НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ




Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

 

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Приложение 3 к уроку.

Памятка 1

Модель работы читателя с текстом

I. До чтения

Автор. Название. Эпиграф. Прогноз.

II. По ходу чтения

Установка. Внимание к слову. Скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль.

III. После чтения

Понимание. Переработка информации.

 

Приложение 4 к уроку.

Из истории создания цикла рассказов А.И. Солженицына «Крохотки»

Александр Исаевич Солженицын перед написанием произведения «Крохотки» много лет провёл в тюрьмах и лагерях по сфабрикованному обвинению в антисоветской деятельности. Здесь он тяжело и, казалось, безнадёжно заболел. Прошло года два после его освобождения из лагеря. Он на свободе, лечится в онкологической клинике г. Рязани, где он имеет возможность совершать непродолжительные прогулки по территории клиники. П ос ле одной, такой прогулки и появился рассказ «Дыхание».

 

Приложение 5 к уроку.

Памятка 2

План обобщения смыслового содержания текста

- Обратите внимание на возможный символический смысл слов и речевых оборотов текста: единственная воля, вдыхать воздух, дышать, тюрьма, ощущать всею грудью /.../,

- воспользуйтесь словарём (на столах);

- попробуйте на основе символических значений слов текста сделать обобщения, для этого нужно:

1) перейти от привычных (частных) значений слов и оборотов текста перейти к символическим значениям;

2) выделить части текста, обретающие вместе с новыми значениями слов и новый смысл;

3) прочитать заново текст, с учётом обновлённого смысла выделенных частей.

 


Приложение 2.

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 63 г.о. Самары Жиркова Анастасия Александровна.

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 8.

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Тип урока: Урок закрепления знаний и умений учащихся.

Цель урока: Развитие у школьников УУД самоконтроля в учебной деятельности (на данном уроке – это ключевое УУД, системообразующее по отношению к другим УУД урока).

Задачи урока:

образовательные:

· завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с прямой речью (познавательные и регулятивные УУД);

Развивающие:

· обеспечить усвоение учащимися учебных действий поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в расстановке знаков препинания и возможные пунктуационные ошибки в предложениях с прямой речью (в контексте развития соответствующих познавательных УУД);

· обеспечить усвоение учащимися учебных действий (навыков) публичного представления учебного продукта (в контексте развития соответствующих коммуникативных УУД);

воспитательные:

· закрепить навыки нравственно-этического оценивания учащимися ситуаций межличностного взаимодействия при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);

· способствовать развитию у учащихся УУД ценностного отношения (смыслообразования) к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности (личностные УУД).

 

№ п/п Этап урока Методы, реализуемые на этапе Действия учителя Действия учащихся УУД (с указанием вида:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
  Оргмоментурока Метод стимулированияотношений долга и ответственности Актуализируетпроявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Выполняютнеобходимые действия. Демонстрируютготовность к учебной деятельности. Оценка ситуации взаимодействия с учителем в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные, личностные).
  Мотивацияучебной деятельности Метод стимулированияположительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность Обращаетсяк учащимся со словами: «Вы знаете о том, что ваши успехи в учёбе обычно связывают с вашими способностями. На самом же деле способности определяют лишь меньшую часть успеха, большую же его часть определяет ваше умение правильно организовать свой труд. Люди, организующие свою работу, владеют специальными приёмами, один из которых – самоконтроль. В учёбе это контроль усвоения знаний по какой-либо области. Сегодня вам предстоит применить этот приём при рассмотрении темы «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Запишите тему в рабочую тетрадь». Слушают и оцениваютпредложение учителя,определяют смыслпредстоящей работы. Осознаниеосваиваемого на уроке приёма учебной деятельности как ценности (личностные).
  Целеполагание Метод самоопределенияв целях (по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися). Помогаетсформулировать цели предстоящей учебной деятельности по аналогии с целями изучения предыдущих приемов учебной работы Определяют, что предстоит: · запомнить алгоритм самоконтроля по изучаемой теме; · уметь осуществлять самоконтроль по теме «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» путём составления тренировочных упражнений (тестов). Самоопределениев целях учебной деятельности (регулятивные)
  Повторение опорных знаний Беседа с учащимися Предлагает: - вспомнить алгоритм самоконтроля по изучаемой теме любого учебного предмета (см. Приложение 1) - уточнить, при каком условии можно установить трудности употребления каких-либо норм языка. Описываютпоследовательность действийпри самоконтроле и объясняют особенности их выполнения на выделенных этапах. Определяют в качестве условия выявления трудностей употребления языковых норм – наличие эмпирического материала, охватывающего возможные случаи их проявления Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям (регулятивные)
  Углубление и обобщениеимеющихся знаний, умений и навыков по изучаемой теме Проектный метод Даёт задание: - рассмотреть лежащие на столах учащихся листочки с предложениями на прямую речь (содержащие возможные случаи её употребления); - установить имеющиеся закономерности проявления сходства и различия в употреблении прямой речи. Предлагает учащимся определить оптимальную форму работы при выполнении задания: индивидуальную или групповую. Сопровождает и контролируетработу каждой группы. При возникновении у учеников затруднений или окончании отведенного на работу лимита времени, даёт подсказку с указанием нужных действий. Анализируютпредложенныетексты с предложениями на прямую речь. Определяют типичные случаи (типологию) возникновения трудностей употребления прямой речи. Принимаютобоснованное решение-объединитьсяв 4 группы. Составляют в течение 10 минут по 3 тестовых задания на типичные случаи функционирования прямой речи, используя форму Gooogle на диске почтового сервера gmail.com. 1-я группа готовит задания с предложениями, в которых прямая речь предшествует словам автора; 2-я группа – с предложениями, в которых прямая речь после слов автора; 3-я группа – с предложениями, в которых слова автора внутри прямой речи; 4-я группа предложения без прямой речи. Отправляют готовые тестовые задания на электронную почту учителя (zirkova986@mail.com) Поиски выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей. (познавательные, регулятивные). Осознание опыта работы в группе, как ценности. (личностные) Самоконтроль в форме выявления типичных затруднений и способов преодоления возможных пунктуационных ошибок при расстановке знаков препинания в предложениях с прямой речью (регулятивные). Оцениваниеситуаций совместной работы в группе в соответствии с правилами поведения и этики (коммуникативные).
  Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений). Проблемно-дискуссионный (учащиеся формулируют выделенный ими тип трудности употребления прямой речи и защищают свою версию тестового задания и способа его выполнения) Предлагаеткомандам: - выбратьдокладчика и в рамках полученного задания, - изложить содержание своего теста, - защитить свою позицию, используя логику доказательства или опровержения исходного тезиса. Защищаютсвою версию выделенного ими типа трудности употребления прямой речи, содержания тестового задания и способа его выполнения. Публичное выступлениес презентацией учебного продукта и взаимодействие с аудиторией (коммуникативные). Самоконтроль в форме распознавания и преодоления типичных затруднений в расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с прямой речью (регулятивные).
  Завершающий контроль Взаимоконтроль Контролирует ход и время презентации каждого учебного продукта – тестов учащихся, задаёт наводящие вопросы, если учащиеся испытывают затруднения. Представитель из каждой группы предлагает одноклассникам ответить на 1 вопрос из составленного ими теста. Учащиесяотвечают на вопросы теста, записывая в тетрадь правильные ответы, объясняютрасстановку знаков препинания в предложениях с помощью схем. Составители теста комментируютсвои задания, указывая на возможные ошибки при его выполнении. Оцениваниеситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правиламилогики,поведения и этики. (коммуникативные, регулятивные)
  Рефлексия Беседас учащимися Предлагает учащимся поделиться впечатлениями от проделанной работы, отметить трудности, которые у них возникли в ходе составления тестов Отвечают на вопросы учителя Оцениваниеситуаций защиты и взаимодействия в соответствии с правиламилогики,поведения и этики. (коммуникативные, регулятивные)

Приложение 1 к уроку

Алгоритм самоконтроля по изучаемой теме.

1. Выбор объекта контроля.

2. Определение круга понятий, характеризующих объект (явление).

3. Типичные ситуации функционирования явления.

4. Трудные вопросы в использовании этого явления.

5. Выбор готовых тренировочных упражнений по теме или их создание.

Приложение 2 к уроку

Сокращённый вариант коллективного теста «Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

Выберите правильный вариант ответа.

1. Какой знак препинания пропущен в предложении? "Лесть и трусость – самые большие пороки" – громко промолвила Ася.

а) восклицательный знак;

б) многоточие;

в) точка;

г) запятая.

2. В каком предложении прямая речь стоит после слов автора? Знаки препинания не расставлены.

а). Который час спросил прохожий

б). Внимание вдруг раздался голос из динамиков

в). А где мой товарищ промолвил Олег скажите где конь мой ретивый

г). Фотограф пошутил сейчас вылетит птичка

3. Какое предложение соответствует схеме ["П! - а. - П"]? Знаки препинания расставлены частично.

а). На мою братскую любовь воскликнул великодушно Гарольд и на доброе графство Нортумберлендское в придачу

б). Семь футов английской земли отвечал Гарольд, пылая гневом а если правда, что этот Хардрад такого богатырского роста, мы можем прибавить ещё двенадцать дюймов

в). Поведай, государь сказал посланец на какие условия может надеяться брат твой Тости, если сложит оружие и будет просить у тебя мира

г). А если Тости примет такие условия продолжал посланец какие земельные угодья даруешь ты его верному союзнику Хардраду, королю норвежскому

4. Найдите предложение, в котором нет прямой речи. Знаки препинания не расставлены.

а). Извините говорит мне поручик

б). Вот это приключение воскликнул Том об этом я и не мечтал

в). Что это за дерево спрашивает

г). Берёзка должно быть говорит

 

Ответы: 1. – г); 2. – г); 3. – б); 4. – а).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: