Когда следует использовать голубой цвет? 17 глава




7. Не бойтесь неудач. Оставайтесь гибкими, учитывайте меня­ющуюся обстановку, Знайте, что из любой ситуации, из любого положения можно найти достойный выход.

8. Не забывайте о многозначности слова. Избегайте ятроген-ных3 слов. Помните, что «у ножа одно лезвие, а у языка их сотни». При работе всегда принимайте во внимание индивиду­альные особенности человека, общий уровень развития личнос­ти, а при проведении сеанса с больными людьми — их состояние И динамику заболевания.

9. Всегда учитывайте свое состояние. Если вы простужены, у вас хриплый голос, плохое настроение или вы просто неважно себя чувствуете, лучше перенести работу на другое время. Перед

1 Рашю Мей выделил четыре необходимых внутренних требований к пси­хотерапевту: I) осознание своих невротических ограничений; 2) обретение мужества принимать неудачу и собственное несовершенство; 3) умение радо­ваться не только достигнутым целям, но и самому процессу жизни н, наконец, 4) проявление интереса к людям ради них самих, а не во имя каких-то высших целей и ценностей (философских, религиозных, нравственных и т. п.).

2 Супервизия — форма специализированного консультирования психоте­рапевта в ходе работы с целью развития знаний, навыков и умений, способст­вующих совершенствованию era профессиональной деятельности. В процессе супервизии психотерапевт получает возможность рефлексировать и интегриро­вать свои личные способы реагирования, объективные знания, субъективный опыт и конкретные рабочие ситуации для совершенствования профессиональ­ной деятельности.

3 Ятдогення (от греч. iairos — врач, gennao — порождаю) — возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента не­благоприятное изменение психического или соматического состояния.

пациентами старайтесь выглядеть здоровым, энергичным и спокойным. Психотерапевт в глазах пациентов «никогда не болеет», «как будто пользуется потусторонней силой».

10. Знаменитый американский психотерапевт Милтон Г. Эрик-сон говорил, что в течение дня каждый человек проходит через множество моментов особых состояний сознания. Тренируйтесь каждый день, постоянно наблюдая за окружающими (пассажира­ми общественного транспорта, посетителями, родственниками) и стараясь обращать внимание на показатели особых состояний сознания. Помните сценку из Л. Кэрролла?

«— Я не могу поверить в это, — сказала Алиса.

— Не можешь? — ответила королева тоном, выражающим сожаление. — Попробуй снова: глубоко вздохни и закрой глаза.

— Бесполезно! — воскликнула Алиса. — Я этому поверить не могу... Нельзя поверить в невозможное!

— Просто у тебя нет опыта, — заметила королева. — В твоем возрасте я уделяла этому полчаса в день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака».

11. Будьте внимательны ко всем деталям. Помните, что «ко­роля делает свита» не только в переносном, но и в самом прямом смысле. Развивайте творческую фантазию и используйте каж­дую мелочь для того, чтобы придать ей психотерапевтическую нагрузку.

12. Ваша открытость и искренность в общении с пациентами не должны граничить с панибратством и фамильярностью. Нена­вязчиво держитесь чуть-чуть на дистанции, соблюдайте суборди­нацию, используйте правила этики и деонтологии. Помните, что вы авторитетная личность, и вы должны играть эту роль. Пациент временно отказывается от врожденных механизмов самозащиты и бдительности, отдавая свое тело и душу в руки другого человека, вверяя ему свою безопасность. Тем самым психотерапевт в чем-то Уподобляется родителю или священнику. К. И. Платонов писал: «Спокойствие, уверенность, уравновешенность и терпеливое от­ношение к больному, искреннее и теплое стремление оказать ему Помощь, тактичность и мягкость в обращении — вот те основные качества, которыми должен обладать каждый врач, стремящийся оказать помощь больному».

 


ГЛАВА 5 Приемы и способы определения степени внушаемости и восприимчивости к особым состояниям сознания

Личность — это ансамбль общест­венных отношений.

К. Маркс

Я убедился, что существующее оп­ределение «человек — разумное животное» фальшиво и несколько преждевременно. Правильней фор­мулировать: «человек — животное, восприимчивое к разуму*.

Джонатан Ст/фт

Под внушаемостью обычно принято понимать определен­ную готовность пациента изменять свои мысли и поведение не на основании привычных, рациональных доводов или мотивов, а под влиянием особым образом сконструированных предложе­ний, которые исходят от другого лида или группы лиц. Она не является, как это часто считали раньше, психическим предрас­положением, свойственным только некоторым больным, стра­дающим какими-либо психическими расстройствами (в част­ности, истерического круга); это одно из нормальных свойств высшей нервной деятельности (А. П. Слободяник, 1983).

Не следует подходить к внушаемости как к явлению всегда отрицательному. В. М. Бехтерев писал: «Внушение и прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем вос­питании». Известно, что чем выше для человека авторитет гово­рящего, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово. Степень и вид внушаемости у разных людей чрезвычайно различны. Несомненное влияние оказывают при этом возраст, пол, интеллектуальное развитие, социальный статус, соматичес­кое состояние и т. п. В отдельных случаях: внушаемость значитель­но колеблется в зависимости от характера внушений и способа их вызывания. Так, например, восприимчивость к посторонним вну­шениям (гетеровнушаемость) может быть очень велика, а склон­ность к образованию самовнушений (аутосуггестивность), напро­тив, — очень мала.

В психотерапии также печально известен феномен «проткну­той бумаги», когда пациент безоговорочно соглашается со всеми

высказываниями психотерапевта, однако абсолютно не пытает­ся внутренне переработать их.

Условия повышенной внушаемости имеются и в естествен­ном сне: человек, который находится в таком особом состоянии сознания, как сновидение, доступен прямому внушению почти в такой же степени, как если он находится в гипнотическом состоянии.

Как мы уже указывали в предыдущих главах, разные иссле­дователи относили внушаемость и восприимчивость к особым состояниям сознания прежде всего исходя из той теоретической модели, которой они придерживались. Однако большинство авторов утверждают, что, за немногими исключениями, нет здорового человека, который не мог бы впасть при определен­ных условиях в особое состояние сознания той или иной степени. Как выразился А. Форель, «каждый душевно здоровый человек может быть в большей или меньшей степени загипно­тизирован... препятствием к гипнозу могут быть только извест­ные скоропреходящие состояния психики».

Некоторые исследователи установили процентные отноше­ния поддающихся и не поддающихся гипнозу. Процент первых колеблется от 30 до 100. Так, например, А. Бонн считал, что к гипнозу восприимчивы 99 процентов людей, а О. Веттерстранд писал: «Я отваживаюсь утверждать, что при надлежащем методе большинство людей может испытывать на себе действие гипно­тизма».

На основании своих опытов О. Фогт пришел к заключению, что каждый душевно здоровый человек не только может быть загипнотизирован, но и погружен в так называемый сомнамбу­лизм. Точно так же П. Дюбо полагал, что 90 человек из ста восприимчивы к внушению: «Все зависит от психологического момента, в котором мы находимся, и личность самого внуша­ющего играет в его успехах лишь небольшую роль. Достаточно быть психологом и обладать смелостью».

Л. Ловенфельд, разделяя пациентов по степени восприим­чивости к влиянию в особых состояниях сознания на три группы (легко-, средне- и трудногипнотизируемые), нашел, что 20 процентов приходится на первую группу, около 55 — на вторую и 25 — на третью.

Как мы помним, долгое время многие авторы (Ж. Шарко, П. Мебиус, Жиль де ля Туретт, Б. Блох и др.) считали повы­шенную внушаемость истеричных лиц наиболее существенной особенностью их психического склада. Однако нужно отметить, что повышенная внушаемость как постоянное состояние на­блюдается не у всех истеричных субъектов, хотя у многих из

них, действительно, можно быстро вызвать глубокий сон и да­же погрузить в состояние сомнамбулизма с галлюцинациями. Кроме того, у громадного большинства пациентов с этим диа­гнозом такого достигнуть не удается и, мало того, у многих обнаруживается весьма небольшая внушаемость1.

Что касается больных неврастенией2, то они, как и больные истерией, в различной степени восприимчивы к особым состо­яниям сознания: наряду с трудноподдающимися внушению, немало среди них легко гипнотизируемых. Заметим, что вос­приимчивость часто варьирует при осложнении неврастении синдромом навязчивости.

Известно, что больных психастенией3 бывает трудно погру­зить в особые состояния сознания, а со многими из них практически это не удается. На вопрос Б.. Н. Бирмана, что является в данных случаях причиной подобной невосприимчи­вости, И. П. Павлов ответил: «Когда вы гипнотизируете, то говорите больному, чтобы он ни о чем не думал, а он этого сделать не может, потому что у него имеется навязчивый пункт, и главное, ваше слово не исполняется...» (1932).

Из наблюдений Ю. Каннабиха следует, что психопаты4, страдающие расстройством внимания, неустойчивостью на­строения, страхами, эгоцентризмом, негативизмом и пр., обна­руживают либо крайне повышенную внушаемость и восприим-

1 У истеричных субъектоз часто наблюдается повышенная внушаемость, преимущественно в отношении представлений, касающихся состояний собст­венного тела (самовнушение). Однако степень внушаемости при истерии не всегда соответствует тяжести заболевания. Можно наблюдать малую внушае­мость как в легких, так и в тяжелых случаях истерии.

2 Неврастения (от греч. neuron — нерв, а — отрицание, stenos — сила) — невроз, клиническая картина которого определяется доминированием астении. Обычно возникает в связи с продолжительно воздействующей психотравмой или длительным недосыпанием, умственным или физическим переутомлением, опасной для жизни ситуацией. Для таких больных характерны раздражительная слабость, повышенная возбудимость и легкая истошаемость, а также быстрое пояатение и нестойкость эмоциональных реакций.

3 Психастения — 1) синоним невроза навязчивых состояний; 2) форма акцентуации (от лат. acceiitus — ударение) характера, основными чертами которой являются «крайняя нерешительность, боязливость и постоянная на­клонность к сомнениям-) (П. Б. Ганнушкин, 1933). Характер психастеника определяется тревожной, мнительностью, неуверенностью в себе; однако не­редки и компенсаторные черты в виде эпилептоидных компонентов (торпид-ность, рплцпюсть; застревание эмоций и мыслительной деятельности, педан­тичность).

4 Психопатия — аномалия личности, характеризующаяся дисгармоничностью ее психического склада, критериями которой выступают: 1) выраженность патоло­гических свойств личности" до степени нарушения адаптации; 2) тотальность пси­хопатических особенностей, определяющих весь психический облик индивида; 3) их относительная стабильность и малая обратимость. Вьщеляют врожденные, ядерные и приобретенные, нажитые психопатии (О. В. Кербнков, 1961).

чивость к особым состояниям сознания (ограничивающуюся врачом), либо полную невосприимчивость к ним.

Повышенная внушаемость как постоянная особенность пси­хики наблюдается у дебилов, хотя и у этой категории внушае­мость может быть различна.

Особенно повышенная внушаемость, а следовательно и вос­приимчивость к особым состояниям сознания, выражена у лиц, страдающих злокачественными зависимостями (у хронических алкоголиков, наркоманов), и, кроме того, при таком прогреди-ентном заболевании, как прогрессивный паралич, особенно при экспансивной и дементной формах.

Молодые субъекты в общем более внушаемы и легче подда­ются вхождению в особые состояния сознания, чем люди зре­лого (а тем более преклонного) возраста.

Л. Ловенфельд считает, что у женщин глубокие степени особых состояний сознания достигаются легче, чем у мужчин; Э. Тромнер придерживается противоположного взгляда.

На восприимчивость к особым состояниям сознания, несо­мненно, влияет частота вхождения в них. Так, если на первых сессиях вхождение удавалось с трудом (или с незначительным эффектом) либо не удавалось вообще, то после многократного повторения можно достигнуть более выраженной глубины, так как с каждым разом пациент учится устранять моменты, затруд­няющие вхождение в особые состояния сознания (посторонние и критические мысли, боязливость, чрезмерное напряженное ожидание и т. п.).

На восприимчивость к особым состояниям сознания оказы­вает большое влияние и фактор скорости засыпания. Лица, легко засыпающие, достигают глубоких степеней транса легче, чем те, которые засыпают с трудом.

Мешающим моментом может быть чрезвычайно интенсив­ное устремление внимания (любопытство) на ожидаемые пси­хические изменения. Встречаются субъекты, которые так жела­ют войти в особые состояния сознания, что это мешает их погружению.

Важно, что умственное и физическое переутомление обычно повышает внушаемость и восприимчивость, на основании чего Для гипнотизации людей с малой и средней внушаемостью рекомендуется использовать послеобеденные или вечерние ча­сы. Кроме того, у маловнушаемых лиц на короткий срок вну­шаемость может быть значительно повышена под влиянием истощения, вызванного недостаточным питанием, недостатком сна, длительным и напряженным трудом, сильным душевным потрясением (страхом, испугом).

Взаимосвязь внушаемости и восприимчивости к особым остояниям сознания с типом высшей нервной деятельности

несмотря на свое огромное значение до сих пор исследована недостаточно. В первую очередь это связано с трудностью самого определения типа высшей нервной деятельности чело-, века. Все же на основании клинических наблюдений Вигару и Юкулье нашли, что «сангвинические темпераменты1 отличают­ся легкой внушаемостью... а депрессивные темпераменты под­даются обычно воздействию только в направлении, соответст­вующем их настроению».

Б. Н. Бирман (1953) изучал применение экспериментального гипноза для определения типа высшей нервной деятельности. Он писал, что гипновнушаемость повышена у невротиков со слабым или ослабленным и художественным типом высшей нервной деятельности; наименее восприимчивы к гипнозу нев­ротики с сильным возбудимым и мыслительным типом, у инертных типов внушение «реализуется медленнее, чем у по­движных». На основании клинического опыта большинство исследователей считают, что наиболее легкой внушаемостью отличается сильный уравновешенный быстрый тип (сангвини­ки2), далее следует сильный безудержный (холерики3), слабый

1 Темперамент (от лат. tempenimentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Два компонента — активность и эмоциональность присутствуют в большинстве классификаций и теорий темперамента. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность — особенности протекания чувств, эмоций, настроений, их знак и модальность (радость, горе, страх, пе­чаль, гнев и т. п.).

Различают собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическую основу. Известны три основные системы объяснения ее сущности: 1) гуморальная (Гиппократ, Гален и др.), связывающая состояние организма с соотношением различных соков (жидкостей); 2) конституциональ­ная (Кречмер, Шелдон и др.), которая исходит из различий в конституции организма (его физического строения, соотношения отдельных частей, различ­ных тканей); 3) нейродинамическая (И. П. Павлов, Б. М. Теплов, В. Д. Небы-лицын), связывающая типы темперамента с деятельностью центральной нерв­ной системы.

2 Сангвиник (от лат. sanquis — кровь) — субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, бы­стротой и живостью движений,-разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзыва­ется на окружающие события, общителен. Эмоции (преимущественно положи­тельные) быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро

-переносит неудачи.

3 Холерик (от греч. chole — желчь) — субъект, характеризующийся высо­ким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.

(меланхолики1, «художники») и, наконец, сильный уравнове­шенный медленный (флегматики2).

Здесь необходимо отметить, что при погружении холериков в особые состояния сознания иногда случаются неудачные сессии, связанные с наплывами посторонних мыслей и неаде­кватных эмоциональных реакций, которые пациент с трудом может отбросить.

Поэтому перед началом психотерапевтической работы всегда полезно проверить степень восприимчивости пациента к осо­бым состояниям сознания и внушениям; при этом человеку можно сказать, что хотят проверить кое-какие стороны его психической деятельности. Предлагаем некоторые варианты

проверок.

1. Пациенту, который знает вкус лимона, предлагают вооб­разить, что он ест лимон. Далее внушающим тоном объясняют: «Представьте, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-желтый лимон. В одну руку вы берете лимон, в другую — острый нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки, Вы отрезаете одну долькупока сока еще нет. Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности сре­занной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона и, взяв ее рукой, кладете себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается».

Лица, у которых таким путем удается вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислого во рту, оказываются более внушаемы, чем те, у кого этого вызвать не удается.

2. Пациенту предлагают расслабить мускулатуру руки так, чтобы она падала совершенно свободно, как плеть. Несколько раз поднимают руку и опускают ее, добиваясь полного расслабле­ния мускулатуры руки. Затем пациенту предлагают вытянуть руку и опереться ею на руку врача всей массой тела. Психотерапевт внезапно убирает свою руку, причем, если пациент успешно выполнил эту пробу, он теряет равновесие (психотерапевт дол­жен быть наготове, чтобы поддержать пациента и не дать ему

1 Меланхолик (от грсч. melas (melanos) — черные, chole — желчь) — субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, за­медленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляе­мостью. Его отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и ус­тойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении (причем преобладают отрицательные эмоции).

Флегматик (от греч. phlegina — слизь) — субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительнос­тью мимики. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. У него преобладает спокойное, ровное 1строеинс, отличающееся постоянством.

упасть). Чем успешнее пациент выполняет задание, тем выше обычно и внушаемость. Если же он остается стоять неподвижно, ему указывают, что он должен постараться настроить себя так, чтобы суметь выполнить задания.

3. Пациенту предлагают вытянуть руки вперед ладонями внутрь. Под предлогом неврологического исследования просят фиксировать взгляд на молоточке, одновременно внушают: «Ваши руки расходятся в стороны. Шире. Еще шире». При повы­шенной внушаемости руки расходятся в стороны.

4. Предлагают развести пальцы рук с максимальным напря­жением, «сделав их твердыми, как гвозди». При этом внушают, что пациент не может согнуть пальцы.

5. Сидящему человеку предлагают положить руку на свое колено, затем просят его несколько секунд смотреть на какую-либо одну точку своей руки и внушают, что рука его сейчас стала очень тяжелой, словно налилась свинцом. После этого психо­терапевт слегка приподнимает рук испытуемого и роняет ему на колено. Чем сильнее сопротивление пациента при попытке поднять его руку, тем выше внушаемость. Ощущение, что рука стала тяжелой, возникает у пациента довольно легко, и это ведет к повышению внушаемости.

6. Пациенту говорят, что сейчас прикоснутся кончиком ватки к его глазу, что это не вызовет никакой боли, и просят смотреть неподвижно на какой-либо предмет, например на палец психотерапевта, и постараться не мигать при прикосно­вении. Внушающим тоном указывают; «Вы не можете мигать. Прикосновение совершенно безболезненно. Никаких неприятных ощущений оно не вызывает». При этом прикасаются ваткой к склере глаза вблизи роговицы. Затем говорят: «Л сейчас, когда я прикоснусь этой же ваткой к вашему глазу, вам будет очень неприятно, чувствительность резко обострится. Попробуйте не мигать, вы не можете удержаться, чтобы не мигнуть», В это время прикасаются незаметно для испытуемого не к склере, а к краю роговицы. Склера сравнительно малочувствительна, и подавить рефлекс со склеры, если он есть, не представляет труда. Роговица же очень чувствительна, и прикосновение к ней болезненно. Огромному большинству людей подавить рефлекс не удается. Эта проба обычно ведет к усилению внушаемости пациента, создавая у него впечатление, что разница при первом и втором прикосновении вызвана действием внушения.

7. Первый прием К. Бодуэна: психотерапевт заявляет паци­енту о своем желании проверить его способность концентриро­вать внимание. Поставив его к себе лицом — ноги вместе, руки вдоль туловища, — психотерапевт предлагает ему смотреть прямо в глаза. При этом сам встает так, чтобы одна нога была несколько выдвинута вперед. Такое положение необходимо для

того", чтобы психотерапевт мог отклониться назад на опорную ногу'- Затем он вытягивает руки, сложенные ладонями внутрь так, чтобы достать ими до виска пациента, и слегка прикасается к коже в этой области. Ладони необходимо поставить таким образом, чтобы уменьшить у пациента угол периферического зрения, так как эта информация воспринимается неосознанно. Не сводя пристального взгляда с переносицы пациента, психо­терапевт внушительно произносит фразу: «Как только я начну отводить свои руки от ваших висков, вас потянет вперед за ними! Теперь я начинаю отводить свои руки». При этом он чуть-чуть отклоняется назад, продолжая говорить спокойно, твердо и уверенно: «Теперь, когда я удаляю свои руки, вас уже начинает тянуть за ними. Вас уже тянет за ними. Вас тянет, вас тянет вперед за моими руками». При этом, продолжая отступать назад, психотерапевт отводит руки и в случае падения пациента под­хватывает его.

Если человека начинает клонить вперед, то можно говорить о повышенной внушаемости. В противном случае делают вывод о недостаточной внушаемости.

I 8. Второй прием К. Бодуэна: психотерапевт заявляет паци­енту, что желает проверить его внимание и умение сосредото­чиваться. Ему предлагают встать к психотерапевту спиной, держаться совершенно прямо, так, чтобы главной точкой опо­ры являлись пятки, поставив ноги вместе и опустив руки вдоль тела, закрыть глаза, расслабить мускулатуру тела. Его также предупреждают, чтобы он не боялся, что с ним что-то произой­дет, что его сейчас потянет назад. Затем психотерапевт дол­жен положить свою руку на затылок пациента. Если тот будет падать или его станет клонить назад, то его своевременно подхватят. Затем спокойно, но твердо и уверенно психотера­певт начинает внушать: «Как только я отведу свою руку от вашего затылка, вас начнет клонить назад/ Теперь я отвожу свою руку и вас начинает клонить назад/Вас тянет назад. Вы медленно падаете/ Вы уже падаете, падаете/» При этих словах психо­терапевт должен медленно отвести руку и в случае падения пациента подхватить его.

Если пациента начинает клонить назад, можно говорить о повышенной внушаемости. В противном случае можно сделать вывод о недостаточной внушаемости.

9. Прием, рекомендуемый В. Е. Рожновым. Предложив пациенту соединить пальцы рук в замок, психотерапевт покры­вает их своими руками. Его взгляд фиксирует переносицу испытуемого, который должен смотреть ему в глаза. Продолжая массировать руки испытуемого, он произносит формулу внуше­ния: «Как только я положу свои руки на ваши, они начнут деревенеть. Веши руки уже деревенеют! Руки начинают ежи-

маться все сильнее. Руки сжимаются все больше, руки сжались крепко-крепко. Вы уже не можете разжать свои руки! Словно магниты, их притягивает друг к другу. Пробуйте, прилагайте усилия. Вы не можете разнять рук. Ничего не получается/ Про­буйте, прилагайте усилия. Ничего не получается/» В результате человек действительно не сможет разнять своих рук. Удача этого приема будет говорить о большой внушаемости пациента. Мож­но усилить прием, предложив испытуемому поднять сцеплен­ные руки над головой.

10. Пациенту дают в руки две или три совершенно чистые пробирки и заявляют, что собираются исследовать его обоняние. Ему предлагают понюхать эти пробирки и сказать, в какой из них были керосин, нашатырный спирт и чистая вода. Если человек начнет обнаруживать несуществующие запахи, то можно предпо­ложить у него наличие хорошей внушаемости. Если же он твердо заявит вам, что никаких запахов не чувствует, то делают вывод об отсутствии у испытуемого повышенной внушаемости.

11. Для этого приема нужно иметь небольшой металлический груз на прочной нитке и выпиленный из дерева подковообраз­ный «магнит», внешне похожий на настоящий. Пациента про­сят взять пальцами вытянутой руки нитку с висящим на ее конце металлическим грузом.

Психотерапевт подносит к грузу «магнит» и начинает то приближать, то удалять его в какой-нибудь определенной плос­кости. При этом пациенту внушают, чтобы он обратил внима­ние на то, как груз постепенно начинает следовать за «магни­том» и раскачиваться. Вскоре у лиц, достаточно внушаемых, груз действительно начнет качаться в заданном направлении вследствие возникновения идеомоторных движений.

12. Прием Констамма. Пациенту предлагают встать боком к стене и тыльной стороной сжатой в кулак кисти опереться изо всех сил о стену. Глаза должны быть закрыты. В течение минуты врач дает пациенту следующие приказания: «Обопритесь очень сильно, напрягите мышцы плеча, руки». Затем он просит больного отойти от стены и свободно опустить руку. Чаще всего рука, которая работала, сама по себе поднимается, нередко даже описав угол девяносто градусов. Пациенту объясняют, что ис­пытанное им расслабление и спонтанное движение руки похо­жи на расслабление и ощущение подчинения внешним силам, которые он должен снова'испытывать во время особого состо­яния сознания (гипноза).

13. Прием, рекомендуемый С. Н. Астаховым. Во время об­следования, проверив реакцию зрачков на свет и конвергенцию, психотерапевт говорит пациенту, сидящему с закрытыми глаза­ми: «Не удивляйтесь, сейчас я надавлю вот здесь, и вам будет трудно открыть глаза». При этом он слегка надавливает паль-

цами в" области надбровных дуг. На предложение после этого открыть глаза пациент может почувствовать тяжесть в веках. Если он открывает глаза с трудом, с видимым усилием, то мож­но говорить о повышенной внушаемости и открытости к осо­бым состояниям сознания.

Можно значительно усилить диагностическое значение это­го теста, если предварительно придавить в области медиального мыщелка на локтевой нерв, предупредив пациента о том, что у него должно сейчас возникнуть чувство «проходящего в мизи­нец тока». Таким образом, обследуемый полагает, что есть такие точки, прижимая которые, психотерапевт может вызвать новые, до этого неизвестные ощущения.

14. Прием Леви-Сахла. Пациенту предлагается фиксировать взглядом красный крест на сером фоне при словесном внуше­нии, что в результате такой процедуры он закроет глаза и увидит зеленый крест.

Для определения внушаемости и открытости к особым состо­яниям сознания достаточно провести два-три из этих приемов, после чего переходят к самой психотерапии. Если внушаемость высокая, вхождение в особое состояние сознания (гипнотизация) может проводиться более быстро, если низкая — более медленно.

Для практических целей и научных исследований особых состояний сознания Э. Хилгардом с соавторами была разрабо­тана шкала («стенфордская шкала»), позволяющая определить степень внушаемости. В соответствии с ней приняты следующие градации внушения:

1) внушение, что рука испытуемого, приведенная психоте­рапевтом в горизонтальное положение, упадет;

2) испытуемый приблизит к себе вытянутые руки;

3) вокруг головы пациента летает муха;

4) нельзя разъединить руки;

5) вытянутую руку невозможно согнуть;

6) невозможно открыть глаза;

7) невозможно назвать свое имя (пациент только что-то бор­мочет);

8) невозможно поднять плечо;

9) при положительном ответе на вопрос «да» рука пациента будет одновременно писать «нет»;

10) пациент ощущает горький или соленый вкус;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: