таких как, самооценка, ответственность, профессиональные способности, так же преподаватели должны уметь монотонно работать, принимать решения в экстренных ситуациях. Тем самым профессионально важные качества необходимы для дальнейшего поиска и развития профессиональной деятельности.

Основные составляющие в воспитании и педагогической деятельности, которые должны, присутствовать: самоактуализация, развивающая помощь и один из основных это, личностный рост. Обучающихся необходимо заинтересовать для того, чтобы они развивались и изменяли своё поведение, а не просто накапливали какие-либо факторы. Они должны вырабатывать в себе Я-концепцию, которая является главным составляющим в их обучении, и выполнять следующие требования:

· обучающие принимают решения на поставленные вопросы в процессе обучения, которые интересны и необходимы для них;

· педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, т. е. проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно;

· педагог снисходителен к обучающимся и принимает их такими, какие они есть;

· педагог пытается понять внутренний мир обучающегося, понимать его, смотреть его глазами на различные ситуации, касающиеся процесса обучения;

· педагог играет немалую роль в процессе обучения, психологически стимулирует обучающегося, т. е. учение должно акцентировать внимание на обучающихся. Воспитатель в процессе обучения должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Поэтому методами гуманистического воспитания должны быть: дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций.

Именно гуманистическое воспитание помогает обучающимся в процессе обучения сформировать гуманные качества, ценностный характер с помощью которого обучающийся оценивает взаимоотношения между своими сверстниками, участниками педагогического процесса, также гуманистическое воспитание влияет на формирование мировоззрения и чувств, позволяет понять суть «истинного человека» помимо всего этого, создает благоприятные условия для саморазвития и самореализации его индивидуальных способностей. Педагог направляет обучающихся к формированию их способностей к добру и внутреннему совершенству. Благодаря ценностям, таким как: самоопределение, самоактуализация (актуализация — востребование), самореализация и знаниям, которые создают основу, фундамент образовательно-воспитательному процессу, обучение становится более эффективным.

В настоящее время, имеются подходы к формам и методам их реализации, предусматривается использование исследовательского метода, главная цель — поиск решения поставленных задач, насколько тесно связан изучаемый материал с жизненными ситуациями, в которых можно решить различного рода проблемы. К методам гуманистического воспитания относят: дискуссии, ролевые игры, обсуждения ситуации для решения проблем. Известные философы полагали, что у обучаемых главными аспектами в дисциплинированности выступают: сознание, хорошее понимание правильного поведения, целеустремленность, добросовестное и ответственное выполнение каких-либо обязанностей, преодоление различных препятствий, возникающих на их пути. В отличие от авторитарного воспитания, гуманистическое дает возможность индивидуально развиваться личности, так как нет подавления и педагог не держит в страхе обучающихся, у личности есть свобода выбора, а также обучающиеся не боятся высказать свою точку зрения по той или иной теме, идет процесс сформирования творческого развития. Профессиональное образование построено на модели взаимоотношений «воспитатель/воспитанник», опирается на уважение и справедливость.

Гуманистический подход, акцентирует внимание на человеке, а не на организации, очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности [4,5].

Вывод. Таким образом, в настоящие время можно использовать различные подходы, методы, теории к формированию у обучающихся культуры поведения, но не все методы является эффективными, и имеют свои недостатки.

У обучающихся на основе авторитарного воспитания при неправильном подходе и чересчур сильном давлении могут возникнуть проблемы с психикой, что в дальнейшем навредит ему и способствует не правильному развитию, не стоит давить на обучающихся, а наоборот создать благоприятные условия для их развития. В данном подходе возникают трудности с контактом преподавателя и обучающегося. Преподаватель выступает, как авторитет и подавляет учащегося, тем самым создает дискомфорт и не располагает к себе. Из-за этого возникает замкнутость и не решительность.

Теория свободно воспитания основывается на том, что нужно вовлекать воспитанника к выполнению малоинтересной работы и перебороть различные искушения, тем самым может снижать интерес и стимул для дальнейшего развития. Помимо этого, данная теория основывается на свободе выбора, что является положительным качеством и дает обучающимся саморазвиваться, что немало важно в процессе обучения.

Если рассматривать из трех видов воспитания, то гуманистическое является самым оптимальным в процессе обучения личности. Данному виду педагоги отдают большое предпочтение, нежели к остальным. Оно более эффективно, у обучающихся лучше усваивается процесс формирования гуманных качеств, ценностного характера. Гуманистическое воспитания помогает обучающимся оценивает свои поступки, судит о важности их последствий, дает понять, что он является растущей личностью, который осваивает для себя чувства, навыки, привычки, тем самым саморазвивается.

 

Литература

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / С.И. Ожегов. — 23-е изд. — М.: Рус. яз., 1990. — 980 с.

2. Афанасьевой Ю.Н. Толковый словарь русского языка / Ю.Н. Афанасьевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 350 с.

3. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. — М.: Издательский центр «Гардарики», 1999. — 520 с.

4. Различные подходы к разработке проблемы воспитания, дисциплины и культуры поведения в педагогике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studwood.ru/1772632/pedagogika/razlichnye_podhody_razrabotke_problemy_vospitaniya_distsipliny_kultury_povedeniya_pedagogike

5. Педагогические аспекты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rustudent.com/pedagogicheskie-aspektyi-svobodnogo-vospitaniya-v-doshkolnyih-uchrezhdeniyah/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: