Когда следует использовать голубой цвет? 56 глава




Когда возникают эмоции или болезненные воспоминания, не позволяйте им овладеть собою. Снабжайте их лаконичными пометками, такими, как «чувство уныния», «воспоминание», «чувство раздражения*, опять «воспоминание, воспоминание». Эти воспоминания и чувства будут постепенно слабеть, и, что более важно, вы начнете отождествлять себя с Объективным Наблюдателем и Свидетелем, а не с человеком, который под­вержен этим мыслям и чувствам. При правильном выполнении это упражнение может стать важным средством оздоровления, используемым в тех случаях, когда вам очень «не по себе». Этот вид медитации вы можете практиковать во время любого дру­гого занятия, например, за мытьем посуды.

Несколько часов осознания

Выделите несколько часов, когда вы можете быть одни. Беритесь в это время только за простые дела, такие, как уборка в доме, работа в саду, приготовление пищи, стирка. Работайте медленно (в половину своей обычной скорости или еще мед­леннее), с полным осознанием каждого- шага работы. «Сейчас я чищу морковку,-теперь промываю ее, выключаю воду, сейчас думаю о засухе в Сахаре, теперь нарезаю морковку» и т. д., отмечая при этом каждую постороннюю мысль, пришедшую в голову.

Вы можете не торопясь принять ванну, отправиться на прогулку или совершить медленную трапезу — но все это должно происходить с полным осознанием. И при этом неукос­нительно помечайте каждую мысль, пришедшую в голову. Это — наиболее мощное из всех средств овладения искусством само­наблюдения.

Медитативная направленность на осознанное сосредоточе­ние легла в основу найкан-терапии1 — медитативной формы психотерапии, целью которой является вызывание экзистенци­ального сознания вины и одновременно осознания того, что человек может получить любовь и поддержку других, несмотря на собственное несовершенство. Найкан-терапия разработана в Японии священником и бывшим коммерсантом Ишимом Йошимото.

По прибытии в найкан-центр пациент получает от психоте­рапевта краткую информацию о своем участии в психотерапии II прослушивает короткую магнитофонную запись-инструкцию. Через 30 минут он начинает применять найкан, сидя в углу (или лицом к стене) за ширмой. Пациент может принять любое удобное для себя положение на подушках, однако ему запреще­но лежать (из опасения, что он заснет).

От пациента (найканша) требуется в основном поразмыш­лять о собственном прошлом и сообщить свои мысли психо­терапевту («сенсею»). Первая задача — поразмышлять о том, как он вел себя в младших классах по отношению к матери и что чувствовал при этом. О том, что сделала для него мать (20 процентов времени медитации), какие услуги оказал ей он (20 процентов), какие доставил огорчения и заботы (60 про­центов). Все это делается для того, чтобы вызвать в памяти события того времени и свое поведение тогда. Через час или два появляется психотерапевт, совершает поклон перед шир­мой, открывает ее, кланяется еще раз и спрашивает пациента,

1 «Найкан» (япоиск.) — саморефлексия, самонаблюдение.

о чем тот думал. Пациент рассказывает, что получал и что давал взамен, какие доставлял заботы. В заключение он полу­чает задание вспомнить о себе в более старшем возрасте (ко*-гда он учился в старших классах) и о своих отношениях с матерью в тот период. Если не возникает вопросов, разговор завершается поклонами и психотерапевт дает пациенту1 воз­можность размышлять дальше.

В ходе каждого разговора психотерапевт благожелательно выслушивает пациента, называет следующую тему, отвечает на вопросы и, возможно, иногда произносит слова поддержки вроде: «Пожалуйста, поразмышляйте глубоко».

Обычно предметом рефлексии становятся трехлетние вре­менные промежутки (у пациентов старшего возраста — пяти-и десятилетние, вплоть до настоящего времени).

Затем объектом медитаций становится отец — опять же начиная с раннего школьного возраста пациента и до сегод­няшнего дня. Подобным же образом размышляют о сиблин-гах, дядях и тетях, учителях, соучениках, начальниках, колле­гах, супругах, детях и других референтных в жизни найканша лицах. Могут также задаваться специальные темы, такие, как ложь, воровство, нарушения дисциплины, азартные игры и вы­пивка.

Обычно наикан-медитация длится в течение недели каждый день с 5 до 21 часа.

Часто техники медитации бывают связаны с такими поня­тиями, как янтры и мантры.

Уже первобытный человек пытался материализовать свои представления о мире в виде наскальных рисунков. В последу­ющем, созерцая их, он вызывал у себя адекватные эмоциональ­ные переживания. Сначала это были изображения реальных образов (людей, зверей, деревьев), а потом — их символов. В этом отношении верха совершенства достигла египетская символика.

Известно, что изображения разнообразной формы и цвета оказывают различное влияние на психическое состояние чело­века. Так, зигзагообразная линия с острыми углами создает впечатление резкого изменения, накопления и разряда энергии, вызывает у человека чувство напряженности, тревоги. Наобо­рот, S-образная кривая называется линией грации и формирует чувство гармонии, успокоения. Закругленные линии можно назвать легкими, ломаные — твердыми. Фигуры с радиально расходящимися прямыми создают иллюзию излучения, квадрат связывают с представлением завершенности, круг — с косми­ческой бесконечностью и абсолютной гармонией. Разное, пси­хическое воздействие оказывают фигуры симметричные и не-

симметричные, уравновешенные и неуравновешенные. Многие фигуры, известные нам как геометрические, считаются священ­ными почти во всех религиях и являются основными элемен­тами в изображении так называемых чакр в системе лайя-йоги (о них пойдет речь чуть позже).

Кроме того, концентрация внимания на фигуре со сбалан­сированным центром (уравновешенной фигуре) вызывает у человека чувство успокоения, а концентрация на несбаланси­рованной фигуре — чувство дискомфорта, напряжения.

Эффект воздействия формы на психическое состояние че­ловека лежит в основе практики лайя-йоги. Медитация здесь проводится посредством концентрации внимания на реальных или воображаемых графических изображениях — янтрах.

Медитация на янтрах

Примите медитативную позу, расслабьтесь. Мысленно пред­ставьте круг, треугольник, прямоугольник, звезду и другие простые геометрические фигуры, сноп лучей. Попытайтесь за­фиксировать те специфические эмоциональные состояния, ко­торые они у вас вызывают. В дальнейшем по мере трениров­ки попытайтесь зафиксировать внимание только на одной из фигур.

Влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно. Считается, что основное назначение речи состоит в передаче информации. Однако эмоциональное-и суггестивное воздействие человеческой речи определяется не только содер­жанием информации, но и выразительностью, громкостью, музыкальностью произнесенных слов.

Как мы уже отмечали, слова, смысл которых конкретен (блеск, свет, ночь, тепло, сладко и т. д.), обладают большей суггестивной силой, чем слова с абстрактным смыслом (следо­вательно, в результате, потому что и т. п.). Чем выше степень абстракции при описании образа, тем меньше его психоло­гическое воздействие. Если мы хотим сформировать образ ка­кого-то человека, то нужно говорить не о человеке вообще, а о конкретных качествах конкретного человека.

Медитация «Лотос с тысячью лепестков»

На Востоке цветок лотоса символизирует всеобщую связь явлений и предметов во Вселенной. Работа с этим образом позволит преодолеть эти ограничения.

671

Расслабьтесь, войдите в медитативное состояние. Выберите слово, образ или идею, которые будут служить центром лото­са. Сначала лучше использовать слова, имеющие положитель­ное значение: «счастье», «покой», «любовь», «друг», «свобода» и т. п., что послужит формированию благоприятного состо­яния.

Повторите про себя выбранное слово. При этом у вас неиз­бежно возникнет определенная ассоциация. Представьте воз­никшие в силу ассоциации слово, идею или образ как один из лепестков, прикрепленных к центральному слову. Примерно семь секунд посмотрите на связь, существующую между ними... Не следует слишком напрягаться, стараясь понять смысл этой связи... Она может стать моментально ясной... а может остаться и непонятной...

В любом случае вернитесь к центральному слову и ждите следующей ассоциации.

Согласно психолингвистике на эмоциональное состояние человека оказывает влияние не только смысл и интонация речи, но и определенное звукосочетание слов. Такие слова, как моно­тонный, флаг, дрожжи, Владивосток, звучат мягко, а слова роса, роза, пробуждаю, трава, рассвет звучат твердо, стимулируют к действию. Приказы обычно состоят из твердых слов. Интерес­но, что звук «р» присутствует в слове «красный» почти во всех европейских языках.

Общеизвестно, что все звуки речи делятся на гласные и согласные. Согласные подраделяются на твердые и мягкие. Гласные получаются при озвученном выдохе и характеризуют­ся высотой основного тона и сопровождающих его оберто­нов. Последние принято называть формантными тонами. Са­мый высокий формантный тон у звука «и», самый низкий — у звука «у».

Поэтому при воздействии словом важно не только его смы­словое содержание, но и звуковая структура. Так, например, присутствие в слове звука «и» создает впечатление чего-то маленького, узкого, незначительного. Это легко подтвердить простым экспериментом. Предложите испытуемому назвать во­ображаемыми словами («ла», «лау», «ли») три одинаковые по форме, но различные по величине фигуры. Обычно для самой маленькой фигуры выбирается название «ли», а для самой большой — «лау». Звук «и» создает ощущение напряженности, холодности, звук «о» — расслабленности, мягкости, теплоты. Наличие звуков «а», «е», «и» вызывает ощущение чего-то белого, светлого, желтого, красного, яркого; звуки «ы», «о», «у» ассо­циируются с мрачным, темным. Доминирование звуковой сим-

672

волики над содержанием понятия хорошо демонстрируется в детском творчестве (считалки, скороговорки). Эти звуковые ряды более устойчивы, чем смысловые1.

В связи с этим считаем нужным вспомнить концепцию В. В. Налимова (19S9) о континуальных потоках сознания (кон­тинуальном смысловом содержании речи). Исходя из нее, мож­но говорить, что во время медитации происходит разрыв со­держательных связей в структуре мышления (так же, как в просоночном состоянии). Первоначально в сознании всплыва­ют не связанные друг с другом эпизоды. Внутри каждого эпизода существует логическая связь. При глубокой медитации появляются отдельные, не связанные друг с другом фразы, а потом они распадаются. При еще более глубокой степени медитации происходит распад слов, причем в сознании остают­ся лишь краткие, ритмизированные звукосочетания. Вероятно, поэтому некоторые авторы называют людей, практикующих медитацию, «психонавтами».

Сознательное воздействие на человека с помощью слов или словосочетаний практиковалось еще в глубокой древности. Многократное повторение определенных, чаще всего бессмыс­ленных слов широко распространено в практике народной медицины, культовых обрядов, присуще стрессовым ситуациям. В таком воздействии бессмысленного ряда слов на психику человека нет ничего абсурдного, так как в этом случае воздей­ствует не смысловая нагрузка, не информация, а звукосоче­тание.

Речь освобождается от понятийного содержания при выра­женных аффектах (крик, рев). Наоборот, в восклицаниях (ах! ох! их!) содержится сильный эмоциональный компонент. Вос­клицания как бы символизируют сами эмоции. Они не несут никакой понятийной нагрузки, кроме представления о каком-то эмоциональном состоянии.

У каждого человека с определенным восклицанием обычно связаны конкретные эмоции. Если вы произнесете такое вос­клицание несколько раз подряд, то можете вызвать соответст­вующее эмоциональное состояние. Интересно, что аналогич­ные воздействия наблюдаются и при произнесении любого слова. В этом специфическом влиянии звукосочетаний на пси­хику человека и заложена тайна воздействия мантр.

1 Подобную мотивированность акустико-артикуляционных признаков язы­кового знака свойствами предмета или значения убедительно демонстрируют работы А, П. Журавлева (1974), Р. Якобсона (1983, 1985), С. В. Воронина (1982), И. И. Валуйцевой (1990), Вяч. Вс. Иванова (1976, 1977), Н. А. Кожевниковой (1983), А. В. Пузырсва (1995), Г. Н. Ивановой-Лукьяновой (1966), М- В. Панова (1966, 1979), О. А. Шулеповой (1991) и др.

Медитация с мантрой

По определению мантра — это духовно заряженное слово или фраза на санскрите1, такие, например, как Ом (АУМ)2 или Ом Мани Падме Хум, которые произносятся вновь и вновь в ритме дыхания. (Одно повторение на выдохе, другое — про себя — на вдохе.) По преданию, мантры были получе­ны из космоса мудрецами сотни и сотни лет назад; полагают, что они вызывают вибрации, пронизывающие и очищающие ум и тело. Разумеется, не только санскритские слова могут использоваться в качестве мантр, но и слова других языков, особенно имена божеств (например: Харе Рама или Иегова Элогим).

Вы можете либо нараспев произносить фразу вслух, либо повторять ее неслышно, про себя. Сохраняйте ритм своей мантры и, как и в других медитативных техниках, отмечайте любые посторонние мысли и образы. Мягко освобождайтесь от них и возвращайтесь к своему заданию.

Повторение мантры — это полезная медитативная практика для начинающих, и особенно для людей, которые склонны к бесконечному прокручиванию в голове каких-то мыслей. Она помогает прояснить ум и занять позицию Свидетеля и Объек­тивного Наблюдателя. Как и в результате уже обсуждавшихся нами ранее медитативных практик, возникают расслабление и другие полезные физиологические эффекты — уменьшается реакция на стресс, снижаются частота пульса и артериальное давление, более редким становится дыхание, уменьшаются го­ловные боли и боли в спине. Однако на некотором этапе мантра может стать препятствием к дальнейшему продвижению в ме­дитации, поскольку у вас может возникнуть зависимость от нее (привязанность, как сказал бы буддист). Если такое произойдет, то вам, возможно, стоит поблагодарить мантру за помощь,

1 Название санскрита — sam-skita — обозначает «составленный», «сложен­ный» язык, доведенный до формального совершенства. По мнению многих исследователей, основной его целью являлась идеальная запись сакральных текстов. Нужно признать, что эта задача была решена древнеиндийскими грамматистами довольно удачно. Так, еще В. Гумбольдт в статье «Характер языка и характер народа» признавал: *Что касается греческого и латинского, то они обязаны своим первоначальным устройством удачному выражению каждой мысли в древнеиндийском». С другой стороны, американский ученый Рик Бригтс назвал санскрит языком, идеально пригодным для изучения про­блем искусственного интеллекта: не утратив своей выразительности, санскрит в результате специальной обработки обрел ясность и четкость математического характера, словом, все то, что требуется для компьютера.

2 Великий слог Ом — маха-биджа-мантра. Слово «маха» означает «вели­кий», «бнджа» — «семя, источник, причина». «Маха-бнджа» — слог Ом яапяется источником всех мантр, самой главной мантрой.

674

которую она вам оказала, после чего отойти и продолжить свой путь, избрав другой метод медитации.

В этом отношении хороший пример представляет широко распространенная в США в 60—70-х годах методика медитации, завезенная в США индийским йогом Махариши Махеш Йоги и получившая название трансцендентальной медитации.

Трансцендентальная медитация — это модифицированная мантра-медитация, приспособленная к западной культуре. Тео­ретической основой ее является учение адвайта веданты Шан-карачарьи, в свое время возродившее индуизм в Индии в условиях господствовавшего тогда буддизма. Цель исповедую­щего такой путь — объединение ума ищущего с бесконечным сознанием. Начальным этапом этого считается освобождение от двойственности сознания, которая считается главной причи­ной страданий человека.

Технику трансцендентальной медитации составляют при­емы концентрации внимания (практика дхианы). Ее первич­ный курс обучения не требует овладения специальными поза­ми, особой аскетической подготовки и проводится сидя на стуле или лежа. После вступительных лекций желающие зани­маться трансцендентальной медитацией приходят для «посвя-щения», принося с собой определенный набор предметов1. 8 последующем трансцендентальная медитация проводится ре­гулярно два раза в день по 20 минут. Человек (ученик) меди­тирует, непрерывно повторяя мантру (обычно санскритское слово или отдельные слоги слова), давая уму полную свободу. Самое важное для него — не касаться интеллектуальной об­ласти вообще, не думать; кроме того, рекомендуется избегать больших усилий в концентрации внимания: при отвлечении от мантры ему советуют мягко возвратить свой ум к мантре, то есть пассивная концентрация считается предпочтительнее активной (Роббинс, Фишер, 1972). В связи с этим ощущения и переживания учеников на первых порах контролируются учителем.

Концентрация на мантре (объекте внимания), выход за пределы объекта концентрации, достижение более тонких со­стояний мысли, пока она не достигнет своего источника, — вот основные этапы, которые проходит занимающийся транс­цендентальной медитацией. При последовательной трениров­ке ученик довольно быстро выходит на особый уровень со­знания — состояние трансцендентальной медитации, которое описывается как «состояние полного удовлетворения, блажен-

1 Фактически «посвящение» является традиционной индуистской церемо­нией поклонения богам, включая и обожествление через приношения гуру. Таким образом ученик входит в индуистскую религиозную обрядность.

ства, абсолютного осознания сущего». В последующем перед ним ставится цель — использовать трансцендентальную ме­дитацию как средство управления чувствами и умом при со­хранении активного образа жизни. Достигается это путем че­редования периодов нормальной деятельности с периодами медитации.

Поскольку эффекты медитации у не овладевшего высшими ступенями стираются в повседневной жизни, ему следует зани­маться регулярно. При этом достижение более высоких ступе­ней трансцендентальной медитации (состояния космического сознания, божественного сознания, состояния «единства») воз­можно лишь после нескольких лет упражнений и требует ис­пользования более сложных приемов, однако в обычных пуб­ликациях по трансцендентальной медитации об этих приемах даются только отрывочные сведения.

В западной психотерапии трансцендентальная медитация использовалась как один из методов психической саморегуля­ции для снятия тревоги и напряжения, для достижения боль­шей личностной гармонии. Действительно, многочисленные объективные исследования выявили ее положительное влия­ние на нормализации обмена веществ, снижение частоты ды­хания, сердечного ритма и артериального давления; помимо этого, в отличие от ряда других методов медитации, трансцен­дентальная медитация сопровождается релаксацией с преоб­ладанием когнитивных, а не соматических эффектов и тем самым показана как весьма ценный метод лечения при симп­томах когнитивной тревоги (например, в случае навязчивых беспокойных мыслей, затрудняющих засыпание). Но после почти -десятилетнего бума интерес к ней стал резко снижать­ся, а в 1978 году Федеральный суд США вынес решение, со­гласно которому она объявлялась религиозным течением и поэтому не должна была преподаваться в общественных учеб­ных заведениях. В значительной степени это было связано с тем, что общественностью был осознан далеко не безразлич­ный характер отношения трансцендентальной медитации к иде­ологическим манипуляциям.

Существует также множество широко разрекламированных медитативных групп, готовых прислать вам, как утверждается, предназначенную лично для вас уникальную мантру. Однако на самом деле это не обязательно, чтобы мантра была индивиду­альной, притом она довольно дорого стоит. Известные, всеми признанные учителя дают мантры бесплатно. Не кажется убе­дительным и предположение, что тайная мантра, используемая вами одним, может оказаться более действенной, нежели хоро­шо известная древняя мантра, которая уже послужила миллио­нам людей.

676

Кроме того, мантры можно придумывать самому1. Предпо­ложим, вы на берегу моря, под вашими ногами теплый желтый песок, ласково греет утреннее солнце, вы чувствуете себя спо­койным, уверенным в своих силах. Расслабьте тело, сконцент­рируйте внимание на своих ощущениях и придумайте слово­сочетание, соответствующее вашему душевному состоянию в данный момент. Это ваша мантра. Концентрируясь на ней в процессе медитаций и повторяя ее многократно, вы можете вызвать у себя то душевное состояние, которое испытали и прочувствовали на берегу моря. Подобным образом вы можете создать мантры, соответствующие различным эмоциональным состояниям.

Непрерывная концентрация на мантре является исключи­тельно трудным процессом. Поэтому для мантра-медитации целесообразно использовать звукосочетания, не имеющие по­нятийного смысла, но способные создавать определенный пси­хический фон. В древней практике лайя-йоги используются звуки санскритского языка, смягченного группами звуков «нг», «анг», «инг», например:

1) анг, банг, ванг, данг, джанг, дзанг, танг, занг, канг, ланг, манг, нанг;

2) енг, бенг, венг, генг, дженг, дзенг, тенг,- зенг, кенг, ленг, менг, ненг, пенг, ренг, сенг, тенг, фенг, хенг, ценг, ченг, шенг;

3) инг, бинг, винг, гинг, динг, джинг, дзинг, тинг, зинг, кинг, линг, минг, нинг, тинг, ринг, синг, тинг, финг, хинг, цинг.

Каждую мантру нужно тренировать отдельно в течение про­должительного времени. Достаточно выбрать две-три мантры, создающие у медитирующего соответствующее психологическое состояние. Мантра способствует заполнению сознания нейтраль­ным содержанием, освобождающим его от следов предшест­вующей психической деятельности, и вхождению в транс.

Хорошо соединяет медитацию с мантрой и медитацию с яптрой медитация на музыке. Ведь музыку можно слушать по-разному: внимательно, краем уха, сидя, лежа и т. д. Однако при желании это можно превратить в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Такое вос­приятие музыки отличается от общепринятого и особенно — от традиционного европейского. Оно основывается на простой

1 Здесь важно отмстить, что русский язык и ведийские языки являются генетически родственными языками, что отмечается многими лингвистами. Так, Т. Я. Елизаренко пишет: «По глубокому убеждению переводчика, при переводе с ведийского на другие языки русский язык обладает рядом несо­мненных преимуществ перед западноевропейскими языками. Эти преимуще­ства определяются как большей степенью соответствия между ведийским и русским в силу лучшей сохранности в нем архаизмов, так и большей близостью Русской (славянской) мпфо-поэтической традиции и шшо-нракской» (1989).

Й77

истине, что все познается в сравнении. Для того, чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества или науки. Основой для медитаций на музыке служит сравнение с цветовыми и геометрическими

аналогами.

Медитация на музыке

Медитируют сидя, хотя можно это делать и лежа. Закройте глаза и максимально расслабьтесь. При первых же звуках мело­дии «переводите» все, что слышите, в яркие того или иного цвета вспышки, круги и т. д. (первая ступень). Эта простая вещь уже после нескольких раз начнет развивать ассоциативное мышление, логические способности интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощу­щение сопричастности Вселенной. Именно эта медитация по­зволяет выработать интуитивное постижение «золотой пропор­ции» — одной из формул красоты, известных человечеству с древности1. В терапевтических целях данная медитация способ­ствует устранению чувства неуверенности в себе и страхов.

Можно заранее настраиваться на различные геометрические образы (вторая ступень). Во время звучания мелодии попробуй­те с закрытыми глазами построить на внутреннем «экране» объемную геометрическую картинку («даршану»), которая, по вашему мнению, соответствует прослушиваемому музыкально­му произведению. Не следует опасаться, что ваша «даршана» будет носить субъективный характер: восприятие любого искус-

1 «Из многих пропорций, которыми издавна пользовался человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и не­повторимая, обладающая уникальными свойствами. Она отвечает такому де­лению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называли по-раз­ному — «золотой», «божественной», «золотым сечением», «золотым числом». Золотая пропорция является величиной иррациональной, то есть несоизмери­мой, ее нельзя представить в виде отношения двух целых чисел, она отвечает простому математическому выражению

(1 + V5"): 2 = 1,6180339...

Характерно, что золотая пропорция отвечает делению целого па две нерав­ные части, следовательно, она отвечает асимметрии. Почему же она так при­влекательна, часто более привлекательна, чем симметричные пропорции? Оче­видно, эта пропорция обладает каким-то особым свойством. Целое можно поделить на бесконечное множество неравных частей, но только одно из таких сечений отвечает золотой пропорции» (Н- А. Васютинский, 1990).

Золотая пропорция обнаружена во всех областях художественного творче­ства (см., например, исследования Сабанеева, Шевелева, Мартынова). Кроме того, если за центр тела человека взять пупок, то у мужчин соотношение нижней части тела к верхней будет равно в среднем 1,7 (1,618), а у женщин — 1,3-

ства всегда содержит большую долю субъективизма. В процессе медитации вы можете увидеть кольцо, венок, вращающийся треугольник в окружности и т. п. Поскольку любая мелодия динамична, в построенном вами рисунке обязательно должны быть элементы динамики, например, смена одной фигуры дру­гой, вращение одной или нескольких фигур вокруг своей оси и т. п. В связи с этим эффективность медитации во многом связана с богатством геометрических образов, с которыми вы можете сравнить прослушиваемую музыку. Кроме квадрата, окружности, многоугольников и других простейших структур, мы рекомендуем вам обратить внимание на тор, катеноид, простой и косой геликоид, конус вращения, гиперболический и эллиптический параболоид, астроид и другие более сложные фигуры. Из линий, употребляемых в качестве элементов «дар-шаны», можно также рекомендовать винтовую и логарифмиче­скую спираль, циклоиду, спираль Архимеда, кардиоиды, улитку Паскаля, овалы Кассини, конхоиды и другие.

Если получаемая «даршана* фиксируется достаточно четко, то имеет смысл запомнить ее и через некоторое время еще раз прослушать ту же музыку, сопоставив затем новый и зафикси­рованный ранее образы. Время фиксации получаемого в созна­нии образа-эквивалента будет увеличиваться постепенно, поэ­тому на первых порах для медитации следует избирать одну-две мелодии и работать только с ними. К другим музыкальным произведениям следует переходить только после того, как пер­вая мелодия хорошо освоена.

Освоив вторую ступень, попробуйте совместить ее с первой в одно целое.

На третьей ступени, после сосредоточения, постарайтесь выявить:

сходные по звучанию части, их границы, временные пропор­ции по сравнению со всей длительностью произведения;

вариации какой-то одной (основной) мелодии, которые, возможно, встроены в дальнейшее звучание произведения;

конкретный способ образования вариаций: перестановка некоторых нот, изменение длительности звучания, замена нот и т. д.;

сдвиги, повороты, отражения, инверсии: длительность их звучания, интервалы;

количество тактов всей мелодии, сходных частей, вариаций и др.;

самые высокие по тембру части и самые низкие, их взаимное расположение;

такие части, на которых данное произведение могло бы окончиться без ущерба для целостности звучания или смысла (то есть представьте себя в качестве автора попурри);

679

возможность превращения данной музыки в нано (путем ведения дополнительных имитационных голосов с отставанием или опережением).

Медитация «Кто я?»

Вначале выполните упражнение по разотождествлению. За­тем начните спрашивать себя: «Кто я?» Не спешите с ответом, хорошо подумайте. Когда найдете несколько ответов, спросите: «Кто он такой — тот, кто отвечает?»

Понаблюдайте за своим разумом, размышляющим над этим вопросом. Затем спросите: «Кто он, этот думающий?» Каждый ответ должен порождать новый вопрос. Если ответ гласит: «Я психотерапевт», то заметьте: «Психотерапевт — это профес­сия. Кто такой этот Я, который лечит души людей?» Если ответ, скажем, таков: «Человек, любящий людей», тогда ответьте: «Это признак, свойство. Кто он, этот человек, питающий чувство любви к людям?», и т. д. и т. п. Кто такой Я, который счастлив сегодня, но был печален вчера? Кто такой Я, который два часа назад был сердит, а теперь нежен? Кто такой Я, который наблюдает за этим меняющимся настроением? Кто такой Я, который видит сны, когда засыпает тело? Кто такой Я, кото­рый говорит: «У меня есть тело, но я — это не мое тело»? Кто такой Я, который говорит: «Я не знаю!»?

Медитация на собственном теле

Займите медитативную позу. Сконцентрируйте внимание на своем теле: «Я лежу спокойно... мое тело расслаблено... MOHi| руки и ноги расслаблены... я чувствую пальцы ног... они рас­слаблены полностью... чувствую свои голени... мои голени расслаблены полностью... чувствую свои бедра... мои бедра расслаблены... все мое тело расслаблено... моя грудная клетка расслаблена... мое тело расслаблено... чувствую свой живот... он расслаблен... чувствую свою шею... она расслаблена... чувствую свое лицо... каждая мышца лица расслаблена... я все больше и больше расслабляюсь...»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: