Основы профессионального определения. Выбор профессии. Правила выбора профессии.




Основы профессионального определения. Выбор профессии. Правила выбора профессии.

Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какие качества человека являются профессионально важными? Благодаря чему человек может достигать успехов в профессиональной деятельности, делая это без особенных усилий и напряжения, и к тому же получая от этого удовлетворение?

Прежде всего, имеют значение склонности и способности человека.

Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремления не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Склонности мы условно обозначаем выражением “Я хочу”.

Способности - это умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Способности мы можем выразить словами “Я могу».

Анкета “Профессиональная ориентация” предназначена для выявления профессиональных склонностей, а также Вашего представления о своих профессиональных способностях.

Эта анкета позволит Вам быстро и просто определить Вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий.

Для правильного выбора профессии Вам надо сориентироваться в трех вещах:

1. Определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом “Хочу”.

2. Оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют в конечном счете Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос, какое у Вас “Могу”.

3. Узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня “Надо”.

В том случае, если Вы сумеете совместить “Хочу”, “Могу” и “Надо’, то Ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, Ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

- интересна л привлекательна для Вас.

- соответствует Вашим способностям,

-пользуется спросом на рынке труда.

Анкета состоит из двух частей: “Я Хочу’’ и “Я могу”.

В первой части (“Я хочу”) Вы можете оценить по 4-балльной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы Ваших профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.

Во второй части (“Я могу’) Вы можете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. Эта часть предназначена для определения Ваших представлений о своих профессиональных способностях. Эта часть анкеты определяет не столько объективную степень выраженности Ваших профессиональных способностей, сколько то, что Вы о них думаете, как Вы их оцениваете, для того, чтобы получить точную и объективную информацию о Ваших профессиональных способностях, Вам необходимо воспользоваться более сложными психологическими тестами.

 

Анкета «Профессиональная ориентация»

 

Инструкция:

Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности.

(0 – вовсе нет, 1 – пожалуй так, 2 – верно, 3 – совершенно верно)

Я хочу

(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

  Обслуживать людей  
  Заниматься лечением  
  Обучать, воспитывать  
  Защищать права, безопасность  
  Управлять людьми  
  Управлять машинами  
  Ремонтировать оборудование  
  Собирать и налаживать технику  
  Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи  
  Заниматься строительством  
  Обрабатывать тексты и таблицы  
  Производить расчеты и вычисления  
  Перерабатывать информацию  
  Работать с чертежами, картами и схемами  
  Принимать и перерабатывать сигналы и сообщения  
  Заниматься художественным оформлением  
  Рисовать, фотографировать  
  Создать произведения искусства  
  Выступать на сцене  
  Шить, вышивать, вязать  
  Ухаживать за животными  
  Заготавливать продукты  
  Работать на открытом воздухе  
  Выращивать овощи и фрукты  
  Иметь дело с природой  
А Работать с руками  
  Выполнять решения  
  Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать  
  Получать конкретный практический результат  
  Воплощать идеи в жизнь  
Б Работать головой  
  Принимать решения  
  Создавать новые образцы  
  Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать.  
  Планировать, консультировать, проектировать, разрабатывать, моделировать.  

 

Я могу

(способен, умею, обладаю навыками):

  Знакомиться с новыми людьми  
  Быть чутким и доброжелательным  
  Выслушивать людей  
  Разбираться в людях  
  Хорошо говорить и выступать публично  
  Искать и устранять неисправности  
  Разбираться в технических устройствах  
  Ловко обращаться с инструментами  
  Хорошо ориентироваться в пространстве  
  Быть сосредоточенным и усидчивым  
  Хорошо считать в уме  
  Кодировать информацию  
  Оперировать знаками и символами  
  Искать и исправлять ошибки  
  Создавать красивые со вкусом сделанные вещи  
  Разбираться в литературе и искусстве  
  Петь, играть на музыкальных инструментах  
  Сочинять стихи, писать рассказы  
  Рисовать  
  Разбираться в животных или растениях  
  Разводить растения или животных  
  Бороться с болезнями, вредителями  
  Ориентироваться в природных явлениях  
  Работать на земле  
А Быстро выполнять указания  
  Точно следовать инструкциям  
  Работать по заданному алгоритму  
  Выполнять однообразную работу  
  Соблюдать правила и нормативы  
Б Создавать новые инструкции и давать указания  
  Принимать нестандартные решения  
  Легко придумывать новые способы деятельности  
  Брать на себя ответственность  
  Самостоятельно организовывать свою работу  

Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе Вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессий.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:

• человек - человек.

• человек - техника,

• человек - знаковая система.

• человек - художественный образ,

• человек - природа.

Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»:

• А - исполнительские,

• Б - творческие.

Обозначения типов и классов профессий такие же, как и па психологической карте профессий. Поэтому, зная координаты своих профессиональных предпочтений можно определить наиболее подходящую для Вас профессиональную группу. Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5). Вы в наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется Ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Наиболее удачным является случай, когда Ваши склонности лежат в той же группе профессий, что и Ваши способности. В этом случае Вам нравится делать именно то, что Вы умеете делать. Поэтому можно ожидать, что выбрав ту или иную профессию, Вы не только можете добиться в ней достаточно высоких успехов, но это будет доставлять Вам удовольствие.

Результаты:

Типы профессий:

1. «человек- человек”.

2. «человек - техника”,

3. “человек - знаковая система”,

4. “человек - художественный образ”.

5. “человек - природа”.

Классы профессий:

А - исполнительский.

Б - творческий,

левая сторона - А+Б / 30 * 100% степень активности,

 

правая сторона А+Б /30 * 100% степень уверенности в своих силах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: