Расчеты платежными требованиями




Определение. Платежное требование является расчетным документом содержащим требование кредитора (получателя средств), по основному договору, к должнику (плательщику) об уплате денежной суммы через банк.

Используется при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Расчеты по платежным требованиям могут осуществляться с предварительным акцептом и без него.

Без акцепта в случаях:

1. Установленных законодательством.

2. Предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

В платежном требовании, оплачиваемом с акцептом плательщика, в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «с акцептом» или «без акцепта» при условии выше указанных случаев.

Плательщик при поступлении платежного требования в банк обслуживающий его счет должен в соответствии со сроком акцепта акцептировать платежное требование, после чего денежные средства перечисляются кредитору (получателю).

Плательщик вправе досрочно акцептировать платежное требование или отказаться частично или полностью от акцепта с указанием мотива отказа. (Отказ оформляется заявлением об отказе от акцепта.)

Платежное требование выписывается поставщиком товаров в трех экземплярах после отгрузки и вместе с документами отправляется в банк покупателя, который передается их покупателю, а документы по отгрузке оставляет у себя. Плательщик принимает решение об акцепте и возвращает платежное требование в банк.

1 экземпляр – служит основанием для списания средств со счета плательщика и после совершения операции остается в банке.

2 экземпляр – отправляется в банк поставщика в качестве подтверждения о зачислении средств на счет поставщика.

3 экземпляр – вместе с отгрузочными документами возвращается плательщику как расписка о совершении платежа.

 

Расчеты по аккредитиву

 

Аккредитив представляет собой способ обеспечения полной гарантии со стороны покупателя в своевременной оплате счетов, требований и векселей поставщика за отгруженную продукцию. Аккредитив выгоден для продавца.

Внутрироссийский аккредитив открывается плательщиком сразу после получения им от поставщика сообщения о готовности товара к отгрузке.

Термин аккредитив употребляется в двух значениях:

1. Аккредитивом называется обязательство банка-эмитента перед получателем средств (бенефициаром).

2. Под аккредитивом понимают расчетную операцию, в соответствии с которой банк обязуется осуществить по указанию клиента одно из следующих действий:

- произвести платеж третьему лицу;

- оплатить переводной вексель;

- акцептовать его.

Аккредитив, как расчетная операция, включает в себя две сделки:

1. Заключается между плательщиком и банком эмитентом. Плательщик предъявляет в обслуживающий банк аккредитив (оферту), в соответствии с которым предлагает банку принять на себя перед получателем средств одно из указанных обязательств (т.е. выставить аккредитив).

Во исполнении договора банковского счета банк-эмитент обязан акцептировать оферту клиента. Акцепт осуществляется путем выставления аккредитива.

Исполняя поручение клиента, банк-эмитент действует от своего имени, но за счет плательщика.

2. Вторая сделка заключается между банком эмитентом и получателем платежа бенефициаром. Во исполнении аккредитива плательщика банк-эмитент направляет бенефициару оферту – что он готов исполнить обязательство плательщика (произвести платеж, акцептовать, …), если бенефициар предоставит ему определенные документы.

Бенефициар акцептует оферту банка-эмитента путем представления требуемых документов в течение срока аккредитива.

Таким образом, определение: Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов соответствующих условиям аккредитива.

Банки могут открывать следующие аккредитивы:

- покрытые (депонированные) и непокрытые;

- отзывные и безотзывные.

 

Расчеты по инкассо

 

Аккредитивная форма расчетов достаточно широко использу­ется в настоящее время, а раньше чаще всего применялась ин­кассовая форма расчетов.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряже­нию плательщика {с акцептом) или без его распоряжения (в без­акцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых про­изводится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Отгрузив продукцию или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет — платежное тре­бование в двух экземплярах. Счета при реестре сда­ются банку на инкассо. При этом в реестр могут включаться, по усмотрению получателя средств, платежные требования и (или) инкассовые поручения. К инкассовым поручениям должны быть приложены исполнительные документы.

Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, под­шиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала регистрации принятых на инкассо расчетных документов и хра­нятся в банке-эмитенте в соответствии с установленными срока­ми хранения документов, а вторые экземпляры — возвращаются предприятию с пометкой банка о принятии.

Банк, принявший на инкассо расчетные документы, берет на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обяза­тельство, а также порядок и сроки возмещения затрат по достав­ке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

 

Расчеты чеками

 

Чек представляет собой письменный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате с этого счета обозначенной в чеке суммы чекодержателя или о ее перечислении на его счет. В условиях рыночной экономики чек является основным средством безналичных расчетов.

Распоряжение чекодателя банку произвести платеж указан­ной в нем суммы чекодержателю - чек, является ничем не обу­словленным денежным обязательством и может быть именным, ордерным или на предъявителя.

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распо­ряжаться путем выставления чеков.

Указанную в чеке сумму плательщик выдает чекодержателю за счет средств, находящихся на счете чекодателя, либо за счет средств, депонированных им на отдельном чековом счете.

Покрытием чека в банке чекодателя могут быть:

- средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;

- средства на соответствующем счете чекодателя, но не свы­ше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодате­лем при выдаче чеков.

Для получения чеков организация представляет в банк заяв­ление в одном экземпляре (в двух экземплярах — для получения чеков, оплата которых гарантирована банком) за подписями лиц, которым предоставлено право подписывать документы для со­вершения операций по счету предприятия, и с оттиском его печа­ти. В заявлении и талоне к нему предприятиями указывается номер счета, с которого будут оплачиваться чеки.

В целях обеспечения платежей по чекам с депонированием средств на отдельном счете вместе с заявлением о выдаче чеков представляется платежное поручение для депонирования средств на отдельном лицевом счете чекодателя. На этот счет зачисляет­ся сумма средств, депонируемая с соответствующего счета.

Чек имеет хождение только на территории Российской Феде­рации и должен содержать все обязательные реквизиты, установ­ленные ГК РФ.

Банки перед выдачей чеков своим клиентам (юридическим и физическим лицам) обязаны заполнить чеки, указав на них:

- наименование банка и его местонахождение;

- условный номер банка, номер лицевого счета чекодателя;

- наименование чекодателя - юридического лица;

- номер его счета;

- предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек.

Сумма лимита чека указывается цифрами и прописью, заве­ряется печатью и подписями должностных лиц банка.

Вместе с чеками банк обязан выдать идентификационную (че­ковую) карточку. Чековая карточка выдается в одном экземпля­ре вместе с чеками независимо от их количества и идентифици­рует чекодателя по каждому выданному им чеку.

Чек также может содержать дополнительные реквизиты, оп­ределяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной органи­зацией самостоятельно.

Расчеты посредством чеков осуществляются за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги как физическими, так и юридическими лицами. Не допускаются рас­четы чеками между физическими лицами.

Расчеты чеками очень удобны в тех случаях, когда покупа­тель не хочет платить деньги до того, как получит товар, а по­ставщик не желает передать товар до получения гарантий плате­жа.

Схема расчетов чеками показана на рисунке 22.

 

 

 


Рисунок 22 – Товарно-денежные потоки при расчетах чеками:

1 – заявление на получение чековой книжки; 2 – платежное поручение для депонирования средств; 3 – депонированные средства; 4 – выдача чековой книжки; 5 – отгрузка ТМЦ; 6 – выдача чека; 7 – реестр чеков для оплаты; 8 – требование на оплату; 9 – перечисление средств.

 

Кассовые операции

 

Денежные расчеты российских предприятий по своим обязательствам должны производиться в безналичной форме. Свободные денежные средства предприятия обязаны хранить на счетах в банках. Вместе с тем платежи по некоторым хозяйственным операциям могут производиться наличными деньгами - выплата заработной платы, пособий, средств на командировочные расходы и др.

Движение наличных денег на предприятии должно осуществляться обязательно через кассу. Однако при временном отсутствии у предприятия кассы разрешено выдавать по согласованию с обслуживающим банком кассирам этих предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

Согласно установленному порядку наличные деньги хранятся в кассах предприятий только в пределах лимитов, установленных обслуживающими банками по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты ежедневных остатков денег в кассах могут быть пересмотрены. Сверх установленных лимитов предприятия могут хранить в кассах наличные денежные средства только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до пяти дней), включая день получения денег в банке.

Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках в соответствии с заключенными договорами. При этом представитель предприятия, сдающего наличность в банк, оформляет документ, называющийся «Объявление на взнос наличными». Получение предприятием наличных денег в банке сопровождается списанием их суммы с расчетного счета на основании оформленного предприятием денежного чека. Хранить в кассе наличные деньги и ценности, не принадлежащие данному предприятию, запрещено.

Прием наличных денег в кассу предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером, или письменным распоряжением уполномоченного на это руководителем предприятия лицом. О приеме денег сдающему их лицу выдается квитанция к приходному кассовому ордеру. Одновременно при приеме денежных билетов и монет в качестве платежей кассиры предприятий обязаны руководствоваться установленными Центральным банком признаками и правилами определения платежеспособности наличных денежных знаков.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится на основании расходных кассовых ордеров или надлежаще оформленных других документов (платежных и расчетно-платежных ведомостей, заявления на выдачу наличных денег, счетов и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

Документы на выдачу денег подписываются руководителем, главным бухгалтером предприятия или уполномоченными на это лицами. Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в кассовом ордере, платежной ведомости или по доверенности. Не выданные наличные денежные средства депонируются, сдаются в банк, а на их сумму составляется общий расходный кассовый ордер.

При смене кассиров, а также в сроки, установленные руководителем предприятия, производится внезапная ревизия кассы. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Ревизия производится комиссией, назначенной руководителем предприятия. По результатам ревизии составляется акт, и котором указываются, если обнаружены недостача или излишек ценностей в кассе, их сумма и обстоятельства возникновения. Ревизия кассы и проверка соблюдения кассовой дисциплины могут быть проведены и учредителями, вышестоящей организацией, аудиторами. Нарушители кассовой дисциплины привлекаются к ответственности. Таким образом, кассовые операции на коммерческих предприятиях до сих пор подвергаются со стороны государства строгой регламентации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: