Поступивших в ИрНИТУ студентов, по пятибальной шкале оценивания.




Проблемы студентов, возникающие

При изучении дисциплины «Прикладная механика».

 

Существует достаточно много прогнозов о путях развития Будущей России. В этих прогнозах часто задаются риторические вопросы: «Кто будет строить Будущую Россию?», «В какие руки, старшее поколение страны, передаст эстафету?», «Как и чему учат строителей Будущей России?».

Строители Будущей России - это молодые люди, которые еще учатся на 2-3 курсах университетов.

Студенты институтов «Недропользования» и института «Авиамашиностроения и транспорта» ИрНИТУ для успешного выполнения дипломной работы и получения квалификации инженер-механик, обязаны изучить такие сложные общеинженерные дисциплины, как: теоретическая механика, сопротивление материалов, теория механизмов и машин, детали машин и основы конструирования и др. Изучение этих сложных дисциплин невозможно без хорошего знания математики и физики.

Знания студентов по математике можно оценить по баллам ЕГЭ при поступлении в ИрНИТУ (таблица 1). (Проходной балл ЕГЭ по математике равен 27).

 

Таблица 1.

 

№ п/п ЕГЭ по математике   %
  27-30  
  31-40  
  41-50  
  51-60  
  61-70  
  71-80  
  81-90  
  91-100  
  ИТОГО 100%

 

В соответствии с рекомендациями Рособрнадзора можно примерно перевести баллы ЕГЭ в пятибальную шкалу оценивания. Получаем следующую картину (рис. 9).

 

 

Рис.9. Распределение баллов ЕГЭ по математике,

поступивших в ИрНИТУ студентов, по пятибальной шкале оценивания.

 

Анализ баллов ЕГЭ по математике, поступивших в ИрНИТУ студентов, показал, что: 54% студентов имели оценку по математике на уровне 2 и 3, а 46% - на уровне 4 и 5 по пятибальной шкале оценивания.

Таким образом, половина студентов будет испытывать значительные трудности при изучении общеинженерных дисциплин, требующих хорошего знания математики.

Преподаватели ИрНИТУ стараются, чтобы студенты, поступившие в университет, успешно закончили обучение и стали профессиональными специалистами. Для этого в ИрНИТУ применяют различные системы инновационного образования.

Система инновационного инженерного образования студентов с использованием технологий «Дальтон-плана» (Dalton-Plan), используется на кафедре «Конструирования и стандартизации в машиностроении» ИрНИТУ на протяжении 10 лет и показала свою эффективность.

Обучение по системе «Дальтон-план» основывается на индивидуальной учебной работе с максимальным учетом особенностей каждого студента и использовалась еще в советское время в 1920 годах под названием бригадно-лабораторного метода.

Цель «Дальтон-плана» — научить студентов самостоятельно добывать знания на основе: свободы выбора такой формы организации учебного процесса, самостоятельности деятельности, сотрудничества с другими студентами и преподавателем.

Роль преподавателя при этой системе обучения сводится к ряду функций: консультирование, контролирование, мотивирование и поддержка.

Опыт использования технологий «Дальтон-плана» в разных студенческих учебных группах показал, что успеваемость возрастает до 95-100%, при этом происходит ориентация студентов на развитие своей индивидуальности, студенты ощущают себя личностью, и приобретают социальный опыт общения с окружающими людьми.

В начале семестра преподаватель подробно рассказывает о технологиях «Дальтон-плана» студенческой группе, требованиях и преимуществах этого метода обучения, и предлагает использовать его при проведении практических и лабораторных работ, а также при курсовом проектировании.

В сплоченных группах, где имеется авторитетный староста, «Дальтон-план» принимается «на ура», так как часть работы по повышению успеваемости слабых студентов ложится на плечи сильных студентов.

В студенческих группах, где нет авторитетного старосты, а вся группа часто состоит из нескольких «команд», иногда практически не общающихся между собой, обучение с использованием технологий «Дальтон-плана» отвергается, чаще всего той группой студентов, для которых процесс обучения не представляет трудностей. Эта группа уверена, что без проблем сдаст изучаемую дисциплину, а помогать отстающим и слабым студентам не намерена.

В случае если студентами отвергается система обучения с использованием технологий «Дальтон-плана», при изучении таких общеинженерных дисциплин, как: «Теория механизмов и машин», «Детали машин и основы конструирования», «Прикладная механика», то приходится использовать методы проблемного обучения, известного, как говорят историки, еще со времен Сократа.

Технологии «проблемного обучения» основываются на таких постулатах выдающихся педагогов, как:

- нельзя заставлять студента мыслить чужим умом,

- студент должен не заучивать науку, а выдумывает ее сам,

- плохой преподаватель преподносит истину, а хороший - учит ее находить,

- сократовский метод обучения: не навязывание студентам своих мыслей, а подведение их к решению проблемы с помощью вопросов,

- развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть их собственной деятельностью. То, что человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его.

Система проблемного обучения основывается на «теории мышления», разработанной психологами, где под термином «мышление» понимается поиск и открытие принципиально нового.

Схема проблемного обучения состоит из двух важнейших шагов: преподаватель ставит перед студентом учебное проблемное задание, проблемное задание побуждает студента к решению учебной проблемы и в процессе этого происходит приобретение новых знаний у студента и их закрепление в сознании студента.

Таким образом, психологи считают, что обучение студента происходит на основе использования законов психологии в области «мышления человека».

Под термином проблема, понимается противоречие, которое требует изучения. Движущей силой развития студентов при проблемном обучении является это противоречие. Студент, преодолевая противоречие и решая проблему, осознает, что полученных ранее знаний ему недостаточно, поэтому старается пополнить свои знания для решения проблемы.

Например, в курсовом проекте по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» проблемы выражаются в форме целого ряда многовариантных задач, решения которых заранее неизвестны. Например: при проектировании привода конвейера, студент должен обосновать выбор одного конкретного электродвигателя из целого ряда возможных вариантов. Или обосновать выбор термообработки и материала для изготовления зубчатых колес. Или обосновать выбор конкретного типа муфт из огромного ряда предлагаемых к использованию. Таких проблемных задач при курсовом проектировании студент решает более десятка.

Первое время студент постоянно обращается к преподавателю с вопросом: «А какой вариант решения данной конкретной задачи мне выбрать?». Преподаватель совместно со студентом начинает рассматривать разные варианты решения данной конкретной проблемной задачи: оказывается, что на первый взгляд решений много, а студент должен выбрать только одно. Преподаватель «подводит» студента к принятию конкретного решения со следующим обоснованием: «Я выбираю такое-то решение, потому, что …».

После решения второй или третьей конкретной задачи, студент в дальнейшем уже самостоятельно старается решить оставшиеся задачи в курсовом проекте, занимаясь поиском выбора оптимального варианта и принимая на себя определенные обязательства за последствия, которые могут произойти от принятого варианта решения. Преподаватель сообщает студенту, что работая на производстве и принимая конкретное решение, он должен быть готов к ответственности за принятое решение.

Таким образом, после выполнения курсового проектирования по дисциплине «Детали машин и основы конструирования», студент впервые понимает, что выбор и обоснование одного конкретного оптимального решения из множества возможных зависит от него лично и его уровня знаний.

С точки зрения психологии, процедура самостоятельного решения студентом цепи последовательных и часто взаимосвязанных учебных проблемных задач при курсовом проектировании, и является сущностью проблемного обучения. Психологи поясняют, что в этом случае знания преподавателя становятся знаниями студентов не в процессе их передачи, а в результате собственной мыслительной деятельности студентов.

Поэтому, если некоторые методы обучения студентов не соответствуют психологическим закономерностям мышления человека, то самостоятельное мышление студента не развивается, а студент просто заучивает получаемые знания, часто не умея их использовать для решения практических задач.

Одна из наиболее известных отечественных психологических теорий обучения студентов (Ушинский К.Д.) рекомендует «узнать человека во всех отношениях». Одним из способов выполнения данной рекомендации является добровольное анкетирование студентов.

Например, студенты, отвечая на вопрос: «Зачем мне необходимо высшее образование?», дали следующие ответы (таблица 2).

Таблица 2.

№ п/п Ответ на вопрос: «Зачем мне необходимо высшее образование?» %
1. Чтобы устроиться на высокооплачиваемую престижную работу и получать высокую зарплату, которая позволит: - купить родителям то, чего у них сейчас нет, - быть сильным и финансово независимым человеком, - иметь возможность путешествовать по стране и миру, - возможность содержать семью.  
2. Чтобы стать дипломированным высококвалифицированным специалистом, который может работать везде, даже не по специальности.  
3. Чтобы добиться уважения в обществе, самореализоваться и доказать себе, что ты можешь все.  
4. Продолжить семейную традицию и оправдать надежды родителей. Чтобы похвастаться перед одноклассниками. Быть не хуже родителей.  
5. Чтобы не идти в армию, а в жизни высшее образование пригодится.    
6. Высшее образование даст возможность уехать и жить подальше от стран СНГ, так как здесь плохие условия для работы и жизни человека.  
7. Высшее образование в современной жизни не нужно. Это пережиток прошлого, при приеме на работу необходимо учитывать в первую очередь личные качества специалиста.  
8. Не хочу отвечать на этот вопрос.  
  ИТОГО: 100%

Анализ ответов о необходимости высшего образования показал, что 89% студентов мотивированы на получение высшего образования.

При этом более 63% студентов мотивированы возможностью стать квалифицированными специалистами и устроиться на высокооплачиваемую работу, а 26% студентов мотивированы на получение высшего образования возможностью самореализоваться и поднять свой авторитет перед одноклассниками и родителями.

 

 

Однако, на пути получения высшего образования у студентов стоит ряд причин, мешающих им.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: