Производство по делам об оспаривании решений третейских судов




 

1. ФЗ «О третейских судах» и Закон о МКАС предусматривают возможность оспаривания решений третейских судов в компетентный государственный суд, а также право на обращение в государственный суд за получением исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если оно не исполняется добровольно. До введения в действие ГПК 2002 г. возможность оспаривания решений третейских судов и обращения за исполнительными листами на их принудительное исполнение были закреплены в ряде правовых актов1. Однако в процессуальных законах отсутствовали нормы, регулирующие порядок рассмотрения указанных категорий дел. В целях преодоления существовавшего в процессуальном законодательстве пробела одновременно в ГПК РФ и АПК РФ включены главы, устанавливающие порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их.

В рамках производства, предусмотренного в разд. IV ГПК и разд. VII АПК, осуществляется судебный контроль за рассмотрением дела третейским судом и соблюдением основных принципов российского права в ходе третейского разбирательства с учетом подведомственности дела суду общей юрисдикции или арбитражному суду [II. 28. с. 99-117].

2. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов.

В ст.418 ГПК закрепляется право на оспаривание в суде решения третейского суда, принятого на территории РФ, и устанавливается порядок его реализации. В ФЗ «О третейских судах» и Законе о МКАС также предусмотрена возможность отмены решения третейского суда.

В соответствии со ст.40 ФЗ «О третейских судах» заявление об отмене решения постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образованного сторонами для решения конкретного спора, подается в компетентный суд стороной третейского разбирательства, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным1 [I. 4. ст. 40].

Под компетентным судом понимается арбитражный суд субъекта РФ по спорам, подведомственным арбитражным судам, районный суд – по спорам, подведомственным судам общей юрисдикции, в соответствии с подсудностью, установленной АПК и ГПК. До принятия АПК 2002 г. согласно ст.34 Закона о МКАС дело об оспаривании решения МКАС было подведомственно судам общей юрисдикции, которые успешно рассматривали их. В настоящее время решение вопроса о подведомственности дел об оспаривании решений МКАС изменено. АПК 2002г. предусмотрено, что дела об оспаривании решений третейских судов и МКАС по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности подведомственны арбитражному суду (ч. 1 ст.230 АПК).

Рассмотрение заявлений об оспаривании решений, третейских судов, подведомственных судам общей юрисдикции, осуществляется судьей в рамках производства по делам об оспаривании решений третейских судов, регламентированного гл. 46 ГПК [II. 28. с. 99-117].

Заявление об оспаривании решения третейского суда может быть подано в течение трех месяцев со дня получения его стороной, обратившейся с заявлением, если иное не предусмотрено международным договором РФ, или федеральным законом. Течение срока на подачу заявления начинается со дня получения решения третейского суда стороной. В соответствии с ФЗ «О третейских судах», если стороны не согласовали иной порядок, то решение третейского суда направляется по последнему известному месту нахождения (месту жительства) стороны третейского разбирательства заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки. Решение считается полученным в день доставки, хотя бы адресат по указанному адресу не находится или не проживает.

3. Подсудность дел об оспаривании решений третейских судов установлена в ч. 2 ст.418 ГПК. Заявление подается в районный суд, на территории которого принято решение третейского суда.

С заявления об отмене решения третейского суда взимается государственная пошлина в размере, предусмотренном ФЗ для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на решения третейского суда.

Заявление об оспаривании решений третейского суда должно быть оформлено в соответствии с требованиями к его форме и содержанию, установленным в ст. 419 ГПК. Заявление подается в письменной форме и подписывается лицом, оспаривающим решение третейского суда или его представителем. Полномочия представителя на подписание заявления и его предъявление в суд должны быть специально оговорены в доверенности.

Несоблюдение требований к форме и содержанию заявления, представлению необходимых документов влечет за собой возвращение заявления или оставление без движения по правилам, установленным в ст.135, 136 ГПК. Если же в нарушение требований, установленных ч. 1 и п. 6 ч. 3 ст.419 ГПК, заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд, судья возвращает его. При несоблюдении других требований ст.419 ГПК судья оставляет заявление без движения [II. 15. с. 47-53].

4. Порядок рассмотрения заявлений об отмене решений третейского суда. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в судебном заседании не позднее одного месяца со дня поступления заявления в суд.

После принятия заявления судья должен совершить определенные действия, для того чтобы обеспечить разрешение вопроса об отмене решения третейского суда в судебном заседании. В частности, проверить, не истек ли срок на подачу в суд заявления об отмене решения третейского суда.

При подготовке дела к Судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон судья истребует материалы дела из третейского суда по правилам, предусмотренным в ст.57 ГПК, для истребования доказательств В ходатайстве сторон об истребовании материалов дела должны быть обозначены: наименование третейского суда и его состав, наименование сторон третейского разбирательства, дата и место принятия решения.

Полученные из третейского суда материалы дела, доказательства представленные сторонами, внимательно изучаются судьей. При этом он должен проверить наличие или отсутствие оснований отмены решения путем исследования доказательств, представленных сторонами третейского разбирательства. После подготовки дела судья назначает время и место судебного заседания и извещает об этом стороны третейского разбирательства. Вместе с повесткой стороне третейского разбирательства направляется копия заявления об отмене решения третейского суда. Сторонам может быть предложено представить дополнительные доказательства в подтверждение заявленных требований, а также возражения. Неявка надлежаще извещенных сторон третейского разбирательств в судебное заседание не препятствует рассмотрению заявления. Заявление рассматривается в судебном заседании по общим правилам судопроизводства в суде первой инстанции. При рассмотрении дела суд устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда путем исследования представленных сторонами третейского разбирательства доказательств.

Отмена решения третейского суда возможна только по исчерпывающему кругу оснований, совпадающему с перечнем, предусмотренным в ст.42 ФЗ «О третейских судах». Основания для отмены решения третейского суда не связаны с проверкой обоснованности выводов третейского суда и правильности применения третейским судом норм материального права [I. 4. ст. 42]. Они связаны в основном с соблюдением процессуального порядка. Все основания для отмены решения третейского суда можно разделить на две группы:

1) основания, которые должны быть доказаны стороной, подавшей заявление;

2) основания, установленные компетентным судом.

Вторую группу оснований суд должен проверять независимо от того ссылается на них сторона, подавшая заявление, или нет [II. 20. с. 174-179].

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст.421 суд общей юрисдикции должен отменить решение третейского суда, если сторона третейского разбирательства обратившаяся в суд с заявлением, докажет, что:

1) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным ФЗ, в частности установленным ст.168-179 ГК РФ. Дополнительное основание признания недействительным третейского соглашения предусмотрено п. 3 ст.5 Ф3 о третейских судах;

2) сторона не была уведомлена надлежащим образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;

3) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения.

Если предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением, то это означает превышение третейским судом его компетенции. Прежде всего это касается тех случаев, когда третейское соглашение сторонами достигнуто, но не охватывает всех требований истца (например, в случае соглашения о передаче в третейский суд спора исключительно о взыскании основного долга по договору решение суда по вопросу о взыскании неустойки будет выходить за пределы компетенции соответствующего третейского суда).

Если в решении третейского суда вопросы, охватываемые третейским соглашением, могут быть отделены от вопросов, не охватываемых соглашением, суд может отменить только часть решения третейского суда, касающуюся вопросов, не охватываемых третейским соглашением;

4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению сторон или федеральному закону. В частности, нарушение ст.8, 10, 11 и 19 ФЗ «О третейских судах» в суде влечет отмену его решения [I. 4.].

Суд также отменяет решение третейского суда, если установит, что:

1) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом, т.е. неподведомствен третейскому суду;

2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Суд общей юрисдикции, рассматривая дело об отмене решения третейского суда, во всех случаях проверяет, соблюдены ли третейским судом при вынесении решения основополагающие принципы российского права. К основополагающим принципам российского права прежде всего относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, а также отраслевые принципы гражданского права. Например, принципы равенства сторон, свободы договора, справедливости и недопустимости извлечения выгоды из нарушения обязательств и др. [II. 17. с. 155-170].

Для отмены решения третейского суда суду достаточно установить наличие любого из перечисленных оснований. По результатам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда суд выносит определение об отмене решения третейского суда или об отказе в этом. Определением суда решение третейского суда может быть отменено полностью или в части.

Определения суда по делу должно отвечать общим требованиям, предусмотренным для определений, выносимых судом (ст.225 ГПК), а также специальным требованиям к содержанию определения по делу об оспаривании решения третейского суда, предусмотренным в ч. 2 ст.422 ГПК. Если после отмены решения третейского суда возможность обращения в третейский суд не утрачена, стороны третейского разбирательства могут повторно обратиться в него за разрешением спора. Исключение составляют случаи отмены судом решения третейского суда полностью или в части вследствие недействительности третейского соглашения либо в связи с тем, что решение было принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, либо не подпадает под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением. За разрешением такого спора стороны третейского разбирательства могут обратиться в суд в порядке искового производства. Обращение; сторон третейского разбирательства в суд обшей юрисдикции возможно и после отмены решения третейского суда по другим основаниям [II. 24. с. 32-39].

Определение суда об отмене решения третейского суда или об отказе в отмене решения третейского суда может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня вынесения определения, о чем должно быть в нем указано.

 

Выводы по второй главе

 

В соответствии со ст.11 ГК защита гражданских прав может осуществляться не только судом общей юрисдикции и арбитражным судом, но и третейским судом. Выбор между третейским судом и иными способами правовой защиты гражданских прав и интересов всецело зависит от усмотрения заинтересованных лиц.

Третейский суд - судебное учреждение, избираемое по соглашению сторон для разрешения конкретного, уже возникшего гражданско-правового спора с обязательством подчиниться решению этого суда.

Третейское разбирательство состоит в том, что обе стороны доверяют разрешение спора и вынесения решения третьим лицам. Именно поэтому суд называется третейским. Это качество третейского разбирательства существенно отличает его от других форм защиты субъективных гражданских прав государственными органами и общественными организациями. Однако в соответствии со ст.3 ГПК полная замена государственной юрисдикции третейским производством не допускается.

Цель третейского разрешения гражданских дел заключается в разрешении возникших правовых конфликтов и обеспечении добровольного исполнения обязанностей, с тем чтобы снизить нагрузку на государственные суды, повысить правосознание граждан и предпринимателей, привить чувство цивилизованного разрешения споров. Действующее законодательство разрешает деятельность различных видов третейских судов (создаваемые для разрешения конкретного, единственного спора и постоянно действующи). Следовательно, подведомственность дел третейскому суду носит сугубо добровольный, договорный, характер. В третейском производстве действуют принципы диспозитивности, равноправия сторон, законности, независимости судей и некоторые другие.


Глава 3. Особенности организации и деятельности третейского суда на примере суда при торгово-прмышленной палате г. Брянска

 

3.1 Характеристика деятельности третейского суда при Торгово-промышленной палате г. Брянска

 

Третейский суд при Торгово-промышленной палате г. Брянска (далее - Третейский суд) является постоянно действующим третейским судом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ФЗ «О третейских судах РФ» 21.06.2002 г., Положением и Регламентом Суда.

Организация и деятельность Третейского суда осуществляется в порядке и на основании Положения, а также на основании Регламента Третейского суда и других документов, принятых во исполнение вышеуказанных положений и правил.

Положение и Регламент Третейского суда утверждаются решением Секретариата Торгово-промышленной палаты г.Брянска.

Третейский суд рассматривает экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в сфере производства и реализации товаров, работ, услуг, что составляет специальную юрисдикцию Третейского суда.

К экономическим спорам, разрешаемым Третейским судом, в частности, относятся споры:

- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение третейского суда согласована сторонами;

- об изменении условий или о расторжении договоров;

- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

- о признании права собственности;

- об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

- о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

- о возмещении убытков;

- о защите деловой репутации.

Третейский суд может признать свою компетенцию на рассмотрение дел других категорий.

В своей непосредственной деятельности при рассмотрении споров и разрешении разногласий Третейский суд руководствуется принципами независимости и беспристрастности, состязательности и равноправия сторон, квалифицированного подхода и обоснованности, законности и справедливости.

Третейские судьи, Секретарь Третейского суда и другие сотрудники и специалисты обязаны не разглашать ставшую им известной информацию о спорах, разрешаемых Третейским судом, которая может нанести ущерб интересам сторон.

Целью Третейского суда является обеспечение справедливого, скорого и эффективного правосудия в разрешении споров и примирение лиц (сторон), к нему обратившихся.

Третейское разбирательство спора призвано обеспечить эффективную и профессиональную защиту охраняемых законом прав и интересов юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке на основе быстрого, экономичного рассмотрения дел.

Право на обращение к Третейскому суду принадлежит юридическим лицам и гражданам, имеющим статус индивидуального предпринимателя, зарегистрированным в Российской Федерации и других странах, при наличии соглашения о передаче спора на разрешение Третейского суда.

Для обращения в Третейский суд не требуется соблюдения предварительного порядка урегулирования споров самими сторонами. Стороны могут вести дела непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, выбранных по своему усмотрению.

Третейский суд принимает к рассмотрению споры при наличии письменного соглашения между сторонами о передаче на его разрешение конкретного спора, определенных категорий или всех споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо правоотношением, независимо от того, носило ли оно договорный характер. Соглашение может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.

Соглашение заключается в письменной форме. Соглашение о передаче спора Третейскому суду считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения.

Соглашение должно, во всяком случае, содержать наименование сторон, их местонахождение, предмет спора.

Соглашение о передаче спора на разрешение Третейского суда может быть также выражено со стороны истца предъявлением иска, а со стороны ответчика - совершением действий, свидетельствующих о его добровольном подчинении юрисдикции Третейского суда, в частности, положительным ответом на запрос о его согласии подчиниться юрисдикции Третейского суда.

Соглашение о передаче спора в Третейский суд признается имеющим силу и в том случае, когда Третейский суд, по заявлению одной из сторон, признает сам договор недействительным в ходе третейского разбирательства.

Третейский суд состоит из Председателя Третейского суда, Заместителя Председателя Третейского суда, членов суда, Секретаря Третейского суда.

Председатель Третейского суда назначается Секретариатом Торгово-промышленной палаты г. Брянска сроком на пять лет. Председатель Третейского суда организует деятельность Третейского суда, представляет Третейский суд в его сношениях внутри страны и за рубежом, выполняет иные функции.

Заместитель Председателя Третейского суда назначается Торгово-промышленной палаты г.Брянска по предложению Председателя Третейского суда.

Функции Заместителя Председателя Третейского суда определяются Председателем Третейского суда.

Председатель Третейского суда и Заместитель Председателя Третейского суда не вправе вмешиваться в рассмотрение конкретного спора или влиять на состав суда, рассматривающего спор, если никто из них не входит в этот состав в качестве Третейского судьи.

Третейским судьей может быть физическое дееспособное лицо, имеющее высшее юридическое образование, обладающее необходимыми знаниями в области разрешения споров, которые принимаются к рассмотрению Третейским судом, и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи. Он не является представителем стороны. Третейским судьёй может быть как гражданин Российской Федерации, так и лицо, не состоящее в гражданстве Российской Федерации.

Судьи Третейского суда утверждаются Секретариатом Торгово-промышленной палаты г. Брянска сроком на пять лет.

До истечения срока полномочий Третейского судьи они могут быть прекращены по его просьбе.

Полномочия Третейского судьи прекращаются решением Секретариата Торгово-промышленной палаты г. Брянска.

На место досрочного выбывшего члена Третейского суда решением Секретариата Торгово-промышленной палаты г. Брянска утверждается новый Третейский судья на срок полномочий данного состава Третейского суда.

Согласно порядку и критериям, установленным для утверждения третейских судей настоящим Положением, формируется Список Третейских судей, в котором указываются имя Третейского судьи, сведения о гражданстве, его образование, место работы, должность, ученая степень и звание. Список Третейских судей публикуется, распространяется для свободного обозрения посредством средств телекоммуникаций или массовой информации либо предоставляется по запросу любому заинтересованному лицу секретарем Третейского суда.

Секретарь Третейского суда назначается решением Секретариата Торгово-промышленной палаты г. Брянска.

Секретарь Третейского суда организует делопроизводство Третейского суда, обеспечивает сторонам направление всех документов по делу.

Секретарь Третейского суда содействует организации примирительного производства, ведет протоколы заседаний и слушаний, присутствует при всех процессуальных действиях состава Третейского суда по конкретному спору, кроме вынесения решения в совещательной комнате, и выполняет другие его поручения. До сформирования состава Третейского суда для разрешения конкретного спора Секретарь Третейского суда выполняет поручения Председателя Третейского суда, относящиеся к третейскому разбирательству, а также иные функции, предусмотренные настоящим Положением и Регламентом Третейского суда.

Денежные средства Третейского суда образуются в рублях и иностранной валюте за счет сборов, взимаемых в соответствии с Положением о третейских сборах и расходах, средств, целевым образом выделенных для обеспечения работы третейского суда (специально утвержденный бюджет или выделенный кредит), а также за счет взносов, добровольных спонсорских вкладов, пожертвований и т.п. юридических и физических лиц. Указанные средства используются для покрытия расходов и издержек Третейского суда, связанных с третейским разбирательством, а также для финансирования общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда.

В расходы и издержки Третейского суда, связанные с третейским разбирательством и его деятельностью, входят выплаты гонораров Третейским судьям, вознаграждения (заработная плата) юридическим и техническим работникам, персоналу, переводчикам, экспертам, возмещение командировочных расходов названных и иных специалистов, оплата их участия в семинарах и конференциях и т.д.

Местонахождением Третейского суда и местом проведения слушаний является г.Брянск.

В установленных Регламентом Третейского суда случаях слушания могут быть проведены вне места нахождения Третейского суда, в том числе за пределами территории Российской Федерации.

Любые изменения или дополнения в Положение, а также в Регламент Третейского суда могут вноситься только решением Секретариата Торгово-промышленной палаты г.Брянска.

Деятельность Третейского суда может быть прекращена решением Секретариата Торгово-промышленной палаты г.Брянска.

Анализ дел, рассмотренных третейским судом при ТПП г.Брянска.

Наиболее часто третейские суды сталкиваются с проблемой исполнения решений, которое возложено на компетентные государственные суды. До выдачи приказа на принудительное исполнение решения третейского суда арбитражный суд должен проверить законность решения и полноту исследования необходимых материалов

Заслушав и обсудив доклад судьи и заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.

Акционерное общество «Фортуна» обратилось в Брянский областной арбитражный суд с заявлением о выдаче приказа на принудительное исполнение решения третейского суда города Брянска о взыскании с акционерного общества «Брянский хладокомбинат» 455396 рублей неустойки и пени и 4659 рублей пошлины.

Арбитражный суд определением от 21.02.95 отказал в выдаче приказа исходя из того, что оговорка в контракте о третейском рассмотрении спора подписана неуполномоченным лицом и это вызывает у суда сомнение в части достижения между сторонами согласия по этому вопросу, до вынесения решения ответчик не был согласен с рассмотрением спора в третейском суде; в данном случае имеют место нарушения статьи 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» для разрешения экономических споров, поскольку судьи назначены до истечения 15-дневного срока со дня уведомления истцом ответчика о назначении третейского судьи; пункт 2.3 Положения о третейском суде города Брянска противоречит статье 5 указанного Федерального Закона.

Коллегия Брянского областного арбитражного суда по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений, не вступивших в законную силу, постановлением от 04.04.95 определение оставила без изменения, посчитав, что согласие о передаче спора третейскому суду не было достигнуто, поскольку ответчик до принятия решения неоднократно отказывался от разбирательства спора в этом суде.

Вместе с тем коллегия указала, что ссылка в определении арбитражного суда об оговорке в контракте о третейском разбирательстве спора является неверной, поскольку имеется контракт, подписанный надлежаще уполномоченным представителем ответчика, которому не требовалось каких-либо специальных полномочий для включения в контракт этой оговорки.

Коллегия также отметила, что нарушений статьи 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» для разрешения экономических споров не допущено, так как согласно этой статье судьи в постоянно действующих третейских судах назначаются в порядке, установленном правилами этого суда. Данный порядок не был нарушен при рассмотрении спора.

Заместитель Генерального прокурора Брянской области принес протест, в котором просит определение и постановление Брянского областного арбитражного суда отменить и принять решение о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда города Брянска от 22.12.94.

В обоснование протеста приведены следующие доводы: из пункта 7.1 контракта видно, что между сторонами достигнуто соглашение о передаче споров на рассмотрение третейского суда города Брянска; согласно пунктам 9.2 и 9.3 контракта стороны могут вносить в него изменения и дополнения только по соглашению сторон и одностороннее изменение условий контракта не имеет юридической силы; арбитражным судом не принят во внимание ряд фактических обстоятельств, в частности судом не учтено, что после обращения истца в третейский суд ответчик не отказывался от рассмотрения спора в этом суде и добровольно выполнил его определение, представив затребованные документы, не заявил ответчик такой отказ и в заседании третейского суда 06.12.94. Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению, определение и постановление - отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 7.1 контракта на поставку товаров от 26.05.94, подписанного представителями истца и ответчика без каких-либо возражений, все споры, возникающие в ходе исполнения этого контракта, рассматриваются третейским судом города Брянска. Представителю ответчика, подписавшему контракт, не требовалось специальных полномочий на подписание соглашения о рассмотрении споров в третейском суде. Третейским судом не нарушался порядок назначения судей, поскольку согласно статье 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» для разрешения экономических споров при передаче спора в постоянно действующий третейский суд, каковым является третейский суд города Брянска, стороны назначают судей в порядке, установленном правилами этого суда. Более того, для обеспечения возможности сторонам использовать свои права в части выбора судей рассмотрение спора было отложено, а истцу и ответчику предложено решить вопрос о составе суда.

При таких обстоятельствах следует признать, что данный спор рассмотрен третейским судом в соответствии с соглашением сторон, с соблюдением требований по назначению состава суда и процедуры рассмотрения спора. Вместе с тем, как следует из статьи 5 указанного Федерального Закона, в ходе рассмотрения заявления о выдаче приказа на принудительное исполнение решения третейского суда арбитражный суд должен проверить, соответствует ли это решение законодательству и принято ли оно с исследованием всех необходимых материалов.

В данном случае эти обстоятельства не были выяснены арбитражным судом. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

- протест заместителя Генерального прокурора Брянской области удовлетворить.

- Определение от 21.02.95 и постановление от 04.04.95 Брянского областного арбитражного суда по делу N 11-8Т отменить.

- Дело N 11-8Т направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

Поскольку ответчик отрицал действительность своего волеизъявления на разрешение спора в данном третейском суде, то исходя из смысла ст.87 АПК РФ спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, т.о., в соответствии со ст. 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» апелляционной инстанцией в выдаче исполнительного листа отказано правомерно. Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Закрытое акционерное общество Акционерный коммерческий городской банк «Русский стандарт» (далее - банк) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Апрель» (поручителю) в Третейский суд при Торгово-промышленной палате г.Брянска (далее - третейский суд) о взыскании суммы кредита, процентов за пользование им и пеней за несвоевременную уплату кредита и процентов. Решением третейского суда от 12.05.2002 исковые требования удовлетворены. Определением Арбитражного суда Брянской области от 15.08.2002 истцу выдан исполнительный лист на основании заявления от 02.06.2002 N 396.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2002 определение отменено, заявителю в выдаче исполнительного листа отказано на основании отсутствия у сторон соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда. В протесте заместителя Председателя Арбитражного Суда предлагается указанные судебные акты арбитражного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Рассмотрев протест, Президиум не находит оснований для его удовлетворения. Как следует из материалов дела, между банком и гр. Фандюшиной Г.А. был заключен кредитный договор от 15.01.02 N 285. В обеспечение своевременного исполнения указанного договора между банком и ООО «Апрель» заключен договор поручительства от того же числа и за тем же номером.

В договоре поручительства, подписанном банком, заемщиком и поручителем без каких-либо оговорок и замечаний, указано, что все споры по данному договору рассматриваются судом общей юрисдикции. Однако третейский суд счел спор подведомственным ему, полагая, что он является преемником суда, исходя из Положения о региональном коммерческом арбитражном суде при торгово-промышленных палатах. Кроме того, до рассмотрения дела в третейском суде и вынесения решения ответчик возражал против рассмотрения дела в данном суде, отказывался признавать его юрисдикцию. В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса РФ передача спора на разрешение третейского суда возможна в том случае, если имеется соглашение лиц, участвующих в деле, о передаче спора на разрешение третейского суда и возможность обращения к третейскому суду не утрачена. Поскольку ответчик отрицал действительность своего волеизъявления на разрешение спора в данном третейском суде, то исходя из смысла названной нормы спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде. При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 26 Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров апелляционной инстанцией арбитражного суда в выдаче исполнительного листа отказано правомерно. Между тем апелляционная инстанция, принимая правильное постановление об отказе в выдаче исполнительного листа, привела ошибочный довод: «если одна из сторон возражает против рассмотрения спора в третейском суде, несмотря на действительное третейское соглашение, третейский суд автоматически теряет компетенцию на рассмотрение спора», который противоречит статье 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьям 2, 3, 8 ФЗ «О третейских судах». Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187, 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум постановил: Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2002 по делу N А32-682/2002-31/22тр оставить без изменения, протест - без удовлетворения.

 

3.2 Организация и источники деятельности третейского суда при ТПП г. Брянска

 

Порядок рассмотрения и разрешения споров в третейских судах определяется:

- обязательными (императивными) нормами ФЗ о третейских судах (например, нормы ч. 1, 2 ст.8, устанавливающие обязательные требования к третейскому судье);

- соглашением сторон по всем вопросам, которые не урегулированы императивными нормами закона (например, стороны могут согласовать порядок обмена корреспонденцией, число судей, дополнительные требования, предъявляемые к судьям, порядок формирования состава суда, избрания единоличного судьи и др.);

- правилами постоянно действующего третейского суда (например, Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при ТПП РФ);

- диспозитивными нормами закона, устанавливающими определенные правила, которые применяются, если стороны не определили иное (например, ч. 1 ст.21, в которой предусмотрено, что если стороны не договорились об ином, то третейское разбирательство ведется на русском языке);

- усмотрением суда (судьи), рассматривающего дело, которое допускается в части, не согласованной сторонами, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и нормами закона (например, ст.19 ФЗ о третейских судах).

Принципы организации и деятельности третейского суда во многом совпадают с теми принципами, на которых осуществляется правосудие. Вместе с тем следует еще раз подчеркнуть, что третейское разбирательство является формой частного правоприменения, никак не связанного с системой конституционных органов судебной власти и правосудием как функции государства1. Употребляемый иногда в литературе термин «третейское судопроизводство» юридически некорректен, поскольку третейские суды правосудие не осуществляют.

Разбирательство в третейском суде ведется на началах равенства сторон, состязательности как формы распоряжения своими полномочиями в сфере доказывания, широкой диспозитивност<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: