Труд.
МОЗАИКА
Цели: дать понятие «мозаики», познакомить с мозаичными картинами мастеров; учить выполнять мозаику из камешков, освоить прием вдавливания предметов в пластичный материал; учить создавать сюжетные картинки; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
Учитель. Вы любите собирать камешки? Я - да! На мой взгляд, это очень увлекательное занятие: одни камешки привлекают интересной формой, другие - забавной расцветкой... Их можно найти повсюду: на берегах реки, озера или моря, в поле, в горах, даже в детских песочницах. Многие люди тоже любят собирать камешки. Они приносят их домой, кладут на полки, любуются ими.
Постепенно дома скапливается много камней, которые мешают во время уборки и раздражают своей бесполезностью. И непонятно, что с ними делать: хранить хлопотно, выбросить жалко.
А ведь обычные камешки годятся для домашнего творчества, художественного рукоделия. Причем не потребуются ни специальные знания, ни сложное оборудование. Достаточно будет тех материалов и приспособлений, которые имеются дома или продаются в обычных хозяйственных магазинах и в отделах канцтоваров.
Как только вы начнете работать с камешками, они из ненужного хлама сразу превратятся в необходимый материал. Шкатулки, цветочные горшки и другие предметы быта станут нарядными и неповторимыми, если вы украсите их камешками. Они также могут стать хорошим, полезным подарком, выполненным своими руками.
Работа с камешками весьма увлекательна, она будит творческую активность и позволяет почувствовать себя художником. Сегодня вы познакомитесь с особым родом изобразительного искусства, в котором заданный художником рисунок воспроизводится путем соответствующего расположения кусочков какого-либо твердого материала, скрепленных между собой и с основанием тем или иным веществом. Изображение или узор могут быть выполнены как из однородных, так и из различных по геометрической форме и размеру частиц.
Можете ли вы сказать, как называется этот вид искусства? Нет? А ведь многим из вас оно знакомо. Речь идет о мозаике, с которой вы познакомитесь сегодня на уроке. А в качестве основного материала для мозаики выберем обычные камешки (показывает).
II. Изучение нового материала.
Понятие о мозаике.
Рассказ учителя. Кто впервые додумался создавать мозаичные панно - неизвестно, однако их можно встретить в развалинах и Египта, и Древней Греции, и Рима. Создание мозаичной картины требовало кропотливой ручной работы. Именно поэтому выложенные из мелких кусочков мозаичные панно считались привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. С помощью мелких разноцветных кусочков различных материалов можно придать интерьеру совершенно необыкновенный вид. Мозаика (фр. тоза'кше, итал. тозахсо от лат. (ори§) гтшушп — (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Украшать мозаикой дворцы, богатые дома начали еще 6 тысяч лет назад. Мозаика в те времена составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались обычно красным, черным и белым цветами. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.
А к двум с половиной тысячам лет назад относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки.
В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.
Благодаря долговечности материалов, из которых мозаика изготовлена, - камня, стекла или керамики, нам, живущим в XXI веке, доступны многие произведения мастеров ранних эпох. В этой технике творили многие мастера живописи. Посмотрите на представленные репродукции (показывает) и оцените насколько трудоемок процесс создания таких прекрасных произведений искусства. Конечно, создать настоящие мозаичные картины нам пока не под силу. Но выполнить упрощенный вариант вы сможете.
Последовательность работы над изделием.
Учитель. Сегодня мы сделаем панно в мозаичной технике.
Проверка готовности рабочего места.
Для этого нам потребуются пластилин, картон, камешки или разные крупы (горох, фасоль, рис и т. д.).
-Сейчас каждый из вас будет трудиться над отдельным элементом общей весенней картины, а в конце урока все ваши работы мы соединим в одну. Узнайте, над каким изображением вы будете работать.
Давайте составим последовательность работы над мозаичным панно.
- Как вы думаете, с чего нужно начать работу? (Нанести пластилин на картон, размазав его ровным слоем.)
1. На пластилине мы будем закреплять детали мозаики. Показ учителем.
- Что будем делать дальше? (нарисуем на пластилине контуры рисунка.)
2. Обязательно посмотрите, насколько выразительна композиция, и только затем начинайте выкладывать рисунок камешками или другими материалами, вдавливая их в пластилин.
Учитель демонстрирует приемы работы, обращая внимание учащихся на то, что детали мозаики располагаются на основе в определенном порядке.
Физкультминутка