Идеографические знаки. Идеография




Идеографический знак воспроизводит внешний вид изображаемого предмета, символический - лишь условно, конвенционально его обозначает. Из этого следует, что между планами содержания и выражения в этих двух типах знаков существуют различные отношения. Идеографические знаки изобразительны. Это означает, что в данном случае между планом содержания и планом выражения существует прямая связь.

Первым шагом на пути превращения предмета действительности, используемого как сигнал, в идеографическом знаке является расширение его семантики в информационной функции по сравнению со значением в практической жизни. Вторым шагом в эволюции от вещи к знаку является замена подлинной вещи ее изображением. Превращение предмета в знак сопровождается отчуждением определенных свойств и приравниванием их всему предмету.

Подобного типа знак имеет существенные преимущества перед гораздо более распространенными в современном культурном обиходе знаками - словами. В силу прямой связи выражения и содержания, которые еще не подверглись взаимному отчуждению и не превратились в две отдельные структуры, он понятен безо всякого кода.

То есть теоретически, надписи идеографическим письмом могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках, даже если идеографические письма этих языков различны. Так, идея воды изображается в виде волны в египетской письменности, потока в китайской, ёмкости, закрашенной синим цветом в ацтекской письменности. Несмотря на формальные различия, все эти знаки могут быть поняты человеком, не знакомым с соответствующей письменностью.

Идеографическое письмо (от греч. idéa идея, образ и grápho пишу) - тип письма, знаки которого (идеограммы) обозначают не звуки и не слоги, как в звуковом и слоговом письме, а целые слова или же значимые части слов — морфемы. Идеографическое письмо - один из наиболее древних типов письма; в значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и др. старейшие системы письма. Наибольшего развития этот тип письма достиг в китайской иероглифике. Системы идеографического письма всегда отличались исключительной сложностью, поэтому идеографическое писомо у большинства народов сменялось более простым слоговым или звуковым.

 

Древнейшими идеографическими письменностями являются древнеегипетская, шумерская и китайская. Древнеегипетская и шумерская письменности в настоящее время не используются в качестве средства письма. Китайское же письмо используется и как современное средство письма. Оно называется иероглифическим, а отдельный знак - иероглифом.

Знаки алфавитного письма служат для передачи на письме отдельных звуков или слогов языка, т.е. единиц выражения, знаки идеографического (иероглифического) письма - для передачи слов или морфем, т. е. единиц содержания.

Для того чтобы идеографическая письменность сделалась эффективным средством передачи языка, каждой его морфеме должен соответствовать индивидуальный письменный знак. Однако в действительности этому требованию не удовлетворяет ни одна из известных идеографических письменностей мира. Проблема индивидуального знака для каждой морфемы языка легко решалась при обозначении предметов с более или менее определенными внешними формами — гора, солнце, луна, человек и т.п. Для обозначения этих предметов создавались рисуночные знаки — пиктограммы, сравнительно достоверно воспроизводящие их внешний контур. Трудности начинались при обозначении различного рода абстрактных понятий, действий, качеств.

Письменный знак для слова мог быть образован путем описания его значения с помощью элементарных графических единиц. Примером могут служить знаки китайской письменности: хао —«хорошо», состоящий из элементарных знаков «женщина» и «ребенок», нан —«мужской род», состоящий из элементарных знаков «поле» и «сила».

Но что касательно иероглифического письма, то тут следует учитывать, что для понимания письменных сообщений следует учитывать не только внешнее сходство формы знака с объектом реальности, но и культурные и исторические особенности народа-носителя письменности.

Например рассмотрим китайские иероглифы «человек», «большой», «небо», «муж».

 

Древние начертания этих иероглифов более реально и точно отображают означаемые объекты, но и в современном написании человек с хорошим воображением и знанием истории легко распознает их. Если посмотреть на древнее начертание «человека», то видно, что он изображает человека склонившегося в поклоне и даже стоящего на коленях. В современном начертании мы можем увидеть схематичные черты «тела» и «рук». Далее иероглиф «большой, взрослый» изображает человека с широкими плечами/руками…человек уже вырос и твердо стоит на ногах. Дальше «небо», где мы видим взрослого человека с широко раскрытыми руками, и «мужа» со шпилькой в голове. На самом деле, если представить эти иероглифы религиозно-символично, то можно выстроить такую цепь: «человек – широкоплечий взрослый – выше взрослого только небо – выше неба только муж». Это особая символизация мира через иероглифы требует и особого отношения к миру.

Отдельные части китайских многослоговых слов, обозначаемые иероглифами, представляют собой не только, даже не столько фонетические единицы-слоги, сколько смысловые единицы - корневые морфемы. В особенности это подтверждается практикой применения в китайском письме так называемых «ключей» (детерминативов), служащих для уточнения смыслового значения омонимически звучащих слов, передаваемых фонетическими логограммами. Интересно, что при помощи ключей можно составить представление об обозначающем предмете, даже если сталкиваешься с иероглифом в первый раз.

Например «велосипед» (自行车) содерит в себе ключи «сам», «нога», «машина»..то есть сам крутишь – сам едешь.. или велосипед.

В своих статьях об иероглифике Эйзенштейн показывает, как возникают символы, как изображение предмета постепенно становится условным знаком-символом: «В пламенно развевающемся иероглифе „ма" (лошадь) уже немыслимо распознать облик трогательно осевшей на задние ноги лошадки письменного стиля Цзэн Се, лошадки, так хорошо знакомой по древнекитайской скульптуре». На примере второй категории иероглифов («совокупных») Эйзенштейн показывает, как путем монтажа совершается переход от изображения предмета к передаче понятия: «Сочетанием двух „изобразимых" достигается начертание графически неизобразимого. Например: изображение воды и глаза означает „плакать"».

Другой особой разновидностью идеогграфии следует считать современные научные знаки. Особенность этих знаков в том, что они обозначают не обычные слова, а научные термины. В свою очередь термины отличаются от обычных слов, во-первых, более узкой областью их применения, во-вторых, большей точностью их семантических границ и, в-третьих, тем, что термин, как и выражающий его знак, может соответствовать не только одному слову, но и целому словосочетанию. Знаки эти могут быть названы «терминограммами».

 

В заключение: Мы живем в мире знаков и символов

Есть одна хорошая игра «Крокодил». Интересно, что человек сам того не осознавая играет в нее почти каждый день. Конечно, игра эта модернизируется и развивается. Но принцип ее остается постоянным. Раньше люди рисовали на стенах пещер то, что думали и видели. Сейчас люди шлют фото в социальные сети. Раньше люди звуками и жестами объяснялись с иноземцами, а сейчас….а вы попробуйте поговорить с бабушкой, живущей, например, близ Тибета, не зная ее языка.

Мир наполнен торговыми знаками, брендами, разметками. Искусство развивается и ищет новые формы и стили. Технический прогресс не стоит на месте. Люди стремятся придумать оптимальные знаки для символизирования своей жизнедеятельности.

Роль знаков, символов и образов в жизни человека и общества огромна, степень значения с каждым годом увеличивается, начиная с древнейших времен. Знак - это предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Анализ понятия "знак" занимал важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т.д. Большое внимание рассмотрению гносеологических функций знака уделяли античные философы (Платон, Аристотель, стоики), мыслители 17-18 вв. (Локк, Лейбниц, Кондильяк). В 19 в. новые моменты в исследование знака внесли лингвистика и математическая логика. В 19-20 вв. сложилась особая наука о знаке - семиотика (Пирс, Моррис, Соссюр, представители современного структурализма).

Отношение семиотики, как науки о знаках, к другим наукам двоякое: с одной стороны, семиотика - это наука в ряду других наук, а с другой стороны, это - инструмент наук. Важное значение семиотики как науки кроется в том, что это - определенный шаг вперед в унификации науки, поскольку она закладывает основы любой другой частной науки о знаках - такой, как лингвистика, логика, математика, риторика и (по крайней мере до известной степени) эстетика. Понятие знака может оказаться важным для объединения социальных, психологических и гуманитарных наук, когда их отграничивают от наук физических и биологических. Семиотика дает основу для понимания важнейших форм человеческой деятельности и связи этих форм друг с другом, поскольку все эти виды деятельности и все отношения находят отражение в знаках. Такое понимание оказывает действенную помощь, устраняя смешение различных функций, осуществляемых посредством знаков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: